Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 августа 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. ПРОЛЕГОМЕНЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LI междунар. науч.-практ. конф. № 8(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПРОЛЕГОМЕНЫ  ОБЩЕЙ  ТЕОРИИ  КУЛЬТУРЫ

Зыков  Михаил  Борисович

канд.  филос.  наук  (степень  присуждена  в  1974  г.  на  философском  факультете  МГУ)  и  д-р  филос.  наук  (степень  присуждена  Международным  межакадемическим  союзом  в  2008  году),  проф.  каф.  «Философии  и  социальных  наук» 
ЕГУ  им.  И.А.  Бунина, 
РФ,  г.  Елец

E -mailzykov68@mail.ru

Сабанина  Наталия  Рафаэлевна

магистрант 
МПГУ  «Институт  культуры  и  искусств»,  НИИ  Нормальной  физиологии  им.  П.К.  Анохина, 
РФ,  г.  Москва

E -mailmyzeinatali@mail.ru

 

PROLEGOMENON  OF  THE  GENERAL  THEORY  OF  CULTURE

Zykov  Mikhail

Ph.D.  (1974,  Moscow  State  University;  2008,  International  Academic  Union),  Professor,  Chair  of  Philosophy  and  Social  Sciences, 
Elets  State  University  named  after  I.A.  Bunin, 
Russia,  Eletc

Sabanina  Natalia

magister 
of  the  Culture  and  Arts  Institute  at  the  Moscow  State  Pedagogical  University;  Research  worker,  Moscow  Scientific  Research  Institute  for  the  Normal  Physiology  named  after  P.K.  Anokhin

RussiaMoscow

АННОТАЦИЯ

  Предложена  совершенно  новая  общая  концепция  культуры,  в  раскрытии  которой  состоит  цель  статьи.  Метод  статьи  заключается  в  построении  непротиворечивой  гипотезы,  допускающей  историко-графическую  проверку,  на  основании  имеющихся  научных  фактов.  Полученный  результат  —  чёткая  модель  формирования  и  развития  культуры  человечества,  народа  и  отдельно  взятого  индивидуума  ступенями  цивилизационно-экономических  формаций  путем  прибавления  пакетов  новых  осваиваемых  обществом  и  человеком  культур.

ABSTRACT

Proposed  entirely  new  general  concept  of  culture.  This  is  the  aim  of  the  paper.  Used  method  consists  in  non-contradiction  theoretical  hypothesis  construction,  presuming  the  real  historical  verification  based  on  the  existing  scientific  facts.  Received  result  represents  the  clear  model  of  culture  formation  and  enrollment  in  humankind  and  individual  development  history.  Revealed  that  transfer  from  one  stage  of  civilization  and  economy  development  to  the  next  higher  one  is  performed  by  adding  new  packages  of  culture  forms.

 

Ключевые  слова:   форма  культуры;  цивилизационно-экономическая  ступень;  пакет  форм  культуры;  ценности  форм  культуры;  антиценность;  псевдоценность;  онтоценность;  племя;  империя;  республика.

Keywords:   form  of  culture;  society’s  civilization  and  economy  stage  of  development;  the  package  of  the  culture  forms;  values  of  the  culture  forms;  anti-value;  pseudo-value  and  onto-values;  tribe;  empire;  republic.

I

Трудно  найти  в  науке  более  укоренённый  в  истории  человечества  термин,  чем  культура.  Начиная  встречаться  с  самых  первых  письменных  источников,  этот  термин  всегда  обозначал  нечто,  так  или  иначе  связанное  с  усовершенствованием:  в  трактате  о  земледелии  Марка  Порция  Катона  Старшего  (234—148  до  н.  э)  De  Agri  Cultura  (ок.  160  г.  До  н.  э.)  —  этот  термин  употребляется  не  только  в  смысле  возделывания  земли,  —  речь  идёт  об  особом  к  ней,  душевном  отношении,  уходе.  Римский  оратор  и  философ  Марк  Туллий  Цицерон  (106—43  до  н.  э.)  в  своих  «Тускуланских  беседах»  впервые  употребил  слово  культура  в  переносном  значении,  назвав  философию  «культурой  души»  (“cultura  animae”),  как  атрибут  человека  образованного  и  воспитанного.  В  значении  самостоятельного  понятия  культура  появилось  в  трудах  немецкого  юриста  и  историка  Самуэля  Пуфендорфа  (1632—1694).  Он  употребил  этот  термин  применительно  к  «человеку  искусственному»,  воспитанному  в  обществе,  в  противоположность  человеку  «естественному»,  необразованному.  В  XVIII  веке  немецкий  просветитель  И.К.  Аделунг  использует  слово  культура,  вводит  его  в  научный  оборот  в  своей  книге  «Опыт  истории  культуры  человеческого  рода».  Первый  существенный  вклад  в  основание  теории  культуры  внёс  И.  Кант  в  своей  работе  «Антропология».  Его  идеи  были  развиты  в  работах  Фихте,  Шеллинга,  Гегеля.  К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс,  наряду  с  «культурой  души»  подчёркивали  значение  артифактов  (Артифакт  —  от  лат.  “arte”,  производное  от  arts  (art)  —  искусство,  ремесло  и  “factum”  —  частное  от  ‘facere’  —  делать).  Артифакт,  можно  определить  как  объект,  который  был  спроектирован  или  создан,  для  какой  либо  конкретной  цели.  В  более  узком  смысле  «артифакт»  представляет  собой  специфический  для  данной  формы  культуры  рукотворный  объект.  В  словаре  Вебстера  —  отличается  от  экзибитов  —  объектов,  созданных  природой  [5,  c.  53]),  в  развитии  теории  культуры.  Среди  последующих  учёных,  внесших  свой  вклад  в  развитие  теории  культуры  следует  указать  значение  работ  Г.  Башляра,  который  в  своих  многочисленных  монографиях,  а  также  статьях  и  редакторских  правках  европейского  журнала  «Диалектика»,  прорвал  узкий  горизонт  «парной  диалектики»,  введя  понятие  группы  противоречий,  в  принципе  n-мерной,  где  n  стремится  к  бесконечности.  Это  позволило  рассматривать  культуру  с  позиций  «множественной  диалектики»,  как  систему,  развитие  которой  подчиняется  классическим  законам  диалектики:  закону  единства  и  борьбы  противоположностей  (  в  качестве  которых  может  выступать  вся  совокупность  существующих  форм  культуры),  закона  перехода  количественных  изменений  в  качественные  и  наоборот  (в  предлагаемой  нами  концепции,  виде  учения  о  «пакетировании»  форм  культуры)  и  закона  отрицания  отрицания,  обуславливающего  развитие  культуры  «по  спирали»,  возвращающейся  к  предыдущему  витку  развития  на  новом  уровне. 

II

Для  современных  Российских  исследователей  культуры  особый  интерес  представляет  философия  всеединства,  основатель  которой  В.С.  Соловьёв  в  своём  учении  вплотную  подошёл  к  выяснению  сочетанного  участия  вербального  и  чувственного  абстрагирования  в  культурной  деятельности  человека.  Он  также  выделил  три  основных  ступени  культурного  развития  человека,  которые  мы  в  нашем  исследовании  обозначаем  как  «ЭМИР»,  «СИЛАч»  и  «АВАТар»  [2].  Наконец,  он  смог  с  философских  позиций  указать  на  роль  системы  общечеловеческих  ценностей  в  жизни  общества  и  на  задачу  религии  эту  систему  ценностей  передавать  в  процессе  культурного  наследования. 

III

Особый  интерес  представляет  развитие  теории  культуры  в  Советском  Союзе  и  в  других  социалистических  странах,  где  она  представлялась  в  виде  системы  форм  общественного  сознания:  «…необходимо  всегда  отличать  материальный,  с  естественно-научной  точностью  констатируемый  переворот  в  экономических  условиях  производства  от  юридических,  политических,  религиозных,  художественных  или  философских,  в  целом  от  идеологических  форм  (форм  общественного  сознания)»  [3,  с.  7].  Такой  подход  берёт  своё  начало  в  дискуссии  между  В.И.    Лениным  и  А.А.  Богдановым  по-поводу  категории  общественное  сознание.  Известную  формулу  К.  Маркса  «бытие  определяет  сознание»,  русские  марксисты  преобразовали  в  формулу  «общественное  бытие  определяет  общественное  сознание»  и  А.А.  Богданов  сформулировал  тезис  о  тождественности  общественного  бытия  и  общественного  сознания,  Ленин  же  утверждал,  что  общественное  бытие  определяет  общественное  сознание,  а  то  в  свою  очередь  может  в  какой-то  степени  влиять  на  общественное  бытие.  К  сожалению,  развитие  культурологи  в  СССР  пошло  по  ленинскому  пути.  Весьма  интересная  концепция  Богданова,  отражающая  циклическую  структуру  формирования  культуры,  в  которой  сознание,  как  идеальный  компонент  культуры,  играет  равноценную  роль,  наряду  с  общественным  бытием,  не  была  исследована  в  Советском  Союзе  достойным  образом.  С  учётом  всего  вышесказанного  мы  предлагаем  следующий  эскизный  набросок  (пролегомены)  общей  теории  культуры. 

IV

В  концепции  общей  культуры,  представленной  в  этой  статье,  мы  решительно  отвергаем  термины  «общественное  сознание»  и  «формы  общественного  сознания»,  заменяя  их  на  категории  «культура»  и  «формы  культуры»  (рис.  1).  На  рисунке  1  изображено  соответствие  каждой  из  употреблявшихся  ранее  «форм  общественного  сознания»  «своей»  форме  культуры.  Замена,  в  данном  случае,  уточняет  природу  и  свойства  представленных  проявлений  культуры  и  позволяет  создавать  более  точные  модели  культуры  и  методологии  деятельности  в  области  культуры.

 

ЦМ И ОС.bmp

Рисунок  1.  Система  форм  культуры  общества

 

В  истории  человечества  формы  культуры  возникают  одна  за  другой  в  смысле  возможности  их  усвоения  обществом.  В  то  же  время  поскольку  все  формы  культуры  являются  сущностным,  онтичным  отражением  различных  аспектов  жизни  общества  в  окружающей  среде  на  самом  первом  этапе  они  в  неявно  различённом  виде  существуют  как  «синкретическое  сознание».  Эту  первую  ступень  развития  человеческой  культуры  —  мы  называем  «Пракультурой».  Затем,  из  «Пракультуры»  одна  за  другой  начинают  вычленяться,  оформляться  отдельные  формы  культуры  в  своей  самостоятельности. 

Мы  считаем,  что  общество  овладело  той  или  иной  формой  культуры,  если  три  ценности,  которые  характерны  для  каждой  формы  культуры  —  а  именно  ценности  I  порядка  (антиценности),  ценности  II  порядка  (псевдоценности)  и  ценности  III  порядка  онтичные  ценности,  —  это  общество  наказывает,  терпит  или  поощряет  своими  писанными  или  неписанными  законами.  Надо  отметить,  что  до  сегодняшнего  дня  большинство  форм  культуры  не  являются  осовоенными  обществами  до  конца,  то  есть  до  онтичных  ценностей.  Поэтому,  зачастую,  наибольшее  поощрение  получают  те  члены  общества,  которые  пользуются  лишь  ценностями  II  порядка,  а  носители  ценностей  III  порядка  уничтожаются,  как  носители  чуждых  ценностей,  или  изгоняются  из  общества.  Те  общества,  которые  всё  же  поднимаются  до  ценностей  III  порядка,  осваиваемой  ими  цивилизационной  ступени,  выживают,  а  общества,  которые  сделать  этого  не  в  состоянии  вычёркиваются  из  истории  навсегда.  Этот  шаг  способно  сделать  общество,  преодолевшее  в  своём  культурном  развитии,  присущий  человеку  инстинкт  «ксенофобии»,  и  заменивший  его  в  своём  поведении  на  осознание  необходимости  постоянного  культурного  самосовершенствования.

Первой  такой  формой  культуры  явился  «Язык»,  поскольку  именно  он  обеспечил  главное  отличие  человека  от  животных  —  его  сознание.  Сознание  всегда  носит  вербальную,  языковую  форму.  Вместе  и  рядом  с  ним  появилась  и  следующая  форма  культуры  —  «Рынок».  Смысл  этой  формы  культуры  для  человеческого  общества  состоял  в  том,  что  она  открыла  путь  дифференцированного  развития  индивидуумов  и  групп  людей,  так  произошло  первое  великое  разделение  труда:  образование  скотоводческих  и  земледельческих  племён.  При  этом  трудом,  на  первоначальном  этапе,  называется  деятельность  по  добыче  из  окружающей  среды  средств  необходимых  для  существования  человека,  а  также  по  перераспределению  этих  средств  между  членами  общества.  В  процессе  материального  производства  довольно  быстро  в  истории  человечества  на  первое  место  выступила  не  столько  добыча,  сколько  перераспределение  добытого  продукта  —  которое  происходило  на  рынке  с  помощью  языка.  Характерно,  что  эти  первые  две  самостоятельные  формы  культуры  появились  практически 

Таблица  1. 

Светские  духовные  ценности  (ценности  культуры)

 

СВЕТСКИЕ  ДУХОВНЫЕ  ЦЕННОСТИ

 

Ступень

цивилиза

ционно-экономи

ческого  развития

Цивилиза

ционное  кольцо 

семьи, 

города,  страны,  челове

чества

Индивидуальное  цивилизационное  кольцо  (сознание)

Ценности  I  порядка

Ценности  II  порядка

Ценности  III  порядка

Форма 

культуры

 

Антицен

ность

 

 

Псевдо

ценность

 

Онтичная  ценность

Племенное  устройство  общества

СI  -  Стадо

1

Пракуль

тура

Обладание

Дары  природы

Жизнь

 

СII(3)  -  Род

2

Язык

Праязык

Молчание

Искренность

3

Рынок

Хочу

Выгода

Честность

 

СIII(6)  -  Племя

4

Религия

Суеверие

Соборность

Вера

5

Право

Блат

Милосердие

Справедливость

6

Управление

Я  Главный

Строй

Результат

 

СIV(10)  –

Союз  племён

7

Техника

Стиль

Стандарт

Надежность

8

Быт

Роскошь

Порядок

Комфорт

9

Возраст

Солидность

Независимость

Зрелость

10

Искусство

Цена

Акцент

Гармония

 

 

Империя

СV (15)  -

Ном

11

Семья

Люби  меня

Равновесие  чувств

Взаимная  любовь

12

Хозяйство

Жадность

Изобилие

Достаток

13

Образ 

жизни

Эгоизм

Альтруизм

Онтичность

14

Образо

вание

Интерес

Аттестат

Человеческий  капитал

15

Наука

Сам  знаю

Согласие

Истина

 

 

СVI (21)  -  Самодержавие

 

16

Экономика

Богатство

Стабильность

Человеческое  достоинство

17

Здоровье

Привлекательность

Самочувствие

Самореализация

18

Политика

Власть  моя

Авторитет

Надежда

19

Война

Победа

Реванш

Гуманизм

20

Мораль

Традиция

Приличие

Честь

(Невинность)

21

Детство

Любопытство

Я  взрослый

Радость

 

 

 

 

СVII(28)  -

 

Просвещённое

самодержавие

 

 

 

 

22

СМИ

Сенсация

Рупор  власти

Правда

23

Тектология

Непредсказуемость

Эрудиция

Целостность

24

Логика

Отдых  мысли

Формализм

Саморост

25

Труд

Работа

Долг

Творчество

26

ИКТ

Развлечение

Быстродействие

Всеединство

27

Игра

 

Вседозволенность

Азарт

Свобода

28

Пол

Секс

«М-Ж»

полярность

Чувство  Рода

 

Республика

СIIX(36)  -  Гражданское  (правовое)

общество

 

29

Время

Мало  времени

По-очереди

Всему  свое  время

30

Синер

гетика

Анализ

Системность

Синтез

31

АЖП  (активная  жизненная  позиция)

Везде  поспеть

Участвовать  по  мере  сил

Действовать  в  нужном  месте  в  нужное  время  в  нужном  направлении

32

Судьба  человека

Я  Крутой

Как  все

Гений

33

Гражданство

Прекрасное

Величественное

Вечное

34

Этика

Вежливость

Коллективизм

Совесть

35

Эстетика

Самолюбование

Мода

Красота

36

Любовь

Влюблённость

«М+Ж=человек»:  чувство  второй  половины  (верность)

Обожение  жизни

 

СIX(45)  -  Гуманизм  (общество  любви)

 

37

Философия

Мнение

Закон

Сущность

38

Пространство

Пустота

Родина

Вселенная

39

Движение

Хаос

Изменение

Развитие

40

Энергия

Страсть

Могу

Сила

41

Материя

Субстанция

Собственность

Государство

42

Информация

Информационное  поле

Знание

Смысл

43

Род

Смерть

Круг  жизни

Рождение

44

Творчество

Поиск

Комбинаторика

Новое

45

Счастье

Покой

Эйфория

Вдохновение

 

одновременно  и  взаимно  усиливали  и  поддерживали  друг  друга.  Чем  дифференцированнее  и  сложнее  становился  рынок,  тем  диффренцированее  и  сложнее  становился  язык  и  наоборот.  Две  эти  формы  культуры  взаимообуславливающие  друг  друга,  в  нашей  концепции  называются  —  «пакетом»  (Особенность  формы  культуры  «Пракультура»  соcтоит  в  том,  что  её  «сикретический  пакет»  —  СI  содержит  в  себе  множество,  практически  неотделимых  друг  от  друга,  форм  культуры).  Прибавление  первого  пакета  Язык-Рынок  к  Пракультуре  знаменует  переход  человечества  ко  второй  ступени  цивилизационно-экономического  развития  —  СII  (3),  (где  С  —  обозначение  цивилизационно-экономической  ступени,  II  —  римская  цифра  —  номер  этой  ступени,  3  —  арабская  цифра  —  обозначает  количество  форм  культуры  оформившихся  на  этой  ступени)  —  характерезующийся  родовым  общественным  устройством  (табл.1).

Затем  в  истории  человечества  прибавляется  второй  пакет  культур  («Религия-Право-Управление»)  и,  тем  самым,  происходит  переход  от  родовой  к  племенной  организации  общества  (СIII(6)).  В  этом  пакете  основным  функционалом  формы  культуры  «Религия»  является  передача  всей  системы  светских  духовных  ценностей,  освоенных  обществом,  из  поколения  в  поколение,  то  есть  тех  ценностей,  которые  на  данной  ступени  обеспечивают  адаптацию  социума  к  окружающей  среде  и  индивидуума  к  жизни  в  этом  социуме.  Смысл,  одновременно  возникающей  в  этом  пакете,  формы  культуры  «Право»  —  жёсткое  пресечение  поведения  взрослых  членов  общества,  руководствующихся  ценностями  I  порядка  (антиценностями),  и  поощрение  тех  членов  общества,  которые  пользуются  освоенными  обществом  ценностями  II  и  III  порядка.  Смыслом  формы  культуры  «Управление»  является  организация  потенциала  индивидуумов  в  общий  племенной  потенциал,  дающий  максимально  полезный  результат  для  социума  и  обеспечивающий  его  расширенное  материальное  и  духовное  воспроизводство. 

Следующий  пакет  форм  культуры  включает  в  себя  «Технику-Быт-Возраст-Искусство».  Назначение  формы  культуры  «Техника»  —  повышение  производительности  труда  и  производство  избыточного  для  непосредственного  производителя  продукта,  который  необходим  для  обеспечения  других  членов  социума  недостающими  им  средствами  к  существованию  в  процессе  обмена.  Среда,  непосредственно  окружающая  индивидуума  —  его  «Быт»  —  организуемая  самим  индивидуумом  и  его  обществом,  обеспечивая  его  всё  более  комфортное  существование.  «Быт»  —  является  единственной  формой  культуры  непосредственно  определяющей  расширенное  воспроизводство  отдельно  взятого  человека.  Более  высокая  культура  «Возраста»  позволяет  продлить  время  активной  работоспособности  члена  общества  и,  тем  самым,  создаёт  дополнительную  возможность  поддерживать  высокую  численность  в  обществе.  Искусство  добавляет  к  человеческой  речи,  с  её  назначением  интерсубъективного  общения,  обмен  чувствами  и  эмоциями,  что  создаёт  возможность  для  соединения  обширных  человеческих  сообществ.  Совершенствование  и  освоение  этого  цивилизационного  пакета  позволяет  шагнуть  человечеству  на  новую  цивилизационную  ступень  СIV(10)  —  союз  племён,  которая  является  самой  высокой  ступенью  племенного  развития  общества.  После  которого,  «догосударственное»  устройство  сменяется  государственным  в  форме  Империи,  а,  затем,  Республики.  Поэтому  принципиально  важным  для  перехода  к  новому  устройству  общества,  является  освоение  пятого  пакета  СV(15),  который  соответствует  пятой  ступени  общественного  устройства  называемого  «Номом».  Дело  в  том,  рынок  допускает  к  обмену  только  обособленную  собственность.  На  первых  этапах  человеческой  эволюции  существовала  обособленная  собственность  Рода,  которая  охранялась,  производилась  и  предназначалась  для  обмена,  в  качестве  коллективной  собственности.  Так  сформировался  внешний  рынок  социума,  возникающий  между  двумя  социумами  как  обособленными  собственниками.  Однако  развитие  самого  социума  вызывает  возникновение  внутреннего  его  рынка,  на  который  могут  выходить  только  его  акторы  с  обособленной  собственностью.  Таким  актором  стала  семья,  оформившаяся  в  самостоятельную  форму  культуры  «Семья»,  целью  которой  стало  накопление  —  производство  и  наследование  —  обособленной  (семейной)  собственности  для  выхода  на  внутренние  рынки  общества.  В  связи  с  этим,  одновременно,  обособилась  ещё  одна  форма  культуры  «Хозяйство»,  со  своим  специфическим  актором  —  «хозяином».  Это  коренным  образом  изменило  уклад  жизни  людей,  теперь  уже  семейной.  При  этом  выделилась  ещё  одна  форма  культуры  «Образ  жизни»,  предполагающая  новое  разделение  труда  —  Хозяин-добытчик,  женщина-мать  и  т.  п.  Этот  образ  жизни  создал  впервые  основной  жизненный  цикл  общества,  состоящий  из  последовательно  включённых  трёх  основных  сфер  жизнедеятельности  общества  —  сферу  народонаселения,  народного  образования  и  народного  хозяйства.  В  процессе  функционирования  ОЖЦО  возникли  всевозможные  многочисленные  имущественные  споры,  которые  могли  быть  решены  двумя  способами: 

1.  Пригласить  независимого,  незаинтересованного  судью  из  другого  племени;

2.  Образовать  цивилизационное  кольцо  общества,  то  есть  установить  такую  систему  ценностей  и  правил  –  в  виде  традиций,  празднований  и  т.  п.,  которую  бы  признавали  все  члены  общества. 

Для  передачи  и  распространения  традиций  и  морали  возникла  необходимость  в  создании  системы  образования,  то  есть  основании  новой  формы  культуры  «Образование»,  которая  бы  служила  для  поддержания  ОЖЦО  и  его  цивилизационного  кольца,  то  есть  системы  форм  культуры  освоенных  обществом  (таб.  1).  Таким  образом,  целью  развития  формы  культуры  «Образование»  всегда  являлось  и  является  сегодня  формирование  и  развитие  человеческого  капитала,  то  есть  таких  качеств  человека,  которые  бы  позволили  ему  эффективно  действовать  на  любых  рынках  общества.  К  таким  качествам  —  компонентам  человеческого  капитала  —  мы  относим:  три  вида  здоровья  (телесное,  психическое  и  социальное,  понимаемое  как  умение  быть  одновременно  руководителем  и  подчинённым,  а  также  умение  добывать  и  использовать  знания),  два  вида  интеллекта  (смысловое  критическое  мышление  и  интуиция),  а  также  совесть.  Деятельность  социума  постоянно  расширялась,  взаимодействуя  с  окружающей  средой  стремительно  углублялась,  прежних  знаний  и  умений  стало  недостаточно  для  общественной  практики,  что  вызвало  появление  новой  формы  культуры  —  «Наука»  с  её  главой  ценностью  «Истиной»,  смыслом  которой  является  интерсубективная  передача  истинного  знания  между  всеми  акторами  культуры.  Освоение  пятого  пакета  переводит  общество  от  племенного  устройства  к  устройству  государственному.  Оно  характеризуется  наличием  основного  жизненного  цикла  общества  (трёх  его  сфер  —  народонаселения,  народного  образования  и  народного  хозяйства),  системами  центрального  (писаного)  правления,  состоящего  из  трёх  его  независимых  ветвей:  исполнительной,  законодательной,  судебной  и,  одновременно,  общественного  правления,  основанного  на  неписаных  законах  или  ценностях  форм  культуры  цивилизационного  кольца  общества  (изображённого  на  рисунке  2  в  виде  кольца  из  кружков,  с  номерами,  соответствующими  номерам  форм  культуры  —  таб.  1).  (рис.  2).  На  примере  взаимодействия  трёх  ветвей  властвования,  можно  проиллюстрировать  тенеднецию  к  объединению  некоторых  форм  культуры  («Наука»,  «Управление»  и  «Право»)  в  функциональные  подсистемы,  которые  в  будущем  могут  трансформироваться  в  объединённую  форму  культуры  более  высокого  порядка.

 

Система правления и ЦК ОЖЦО .jpg

Рисунок  2.  Система  правления  и  ЦК  ОЖЦО

 

Однако  Ном,  являющийся  типом  городской  культуры  и  первоначальной  формой  государственного  устройства,  далеко  не  тождественен  всей  остальной  территории  этого  государства.  На  следующем  этапе  общественного  развития  необходимо  распространить  государственность  со  всей,  присущей  ей  структурой,  на  самые  отдалённые  (сельские)  территории  страны,  максимально  освоить  территорию.  Как  правило,  имперский  тип  правления  начинается  с  расширения  территорий,  так  как  происходит  присоединение  территорий  соседних  племенных  союзов,  более  развитой,  современной  и,  соответственно,  сильной  формой  государственности.  Племенные  союзы  при  этом  распадаются,  уступая  место  государственному  устройству.

Следующий  цивилизационных  пакет  культур  —  «Экономика-Здоровье-Политика-Война-Мораль-Детство».  Форма  культуры  «Экономика»  нацелена  на  оптимальное  функционирование  основного  жизненного  цикла  общества  (ОЖЦО),  со  стороны  системы  правления  (взимания  оптимальных  налогов,  формирования  и  распределения  государственного  бюджета,  стратегическое  и  тактическое  планирование  всех  сторон  жизни  общества).  Именно  на  этой  ступени  цивилизационного  развития  начинает  властно  о  себе  заявлять  «человеческий  фактор»  —  здоровье,  мораль,  детство,  поэтому  онтичной  ценностью  формы  культуры  «Экономика»  становится  человеческое  достоинство:  человек  как  актор  материального  и  духовного  производства,  должен  иметь  возможность  развить  и  сохранить  наибольший  потенциал,  чтобы  быть  способным  к  творчеству.  Форма  культуры  «Здоровье»  преследует  цель  обеспечить  массовый  характер  производительного  труда  в  обществе.  Ритмично  работающий  ОЖЦО  требует  людей,  способных  к  ритмичной  работе  —  ежегодной,  ежемесячной,  ежедневной  способности  к  самореализации  в  потоке  общественной  жизни  [1].  Необходимость  в  развитии  формы  культуры  «Политика»  диктуется  потребностью  координации  всех  сторон  жизни  общества  и  состоит  в  том,  что  ограниченные  ресурсы  нужно  использовать  для  решения  неограниченного  круга  задач.  Политику,  поэтому,  невольно  делать  акценты  на  том  или  на  другом,  оставляя  другие  аспекты  жизни  общества  без  акцентирования.  Результат  политической  деятельности  всегда  трудно  предсказуем,  поэтому  основной  ценностью  этой  формы  культуры  является  надежда  на  то,  что  получится  всё  как  надо,  это  «сработает».  В  тех  случаях,  когда  политические  задачи  в  жизнедеятельности  общества  не  могут  быть  решены  бесконфликтно  формируется  армия  и  возникает  форма  культуры  «Война».  Цель  войны  —  решить  политические  проблемы,  не  решаемые  мирными  средствами.  Поэтому,  главной  онтичной  ценностью  этой  формы  культуры  является  гуманизм:  военная  задача  в  интересах  государства  должна  быть  решена  при  минимальных  потерях  людей  и  техники,  чтобы  на  момент  решения  этой  военно-политической  задачи  моментально  могло  начаться  нормальное  функционирование  ОЖЦО.

Сложность  системы  развитой  Империи  нарастает  настолько  быстро,  что  процессы  законотворчества,  управления  не  успевают  за  формированием  и  установлением  новых  правил  поведения  людей  в  ОЖЦО.  В  этом  случае  на  помощь  приходит  новая  форма  культуры  —  «Мораль».  Она  позволяет  держать  в  социально  приемлемых  рамках  поведение  огромного  числа  людей,  без  использования  силовых  приёмов  со  стороны  власти.  Люди  поступают  так  или  иначе,  потому  что  так  принято  и  является  «делом  чести»  для  уважаемого  члена  общества.  Из  этого  вытекает  необходимость  ещё  одной  формы  культуры  —  «Детство».  Формы  моральности  общественного  поведения  настолько  многообразны,  что  их  невозможно  усвоить  в  процессе  короткого  обучения,  это  сложный  процесс,  который  должен  начинаться  с  раннего  детства.  Эффективное  усвоение  моральных  норм  возможно  только  при  наличии  положительных  эмоций,  поэтому  о  культуре  детства  можно  говорить  только  тогда,  когда  ребёнок  вступает  в  общественную  жизнь  радостно,  с  желанием  быть  взрослым.  Часто  это  состояние  называют  «счастливым  детством».

В  силу  отсутствия  общественных  институтов  помогающих  вести  общественную  работу  в  массах,  единственным  способом  правления  в  Империи  сначала  является  Самодержавие  —  ступень  CVI  (21).  Однако  постепенно  вокруг  самодержца  растёт  число  «мудрых»  советников,  «профессиональных»  помощников,  что  ведёт  к  возникновению  особого  типа  Империи  —  Просвещённой  Монархии  С VII(28),  в  которой  в  процессе  правления  участвуют  все  формы  культуры,  освоенные  данным  обществом.

И  первой  формой  культуры  данного  пакета  и  ступени  цивилизационного  развития  являются  средства  массовой  информации  (СМИ),  в  которой  антиценность  —  это  сенсация,  псевдоценность  —  это  «рупор  власти»,  онтоценность  —  правда.  Размах  Империи,  многообразие  форм  её  деятельности  и  многочисленность  участников  ставит  вопрос  о  развитии  теории  дела.  В  результате  возникает  новая  форма  культуры  —  тектология.  Однако,  в  основе  любой  деятельности  лежит  некоторая  общая  философская  основа  причин.  В  сложнейшей  системе,  каковой  является  Империя,  прежняя  формальная  логика  оказывается  недостаточной,  в  связи  с  чем,  с  одной  стороны  делается  попытка  эту  формальную  систему  усовершенствовать  и  Лейбниц,  добавляет  четвёртый  закон  формальной  логики  —  закон  достаточного  основания.  Но  и  этого,  оказалось  недостаточно,  в  результате  родится  новая  форма  культуры  —  Диалектика.  Пересмотру  подвергается  производственная  и  всякая  иная  деятельность  человека  в  обществе.  Выкристаллизовывается  новая  форма  культуры  —  «Труд»,  отличающаяся  от  простой  «работы»  тем,  что  он  носит  принципиально  творческий  характер  и  отличается  не  только  экономическими  факторами,  но  и  качествами  и  свойствами  человеческой  личности.  Возникшая  проблема  координации  многомиллионных  масс  рабочих  и  тружеников  взывает  к  жизни  ещё  одну  форму  культуры  —  информационно-коммуникативные  технологии  —  «ИКТ»  —  почта,  телеграф,  радио,  телевидение,  интернет  и  т.  д.  Полная  детерминация  социально-общественной  жизни  становится  принципиально  невозможной,  поэтому  чаще  всего  социально-экономическая  деятельность  приобретает  характер  игр  (олимпийская  игра,  игра  на  бирже,  деловые  игры,  «пробные  шары»  в  политике  и  т.  д.).  Оформляется  и  приобретает  независимость  новая  форма  культуры  —  «Игра».  Растущая  численность  населения  ставит  в  государственном  масштабе  проблему  гендерных  различий  людей.  Впервые  осознаётся,  что  рождение,  воспитание  и  обучение  детей,  не  менее  важная  сторона  социально-экономической  жизни,  чем  традиционно  понимаемые  промышленность,  производство,  транспорт,  торговля  и  т.  д.  Освоение  этого  пакета  из  семи  форм  культуры  поднимает  общество  на  седьмую  ступень  цивилизационно-экономического  развития,  —  высшую  стадию  Имперской  формы  государственности  СVII(28)  —  Просвещённое  самодержавие,  соответствующее  политическому  устройству  —  конституционная  монархия.  Последующее  развитие  общества  возможно  только  при  переходе  к  более  совершенной  форме  государственности  —  Республике.  Принципиальным  отличием  такой  республики  от  республики  сложившейся  в  городах  древней  Греции  (Афины),  в  древней  Руси  (Новгород),  является  безусловное  соблюдение  прав  человека  —  всех  и  каждого  человека  в  государстве,  независимо  от  вероисповедания,  пола,  имущественного  ценза  и  социального  положения.  Республиканская  форма  государственности  развивается  двумя  последовательными  ступенями.  Первая  ступень  характеризуется  гражданским  правовым  обществом.  Его  цивилизационных  пакет  включает  в  себя  следующие  восемь  новых  формы  культуры:  Время,  Синергетика,  Активная  жизненная  позиция  (АЖП),  Судьба  человека,  Гражданство,  Этика,  Эстетика,  Любовь,  тесно  друг  с  другом  взаимосвязанных.  Успехи  этой  формы  государственности  —  впечатляющие,  именно  формированием  и  освоением  этого  пакета  новых  культур  объясняется  благополучие  развитых  стран  мира.  Однако,  и  эта  форма  государственности  со  временем  начинает  не  справляться  с  новыми,  возникающими  глобальными  проблемами,  такими  как  —  изменение  климата  планеты,  истощение  жизненно-необходимых  ресурсов,  перенаселённость,  гонка  вооружений  и  т.  д.  Всё  это  приводит  к  необходимости  дальнейшего  развития  форм  государственности.  Сегодня  человечество  стоит  на  пороге  штурма  следующей,  более  высокой  ступени  цивилизационно-экономического  развития  —  общества  Любви  (Гуманизма).  Характерным  отличием  этой  новой  формы  государственности  станет  переход  от  понятийно-категориального  управления  общественными  процессами  (всевозможные  договоры,  декларации,  конвенции  и  т.  д.)  к  управлению  ценностному,  при  котором  все  народы  в  целом  и  каждый  гражданин  планеты  Земля  в  отдельности  в  своём  поведении  и  обращении  друг  с  другом  будут  руководствоваться  не  «правовым  насилием»,  а  законами  любви  и  планетарного  единства  всех  народов.

Культура  рассматривается,  авторами,  как  системная  совокупность  своих  разных  форм,  развивающихся  в  пространстве  и  во  времени  с  учётом  национальных  особенностей  народов  ступенями  цивилизационно-экономических  формаций.  Предложенная  модель  культуры  с  достаточной  точностью,  опять  же,  по  мнению  авторов,  описывает  не  только  «филогенез  человечества»,  но  и  «культурный  онтогенез»  каждого  нового  человека.  Предложенная  концепция  общей  теории  культуры  уже  сегодня  позволяет  давать  практические  ответы  на  многочисленные  вызовы  современной  жизни,  современной  России  [4]. 

 

Список  литературы:

  1. Зыков  М.Б.  «Социальная  философия  образования»  монография,  2008  г.,  изд.  «Граница»,  —  384  стр.
  2. Зыков  М.Б.  Сабанина  Н.Р.  Горизонты  цивилизации  открываются  с  позиций  ценностного  подхода  Сборник:  «Горизонты  цивилизации:  материалы  четвёртых  аркаимских  чтений  (Аркаим,  21—24  мая  2013  г.)  /  под  ред.  Докт.  Филол.  Наук,  проф.  М.В.  Загидуллиной.  —  Челябинск:  Энциклопедия,  2013.  —  274  с.,  стр.  47—67  ISBN  978-5-91274-187-6.
  3. Маркс  К.,  Энгельс  Ф.  К  критике  политической  экономии  //  Собр.  соч.,  изд.  2,  т.  13.  —  М.:  Политиздат,  1959.  —  771  с.
  4. Стёпин  В.С.  Цивилизация  и  культура.  —  СПб.:  СПбГУП,  2011.  —  408  с.  —  (Классика  гуманитарной  мысли;  Вып.3),  ISBN  978-5-7621-0612-2.
  5. The  New  Lexicon  Webster's  Dictionary  of  the  English  Language.  Vol.  1.  —  New  York,  Lexicon  Publications,  Inc.,  1988.  —  794  p.,  P.  53.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.