Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2020 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Леваш К.Е. ПОНЯТИЕ «КОМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРОЙ ЛИЧНОСТИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 2(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 96-100.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЕ «КОМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРОЙ ЛИЧНОСТИ

Леваш Ксения Евгеньевна

студент 2 курса магистратуры Московского психолого-социального университета,

РФ, гМосква

Ksenya Levash

master student, Moscow state University of Psychology and Social Sciences,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы определения компуль­сивного поведения и его взаимосвязи с особенностями ценностной сферы личности.

ABSTRACT

This article discusses the definition of compulsive behavior and its connection between special features of the value sphere of a person.

 

Ключевые слова: Компульсивное поведение, поведение, личность, ценности, ценностная сфера, особенности.

Keywords: Compulsive behavior, behavior, personality, values, the value sphere, special features.

 

Компульсивным поведением в психологии чаще всего называют такое поведение, которое не имеет ярко выраженных рациональных целей, а осуществляется как бы по принуждению, причем воздержание от таких действий может привести человека в тревожное состояние, а их выполнение приносит удовлетворение, как правило, временное.

Одним из самых важных следует считать психологический подход к проблеме, которого придерживается Е.В. Змановская, которая рассматривает девиантное поведение как статус личности на оси социализация – дезадаптация – изоляция [3]. Кроме статистического критерия в психологии применяются специальные критерии оценки нормальности или аномальности поведения человека. Главными аспектами этих критериев считаются самоопределение в пространстве социума и самореализация потенциала личности.

Некоторые исследователи считают компульсивное поведение частью обсессивно-компульсивных расстройств, в ходе которых поведение, не имеющее рационального объяснения, сочетается с постоянно возвращающимися навязчивыми мыслями. Обсессивно-компульсивные расстройства относятся к тревожным расстройствам и могут быть вызваны как психологическими причинами, так и неврологическими заболеваниями [1].

Компульсивное поведение, как и другие процессуальные зависи­мости, которые стали актуальными в последние 10-15 лет, исследователи, в том числе Е.Л. Николаев, относят к так называемым новым поведенческим аддикциям. Проявления аддикции тесно связаны с психологической зависимостью [4].

По всей видимости, именно этот подход можно считать наиболее отвечающим проблемам компульсивного поведения, связанного с покупательской активностью.

Но исследования компульсивного поведения как части поведения зависимого, которые ведут к выявлению все новых поведенческих аддикций, не лишены недостатков, среди которых называют и стремление к сверхпатологизации специалистами повседневной жизне­деятельности человека. Поэтому следует, по всей видимости, при изучении такого рода зависимостей переходить от критериального подхода к глубокому исследованию психологических процессов. Важна в отношении компульсивного поведения и тенденция считать его проявлением болезни, что выводит его за пределы культурного и социального контекста формирования проблемы, который, тем не менее, следует учитывать [7].

Переходя же к ценностным ориентациям, необходимо отметить, что экзистенциальный анализ и его раздел – логотерапия – были основаны в 20 – 30-е годы венским неврологом и психиатром Виктором Франклом. Логотерапия и экзистенциальный анализ исходят из того, что жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей.

По мнению Франкла, "важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент". Также он считает, что «смысл» можно обнаружить тремя путями:

1)  совершая действия, поступки – ценности творчества;

2)  наслаждаясь природой - ценности переживания;

3)  принимая страдания – ценность жизненных установок.

Исходя из этого, он выделил 3 группы ценностей:

1)  ценности творчества;

2)  ценности переживания;

3)  ценность жизненных установок - ценности отношений. Они по Франклу наиболее значимые [9].

Американский психолог Милтон Рокич разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности. Он понимал под цен­ностью устойчивое убеждение в принципиальной предпочтительности некоторых целей или способов существования перед другими.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

а)  терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общест­венной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б)  инструментальные ценности - убеждения в том, что какой - то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях [5].

К проблеме ценностных ориентаций в структуре личности обра­щался также Эдуард Шпрангер - немецкий философ-идеалист, психолог. Шпрангер считал, что ценностную ориентацию, посредством которой личность познает мир, можно отнести к основе личности. Включение личности в познание - в этом значение ценностных ориентаций [10].

По А. Маслоу, американскому психологу, основателю гуманисти­ческой психологии, все самоактуализирующиеся люди стремятся реализовать "бытийные" ценности, которые выступают как жизненно важные потребности [6]. Маслоу говорил, что есть определенные ценности, которые присуще каждому человеку.

С.Л. Рубинштейн также писал, что ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, что значимо для человека [8].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром [2].

Таким образом, становится понятно, какое огромное значение и внимание придается жизненным ценностям в понимании личности. Безусловно, это понятие тесно связано с понятием «смысл жизни» - одним из основных мировоззренческих понятий, которое имеет отно­шение к определению предназначения человечества, конечной цели его существования. Трудности, связанные с восприятием ценностей, часто становятся причиной душевных страданий человека.

На основе методики «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева можно сделать заключение о том, что компульсивное поведение (в частности, компульсивные покупки-ониомания), дает опрошенным то, чего им так не хватает в жизни. Это иллюзия управления собственной жизнью, планирования и достижения успеха, хотя бы в области приобретения каких бы то ни было товаров и услуг. Соответственно, уровень ценностной сферы у лиц с различным уровнем склонности к компульсивным покупкам отличается в сторону сниже­ния основных показателей экзистенциальной наполненности жизни, смысложизненных ориентаций и мотивации одобрения по сравнению со средним уровнем значения показателей.

В научной литературе как наиболее эффективные описываются такие формы коррекции ониомании, как добровольное ограничение информации рекламного характера, жесткое планирование расходов, использование возможностей современной медицины, а из психологи­ческих методов групповая терапия с зависимыми людьми в форме групп встречи.

Между стремлением человека к постоянному потреблению и напол­ненностью его жизни смысловыми ориентациями существует обратная зависимость: чем в меньшей степени жизнь наполнена смыслом, тем в большей степени проявляется склонность к зависимым формам поведения, в том числе и к компульсивным покупкам как попытке заполнить смысловой вакуум. Чем в большей степени человек ориентирован на самоактуализацию и личностный рост, тем в меньшей степени ему свойственно аддиктивное поведение. Такие направления психологической работы, как помощь человеку в поиске и нахождении истинных жизненных смыслов, экзистенциальных ценностей, личност­ном росте и самоактуализации, должны стать наиболее актуальными для психологической науки и практики.

 

Список литературы:

  1. Аршинова Е.В. Ценностно-смысловые составляющие жизненных стратегий студентов вуза [Текст] / Е.В. Аршинова, М.А. Билан // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. ‒ 2015. ‒ №4; т. 1. ‒ С. 63-68.
  2. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.,1986.
  3. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Змановская. М.: Академия, 2003. 288 с.
  4. Кривцова С.В. Шкала экзистенции (Existenzskala) А. Лэнгле и К. Орглер [Текст] / С.В. Кривцова, А. Лэнгле, К. Орглер // Экзистенциальный анализ: бюллетень. ‒ 2009. ‒ №1. ‒ С. 141-170.
  5. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1, 1998.
  6. Маслоу А. Психология бытия. - М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997.
  7. Мягков А.Ю. Шкалы лжи: опыт социологической реинтерпретации [Текст] / А.Ю. Мягков // Вестн. Ивановского гос. энергетического ун-та. ‒ 2006. ‒ Вып. 1. ‒ С. 11-18.
  8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М., 1976.
  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. Научное издание. Сборник: Перевод с английского и немецкого / Общ. Ред.: Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990.
  10. Шпрангер Э. Два вида психологии / История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. -2-е изд. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. - С.347‑361.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом