Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2015 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Милова Ю.В. НЕКОТОРЫЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(48). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

НЕКОТОРЫЕ  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ  АСПЕКТЫ  ЛИЧНОСТНОГО  ЗДОРОВЬЯ

Милова  Юлия  Владимировна

канд.  пед.  наук,  доцент,  Институт  управления,  бизнеса  и  права,  РФ,  г.  Ростов-на-Дону

E-mail: 

 

SOME  EXISTENTIAL  ASPECTS  OF  PERSONAL  HEALTH

Yulia  Milova

associate  professor,  Ph.D  in  Pedagogy  Institute  of  Management  Business  and  Law,  Russia,  Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  представлен  авторский  подход  к  личностному  здоровью.  Разработанные  на  основе  данного  подхода  упражнения  направлены  на  решение  некоторых  экзистенциальных  проблем  (выбора,  свободы,  смысла  жизни).

ABSTRACT

The  article  presents  the  author's  approach  to  health  of  personality.  Exercises  developed  on  the  basis  of  this  approach  are  directed  at  solving  some  of  the  existential  problems  (choice,  freedom,  the  meaning  of  life).

 

Ключевые  слова:  личностное  здоровье;  истинные  потребности;  смысл  жизни.

Keywords:  health  of  personality;  true  needs,;  the  meaning  of  life.

 

Согласно  позициям  гуманистической  и  экзистенциальной  психологии,  истинные  потребности  личностно  здорового  человека  удовлетворены,  а  нездорового  —  нет,  т.к.  подменены  патологическими  мотивами. 

Под  личностным  здоровьем  предлагается  понимать  осознание  и  удовлетворение  личностью  своих  истинных  потребностей,  а  также  создание  условий  для  осознания  и  удовлетворения  другими  людьми  своих  истинных  потребностей.  Личностное  здоровье  —  это  выбор  в  пользу  истинных  потребностей;  их  удовлетворение  в  созидательной  общеполезной  деятельности;  содействие  удовлетворению  истинных  потребностей  других  людей;  отказ  от  патологических  мотивов  [6]. 

Мотивы  могут  быть  истинными  (базовыми,  зрелыми,  реальными)  или  патологическими  (невротическими,  фиктивными).  Фрустрация  истинных  потребностей  приводит  к  личностной  патологии  [5;  8;  12;  15;  17]. 

Истинные  потребности,  служащие  развитию  индивида,  включают:  физиологические,  безопасности  и  защиты,  принадлежности  и  любви,  самоуважения,  уважения,  познания,  эстетические,  справедливости,  самоактуализации.  Истинные  потребности  преобразуются  в  истинные  мотивы,  если  они  удовлетворяются  с  помощью  конструктивных  целей  и  способов  их  достижения.  Истинные  мотивы  делятся  на  мотивы  присвоения  и  мотивы  отдачи  (нужды-роста,  обладания-бытия,  потребления-производства)  [4;  5;  7;  13].  Мотивы  присвоения  направляют  активность  субъекта  на  приобретение  и  использование  окружающего  как  средст­ва  достижения  личных  выгод,  т.е.  деятельность  для  себя.  Мотивы  отдачи  направляют  активность  на  преобра­зование  мира  для  блага  общества,  на  служение  делу,  другим  людям  и  любовь  к  ним,  т.  е.  деятельность  для  других.

Мотивы  присвоения  связаны  с  потребностями  физиологическими  и  безопасности,  мотивы  отдачи  связаны  с  потребностями  любви,  уважения,  самоуважения,  самоактуализации,  познавательными,  эстетическими  и  др.  Личностное  здоровье  является  следствием  баланса  мотивов  отдачи  и  присвоения,  а  также  преобладания  мотивов  отдачи  над  мотивами  присвоения  и  удовлетворения  мотивов  отдачи,  даже  если  фрустрированы  мотивы  присвоения.  Личностная  патология  возникает  в  результате  доминирования  мотивов  присвоения  над  мотивами  отдачи  и  фрустрации  мотивов  отдачи  при  удовлетворении  или  фрустрации  мотивов  присвоения.

Преобладание  мотивов  отдачи  над  мотивами  присвоения  не  означает  удовлетворения  потребностей  других  в  ущерб  своим.  Это  значит,  что  человек  осуществляет  деятельность,  имеющую  созидательный  смысл,  способствующую  развитию  других  людей  и  удовлетворению  их  истинных  потребностей,  не  потворствует  их  патологическим  мотивам,  а  свои  потребности  присвоения  удовлетворяет  по  разумному  минимуму.

Патологические  мотивы  препятствуют  развитию  личности  и  направляют  деструктивную  деятельность;  образуются  из  истинных  потребностей,  которые  удовлетворяются  деструктивными  целями  и  способами  их  достижения.  К  патологическим  мотивам  относятся:  мотивы  зависимости,  власти,  тщеславия  и  дефицитарной  любви,  приобретения,  минимизации  усилий,  патологической  безопасности  [2;  3;  5;  9;  10;  12;  14;  15;  16;  18].

Доминирующие  мотивы  отдачи  или  баланс  мотивов  отдачи  и  присвоения  и  их  удовлетворение  порождают  смысл  созидания,  а  доминирующие  мотивы  присвоения  и  фрустрация  мотивов  отдачи  —  смысл  потребления/разрушения.  Смысл  созидания  —  это  смысл  для  других,  осуществляемый  в  творческом  трудовом  вкладе  в  жизнь  общества,  в  служении  общему  делу  и  любви.  Смысл  потребления  —  это  всегда  смысл  для  себя,  имеющий  разрушительные  последствия.  Отношение  к  себе  и  другим  как  к  вещам  тождественно  отказу  от  жизни.  У  людей  с  личностной  патологией  смысл  потребления  и  разрушения  преобладает  над  смыслом  созидания  [1;  10;  11;  17]. 

Предлагаемые  ниже  упражнения  реализуют  вышеописанный  подход  к  достижению  личностного  здоровья.  Эти  упражнения,  используемые  в  тренингах  личностного  развития,  могут  помочь  в  решении  ряда  экзистенциальных  проблем:  осуществлении  выбора  и  достижении  свободы,  обнаружении  смысла  жизни,  в  том  числе  созидательного.

Упражнение  «Выбор  позиции»

Цель  —  научиться  выбирать  свое  отношение  к  жизненным  обстоятельствам,  научиться  быть  свободным  по  отношению  к  ним. 

Работа  в  группе:

·     Вспомните  и  опишите  какие-либо  невыносимые  для  вас  обстоятельства,  условия  вашей  жизни,  которые  причиняют  вам  страдания.

Теперь  опишите  две  позиции,  которые  вы  можете  занять  по  отношению  к  этим  условиям: 

1.  от  меня  это  не  зависит.  Например:  «ну  что  же,  ничего  не  поделаешь,  ничего  нельзя  с  этой  ситуацией  сделать,  я  слишком  мал  и  ничтожен,  чтобы  с  ней  справиться,  один  в  поле  не  воин,  буду  плыть  по  течению,  буду  как  все,  никто  же  не  протестует,  никто  не  может  это  изменить,  эти  люди  сильнее  меня,  они  сделают  со  мной,  что  захотят,  власть  в  их  руках,  я  не  могу  с  ними  бороться¸  они  в  любом  случае  выиграют…»; 

2.  от  меня  это  зависит.  Например:

2.1. «я  могу  изменить  эти  обстоятельства  в  свою  пользу,  повлиять  на  них,  овладеть  ими,  изменить  себя  и  других,  подчинить  ситуацию  себе,  я  сильнее  их,  а  не  они  меня,  эта  проблема  решаемая,  я  могу  и  буду  делать  …»; 

2.2. «если  я  не  могу  изменить  обстоятельства  объективно,  я  могу  извлечь  позитивный  смысл  из  своего  пребывания  в  данных  обстоятельствах,  найти  пользу  в  них  для  себя  и  других  людей  —  что  хорошего  для  меня  и  других  в  этом.  Как  это  может  способствовать  моему  развитию,  как  я  благодаря  этому  могу  стать  лучше  и  сильнее,  какие  качества  я  могу  у  себя  сформировать,  используя  эти  обстоятельства?».  Если  сразу  вам  трудно  найти  что-то  положительное  в  своей  ситуации,  отвлекитесь  от  нее  и  ответьте  на  следующие  вопросы:  какие  действия  могли  совершать  заключенные  концлагерей  и  тюрем,  не  имея  возможности  выйти  из  них,  чтобы  сохранить  свою  личность;  что  может  сделать  безрукий/безногий/слепой/глухой  инвалид,  для  того  чтобы  развить  свою  личность,  стать  профессионалом,  заниматься  созидательным  трудом,  быть  полезным  другим?

Затем,  назвав  позиции,  которые  вы  можете  занять  по  отношению  к  своим  невыносимым  обстоятельствам,  опишите,  каковы  будут  последствия  выбора  первой  позиции,  и  что  будет,  если  вы  выберете  вторую  позицию.

Примечание.  Первая  позиция  —  уход  от  решения  проблемы,  позиция  2.1.  —  решение  проблемы,  позиция  2.2.  —  изменение  отношения  к  проблеме.

Упражнение  «Лестница»

Цель  —  выявить  смысл  жизни.

Реквизит:  таблички  с  изображениями  лестницы  и  приоткрытой  двери  (по  каждой  табличке  на  каждого  члена  группы).

Ход  упражнения.  Участник  тренинговой  группы,  желающий  разобраться  в  смысле  своей  жизни,  определиться  с  ним,  получает  следующую  инструкцию:

«Совершенно  неожиданно,  оставшись  ночевать  у  случайного  знакомого,  вы  оказались  в  незнакомом  вам  доме  и  хотите  выйти  из  него  на  улицу.  Однако  же,  спускаясь  по  лестнице,  вы  обнаруживаете,  что,  сколько  бы  вы  по  ней  вниз  не  шли,  она  никак  не  заканчивается  и  к  выходу  на  улицу  вас  не  приводит.  Вы  замечаете,  что  все  время  идете  по  одним  и  тем  же  лестничным  пролетам,  мимо  одних  и  тех  же  надписей  на  стене.  От  жильцов  дома  вы  узнаете,  что  лестница  в  нем  не  обычная  —  она  удерживает  в  доме  и  не  выпускает  из  него  тех  людей,  кто  потерял  смысл  жизни  и  не  может  его  найти.  Любые  попытки  выбраться  из  дома  не  эффективны:  вам  не  удастся  спуститься  из  окна  на  веревке,  вас  не  смогут  вывести  на  улицу  за  руки  люди,  которым  выход  разрешен,  из  дома  нельзя  выбраться  ни  через  крышу,  ни  через  подвал.  Ваша  задача  —  найти  смысл  своей  жизни,  чтобы  лестница  выпустила  вас  из  дома».

Затем  участник  вслух  начинает  размышлять  о  смысле  своей  жизни:  для  чего  он  живет,  какое  место  в  жизни  он  занимает,  к  чему  он  стремится,  чего  хочет  от  жизни,  каковы  были  прежние  смыслы  его  жизни,  для  чего  он  жил  раньше.  Поиску  и  нахождению  смысла  могут  помочь  следующие  вопросы:  «Чем  ты  займешься,  когда  выберешься  из  этого  «заколдованного»  дома,  чему  посвятишь  свою  жизнь,  что  займет  в  твоей  жизни  главное  место,  как  ты  хочешь  прожить  свою  жизнь,  что  для  этого  нужно  сделать  тебе  самому,  что  зависит  от  тебя»?  После  того,  как  участник  называет  очередной  предполагаемый  вариант  смысла  своей  жизни,  остальные  члены  группы  высказывают  свое  отношение  к  нему  голосованием  с  помощью  поднятия  одной  из  табличек  (либо  с  изображением  лестницы,  либо  с  изображением  двери).  Табличка  с  изображением  лестницы  означает,  что  участник  должен  будет  пока  остаться  в  доме,  табличка  с  изображением  двери  означает,  что  участник  получает  право  покинуть  дом  и  начать  самостоятельную  жизнь.  Члены  группы  не  просто  голосуют  с  помощью  табличек  за  тот  или  другой  вариант  жизненного  смысла,  они  также  совместно  обсуждают  каждый  из  них,  приводя  аргументы  за  или  против  и  апеллируя  к  собственной  жизни.  Обсуждение  продолжается,  пока  участник  не  обнаружит  смысл  жизни,  который  будет  устраивать  его  самого  и  который  он  сумеет  отстоять  перед  группой,  доказав  свое  право  на  выход. 

Примечание.  Желательно,  чтобы  игрок  обнаружил  смысл  созидания  (что  он  создает  для  общества  и  человечества  в  целом,  как  он  способствует  развитию  и  совершенствованию  жизни,  как  он  приносит  благо  другим  людям,  в  том  числе  чужим).  Именно  за  нахождение  такого  смысла  его  должны  поощрить  тренер  и  другие  участники.

Упражнение  «Макабр»

Цель  —  раскрыть  смысл  жизни. 

Реквизит:  маска  смерти.

·     Ролевая  игра.  Ход  игры:

Кто-либо  из  участников  тренинга  играет  роль  Смерти,  которая  пришла  за  остальными.  Чтобы  усилить  ощущения  и  переживания  членов  группы,  можно  воспользоваться  масками  смерти. 

Инструкция  членам  группы.  Представьте,  что  вы  сейчас  умрете.  Мысленно  воспроизведите  всю  свою  жизнь  от  самого  ее  начала  до  последнего  момента.  Вспомните  важнейшие  и  не  слишком  значимые  события  вашей  жизни. 

Роль  Смерти.  Она  предлагает  участникам  перед  своей  кончиной:

·     рассказать  перед  всеми  присутствующими  о  том,  что  они  успели  сделать  хорошего  и  полезного,  каким  творческим  трудом  они  были  заняты;

·     «покаяться»  в  том,  что  они  не  успели  сделать  в  своей  жизни,  поведать  о  том,  что  они  еще  могли  бы,  и  им  хотелось  бы  совершить,  на  что  они  были  бы  способны,  но  теперь  уже  не  успеют. 

После  того,  как  все  участники  выскажутся,  Смерть  делает  для  каждого  из  них  выбор:  уведет  ли  она  его  за  собой  в  могилу  или  оставит  пока  жить.  Смерть  может  согласиться  не  забирать  с  собой  того  или  иного  участника,  если  посчитает,  что  ему  еще  много  нужного,  созидательного  предстоит  сделать  —  если,  конечно,  это  прозвучит  от  него  самого  и  он  действительно  способен  это  сделать.  Тогда  Смерть  его  отпускает  (пока).  Остальных  участников  Смерть  уводит. 

·     Психодрама.  Один  из  участников  играет  роль  Смерти,  другой  —  роли  традиционных  персонажей  пляски  смерти:  короля,  нищего,  монаха,  преступника,  ребенка,  старика,  мужчины,  женщины.  Представляя  себя  в  роли  этих  персонажей,  второй  участник  пересаживается  с  одного  стула  на  другой  и  ведет  диалог  со  Смертью  от  имени  этого  лица.  Пересаживаясь  с  одного  стула  на  другой,  второй  участник  «отчитывается»  перед  Смертью  о  прожитой  им  жизни,  выступая  от  имени:

o  «монаха»  —  о  том,  что  он  сделал  в  жизни  доброго;

o  «преступника»  —  о  том,  что  сделал  в  жизни  плохого;

o  «ребенка»  —  о  том,  чему  он  радовался  в  жизни;

o  «старика»  —  о  том,  что  его  огорчало,  от  чего  он  печалился,  от  чего  скучал;

o  «короля»  —  о  том,  в  чем  он  притеснял  других  людей,  как  он  проявлял  свою  власть;

o  «нищего»  —  о  том,  как  подчинялся  и  позволял  подавлять  себя  сам;

o  «мужчины»  —  о  том,  какие  мужские  качества  проявлял,  что  создал  в  жизни;

o  «женщины»  —  о  том,  какие  женские  качества  проявлял,  за  что  старое  и  отжившее  цеплялся.

Смерть  выносит  свой  вердикт  —  забирает  ли  она  этого  участника  с  собой  или  пока  оставляет.  Возможность  побывать  в  роли  уводимых  Смертью  предоставляется  всем  желающим.

Упражнение  «Поиск  созидательного  смысла»

Цель  —  научиться  придавать  созидательный  смысл  своей  деятельности  и  жизни.

Работа  в  группе:

·     Найдите  созидательный  смысл,  общественное  значение  своей  профессиональной  деятельности.  Чем  важна  ваша  деятельность?  Какую  и  кому  она  приносит  пользу?  Для  чего  и  кому  она  нужна?  В  чем  ваша  значимость,  нужность  и  полезность  для  людей  и  общества?  Кто  и  в  чем  не  сможет  без  вас  и  вашей  работы  обойтись?  Опишите  смысл  своей  деятельности  как  можно  более  подробно,  если  вы  нашли  несколько  смыслов,  опишите  каждый  из  них.

Возможно,  ваша  нынешняя  профессиональная  деятельность  вас  совершенно  не  удовлетворяет  —  имеется  в  виду  не  материальная  неудовлетворенность,  а  несоответствие  деятельности  вашим  склонностям.  Какие  положительные  стороны  вы  можете  найти  в  своей  нынешней  работе?  Какая  работа  соответствует  вашим  способностям?  Какую  деятельность  вы  бы  хотели  осуществлять,  так  чтобы  она  имела  созидательный  смысл?  Что  вы  можете  предпринять  для  того,  чтобы  начать  ею  заниматься? 

В  чем  заключаются  ваши  склонности?  Как  их  найти?  Что  вам  нравится  делать,  от  чего  вы  получаете  удовлетворение?  Чем  вам  хотелось  бы  заниматься?  К  чему  вы  испытываете  интерес?  Без  каких  занятий  вы  скучаете?  Процесс  какой  деятельности,  а  не  только  ее  цели,  вас  привлекает?  Опишите.

В  каких  непрофессиональных  дополнительных  видах  деятельности  вы  видите  созидательный  смысл?  Какими  из  них  вы  уже  занимаетесь?  Какими  из  них  вы  хотели  бы  заниматься?  Что  с  их  помощью  вы  делаете  для  других,  не  только  знакомых  вам  людей?  Опишите.

Возможно,  вас  не  удовлетворяют  отношения  с  людьми.  Что  именно  мешает  вам  любить  другого  человека?  Что  вы  делаете  для  других  людей?  Как  вы  можете  заботиться  о  них?  Что  вы  можете  предпринять  для  того,  чтобы  сосредоточить  свое  внимание  больше  на  других,  чем  на  себе?  В  чем  созидательный  смысл  ваших  отношений  с  людьми?

·     Представьте  себе,  что  вы  получили  огромное  наследство  или  нашли  чемодан  с  деньгами,  которых  вам  хватит  на  всю  оставшуюся  жизнь  (сумму  каждый  может  вообразить  такую,  какую  захочет).  Что  вы  сделаете  с  ними,  на  что  потратите?  Чем  вы  теперь  займетесь,  что  будете  делать?  Чему  посвятите  свое  время  и  свою  жизнь?  Будете  ли  вы  работать  и  для  чего?  Что  хорошего  и  полезного  вы  сделаете  на  эти  деньги  для  других  людей?  Какие  ваши  потребности  будут  удовлетворять  выбранные  вами  виды  деятельности?

·     Определите  свой  психологический  возраст.  Для  этого  сначала  решите,  сколько  лет  вы  собираетесь  прожить.  Затем  ответьте  себе  на  вопрос:  какую  часть  из  того,  что  вы  намереваетесь  сделать  в  жизни,  вы  уже  реализовали?  Выразите  свой  ответ  в  процентах.  Теперь  составьте  пропорцию,  в  которой  за  100%  примите  количество  лет,  которые  вы  собираетесь  прожить.  Решив  пропорцию,  вы  узнаете,  сколько  вы  уже  прожили  не  биологически  как  организм,  а  психологически  как  личность.  Например,  вы  предполагаете  прожить  80  лет  и  считаете,  что  уже  исполнили  50  %  из  того,  что  рассчитывали  совершить.  В  этом  случае  ваш  психологический  возраст  равен  40  годам,  независимо  от  того,  сколько  лет  вы  прожили  на  самом  деле.  Если  ваш  психологический  возраст  превысил  паспортный,  это  означает,  что  большая  часть  ваших  жизненных  планов  уже  осуществлена,  и  вы  рискуете  столкнуться  с  экзистенциальным  вакуумом.  Чтобы  предотвратить  его,  решите,  какие  новые  цели  вы  можете  поставить  перед  собой,  какие  планы  вы  сможете  реализовать.  Независимо  от  того,  каков  ваш  психологический  возраст,  опишите,  чему  вы  планируете  посвятить  оставшиеся  вам  годы  жизни,  и  какое  это  будет  иметь  значение  для  других  людей.  Что  именно  и  как  вы  будете  делать  для  других?  Каким  содержанием  заполните  вы  свою  жизнь,  чтобы  чувствовать  свою  незаменимость,  необходимость  и  ценность?

 

Список  литературы:

  1. Адлер  А.  Наука  жить.  Киев:  Port-Royal,  1997.  —  315  с.
  2. Адлер  А.  Наука  о  характерах.  Понять  природу  человека.  М.:  Академический  проект,  2011.  —  253  с.
  3. Блейхер  В.М.,  Крук  И.В.  Толковый  словарь  психиатрических  терминов.  Воронеж:  МОДЭК,  1995.  —  640  с.
  4. Братусь  Б.С.  Аномалии  личности.  М.:  Мысль,  1988.  —  301  с.
  5. Маслоу  А.  Мотивация  и  личность.  СПб.:  Питер,  2009.  —  352  с.
  6. Милова  Ю.В.  Механизмы  личностного  здоровья  и  патологии  //  Психология  и  педагогика:  методика  и  проблемы  практического  применения:  мат-лы  ХXXIII  Межд.  науч.-практ.  конф.  Новосибирск:  ЦРНС.  —  2013.  —  №  33-1.  —  С.  21—26.
  7. Мильман  В.Э.  Мотивация  творчества  и  роста.  М.:  Мирея,  2005.  —  166  с.
  8. Перлз  Ф.  Гештальт-подход.  Свидетель  терапии.  М.:  Изд-во  Ин-та  психотерапии.  2007.  —  224  с.
  9. Роджерс  К.  Становление  личности:  Взгляд  на  психотерапию.  М.:  Эксмо-Пресс,  2001.  —  416  с.
  10. Франкл  В.  Доктор  и  душа.  СПб.:  Ювента,  1997.  —  287  с.
  11. Фромм  Э.  Анатомия  человеческой  деструктивности.  М.:  Аст,  Хранитель,  Мидгард,  2007.  —  624  с.
  12. Фромм  Э.  Бегство  от  свободы.  М.:  Прогресс,  1995.  —  256  с.
  13. Фромм  Э.  Иметь  или  быть.  М.:  АСТ:  АСТ  М.,  2008.  —  314  с.
  14. Хекхаузен  Х.  Мотивация  и  деятельность.  СПб.:  Питер,  2008.  —  860  с.
  15. Хорни  К.  Невроз  и  рост  личности.  М.:  Академический  проект,  2008.  —  400  с.
  16. Хорни  К.  Невротическая  личность  нашего  времени.  М.:  Канон+РООИ  «Реабилитация»,  2012.  —  389  с.
  17. Ялом  И.  Экзистенциальная  психотерапия.  М.:  Римис,  2008.  —  576  с.
  18. Murray  H.  Explorations  in  personality.  N.Y.,  1938.  —  275  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий