Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мелоян Э.С., Губанев А.П. КЛАРА ЛУЧКО И ЗАРУБЕЖНЫЕ КУТЮРЬЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ КУРГАНИНСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. № 12(55). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


 


КЛАРА  ЛУЧКО  И  ЗАРУБЕЖНЫЕ  КУТЮРЬЕ  (ПО  МАТЕРИАЛАМ  КОЛЛЕКЦИИ  КУРГАНИНСКОГО  ИСТОРИЧЕСКОГО  МУЗЕЯ)


Мелоян  Эллина  Самвеловна


аспирант 
Краснодарский  государственный  институт  культуры


РФ,  г.  Краснодар


E-mailmeloyan.89@bk.ru


Губанев  Андрей  Павлович


студент 
Краснодарского  государственного  института  культуры


РФ,  г.  Краснодар


E-mailAndrei_buckou96@mail.ru


 


CLARA  LUCKO  AND  FOREIGN  FASHION  DESIGNERS  (ACCORDING  COLLECTION  KURGANINSKOGO  HISTORICAL  MUSEUM)


Ellina  Meloyan


graduate  student 
Krasnodar  State  Institute  of  Culture, 
Russia,  Krasnodar


Andrei  Gubanev


student 
Krasnodar  State  Institute  of  Culture, 
Russia,  Krasnodar


 


АННОТАЦИЯ


В  статье  рассматриваются  предметы  одежды  от  кутюр  советской  и  российской  киноактрисы  Клары  Лучко,  представленные  в  Курганинском  историческом  музее  Краснодарского  края.  Авторы  анализируют  конструкторские  и  дизайнерские  решения  уникальных  моделей  зарубежных  домов  моды,  стилевые  тенденции  в  западной  моде  последних  десятилетий  ХХ  века. 


ABSTRACT


The  article  deals  with  garments  from  couture  Soviet  and  Russian  film  actress  Clara  Lucko  presented  in  Kurganinskom  Historical  Museum  of  the  Krasnodar  Territory.  The  authors  analyze  the  engineering  and  design  solutions  unique  models  of  foreign  fashion  houses  in  the  western  style  fashion  trends  of  the  last  decades  of  the  twentieth  century.


 


 


Ключевые  слова:  советская  киноактриса;  модная  индустрия;  западная  мода  ХХ  века;  дома  моды;  кутюрье.


Keywords:  soviet  actress;  fashion  industry;  fashion  western  twentieth  century;  fashion  houses;  fashion  designer.


 


Фильм  «Кубанские  казаки»,  вышедший  на  экраны  нашей  страны  65  лет  назад  в  одночасье  сделал  мало  известную  до  той  поры  актрису  Клару  Лучко  звездой  экрана.  Цветной  музыкальный  фильм  первоначально  назывался  «Веселая  ярмарка»,  но  после  того  как  кинофильм  посмотрел  И.В.  Сталин  было  предложено  другое  название  –  «Кубанские  казаки».  По-разному  складывалась  его  прокатная  судьба:  шумный  успех  сменялся  годами  забвения,  обвинениями  в  «лакировке»  действительности,  менялись  времена,  вожди,  судьи  и  критики,  но  интерес  к  картине  не  ослабевает  до  сих  пор.  Она  по  праву  вошла  в  «Золотую  серию»  отечественного  кино.  После  «Кубанских  казаков»  Клара  Лучко  стала  востребованной  в  киноиндустрии.  Одежда  играет  весьма  существенную  роль  в  формирования  образа  кинозвезд.  В  начале  пятидесятых  годов  актриса  шила  себе  платья  по  иллюстрациям  модных  журналов  у  московской  портнихи  Зои  Васильевны  Пономаревой  [6,  с.  32].  С  годами  для  поддержания  своего  имиджа  кино  дивы  Лучко  приобретала  вещи  за  границей,  во  время  путешествий,  выездов.  Став  кумиром  в  СССР,  актриса  поддерживала  свой  внешний  образ,  оставаясь  всегда  аристократичной,  безупречной  и  модной.


В  1952  году  Лучко,  вместе  со  своим  мужем  Сергеем  Лукьяновым,  снялась  в  фильме  Всеволода  Пудовкина  «Возвращение  Василия  Бортникова».  Именно  этот  фильм  открыл  для  актрисы  дорогу  на  Каннский  кинофестиваль,  где  она  произвела  настоящий  фурор.  Специально  для  этого  фестиваля  киноактрисе  было  сшито  нарядное  красное  платье  в  Общесоюзном  доме  моделей.  Это  платье  французы  прозвали  «красной  бомбой»  [4].  Наряд  силуэта  “new  look”  был  восторженно  встречен  критиками  и  журналистами.  На  него  пошло  пятнадцать  метров  органзы,  что,  впрочем,  было  обычной  нормой  для  пышных  платьев  той  поры.  Легендарная  актриса,  став  кумиром  для  молодого  советского  поколения,  оказала  заметное  влияние  на  моду  в  стране.  Клара  Лучко  одевалась  с  шиком  и  со  вкусом  на  протяжении  всей  своей  жизни.  Ей  были  присущи  романтичный  и  аристократичный  образ  модницы.


Курганинскому  историческому  музею  (Краснодарский  край)  была  передана  в  дар  часть  гардероба  великой  актрисы,  причем  большая  часть  изделий  причастна  к  западной  моде.  С  помощью  красивых  стильных  вещей  Клара  Лучко  поддерживала  образ  кинодивы.  Она  приобретала  не  просто  красивые  вещи,  а  модные  символы  и  трансгрессивно  переносила  их  в  новую  среду.  Как  можно  заключить  из  мемуаров  актрисы  («Я  –  счастливый  человек»),  она  неоднократно  выезжала  за  границу.  Именно  там  и  были  приобретены  вещи  модных  брендов  и  от  кутюр.  Оказываясь  в  модных  столицах  Европы,  актриса  становилась  на  передний  край  потребления  комплектов  вещей  модной  индустрии.  Западное  происхождение  нарядов  Лучко  стало  их  самой  главной  ценностью.  Идеологические  барьеры  не  препятствовали  ей  оставаться  модной  и  стильной  до  начала  1990-х  годов.  В  то  время  как,  в  жестко  идеологизированной  системе  советского  периода  западные  вещи  рассматривались  как  угроза,  в  государствах  с  большей  степенью  свободы  процесс  социальной  гибридизации  осуществлялся  относительно  безболезненно;  западная  мода  становилась  здесь  органичной  частью  повседневной  жизни,  приобретала  новые  значения  и  функции,  адаптируясь  к  нуждам  и  условиям  социалистического  существования  [3,  с.  312].  Западная  мода,  на  десятилетия  завладевшая  воображением  женщин  Советского  Союза,  полноправно  смогла  войти  в  их  повседневную  жизнь  лишь  в  начале  90–х  годов.  Именно  в  этот  период  образы,  политика  стиля,  принципы  гендерных  репрезентаций  и  потребительская  практика  претерпела  кардинальные  изменения.


Интересным  предметом  из  гардероба  Клары  Лучко  является  зеленый  костюм  с  бабочками.  Комплект  принадлежит  известному  кутюрье  XX  века.  Понятие  «кутюр»  (в  переводе  –  высокая  мода)  появилось  в  XIX  веке  и  коренным  образом  изменило  концепцию  демонстрации  модных  тенденций.  Родоначальником  и  идейным  вдохновителем  «высокой  моды»  повсеместно  признается  англичанин  Чарльз-Фредерик  Ворт.  Начало  его  творческой  карьеры  совпало  с  бурным  развитием  модной  индустрии  в  XIX  веке.  Талантливый  создатель  одежды  при  финансовой  поддержке  шведского  коммерсанта  Отто  Боберга  основал  первый  в  Париже  Дом  моды,  открытый  в  1857  году  при  дворе  императора  Наполеона  III  и  его  жены,  испанки  Евгении  де  Монтихо.  В  этот  период  высокая  мода  продолжает  быть  ориентированной  на  правителей  и  придворных,  но  становится  более  демократичной.  Именно  тогда  наиболее  наглядно  проявилась  сущность  «высокой  моды»  –  подражание,  средние  и  низшие  классы  стремились  подражать  моде  элиты,  о  чем  писал  в  своей  статье  Г.  Зиммель  [10].  От  кутюр  –  бренды  люксового  сегмента,  изделия  которых  всегда  характеризуются  авторской  работой,  уникальностью,  сложностью  изготовления  (преимущественно  ручного),  самым  лучшим  качеством  материалов,  наиболее  высокой  категорией  цены.  Изделия  являются  предметами  роскоши  и  создаются  только  по  индивидуальным  меркам,  только  в  Домах  Высокой  моды  [1].  Костюм  актрисы  от  кутюр  принадлежит  голландскому  дизайнеру  Эдгару  Восу.  Он  был  одним  из  самых  влиятельных  и  успешных  голландских  дизайнеров  моды  двадцатого  века.  Вос  родился  в  Индонезии  (в  то  время  –  Ост-Индия).  Моду  изучал  в  престижной  амстердамской  художественной  школе  –  Gerrit  Rietveld  Academy,  позже  работал  во  Франции.  Свою  империю  он  построил  в  70-е  годы.  Эдгар  Вос  был  одним  из  тех  талантливых  голландских  модельеров,  не  заслуживших  широкого  признания.  Он  разрабатывал  не  только  одежду,  но  и  преподавал  в  Академии  Моды  в  Гааге.  Его  графические  работы  и  эскизы  являлись  всегда  источником  вдохновения  для  молодых  дизайнеров.  Конечно,  модная  иллюстрация  не  дает  деталей,  инструкций  для  конструктора,  но  производит  впечатление  актуального  дизайн–проекта.  Эдгар  Вос  объяснил,  как  должен  выглядеть  эскиз.  Для  этого  нужно  разделить  фигуру  на  8  одинаковых  частей.  В  первой  части  расположены  голова  и  шея  фигуры.  Вторая  предполагает  линию  груди.  В  третьей  части  находится  линия  талии,  в  четвертой  –  бедра;  5  и  6  доходят  до  линии  колена;  7  и  8  до  щиколотки.  На  этой  хорошей  основе  можно  сделать  свой  дизайн  проект.  Эдгар  называет  это  «просто  зарисовка».  Но  именно  эту  основу  он  использовал  для  разработки  дизайна  одежды.  «Мои  модели  всегда  женственны,  –  так  оценивал  своё  творчество  сам  Вос.  –  У  меня  никогда  не  было  экспериментальных  периодов.  Мода  –  не  свободная  форма  искусства.  Всегда  приходится  принимать  в  расчёт  грудь  и  бедра».  Одежда  дизайнера  продавалась  в  15  фирменных  магазинах  по  всей  Голландии.  Среди  клиентов  дизайнера  были  голландские  певцы  и  певицы,  и  даже  принцесса  Кристина,  сестра  Королевы  Голландии  Беатрис.  Он  представил  свое  последнее  дефиле  в  2000  году  [8]. 


Нарядным  элементом  из  этого  дома  моды  в  гардеробе  Клары  Лучко  является  зеленый  костюм  с  бабочками,  который  можно  отнести  к  80-м  годам  ХХ  века.  В  то  время  в  моду  вошла  «неоклассика».  Классические  формы,  стараниями  модельеров,  превращались  в  ультрасовременные,  созвучные  времени  [9].  Главной  характеристикой  направления  является  чрезмерность:  представители  поколения  в  одежде  предпочитали  броские  модели,  очень  короткую  длину,  слишком  узкий  или  слишком  объемный  крой.  Основные  приметы  стиля  80-х  –  это  яркие  цвета,  стразы,  подплечники,  рукава  «летучая  мышь»  и  фонарики.  Комплект  состоит  из  юбки-карандаш  и  пиджака.  Пиджак  приталенного  силуэта.  На  спинке  вместо  выточек  использованы  рельефы,  а  полочка  совмещает  в  себе  нагрудную  выточку  и  рельеф.  Члененный  лиф  дополняется  оригинальной  вышивкой  стилизованных  бабочек,  ярко  украшающих  это  изделие.  Широкие  плечи  смотрятся  весьма  необычно  в  сочетании  с  приталеностью  изделия,  разрез  на  юбке  добавляет  женственности  образу.  Длина  юбки  ниже  колена.  Втачные  рукава  внизу  с  широкими  манжетами.  Костюм  сшит  из  синтетической  ткани  (65  %  полиэстер,  35  %  rayon,  подклада  100  %  ацетат).


 



Рисунок  1.  Зеленый  костюм


 



Рисунок  2.  Молочный  пиджак


 



Рисунок  3.  Пиджак  с  ромбами


 



Рисунок  4.  Черная  блуза


 


В  конце  1970-х  –  начале  1980-х  годов  в  Париже,  столице  моды.  к  салонам  и  портным  присоединились  бутики  –  маленькие  частные  магазины,  торговавшие  одеждой  и  аксессуарами.  Им  был  присущ  профессионализм  и  неуклонное  следование  канонам  традиционной  элегантности.  Сотни  маленьких  магазинов  заполнили  главные  авеню  Парижа  [5].  К  сожалению,  мы  не  располагаем  информацией  о  многих  авторских  ателье.  Несколько  верхних  вещей  Клара  Лучко  приобрела  именно  у  владельцев  этих  бутиков.  В  очередную  поездку  за  границу,  побывав  в  модных  салонах,  актриса  представился  шанс  приобрести  красивые  и  стильные  наряды.  Такие  вещи,  сшитые  в  единственном  экземпляре,  являются  поистине  уникальными  изделиями  в  ее  гардеробе.  Они  отражают  индивидуальность  владелицы,  ее  эстетические  предпочтения.  Два  пиджака  актрисой  были  приобретены  в  Париже,  о  чем  красноречиво  «говорят»  бирки  на  вещах.


Пиджак  молочного  цвета  с  отложными  лацканами,  прямого  силуэта  (рис.  2).  Лацканы  отделаны  темно  синей  тканью  и  расшиты  декоративной  тесьмой  и  жемчужными  бусинами.  Карманы–клапаны  на  пиджаке  так  же  декорированы  тесьмой  золотого  цвета  и  жемчужными  бусинами.  Пиджак  застегивается  на  четыре  пуговицы  в  виде  половинок  жемчуга.  Изделие,  судя  форме  и  внешнему  силуэту,  относится  к  1980-м  годам  XX  века.  Мода  этого  периода  была  подобна  коллажу,  в  ней  перемешивались  элементы  стилей  прошлого,  «высокое»  и  «низкое»,  массовое  и  элитарное  [7].  Мода  восьмидесятых  годов  двадцатого  века  была  противоречива,  чрезмерна  и  эксцентрична.  Неординарные  и  запоминающиеся  образы  стали  отличительной  чертой  восьмидесятых  в  западной  моде.  Пиджак  был  куплен  в  Париже,  в  маленьком  частном  ателье.  На  бирке  есть  информация  о  месте  производства  и  материале:  сделано  во  Франции,  в  Ves  Aldo  Lhab,  размер  2,  модель  в  единственном  экземпляре  (Modele  Depose);  состав:  полиэстер  65  %,  вискоза  35  %. 


Пиджак  актрисы  прямого  силуэта  с  покатыми  плечами  и  яркой  расцветкой  в  ромб  (рис.  3).  На  подкладке  изделия  пришита  бирка  с  информацией  о  производителе.  Изготовлено  во  Франции,  размер  3,  в  единственном  экземпляре  (Corsaire);  состав:  полиэстер  55  %,  шерсть  45  %.  Яркие  полосы  разной  ширины  малинового,  зеленного,  фиолетового,  красного  и  желтого  цвета  создают  на  изделии  геометрический  узор  в  виде  крупных  ромбов.  Основная  ткань  пиджака  фактурная,  черного  цвета,  с  двумя  карманами  –  клапанами  и  застежкой  на  две  пуговицы.  Пиджак  можно  отнести  к  моде  1980-х  годов  [2].  Характерные  элементы:  прямой  силуэт,  смешение  стилей,  сочетание  ярких  цветов  в  виде  коллажа,  неординарное,  но  со  вкусом  решение. 


Блуза  из  гардероба  Клары  Лучко,  сшита  из  черного  шифона  и  декорирована  черным  стеклярусом;  имеет  длинные  рукава  и  приталенный  силуэт  (рис.  4).  Легкая  фактура  шифона  придает  изделию  романтический  образ.  Низ  изделия  и  рукавов  волнообразной  формы,  обработаны  тонким  кантом.  Блуза  состоит  из  двух  отдельных  частей.  Верхняя  шифоновая  прозрачная  блуза  и  трикотажная  майка  служат  в  качестве  подклады.  На  полочке  шифон  расшит  черным  бисером  разных  форм,  составляя  витиеватый  узор  композиции.  На  бирке  изделия  надпись  Serena  Kay,  а  на  трикотажной  черной  майке  –  Hanro  of  Switzerland.  Состав:  натуральный  шифон,  синтетические  материалы,  сделанные  в  Ирландии.  Марка  Serena  Kay  является  производителем  женской  молодежной  одежды  прет-а-порте.  За  годы  своего  существования  зарекомендовала  себя  как  активная  и  динамично  развивающаяся  компания.  Благодаря  креативным  стилистам,  Serena  Kay  репрезентирует  марку  высокого  класса,  что  позволило  ей  завоевать  рынки  модной  одежды  не  только  во  Франции,  но  и  в  других  странах.  Эта  марка  принимает  участие  во  многих  международных  выставках  прет-а-порте,  не  ограничиваясь  Парижем  и  Барселоной,  открывая  для  себя  новые  горизонты:  Нью-Йорк  и  Москву.  Главный  акцент  марки  ставится  на  женственность.  Взяв  за  основу  силуэт  типичной  горожанки,  Serena  Kay  добавила  ей  легкости,  красочности  и  свежести.  Секрет  Женщины  Serena  Kay  в  её  изысканной  простоте  и  элегантности.  Нижняя  черная  кофта  от  марки  Hanro  of  Switzerland  [11].  Философия  компании  Hanro  of  Switzerland  –  это  фундаментальные  ценности  и  все  самое  лучшее.  Для  Швейцарской  марки  характерно  качество  продукта.  Суть  вещи  можно  найти  в  каждой  детали:  высокое  качество  используемых  материалов,  совершенный  и  удобный  крой,  элегантность,  эстетика  и  забота  о  клиенте.  Марка  существует  уже  на  протяжении  130  лет.  Творческая  группа  дизайнеров  Hanro  развивается  с  большим  вниманием  к  деталям  и  четким  почерком  новых  творений.  Лучшие  французские  кружева,  тонкая  вышивка  и  сдержанный  логотип  –  это  высокие  качества,  которые  придают  каждому  предмету  одежды  впечатление  роскоши.  Авторские  и  декоративные  элементы  костюма  изготавливаются  в  ручную,  что  делает  вещи  уникальными.  Качество  является  главным  для  марки  Hanro.  Тщательный  процесс  обеспечивает  все  этапы  производства  по  самым  высоким  стандартам  качества.  Все  коллекции  Hanro  сертифицированы  с  Oeko  –  Tex  Standard  в  соответствии  с  последними  стандартами  по  устойчивости  GOTS.


Выразителем  стиля  1980-х  годов  была  и  Клара  Лучко.  Свой  модный  и  стильный  образ  актриса  поддерживала  и  в  быту,  и  в  различных  заграничных  поездках,  выступлениях,  презентациях  и  фестивалях.  Не  случайно  в  2000-х  она  получила  сертификат  из  Кембриджа,  как  «Женщина  тысячелетия»  [12].  Рассмотренные  нами  костюмы  кинодивы  являются  ярким  подтверждением  тому,  свидетельствуя  о  пристрастии  актрисы  к  модным  брендам  и  вещам  от  кутюр,  во  многом  формировавшим  ее  имидж. 


 


Список  литературы:

  1. Барт  Р.  Избранные  работы:  Семиотика:  Поэтика.  М.,  1989.
  2. Барт  Р.  Система  моды:  Статьи  по  семиотике  культуры.  М.,  2003.  –  512  с.
  3. Бартллетт  Дж.  Fashion  East:  призрак,  бродивший  по  Восточной  Европе.  М.,  2011.  –  360  с.
  4. Васильев  А.А.  Красота  в  изгнании.  М.,  2005.  –  480  с.
  5. Васильев  А.А.  Судьбы  моды.  М.,2011.  –  464  с.
  6. Васильев  А.А.  Этюды  о  моде  и  стиле.  М.,  2013.  –  560  с.
  7. Гофман  А.Б.  Мода  и  люди:  новая  теория  моды  и  модного  поведения.  М.,1994.  –  159  с.
  8. Ермилова  Д.Ю.  История  домов  моды:  учебное  пособие.  М.,  2004.  –  288  с.
  9. Журавлев  С.В.,  Гронов  Ю.  Мода  по  плану:  история  моды  и  моделирования  одежды  в  СССР.  1917–1991.  М.,  2013.  –  496  с.
  10. Зиммель  Г.  Мода  //  Избранное.  Т.  2:  Созерцание  жизни.  М.,  1996.  –  291  с.
  11. Зырина  М.А.  Анализ  творческого  источника  в  работе  дизайнера.  СПб.,  2007.  –  С.  358–361.
  12. Савельева  Н.Т.  Мода  и  массовый  вкус.  М.,  1996.  –  59  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.