Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Корнеенков С.С. ПСИХОЛОГИЯ, ФИЗИКА И ЙОГА: УНИВЕРСАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – ОСОБОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПСИХОЛОГИЯ, ФИЗИКА И ЙОГА: УНИВЕРСАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – ОСОБОЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ

Корнеенков Сергей Семенович

канд. психол. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,

кафедра психологии, г. Владивосток,

E-mail:  korneenkovss@yandex.ru

 

В последнее десятилетие проблема сознания все более глубоко и широко исследуется комплексом естественных, гуманитарных и естественных наук. Несмотря на философские и научные исследования в течение сотен лет, концепция сознания остается самой актуальной и противоречивой. Теоретические и эмпирические вопросы сознания стоят в центре внимания психологии. Многообразие подходов к изучению феноменов психики и сознания говорит об уникальности самой природы человека. Психология должна найти то основание, на котором можно выстроить стройную систему взглядов духовной, душевной, биологической и физической природы человека.

Наука утверждает, что все процессы, происходящие в материальном мире, имеют свою причину, нет случайностей, вся жизнь подчинена определенным законам природы. Значит, и в работе ума, в психической жизни человека тоже нет ничего случайного. Если законов движения нет, то жизнь Вселенной и человека не подлежит никакому объяснению, и поиск «смысла жизни» не имеет смысла. Если же закон есть, то его необходимо познать. Психология — это наука о познании объективных законов душевной жизни человека. Познание человеком самого себя, законов саморазвития неотделимо от познания законов развития сознания и Вселенной. Знание законов эволюции позволяет понять деятельность памяти, ума, интеллекта, воли, интуиции, избегать несчастья и «притягивать» счастье, благополучие, радость. Ничто не происходит случайно, но мы видим порой только следствия, так как причина скрыта в недрах Универсального Сознания.

Цель статьи: показать, что: а) основой жизни на Земле и во Вселенной является Универсальное Сознание; б) сознание есть особое свойство материи.

Человек, как и вся природа, есть проявление Универсального Сознания в мире бытия. Эволюция человека связана с одухотворением материи и развитием сознания, для этого капля сознания облекает себя в форму физического тела. Наполняя физическое тело сознанием, человек постепенно одухотворяет природу и ее проявления. Понимание особенностей развития человека в контексте эволюции природы открывает новые перспективы не только для психологии, но и для всей науки в целом. Психология полностью оправдает свое название как наука о душе, когда перейдет от изучения раздробленного сознания в виде фрагментарной психики к познанию законов, лежащих в основе Единого Универсального Сознания.

Универсальное Сознание есть Высшая Реальность, ядро всех вещей и всех существ. Оно имеет много имен, что может быть определено как безграничное пространство, в котором Вселенная рождается, растет и умирает; духовная субстанция всех вещей; основание, на котором возникают все вещи. Оно не имеет частей, не произведено, неразрушимо, неподвижно, вечно и всепроникающее, не снаружи и не внутри, находится по ту сторону времени, пространства и ума. «Сознание — это не что-то абстрактное, — пишет Шри Ауробиндо, — оно есть само существование, и является чем-то очень конкретным» [17, с. 112].

Ведические знания показывают, что каждый человек наделен Высшим Сознанием, что «каждый человек есть Брахман во всей своей полноте» [18, с. 90]. «Ибо, воистину, Человек есть Бог» [18, с. 223]. Высшая реальность — это не только Универсальное Сознание, но и Универсальная психическая энергия или Универсальная Сила. «Человек, человечество — это проявление  Универсального Сознания. В каждом человеке есть все то, что и во Вселенной» [8, с. 6]. Эволюция отдельного человека (человечества) абсолютно связана с развитием Вселенной и все определяется движением Универсального Сознания.

В Универсальном Сознании каждый индивид имеет свое место, свое предназначение в контексте всеобщего развития. Миссия человека продолжается в пределах Земли до тех пор, пока каждый индивид не станет самосознающим существом Вселенной. Шри Ауробиндо, обращаясь к ученикам, пишет: взгляни на Вселенную, это твое «Я», т. е. Брахман, и все сущее есть ты сам, твоя радость, твоя печаль, твои друзья и враги — в Нем. «Все: жена, дети, друзья, враги, радость, печаль, победа, поражение, красота и уродство, воодушевление и безжизненность — все это лишь свойства Единого Сознания, и это наше собственное сознание. Если вдуматься, то нет у нас ни друзей, ни врагов, ни радостей, ни печалей, которые бы не были делом наших рук… Вся Вселенная есть лишь результат Единой универсальной Воли, которая, решив сотворить в себе множество, превратила себя во все те формы, что мы в ней видим» [18, с. 193—194]. Мы привыкли наделять человека субъективным, измененным, обыденным, расстроенным и многочисленными другими видами сознания, но человек изначально наделен Универсальным Сознанием, в этом его главное величие. Практическая реализация объективного Сознания доступна каждому человеку, это лишь процесс времени.

Изучение сознания и его феноменов представляет для науки фундаментальный интерес. Наука предполагает определенную форму исследования — экспериментальную, и логический поиск начинается с аксиом, в которых никто не сомневается. Наиболее ярко и привычно это проявляется при рассмотрении работы мозга, когда считается, что мозг порождает психические процессы и сознание. В науке, именуемой «психология», одной из фундаментальных аксиом является положение, что сознание есть высшая форма развития психики, которая, в свою очередь, детерминирована функциями мозга и социума. Особенности организации и работы сознания человека пытаются раскрыть не только наука, но и религия, теософия, эзотерика, оккультизм, йога, тантра. В религиозных догматах исходной позицией о сотворении бытия, сознания, психики, тела человека, как и всего мира, является деятельность Высшей Личности — Бога. В йоге о природе человека говорится, что человек создан Единым Разумом. Квантовая механика считает, что в основе мироустройства лежат информация, энергия и сознание. Вселенная движется и развивается благодаря универсальным взаимодействиям и суперсиле [4].

Движение Универсального Сознания самодетерминированно и не поддается логическому обоснованию, и все происходящие в мире изменения зависят от этого самодвижения. Наука придерживается мнения, что законы материи и жизнь человека имеют определенные (явные и скрытые) детерминанты или силы. Универсальное Сознание, возможно, и есть та отправная точка, с которой начинается и которая определяет все изменения в материи и саму жизнь человека. «Универсальное сознание объективно, и человек в своей основе, потенциально, также обладает объективным сознанием. Каждый человек включен в Универсальное Сознание и постоянно получает поток объективной информации, которая обрабатывается мозгом. Обработанная и декодированная умом информация в силу несовершенства ума теряет свои объективные характеристики и представляет субъективный мир личности, который далек от реальности» [7, с. 101]. 

Рассмотрим более подробно различные точки зрения на природу сознания. Концепцию сознания на западе ввел в философию Анаксагор в V веке до н. э., где сознание рассматривается как «бесконечное, самоуправляемое, ни с чем не смешанная субстанция, источник движения, необходимая часть всего живого, имеющее сходные свойства у животных и человека». Физик В. Паули и психолог К. Г. Юнг пришли к единому мнению, что между физикой и психологией существуют глубокие связи, физическая и психическая реальности соотносятся между собой как количественная и качественная составляющие, физика и психика — комплиментарные аспекты одной реальности. Еще раньше философ А. Шопенгауэр писал, что сознание не существует без объекта, фактически они представляют одну и ту же сущность, рассматриваемую с разных точек зрения. Аналогично этому и высказывание А. Эйнштейна, что душа и тело не есть нечто различное, это только два пути восприятия одних и тех же вещей. Физика и психология — это два различных направления в попытке связать наш опыт посредством систематического мышления. Сознание становится одновременно элементом изучения физики и психологии. Каждая из этих научных дисциплин подходит к изучению сознания со своими специфическими методами, но достигает при этом лишь одностороннего знания о нем. Познание феномена сознания возможно лишь при взгляде на него одновременно с двух сторон: естественно-научном и гуманитарном, отмечает М. Б. Менский [9, с. 71]. Только таким образом можно построить теорию сознания.

По мнению академика В. Н. Волченко, сознание целесообразно понимать как высшую форму информации, причем информация-сознание является столь же фундаментальным проявлением Вселенной, как и энергия-материя [2, с. 3]. Сознание человека — это неотъемлемая часть сознания Вселенной как живой системы. Весь мир — есть сознание, все творится сознанием [3].

В. И. Вернадский, разрабатывая теорию ноосферы, полагал, что ноосфера создается разумом, и что разум имеет природное, космическое явление [1]. Всеобщий разум влияет на эволюцию человека и каждого индивида в отдельности. Современные ученые считают, что мысль человека — это частица, которая порождается сознанием и связана с энергией духовного плана. Исходя из этого, Дж. Уолд, лауреат Нобелевской премии, полагает, что этот принцип свойствен всей Вселенной, т. е. сознанием наделено все сущее. Установлено, что атомы и молекулы имеют сознание, постоянно обмениваются информацией и реагируют на человеческую мысль [13, с. 6]. Любой атом, клетка, молекула обладают своей толикой сознания. Сознание в атомах и молекулах кажется пассивным или несуществующим только по причине его микроскопичности и нашей неспособности его увидеть в данной системе [12, с. 27]. Академик Ф. Я. Шипунов пишет, что квантовая механика исследует частицу как физическую структуру и как волну или энергию. За пределами элементарных частиц материального мира уже не существует, остается лишь их волновая составляющая. Это духовная субстанция, именно она строит весь физический мир. Волновую природу имеют не только элементарная частица, но и атом, молекула, человек и все мироздание. В настоящее время с математической точностью доказано существование творящих сил Вселенной, от которых зависят весь материальный мир и жизнь человека. Это открытие в квантовой механике считается последним словом науки [14, с. 16]. Физик Д. Бом пишет, что человек есть целая часть неделимой реальности, которая обладает идеей о самой себе. Эту реальность Д. Бом обозначает как Поле Сознания [10, с. 134]. Поле Сознания, по мнению Г. И. Шипова, лежит в основе всего материального мира [11, с. 34]. В. Ю. Тихоплав, исследуя разработки ученых в области квантовой механики, приводит свое определение Вселенского Сознания. По его мнению, это волновая энергоинформационная субстанция, олицетворяющая Творца и обладающая неограниченными возможностями саморазвития и творения [15, с. 135]. Под информацией В. Ю. Тихоплав понимает разнообразные свойства Вселенского Сознания, а под энергией — атрибут Вселенского Сознания, количественную меру движения бесконечных форм материи. Материя — это особым образом структурированная воздействием информации энергия, которая проявляется в виде частиц, атомов, молекул [15, с. 136]. Физики отмечают, что все есть энергия. Любая форма материи — это энергия, дух и духовность — тоже энергия. Современная физика вплотную подошла к изучению сознания, и дает этому явлению такое определение: «Сознание есть выбор квантовой альтернативы» (А. Б. Менский). Под квантовой альтернативой понимается вся совокупность возможных, вероятностных состояний системы.

В последние годы бурно развивается квантовая психология. Квантовая теория сознания помогает ответить на вопрос, каким образом невидимая и неощущаемая для нас эмоция превращается в физиологический компонент, который и воспринимается органами чувств. Ученые утверждают, что все жизненные функции тела зависят от изменений происходящих в квантовом поле. Квантовые процессы влияют на обмен веществ, воздействуют на все физиологические функции и на все психические процессы человека, считает Д. Чопра [16, с. 9]. К квантовым сигналам он относит любовь, веру, сочувствие, милосердие и другие надличностные качества человека.

Американский ученый П. К. Мудгал выдвинул гипотезу, согласно которой сознание представляет фундаментальную основу субатомной частицы-волны [12, с. 27]. Российские ученые также используют квантово-механический подход в исследовании и описании мышления [6]. Английские ученые разработали квантовую теорию сознания, где сознание представлено диффузной средой, заполняющей бесконечную область внешнего мира. Сознание, по мнению авторов концепции, включает в себя все категории человеческого опыта: память, эмоции, восприятие, мышление, волю и все, что объединяется понятиями «подсознание», «сверхсознание». В квантовой концепции сознания реальностью является информация, и сознание может как бы вносить информацию в материю и извлекать ее из материи [5, с. 173]. Ни сознание, ни информация не могут быть представлены в отдельности, но только во взаимодействии. Ум человека через понятия квант, энергия, импульс, магнитное поле, частота и длина волны пытается объяснить, каким образом происходит обмен между сознанием и окружающим миром. Эти понятия в равной мере отражают как окружающий нас материальный мир, так и сознание, точнее — характер их взаимодействия. Таким образом, понятия физической теории помогают описать феномен сознания и того, как сознание исследует само себя. В этой концепции двойствен не физический мир, а сознание (волна-частица).

Любая наука, связанная с живыми системами, должна включать исследования феномена сознания, потому что оно является частью реальности, отмечает В. Гейзенберг. В восточном мировоззрении эта мысль звучит еще более определенно: сознание — единственная реальность, все остальное временное и преходящее.

В науке долго господствовала корпускулярная концепция сознания. Предполагалось, что сознание локализовано в материальном теле, что только мозг человека может творить психику и сознание. Такой концепцией сознания невозможно объяснить многие социальные и психологические феномены во времени и пространстве. Двойственность сознания, его корпускулярность и волновые свойства позволяют описать многие физические и психические явления с использованием одного и того же понятийного аппарата, принятого в квантовой физике. Волновой концепцией сознания можно объяснить дистанционное влияние, телепатию, ясновидение, материализацию, коммуникативные феномены психики. Стоячим и бегущим волнам присущ ряд признаков, которыми не обладает частица. Например, волна может мгновенно переносить энергию и информацию в любую точку Вселенной, причем передача происходит без потерь и искажений. Если ученые признали волновую природу таких физических процессов, как звук, свет, поведение материи на атомном уровне, то почему бы ни признать волновую природу сознания?

Ученые разработали так называемые метрики сознания, это: пространство сознания, время сознания, масса сознания, заряд сознания. Определение этих понятий и нахождение их психологических коррелят сейчас не входит в нашу задачу. Для примера разберем понятие «заряд сознания». Мы часто наблюдаем, что определенный жизненный опыт несет положительную энергию, повышает настроение, улучшает эмоции (похвала). Отрицательный заряд сознания (угроза, страх) приводит к снижению психического тонуса и может очень болезненно отразиться на психосоматическом состоянии. Мы осознанно можем настроиться на ту или иную волну сознания и благодаря этому зарядиться энергией или отдать ее. Психотерапевтический эффект легко объясним с точки зрения заряда сознания, который повышает энергию человека. Другой пример. Передача заряда сознания во времени (время сознания) определяется количеством переданной, принятой и переработанной информации за какой-то отрезок времени. Благодаря импульсному мышлению возможна мгновенная передача огромного количества информации на любое расстояние от человека к человеку, от учителя к ученику практически мгновенно. После общения с такими людьми реципиент получает приток новой энергии или информации, которая может постепенно «раскручиваться» в его сознании в течение многих часов и даже лет. «Импульсная передача информации — одно из самых неизученных явлений человеческого сознания» [8, с. 111]. Интуиция чаще всего проявляется как разворачивание в уме импульсной информации полученной из сверхсознания или бессознательного.

Таким образом, ученые пришли к единой точке зрения, суть которой состоит в следующем: сознание — универсальное явление, существующее повсюду: и в самых маленьких, и в самых крупных объектах Вселенной. Им обладает вся природа, а не только мозг человека. Мозг лишь улавливает и отражает информацию и энергию, порождаемую Универсальным Сознанием. Универсальное Сознание наделено всеми силами самодетерминации, самотворения. Различия между живыми и неживыми системами становятся все более условными как с физической, так и с биологической, психологической точек зрения. Любую систему (существо), способную генерировать, получать и передавать информацию, можно рассматривать как живую систему. Сознание по своей природе материально и лежит в основе всей живой и неживой материи. Психология. квантовая физика, как и наука в целом, по-прежнему далеки от разгадки природы Универсального Сознания, а значит и природы сознания человека.

 

Cписок литературы:

1.        Вернадский В. И. Биосфера: мысли и наброски. — М.: 2001. — 244 с.

2.        Волченко В. Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете // Сознание и физическая реальность. Т. 2. № 4. — С. 1—14.

3.        Волченко В. Н. Миропонимание и экоэтика XXI века. — М.: 2001. — 432 с.

4.        Девис П. Суперсила. — М.: 1989. — 272 с.

5.        Джан Р. Г., Данн Б. Дж. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. — М.: 1995. — 288 с.

6.        Климец А. Н. О непроявленом логическом мышлении // Физика сознания и жизни, космология и астрофизика. 2001. № 3. — С. 8—19.

7.        Корнеенков С. С. Универсальное сознание личности: интегральная психология и психотерапия: монография. — Владивосток, Изд-во ТГЭУ, 2005. — 384 с.

8.        Корнеенков С. С. Универсальное сознание человека. Психофизика и психология йоги: монография. — Владивосток, Изд-во. ТГЭУ, 2007. — 324 с.

9.        Менский М. Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами / Вопросы философии. 2004. № 6. — С. 65—74.

10.     Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М.: 1989. — 287 с.

11.     Пацюков В. Сценарий рождения материи: Беседа с академиком Г. И. Шиповым // Знание — сила. 1995. № 7. — С. 32—43.

12.     Плотников Р. И., Хлуновский А. Н., Юсупов Р. М. Биомедицинская информационная система для оценки и прогнозирования динамики возможного развития процессов в организме и сознании // Биомедицинская информатика и эниология (проблемы, результаты, перспективы). — СПб.: 1995. — С. 12—32.

13.     Пономарев Б. П. Сознание как основа единства мира // Сознание и физическая реальность. 2001. Т. 6. № 6. — С. 2—16.

14.     Почему ошибочна теория относительности Альберта Эйнштейна: Беседа с академиком Ф. Я. Шипуновым // На грани невозможного. 2001. № 10. —С. 16.

15.     Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Начало начал. — СПб., 2004. — 288 с.

16.     Чопра Д. Здоровье и квантовая механика // Наука и религия. 1990. № 1. — С. 40—42.

17.     Шри Ауробиндо. Письма о йоге. — М.: 2005. Кн. 1. Ч. 3. — 224 с.

18.     Шри Ауробиндо. Собр. соч. — СПб.: 2004. Т. 4. Иша Упанишада. — 416 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом