Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Виниченко И.В. МОДНЫЕ ОБРАЗЫ И ОБЩЕСТВО: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ РЕАЛИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МОДНЫЕ  ОБРАЗЫ  И  ОБЩЕСТВО:  ТРАДИЦИИ  И  НОВЫЕ  РЕАЛИИ

Виниченко  Ирина  Владимировна

канд.  ист.  наук,  доцент,

Омский  государственный  институт  сервиса, 
РФ,  г.  Омск

E-mail: 

 

THE  FASHION  LOOK  AND  THE  SOCIETY:  TRADITIONS  AND  NEW  REALIIES

Irina  Vinichenko

Ph.  D.  in  History,  Associate  Professor,

Omsk  State  Institute  of  Service, 
Russia,  Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  взаимосвязь  моды  и  общественных  отношений.  Автор  стремится  определить  соотношение  между  нормативными  образцами  для  подражания  и  образом  жизни  общества.  Внимание  сосредоточено  на  модных  стандартах  и  ценностях  в  моде  советского  общества.  Актуальность  статьи  обусловлена  поиском  новых  культурно-эстетических  образцов  в  культуре  современного  общества.

ABSTRACT

The  article  examines  the  correlation  between  the  fashion  and  the  social  relations.  The  author  aims  to  detect  the  balance  between  the  normative  samples  and  the  social  pattern  of  life.  The  attention  is  attracted  to  the  fashion  standards  and  values  in  the  Soviet  society.  The  topicality  of  the  article  is  connected  with  the  search  of  the  new  cultural-aesthetic  patterns  in  the  culture  of  the  modern  society. 

 

Ключевые  слова:  модные  образы;  культурно-эстетический  идеал;  общество;  культурное  пространство.

Keywords:  fashion  looks;  cultural-aesthetic  ideal;  society;  cultural  space 

 

В  настоящее  время  проблематика  работ  культурологического,  социологического  плана,  в  центре  внимания  которых  находятся  те  или  иные  формы  повседневной  жизни,  становится  весьма  обширной.  Антропологический  поворот  в  исторической  науке  позволил  переключить  внимание  многих  исследователей  на  вопросы  культурных  стереотипов,  ментальных  предпосылок  и  поведенческих  возможностей  отдельных  участников  исторического  процесса.  В  подобных  работах  отмечается  важность  анализа  на  микроуровне,  что  позволяет  исследовать  социокультурное  пространство  более  детально.  При  этом  важно  учитывать  взаимовлияние  локального  объекта  и  общеисторического  контекста. 

Мода  занимает  особое  место  в  социальном  пространстве,  именно  мода  рождает  стереотипные  образы,  которые  распространяются  в  том  или  ином  обществе.  На  сегодняшний  день  назрела  настоятельная  потребность  в  комплексном  изучении  российской  моды,  как  многоуровневой  системы,  состоящей  из  определенного  набора  элементов,  находящихся  в  зависимости  между  собой.  При  этом  важно  представить  моду  как  неотъемлемую  часть  культуры  в  её  живой,  исторически  конкретной  динамике  с  учётом  особенностей  образа  жизни. 

В  современной  науке  мода  рассматривается  как  социокультурное  явление,  как  механизм  социальной  и  культурной  регуляции.  А.Б.  Гофман  реализовал  на  практике  данный  подход,  результатом  чего  стала  работа  «Мода  и  люди»,  в  которой  он  выстраивает  новую  теорию  моды  и  модного  поведения. 

Каждое  общество  создаёт  определённую  социальную  реальность,  которая  порождает  события  в  обществе  и  общественной  жизни,  где  общество  есть  и  вездесущее  условие,  и  непрерывно  воспроизводимый  результат  человеческой  деятельности.  При  этом  социальную  реальность  необходимо  рассматривать  как  многоуровневую,  выделяя:  уровень  Я,  уровень  ситуации,  уровень  окружения  и  уровень  контекста  [5,  с.  18].

«Мода  выступает  как  знак,  символ,  который  обеспечивает  включение  своего  носителя  в  форму  взаимодействия  с  обществом  и  окружающем  пространством»  [4,  с.  6].  Исходя  из  этого,  вопросы  взаимоотношения  моды  и  общества  должны  решаться  с  учётом  определения  места  человека  в  обществе,  его  социального  и  культурного  окружения.  Существенное  значение  также  имеет  историческое  развитие  общества  в  конкретной  стране,  регионе,  городе.  Таким  образом,  конкретно-исторической  формой  социального  пространства  можно  признать  городскую  среду.  Каждая  эпоха  создаёт  свой  эстетический  идеал  человека,  свои  нормы  красоты,  которые  видоизменяются  с  изменением  социального  пространства.  Наиболее  ярко  культурно-эстетический  идеал  человека  проявляются  через  модные  образы,  тиражируемые  в  обществе,  выявляя  определённое  состояние  культуры. 

Образ  –  понятие,  находящееся  в  плоскости  «второй  реальности»,  отражающее  культурные  представления  и  социокультурное  мифотворчество.  Как  продукт  коллективного  воображения,  образ  сознательно  конструируется  заинтересованными  лицами  [6,  с.  12]. 

Конструкция  понятия  образ  предполагает,  что  он  целостен  и  неделим,  но  в  его  формировании  существуют  определённые  каноны  и  правила,  а  если,  например,  речь  идёт  о  советской  эпохе,  где  всё  было  подчинено  жёсткому  регламенту,  то  мужской  и  женский  образы  в  средствах  массовой  информации  складывались  не  сами  по  себе,  а  согласно  определённым  нормам.  Если  мы  и  не  встречаем  жёстких  специальных  предписаний  о  том,  каким  должен  быть  идеальный  советский  мужчина  или  идеальная  советская  женщина,  то  лишь  потому,  что  масса  предписаний  более  общего  характера  задавала  редакторскому  коллективу  нужную  манеру  репрезентации  строителя  коммунизма.  Следует  различать  образы,  задаваемые  «сверху»,  властью,  и  образы,  рождённые  «снизу».

Средства  массовой  информации  являлись  одним  из  каналов  трансляции  модных  образов.  Советская  печать  представляла  собой  определённую  целостность,  тесно  переплетаясь  с  остальными  средствами  масс-медиа,  общей  задачей  которых  и  стало  формирование  новых  нормативных  образцов  для  подражания  в  обществе,  испытывавшем  острую  нужду  в  стимулировании  и  мотивации.  Существенное  влияние  на  формирование  модного  образа,  транслируемого  в  общество  через  средства  массовой  информации,  оказывала  идеология.  Слово  «идеология»  является  одним  из  самых  распространенных  политических  терминов  и  понятий.  Она  может  рассматриваться  «как  форма  общественного  сознания  и  как  культурное  явление»  [3,  с.  417].  Другими  словами,  идеология  представляет  собой  совокупность  идейных  воззрений,  выражающих  и  защищающих  интересы  той  или  иной  общественной  группы  и  требующих  подчинения  помыслов  и  поступков  как  можно  большего  числа  людей  соответствующим  целям  и  задачам.  Это  ценностная  система,  выражающая  отношение  к  существующим  общественным  порядкам,  обосновывающая  политические  идеалы,  принципы,  нормы,  цели  и  образы  поведения.  В  нашем  случае  мы  рассматриваем  политическую  идеологию,  которая  представляет  собой  доктрину,  оправдывающую  притязания  какой-либо  группы  на  власть.  При  этом  идеология  маскирует  и  мистифицирует  (хотя  и  не  всякая  идеология)  подлинные  интересы  и  цели  доминирующих  групп. 

В  СССР  вся  жизнь  строилась  на  коммунистической  идеологии  (идеологии  марксизма-ленинизма).  Характерной  чертой  коммунистической  идеологии  был  полный  контроль  над  жизнью  общества.  Власть  стремилась  завладеть  не  только  политическим  сознанием  масс,  но  и  их  обыденным  сознанием,  т.  е.  контролировать  повседневную  жизнь  людей.  Идеологи  социализма  «не  могли  оставить  без  внимания  поле  быта,  и  в  частности  полностью  отмежеваться  от  контролирования  внешнего  облика  советских  людей»  [1,  с.  205].  Интересно,  что  в  1960-е  годы  было  распространено  мнение,  что  при  коммунизме  мода  должна  была  исчезнуть.  Но,  современные  исследования  роли  вещи  в  структуре  потребления  позволяют  констатировать,  что  вещь  (модная  вещь)  в  социалистическом  обществе  стала  символом  социального  статуса  и  средством  выражения  стиля  жизни. 

Рассматривая  особенности  моды,  необходимо  учитывать,  что  мода  «связана  с  такими  социальными  явлениями,  как  традиции,  обычаи,  с  одной  стороны,  и  общественным  мнением  и  массовыми  коммуникациями  –  с  другой»  [2,  с.  3].  Стереотип  об  идеальном  советском  человеке  претерпевает  изменения,  представления  о  моде  находят  отражение  в  культурном  пространстве  страны,  которое  отличается  неоднородностью.  Наибольший  интерес  представляет  движение  от  центра  к  периферии,  от  столицы  к  провинции.  В  этом  же  направлении  можно  рассматривать  и  изменение  представлений  о  модном  человеке.  Официально  одобренный  модный  образ  интерпретируется  городскими  жителями  региона,  города  или  другого  населённого  пункта  в  зависимости  от  полученной  информации  о  нём  и  имеющихся  возможностей  ему  следовать.  При  этом,  разделяя  и  поддерживая  одобренный  официальный  стиль,  один  и  тот  же  модный  образ  может  быть  по-разному  решён  в  столичном  и  провинциальном  регионе.  За  годы  советской  власти  был  сформирован  своеобразный  канон  –  правило  изображения  всех  членов  советского  общества,  и  распространялся  он  не  только  на  фотографическое  изображение  и  манеру  речи  статейных  героев,  но  и  в  целом  на  то,  какой  следует  представлять  жизнь  и  её  грани  для  каждого  отдельно  взятого  советского  человека.  Сравнивая  визуальный  ряд  журналов  мод  и  фотодокументов  эпохи,  можно  зрительно  увидеть  характер  воплощения  декларируемого  костюма  в  костюм  обычного  городского  жителя.

В  различные  периоды  жизни  любого  общества  можно  наблюдать  появление  явлений,  противостоящих  его  традиционным  культурным  ценностям.  Появление  контркультурных  тенденций  обусловлено  различными  механизмами.  Во-первых,  они  появляются  там,  где  господствующая  культура  уже  не  в  полной  мере  соответствует  реалиям  нового  времени.  Во-вторых,  они  вызваны  потребностью  в  самоутверждении.  Внешним  проявлением  идентичности  этих  группировок  является  альтернативная  мода,  контрастирующая  с  общепринятыми  канонами.  Отношения  общества  к  таким  проявлениям  может  варьироваться  от  безразличного  отношения  до  противодействия  им.  Особенностью  советского  общества  являлось  его  политизированность,  которая  выражалась  через  продвижения  идеи  культурного  национализма  идеологического  манипулирования  массами.  В  такой  ситуации  любое  отклонение  от  официально  одобренного  нормативного  образа  встречало  противодействие  властных  структур  и  привлечение  к  данной  борьбе  общественности.  Вырабатывалась  определённая  стратегия  противостояния  альтернативной  моде.  Существенное  место  в  этом  действе  отводится  средствам  массовой  информации.  Вместе  с  тем  они  одновременно  становятся  и  пропагандистами  данных  явлений  в  отдалённых  территориях  страны,  вызывая  своеобразный  интерес  и  стремление  к  знакомству  с  «чуждой»  культурой.  В  результате  критикуемые  образцы  одежды  становились  всё  более  привлекательными,  а  подражательный  характер  жителей  страны  способствует  введению  элементов  альтернативной  моды  в  повседневную  практику  [7,  с.  12].

Можно  говорить  о  том,  что  в  Советском  Союзе  идеология  использовалась  для  конструирования  мифологического  коммунистического  общества.  Данный  конструкт  включал  в  себя  и  идеальный  образ  советского  человека.  Процесс  формирования  идеально  одобренного  образа  мужчины  и  женщины  был  частью  общего  социального  «эксперимента»  по  созданию  «нового  советского  человека».  И  эта  идеологическая  конструкция  была  призвана  служить  своеобразным  ориентиром  для  населения  страны.  Ключевой  фигурой  идеологических  построений  стал  образ  человека  –  труженика,  носителя  коммунистических  идеалов,  для  которого  характерны  такие  качества,  как  мужественность  и  героизм.  Внешний  вид  порядочного  советского  труженика  отличает  чувство  меры,  простота  и  скромность,  выдвинутые  как  эстетические  критерии  советской  моды.

Советский  период  завершён,  мода  продолжает  существовать.  Современное  общество,  как  и  прежде,  обладает  своим  набором  основных  культурных  образцов,  носящих  устойчивый  характер  и  с  трудом  поддающихся  изменениям.  Отношение  к  моде  и  культуре  её  потребления  продолжает  существовать  в  жизни  современного  российского  общества  с  определённой  трансформацией.

 

Список  литературы:

  1. Лебина  Н.Б.  Обыватель  и  реформы:  Картины  повседневной  жизни  горожан  в  годы  НЭПа  и  хрущёвского  десятилетия  /  Н.Б.  Лебина,  А.Н.  Чистяков.  –  СПб.:  «Дмитрий  Буланин»,  2003.  –  342  с.
  2. Петров  Л.В.  Мода  как  общественное  явление.  –  Л.:  Знание,  1974.  –  32  с.
  3. Политическая  энциклопедия.  В  2  т.  Т.  1.  /  Нац.  обществ.  науч.  фонд;  Рук.  проекта  Г.Ю.  Семигин.  –  М.:  Мысль,  2000.  –  750  с.
  4. Социально-гуманитарное  знание:  история  и  проблемы  современности:  монография  /  Виниченко  И.В.,  Дрыгина  Ю.А.,  Зибарев  М.В.,  Иванченко  В.А.,  Клипп  О.Я.,  Макухин  П.Г.,  Москатова  А.К.  –  St.  Louis,  Missouri,  USA:  Publishing  House  Science  and  Innovation  Center,  2015.  –  С.  3–37.
  5. Фигура  О.А.  Онтологические  основания  социальной  реальности  в  категориях  критического  реализма  :  Автореф.  …  канд.  философ.  наук.  –  Омск,  2012.  –  24  с.
  6. Шабатура  Е.А.  Образ  «новой  женщины»  в  советской  культуре  1917–1929  гг.:  Дис.  …  канд.  ист.  наук.  –  M.,  2007.  –  230  с.
  7. Vinichenko  I.V.  An  alternative  fashion  in  the  Soviet  people’s  attitude  //  European  Applied  Sciences.  –  2013.  –  №  9-1.  –  Р.  10–13.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.