Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2023 г.)

Наука: Психология

Секция: Психологическое консультирование

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гавшин А.Д. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 2(64). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 120-128.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СО СКЛОННОСТЬЮ К ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Гавшин Алексей Дмитриевич

студент, Факультет гуманитарного образования кафедра Психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет,

РФ, г. Новосибирск

PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH A TENDENCY TO COMPUTER ADDICTION

 

Alexey Gavshin

Student, Faculty of Humanities Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению особенности личности студентов с разным уровнем компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость побуждает человека, страдающего от него, к неумеренному и патологическому использованию компьютеров, планшетов или мобильных телефонов, оборудованных сетевым подключением. такое поведение постепенно приводит к полному поглощению субъекта и может иметь серьезные последствия для образа жизни. Зависимость от компьютерных игр, может привести к абстинентным симптомам и социальной изоляции.

Материалы и Методы, в ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы, проведение тестирования по тесту-опроснику степени увлеченности младших подростков компьютерными играми А. В. Гришиной, адаптированного для более взрослой выборки и методике интернет-зависимости Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова, Тест-опросник жизнеспособности Махнача; Тест на организаторские и коммуникативные качества личности Калининского; Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ , В.Ф. Сопова , Л.В. Карпушина.

В данном исследовании приняло участие 77 респондентов, являющиеся студентами НГТУ. По результатам тестирования опросника А. В. Гришиной, сформировались две группы, зависимые 35 человек (45%) и независимой группы от компьютерного воздействия 43 человека (55%), значимые различия между зависимыми и независимыми присутствуют по всем шкалам. Тест опросник Калининского показал значимость между группами по шкале: Деловитость. По результату теста МТЖЦ, различия по шкале: Духовное удовлетворение. По тесту тест-опросника жизнеспособности Махнача, значимых шкалой является: Семейные и социальные.

Выводы по полученным данным тест опросников различия между людьми, зависимыми и не зависимыми от компьютерного воздействия, позволяет сделать вывод, что студены зависимой от компьютерной зависимости, отличаются от обычных пользователей компьютера. Компьютерные игры могут быть эффективными в преодолении, например, депрессии. Однако, основным препятствием является то, что эти люди в основном дети и молодежь. Они могут легко ускользнуть от реальности в мир видеоигр и это становится особенно разочаровывающим, если учесть, что зависимость от видеоигр может как ухудшать определенные аспекты их психического и эмоционального развития, так и вызывать психические заболевания и вред их личности.

ABSTRACT

He article is devoted to the study of the personality characteristics of students with different levels of computer addiction. Computer addiction encourages a person suffering from it to excessive and pathological use of computers, tablets or mobile phones equipped with a network connection. this behavior gradually leads to the complete absorption of the subject and can have serious consequences for the lifestyle. Addiction to computer games can lead to withdrawal symptoms and social isolation.

Materials and Methods, the following methods were used in the course of the study: theoretical analysis of scientific literature, testing according to the questionnaire of the degree of enthusiasm of younger adolescents for computer games by A.V. Grishina, adapted for a more adult sample and the methodology of Internet addiction by T. A. Nikitina, A. Y. Egorova, a test questionnaire of the viability of Makhnach; A test for organizational and communicative qualities of Kalininsky's personality; Morphological test of life values of MTZHC, V.F. Sopova, L.V. Karpushina.

77 respondents who are students of NSTU took part in this study. According to the results of testing the questionnaire by A.V. Grishina, two groups were formed, dependent 35 people (45%) and an independent group from computer exposure 43 people (55%), significant differences between dependent and independent are present on all scales. The Kalininsky questionnaire test showed the significance between the groups on the scale: Efficiency. According to the result of the MTJC test, the differences on the scale are: Spiritual satisfaction. According to the test of the Makhnach viability questionnaire, the significant scale is: Family and social.

Conclusions based on the obtained data, the questionnaire test differences between people who are dependent and not dependent on computer exposure, allows us to conclude that students who are dependent on computer addiction differ from ordinary computer users. Computer games can be effective in overcoming, for example, depression. However, the main obstacle is that these people are mostly children and young people. They can easily slip away from reality into the world of video games, and this becomes especially frustrating when you consider that addiction to video games can both worsen certain aspects of their mental and emotional development, and cause mental illness and harm to their personality.

 

Ключевые слова: Компьютерные игры; зависимость; личность.

Keywords: Computer games; addiction; personality.

 

Введение

В данной работе мы исследуем особенности личности геймеров, пользователей видеоигр по их увлечению компьютерными играми. Хотя не все медицинские ассоциации признают это диагностируемым расстройством, зависимость от видеоигр является очень реальной проблемой для многих людей (ВОЗ недавно включила его в классификацию расстройств МКБ).В данном исследовании приняли 77 человек все испытуемые являются студентами НГТУ Факультет гуманитарного образования и Факультет бизнеса,32 являются девушками  и 45 мужчин возрастом от 18 до 24 лет.

Результаты тест опросника Гришиной, позволили разделить испытуемых на две группы, первая группа зависимых от компьютерных игр людей, а вторая группа не зависимые от воздействия компьютерных игр. Зависимых респондентов, составили 35 человека, а независимой составило 42.

Таблица 1.

Результаты сравнительного анализа показателей степени увлеченности компьютерными играми у зависимой и независимой групп

U-критерий Манна-Уитни(Данные Зависимые и независимой групп)

Шкалы

U

p-уров.

Эмоциональное отношение

37,5

0,000000000000445259151

Самоконтроль

5,5

7,75500593

Целевой направленности

144,5

0,00000000118578498

Отношение близкого окружения

549

0,0203115582

Предпочнеия общения

140,5

0,000000000647765387

Компютерной зависимости

0

5,33086334

 

Так как по критерию Манна-Утнии было установлено, что различия между группами зависимых и независимых, присутствуют различия по всем шкалам, принято решение рассмотреть и сделать интерпретацию результатов.

 

Рисунок 1. Результаты по тест-опроснику Гришиной

 

На данном рисунке видно, что группа имеющие зависимость от компьютерных игр высокие показатели по, самоконтроля - Высокий показатель свидетельствует о низком уровне самоконтроля у человека, увлеченного компьютерными играми. Как правило, человек с данной зависимостью не хочет прерывать времяпрепровождения за компьютерными играми, раздражается при вынужденном отвлечении от игры и не способен спланировать окончание игры. И соответственно компьютерной зависимости.

Таблица 2.

Результаты сравнительного анализа показателей жизненных ценностей у зависимой и независимой групп

U-критерий Манна-Уитни(Данные Зависимые и независимой групп)

Шкалы

U

p-уров.

Развитие себя

641,0000

0,338808

Духовное удовлетворение

468,0000

0,013952

Креативность

643,0000

0,548491

Социальные контакты

691,0000

0,928073

Собственный престиж

585,0000

0,126162

Достижения

583,0000

0,121172

Материальное положение

555,0000

0,066311

Сохранение индивидуальности

619,0000

0,237369

 

По результату тестирования морфологического теста жизненных ценностей (МТЖЦ) определяет мотивационно-ценностную структуры личности, служит для диагностики основных жизненных ценностей человека. Благодаря Тесту Манна-Уитни выявлены различия между группами по шкале “духовное удовлетворение”.

 

Рисунок 2. Результаты морфологического теста жизненных ценностей, МТЖЦ

 

По данной шкале, различия между зависимой и независимой группой присутствуют. Высокий показатель по, духовному удовлетворению у зависимой от компьютерной игры группой можно интерпретировать как, стремление человека к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни.

Таблица 3.

Результаты сравнительного анализа показателей жизнеспособности у зависимой и независимой групп

U-критерий Манна-Уитни(Данные Зависимые и независимой групп)

Шкалы

U

p-уров.

Само эффективность

690,0000

0,648934

Настойчивость

645,5000

0,362565

Локус контроля

644,0000

0,354533

Совладение

680,5000

0,580653

Духовность

656,5000

0,424896

Семейные и социальные

530,5000

0,036892

 

По критерию Манна-Уитни значимые различия зависимой и независимой от компьютерных игр группы присутствуют по шкале, семейные и социальные взаимосвязи. Первые четыре шкалы позволяют оценить вклад индивидуально-психологических характеристик в жизнеспособность человека. Пятая шкала– отражает духовную сущность человека, его экзотецию. Шестая шкала оценивает социальное и жизнеспособности человека.

 

Рисунок 3. Результаты тест-опросника жизнеспособности Махнача

 

На данном рисунке видно, что по всей шкале высокие значения у зависимой группы, означает что группа зависимых от компьютерных игр оценивает межличностные связи как важный источник эмоциональной поддержки, который служит основанием жизнеспособности способность индивида использовать семью, социальную или внешнюю систему поддержки для лучшего совладения со стрессом. 

Таблица 4.

Результаты сравнительного анализа показателей организаторских и коммуникативных качеств личности у зависимой и независимой групп

U-критерий Манна-Уитни(Данные Зависимые и независимой групп)

Шкалы

U

p-уров.

Направленность

597,0000

0,159531

Деловитость

493,0000

0,013489

Доминирование

605,5000

0,186937

Уверенность в себе

726,5000

0,934773

Требовательность, жесткость

651,5000

0,395822

Упрямство, негативизм

661,0000

0,452099

Уступчивость

589,5000

0,137974

Зависимость

724,0000

0,914458

Психологический такт

611,5000

0,208278

Отзывчивость

632,5000

0,296726

 

Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие, как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста-опросника Л.П. Калининского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны. По критерию Манна-Уитни значимое различие между группами зависимых и независимых респондентов присутствуют по шкале, деловитость. Опросник может быть использован как при самооценке своих организаторских и коммуникативных качеств, так и при оценке этих качеств у испытуемых.

 

Рисунок 4. Результаты теста-опросника Калинского

 

На данном рисунке, мы видим следующий результат. У независимой группы показатели по шкалам деловитость. Означает что в отличии зависимой группы респондентов, не зависимая группа имеет больше адаптивное поведение, которое может провялятся, например, стремление к повышению деловых и организаторских качеств.

Заключение

Таким образом, при изучении результатов эмпирического исследования, результаты следующие. По результатам нашего исследования результаты тест опросника Гришиной показали, что группа имеющие зависимость, свидетельствует о низком уровне самоконтроля у человека, увлеченного компьютерными играми. Компьютерная игра выступает для геймера средством разрядки психоэмоционального напряжения, средством компенсации неудовлетворенных потребностей личности (в общении, родительской заботе и т.д.). По морфологическому тесту жизненных ценностей МТЖЦ, различий между зависимой и независимой группой присутствует по шкале духовное удовлетворение. Тест жизни способности людей Махнача результаты по шкале духовности высокие значения у зависимой группы. По результату тесто-опросника Калиненского у независимой группы высокое значение шкале Деловитость, в отличии от зависимой группы способны идти на риск ради достижения поставленных целей.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты этого исследования могут быть полезны как родителям, так и учителям, которые могут обратить внимание на личностные факторы студентов, рассматривая их как факторы риска или защиты развития воздействия виртуального развлечения, но они также могут направить всех специалистов в области психического здоровья для принятия мер по стратегии развития психических расстройств. Справляются с подростками, в большей степени продвигая проблемно-ориентированный стиль и уменьшая ориентированный на эмоции стиль, чтобы предотвратить развитие интернет-зависимости.

 

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Интернет как генеративное пространство: историческая и эволюционная перспектива. / А. Г.Асмолов // [Вопросы психологии], –2019
  2. Войскунский А. Е. Современные тенденции киберпсихологических исследований. Марцинковская (ред.) Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. / А. Е Войскунский. – М.: МПГУ, 2019
  3. Емелин В.А. Киберкультура и сетевое либертарианство. / В.А.  Емелин Национальный психологический журнал, –2018
  4. Маринова Т.Ю. Социально-психологические аспекты зависимости от многопользовательских сетевых ролевых игр/ Т.Ю. Маринова, О.В.Зарецкая// Социальная психология и общество, –2015
  5. Морозова О.А. Психологические исследования видеоигр: урок западной науки / О.А. Морозова Вопросы психологии. 2019
  6. Польская Н.  Влияние платформ социальных сетей на само повреждающее поведение подростков. / Н. Польская, Д. К. Якубовская // Консультативная психология и психотерапия [Консультативная психология и психотерапия], 2019
  7. Топильская О.А.  Интернет-зависимость как форма аддиктивного поведения личности 2021
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.