Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 августа 2014 г.)

Наука: Психология

Секция: История психологии

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кочеткова Т.Н. АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В РАБОТАХ ПЛАТОНА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(43). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ  ОТЧУЖДЕНИЯ  В  РАБОТАХ  ПЛАТОНА

Кочеткова  Татьяна  Николаевна

канд.  психол.  наук,  доцент,  Дальневосточный  государственный  гуманитарный  университет,  РФ,  г.  Хабаровск

E-mail: 

 

ASPECTS  OF  THE  PROBLEM  OF  ALIENATION  IN  WORKS  OF  PLATO

Tatiana  Kochetkova

associate  professor,  Candidate  of  Psychological  Sciences,  Far  Eastern  State  University  of  Humanities,  Russia,  Khabarovsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  анализу  аспектов  отчуждения  в  античном  обществе.  Хотя  Платон  не  использовал  данного  понятия,  наиболее  ярко  его  проявления  он  описал  в  социальном,  гендерном  и  возрастном  контексте. 

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  analysis  of  alienation  aspects  in  the  ancient  society.  Although  Plato  did  not  use  this  notion,  the  high  point  of  its  performance  is  described  in  social,  gender  and  age-related  contexts. 

 

Ключевые  слова:  раб;  лишенный  прав;  государство;  воспитание;  обучение.

Keywords:  slave;  deprived  of  rights;  state;  upbringing;  education.

 

Со  времен  существования  человечества  люди  всячески  стремились  подчеркнуть  свои  отличия  от  тех,  кого  считали  изгоями.  Наиболее  очевидный  способ  самоутверждения  и  противопоставления  состоит  в  социальной  стратификации,  обусловленной  не  только  происхождением  человека,  но  его  полом,  возрастом,  местом  рождения  и  территорией  проживания.

Одушевленным  объектом  и  необходимым  атрибутом  античного  общества,  являлся  раб.  Платон  полагал,  что  ребенок,  родившийся  от  связи  рабыни  с  рабом,  рабыни  со  свободнорожденным  или  вольноотпущенным,  является  собственностью  рабовладельца.  Рабы  выполняли  самую  тяжелую  и  презираемую  социумом  работу,  т.  к.  никогда  не  обучались.  Не  имея  никаких  прав,  они  могли  быть  наказаны  любым  из  свободнорожденных  жителей  за  совершенные  промахи.  Однако  ряды  отверженных  могли  пополнить  и  другие  категории  граждан,  например,  за  несоблюдение  законов,  которые  философ  считал  гарантией  сохранности  государства.

Причину  бед  и  несчастий  человека  Платон  видел  в  неправильном  государственном  устройстве,  делающем  людей  сходными  с  теми  заблуждениями,  которые  ему  свойственны.  Так,  при  тимократии  люди  честолюбивы,  меркальтильны,  недостаточно  образованы,  удобны  в  управлении  для  властей  и,  одновременно,  жестоки  со  своими  рабами.  В  таком  государстве  законы  активно  переписываются  и  не  соблюдаются  власть  имущими;  всеобщей  ценностью  являются  деньги,  ради  приобретения,  которых  постоянно  ведутся  войны.  Здесь  в  почете  богачи  и  те  граждане,  что  берутся  за  дело,  в  котором  ничего  не  смыслят.

Олигархия  держится  на  устрашении  и  применении  военной  силы.  Она  пробуждает  ненависть  людей  друг  к  другу,  вызванную  обеднением  большей  массы  населения  на  фоне  роскоши  правящей  элиты.  Обнищание  порождает  изгоев,  лишившихся  гражданских  прав  вместе  с  продажей,  принадлежавшей  им  собственности.  Данный  строй  порождает  ростовщичество,  преступность,  необразованность  и  культ  денег. 

При  демократии  кажется,  что  все  социальные  страты  уравнены  в  правах,  но  эфемерность  тождества  рушится  реальностью  отношений,  вынуждающей  воспитателей  боятся  воспитанников,  родителям  —  собственных  непочтительных  детей;  здесь  восхваляются  ведомые  правители  и  царствующие  подданные.  Демократия  усыпляет  разум  и  моральные  устои,  порождая  эгоизм  и  праздность.

Тиранию  сопровождают  распри  и  войны.  Платон  характеризует  тирана  как  самого  несчастного  и  безжалостного  человека,  никому  не  верящего,  т.  к.  он  не  способен  доверять  даже  себе.  Данный  строй  порождает  цинизм  и  преступность.  Избежать  произвола  правителя  можно  лишь  став  его  копией. 

В  идеальном  государстве,  которое  виделось  Платону  свободным  от  пороков,  свойственных  реально  существующим  типам  правления,  человек,  пользовался  «дурной  славой»,  если  в  десятилетний  срок,  отведенный  для  деторождения,  нарушал  супружескую  верность.  Повес,  как  и  нарушителей  семейных  обязанностей,  лишали  гражданских  прав.  Они  не  могли  посещать  свадебные  пиршества  и  праздники  в  честь  рождения  ребенка.  Если  же  они  появлялись  на  таких  мероприятиях,  то  «невозбранно  наказывались  палочными  ударами»  [1,  c.  236].  Такое  же  наказание  он  рекомендовал  внедрять  и  для  тех  людей,  кто  плохо  выполнял  обязанности,  возложенные  на  них  государством.

Философ  ратовал  за  изгнание  из  города  людей,  уличенных  в  жестоком  обращении  с  родителями;  предлагал  казнить  тех  из  них,  кто  убил  своих  близких;  советовал  не  только  ввести  налог  за  добровольную  бездетность,  но  и  активно  демонстрировать  всеобщее  неуважение  к  этим  людям;  негативно  оценивая  поступки  самоубийц,  предлагал  хоронить  их  безымянно  и  бесславно  за  границами  государства,  т.  к.  они  совершили  над  собой  самосуд  из-за  личной  слабости  и  малодушия.  Социальными  аутсайдерами  могли  стать  не  только  на  провинившиеся,  но  и  на  тех,  кто  осмеливался  с  ними  общаться. 

По  сути  Платон  принижал  значение  семьи  (независимо  от  ее  социального  статуса),  поскольку  первичную  роль  в  становлении  человека,  необходимого  обществу,  оставлял  за  последним  «…ведь  дети  больше  принадлежат  государству,  чем  своим  родителям»  [1,  c.  257]. 

Социализация  ребенка  в  идеальном  государстве  должна  была  начинаться  с  раннего  воспитания  и  обучения  (только  свободнорожденных  детей),  с  обязательным  соблюдением  четкого  распорядка  дня,  который  сопровождал  его  на  протяжении  всей  жизни.  Философ  считал,  что  долгий  сон  мешает  телесной  и  душевной  деятельности:  «...  Кто  из  нас  больше  всего  заботится  о  разумности  жизни,  …  пусть  по  возможности  дольше  бодрствует,  соблюдая  при  этом,  …  то,  что  полезно  его  здоровью»  [1,  c.  260].  После  непродолжительного  сна,  детей  отправляли  к  учителям.  Невзирая  на  малый  возраст  подопечных,  их  подвергали  наказаниям  за  совершенные  проделки,  однако  наказывающий  ни  при  каких  обстоятельствах  не  должен  был  оскорблять  провинившегося,  как  и  «баловать  отсутствием  наказаний»,  для  того  чтобы  ребенок  не  «приучался  радоваться  и  скорбеть  вопреки  закону  и  людям»  [1,  c.  108]. 

Платон  утверждал,  что  душевные  порывы  воспитанников  необходимо  контролировать  не  только  подбором  предметов  изучения,  в  том  числе,  музыкального  сопровождения,  но  и  тщательным  анализом  авторских  работ,  четкими  правилами,  обязательными  для  запоминания  и  исполнения.  «Если  случится,  проходя  сочинения  поэтов,  письменную  прозу  или  же  просто  устные  творения,  встретить  …  речи,  родственные  нашим  суждениям,  то  …нельзя  этого  упускать,  но  надо  записывать…Надо  заставить  самих  учителей  усвоить  и  одобрить  это…  Надо  пользоваться  помощью  тех,  кто  одобряет  и  соглашается  [с  этим]...  Именно  им  надо  вручить  молодых  людей  для  обучения  и  воспитания»  [1,  c.  264]. 

Срок  обучения  не  мог  быть  самовольно  увеличен  или  уменьшен,  т.  к.  ослушник  лишался  «права  на  почести  за  образованность».

Женскую  природу  философ  обесценивал,  полагая,  что  женщины  ведут  «малоценную  и  ничтожную  жизнь»,  занимаясь  лишь  домашними  обязанностями.  Пренебрежительное  отношение  к  женскому  полу  автор  отразил  в  гипотезе  об  эволюции  животного  мира:  «…среди  произошедших  на  свет  мужей  были  и  такие,  которые  оказывались  трусами  или  проводили  свою  жизнь  в  неправде,  и  мы  не  отступим  от  правдоподобия,  если  предположим,  что  они  при  следующем  рождении  сменили  свою  природу  на  женскую»  [2,  c.  498]

С  учетом  государственных  интересов,  Платон  предлагал  ввести  обучение  и  для  девочек.  Он  допускал,  что  в  последующем,  женщина  сможет  занимать  государственные  должности,  но  после  возраста  деторождения  —  от  40  до  50  лет.  Теоретически  она  даже  могла  стать  правителем,  если  имела  для  этого  подходящие  способности. 

Философ  подмечал  предрешенность  «испорченной»  природы  правителя,  обусловленную  вседозволенностью  и  полной  возможностью  изменять  законы  под  собственные  интересы.  Поэтому  править  идеальным  государством  должен  филантроп,  человек  образованный,  рассудительный,  бескорыстный  и  порядочный.

Идеальное  государство,  в  видении  Платона,  не  обходилось  без  низших  сословий  –  земледельцев  и  ремесленников,  труд,  которых  был  необходим,  хотя,  по-прежнему,  оценивался  низко.  Социальное  разделение  людей  в  таком  государстве  философ  ставил  в  зависимость  от  личных  способностей,  поэтому  возглавлять  государство  станет  мудрый  властитель,  а  охранять  —  стражи  —  мужественные  люди. 

Полагая,  что  основной  причиной  междоусобиц  являются  деньги,  именно  воины  не  должны  были  иметь  частной  собственности.  Примечательно,  что  в  контексте  данного  вопроса  Платон  доказывал  целесообразность  общности  жен  и  детей  стражей,  находя  преимущества  в  том,  что  они  избавлялись  от  угодничества  перед  богатыми  людьми,  необходимости  воспитания  детей  и  зарабатывания  денег  для  семейного  бюджета.

Выводы:

  1. В  рабовладельческом  обществе  раб  имел  перед  своим  господином  только  обязанности,  являясь,  по  сути,  его  «движимой»  собственностью,  поэтому  за  самовольное  решение  раб  мог  поплатиться  жизнью.
  2. К  людям,  лишенным  или  ограниченным  в  правах  относились  ремесленники,  земледельцы  и  иностранцы,  которые  в  силу  низкого  статуса  занимались  тяжелым  физическим  трудом.
  3. Женщина  в  античном  обществе  не  имела  серьезного  «веса».  Основная  ее  роль  сводилась  к  материнству  и  служению  мужу. 
  4. Отмечая  сходство  человека  с  тем  строем,  в  котором  он  живет,  и  идеалы  которого  заимствует,  Платон  постулировал  вторичность  собственным  желаний  человека  по  отношению  к  социуму,  частью,  которого  он  является.
  5. В  выделенных  философом  неправильных  типах  правления  превалировала  ценность  денег  и  значимость  высокого  социального  статуса  на  фоне  социальных  катаклизмов  и  низкой  образованности  населения.
  6. Даже  в  идеальном  государстве  Платон  предлагал  взрослым  четко  контролировалось  поведение  детей,  с  тем,  чтобы  в  будущем,  человеком  можно  было  легко  управлять.
  7. Идеальное  государство  Платона  было  еще  большим  миром  отчуждения  людей  друг  от  друга  в  сравнении  с  ошибочными,  исходя  из  принципов,  определяющих  его  основы  (жесткость  социализирующих  условий,  «растворение»  индивида  в  интересах  государства,  общность  жен  и  детей  стражей,  стратификация  людей,  исходя  из  их  происхождения  и  способностей).
  8. Аспекты  дистанцированности,  описанные  Платоном  позволяют  говорить  о  не  только  о  социальном,  политическом  и  правовом  отчуждении,  подкрепляющих  разделение  общества,  но  и  духовном  отчуждении,  обусловленном  внутренними  противоречиями  человека.

 

Список  литературы:

  1. Платон.  Собрание  сочинений  в  4-х  т.  Т.  4.  М.:  Мысль,  1994.  —  830  с. 
  2. Платон.  Собрание  сочинений  в  4-х  т.  Т.  3.  М.:  Мысль,  1994.  —  654  с.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий