Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2016 г.)

Наука: Психология

Секция: Клиническая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Киреева Т.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ СТАРЕНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(61). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 103-109.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ СТАРЕНИЯ

Киреева Татьяна Ивановна

канд. мед. наук, доц. Самарского государственного медицинского университета,

РФ, гСамара

PSYCHOLOGICAL MARKERS OF AGING

Tatyana Kireeva

candidate of medical sciences, associate professor of Samara State Medical University,

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось изучение психологических маркеров преждевременного старения. Изучение осуществлялось при помощи психологического исследования, в результате которого были выявлены негативные и позитивные изменения протекания когнитивных и эмоционально-волевых процессов, личности, стрессоустойчивости, межличностных отношений в пожилом возрасте. Полученные результаты могут быть использованы для своевременного определения и замедления преждевременного психологического старения.

ABSTRACT

The aim of the study was to investigate the psychological premature aging markers. The study was carried out with the help of psychological research, in which were found negative and positive changes in the flow of cognitive, emotional and volitional processes, personality, stress, interpersonal relationships in old age. The results can be used for timely identification of psychological and slowing premature aging.

 

Ключевые слова: старость, старение, психологические маркеры, внимание, память, интеллектуальная активность, тревога, депрессия, социальная фрустрированность, самооценка.

Keywords: old age, aging, psychological markers, attention, memory, intellectual activity, anxiety, depression, social frustration, self-esteem.

 

Проблемы старости все чаще становятся предметом гуманитарных исследований, основной задачей которых является объяснение феномена старения с социологических, психологических, культурологических позиций. Психологические исследования феномена старости направлены на выявление позитивных и негативных изменений когнитивной и эмоционально-волевой сфер, личности, сферы межличностных взаимодействий, характерных для периода старения.

Л.В. Каширина и М.А. Сидорова отмечают, что, как и любой другой, пожилой возраст имеет свои положительные и отрицательные стороны, характеризуется одновременно потерями и преимуществами, давая субъекту возможность прожить этот этап своей жизни активнее, реализуя интересы в тех пределах, которые оптимальны с точки зрения возможностей и потребностей пожилого человека [2]. Происходящие в пожилом и старческом возрасте изменения личности направлены на актуализацию резервных возможностей, накопленных в организме. Н.В. Овсянникова полагает, что при этом участие личности в сохранности и регуляции индивидной организации с возрастом должно только усиливаться [3].

Старость, с одной стороны, отождествляется с жизненным опытом, мудростью, эрудицией, пониманием, терпением. С другой стороны, по мере развития заболевания усугубляются нарушения памяти, снижается сосредоточенность и работоспособность, а присущие человеку черты характера в старости приобретают гипертрофированное звучание: аккуратность превращается в педантичность, бережливость – в скупость [1].

Старение бывает, как естественным (физиологическим), так и преждевременным, вызванным внутренними (генетическими) и внешними (вредные привычки, неблагоприятные средовые воздействия) неблагоприятными факторами. В настоящее время довольно хорошо изучены физиологические маркеры старения, но что касается психологических маркеров, – таких данных пока недостаточно. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что изучение психологических маркеров старения позволит своевременно выявлять начало преждевременного старения и предпринимать меры по его замедлению.

Психологическое исследование осуществлялось на базе Клиник Самарского государственного медицинского университета. Выборку исследования составили 60 лиц зрелого и пожилого возраста. В экспериментальную группу вошли 30 мужчин и женщин в возрасте 60–75 лет, в контрольную – 30 мужчин и женщин в возрасте 35–50 лет.

Тестовую батарею составили следующие методики: красно-черная таблица Горбова, методика запоминания 10 слов, методика выявления закономерностей числового ряда, прогрессивные матрицы Равена, госпитальная шкала тревоги и депрессии, шкала экспресс-диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Статистический анализ данных осуществлялся при помощи U-критерия Манна-Уитни в программе SPSS 17,0.

Результаты исследования концентрации и переключения внимания методикой Горбова представлены в таблице 1. Анализ данных свидетельствует о том, что лица пожилого возраста, хотя и выполняют первое задание медленнее, чем лица зрелого возраста, тем не менее, способны сохранять довольно устойчивую концентрацию внимания, указывая числа от 1 до 25 в порядке возрастания. Выполняя второе задание, они демонстрируют растущую рассеянность, утомление и время, затраченное ими на выполнение, уже значимо отличается от времени, затраченного людьми зрелого возраста.

Таблица 1.

Результаты диагностики концентрации и переключения внимания (ср. зн.)

Группы

Время 1-го задания, сек

Время 2-го задания, сек

Кол-во ошибок

Скорость переключения

Экспериментальная группа

57±19

77±23

13,6

152±39

Контрольная группа

43±14

52±17

7,8

116±46

р

0,094

0,035*

0,047*

0,003*

 

* – статистически значимые различия

 

Количество ошибок особенно высоко при выполнении второго задания, требующего удержания в памяти последнего числа каждого из двух рядов. Скорость переключения внимания в экспериментальной группе значимо выше, чем в контрольной, что свидетельствует о ригидности протекания психических процессов.

Исследование кратковременной памяти методикой запоминания 10 слов не выявило значимых различий между группами, но стоит отметить, что обследуемые экспериментальной группы воспроизводили полностью запоминаемый ряд с 4–5 попытки, тогда как обследуемые контрольной группы – с 3–4 попытки.

Методика выявления закономерностей числового ряда показала, что лица пожилого возраста хуже, чем лица зрелого возраста, анализируют цифровой материал, часто не видят в нем скрытых закономерностей, что говорит об ослаблении логического мышления. Выполнение 7 заданий было ограничено 5-ю минутами и за отведенное время лица зрелого возраста в среднем выполнили 5,3 задания, а лица пожилого возраста – 3,7 задания. Различия между группами подтверждены статистически (р=0,053).

В таблице 2 представлены результаты исследования интеллектуальной активности.

Таблица 2.

Уровень интеллектуальной активности обследуемых (%)

Группы

Уровни

высокий

средний

низкий

Экспериментальная группа

33

49,5

17,5

Контрольная группа

59,4

40,6

-

р

0,056*

0,431

0,083

 

* – статистически значимые различия

 

Анализ данных показывает, что с увеличением возрастного показателя интеллектуальная активность намечает тенденцию к снижению. Респондентам экспериментальной группы с поправкой на возрастной коэффициент было достаточно выполнить два блока из пяти, чтобы их результат можно было отнести к среднему уровню, но пожилые люди выполняли тестовые задания медленнее, чем лица зрелого возраста. Они стремились к точности, взвешенности, аргументированности своих ответов, пытались объяснить свой выбор исследователю.

Показатели госпитальной шкалы тревоги и депрессии представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты госпитальной шкалы тревоги и депрессии (%)

Группы

Уровни тревоги

норма

субклиническая

клиническая

Экспериментальная группа

36,3

57,1

6,6

Контрольная группа

62,7

27,4

9,9

р

0,064

0,043*

0,634

Группы

Уровни депрессии

норма

субклиническая

клиническая

Экспериментальная группа

27,4

56,1

16,5

Контрольная группа

42,9

49,5

7,6

р

0,118

0,09

0,06

 

*– различие значимо при p<0,05

 

Исследование показало, что у большего числа обследуемых пожилого возраста диагностирована субклиническая тревога и депрессия, а показатели нормы встречаются у меньшего числа лиц пожилого возраста в сравнении с обследуемыми зрелого возраста. Статистически подтверждено повышение показателей субклинической тревоги, которая представляет собой два и более тревожных симптома, одновременно присутствующих у обследуемого в течение минимум двух недель и приводящих к социальной дезадаптации. Среди таких симптомов: повышенная утомляемость, слабость, напряженность, раздражительность, трудности при сосредоточении и переключении внимания, головные боли, волнение, тревожные ожидания, приступы сердцебиения, затруднения дыхания и другие.

Результаты исследования социальной фрустрированности представлены в таблице 4. Анализ социальной фрустрированности показал, что у лиц пожилого возраста отмечаются высокие показатели фрустрированности по сферам удовлетворенности социально-экономическим положением, своим здоровьем и работоспособностью, социальным статусом и взаимоотношениями с родными и близкими. В целом интегральный показатель социальной фрустрированности в экспериментальной группе значимо больше, чем в контрольной (р=0,053).

Основной причиной роста социальной фрустрированности по большинству указанных сфер является выраженная реакция лиц пожилого возраста на прекращение активной трудовой жизни или вынужденную смену профессии на менее квалифицированную.

Таблица 4.

Результаты исследования социальной фрустрированности (%)

 

*– различие значимо при p<0,05

 

Фрустрированность в сфере здоровья и работоспособности обусловлена ухудшением самочувствия обследуемых экспериментальной группы, ощущением недостатка жизненной энергии, сил на выполнение привычных действий.

Исследование особенностей самооценки по методике Дембо-Рубинштейн выявило достоверное снижение (р<0,05) показателей по шкалам здоровья (43,8±11,3 в экспериментальной и 72,7±9,4 в контрольной группе), оптимизма (38,6±14,4 в экспериментальной и 68,7±13,7 в контрольной группе), удовлетворенности собой (48,3±10,2 в экспериментальной и 74,8±9,7 в контрольной группе).

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены следующие маркеры психологического старения:

  • снижение концентрации внимания, скорости переключения, работоспособности, ригидность протекания психических процессов;
  • увеличение периода сохранения информации в кратковременной памяти;
  • снижение интеллектуальной активности, скорости мыслительных реакций, ослабление логического мышления;
  • повышение показателей субклинической тревоги (утомляемости, слабости, раздражительности, трудностей при сосредоточении и переключении внимания, болезненных проявлений со стороны внутренних органов);
  • рост социальной фрустрированности в связи с оценкой своего здоровья и работоспособности;
  • снижение уровня самооценки здоровья, оптимизма, удовлетворенности собой.

Выявленные маркеры психологического старения могут быть использованы при диагностике преждевременного старения и разработке психологических мероприятий по его замедлению.

 

Список литературы:

  1. Денисова Т.П. Некоторые аспекты психологии старения // Известия медицинского университета. – 2006. – № 9 (74) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgmu.ru/news/paper/2006/09/art10.html (Дата обращения: 02.04.16).
  2. Каширина Л.В., Сидорова М.А. Социально-психологические состояния пожилых людей: к методологии исследования их социального самочувствия // Власть и управление на востоке России. – 2011. – № 4. – С. 118–124.
  3. Овсянникова Н.В. Построение модели старости с помощью комплексного подхода // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии. Сборник научных трудов. – Тюмень, 2015. С. 321–328. http://elibrary.ru/pic/1pix.gif
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий