Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: LVI-LVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 октября 2015 г.)

Наука: Психология

Секция: Социальная психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алимов А.А., Смотрова Т.Н. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ВИНЫ И СТЫДА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LVI-LVII междунар. науч.-практ. конф. № 9-10(56). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ  МОРАЛЬНОЙ  НОРМАТИВНОСТИ  С  ПОКАЗАТЕЛЯМИ  ВИНЫ  И  СТЫДА    У  ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ  РАЗНЫХ  ЭТНИЧЕСКИХ  ГРУПП

Алимов  Айдар  Анварович

канд.  психол.  наук,  доцент  Балашовского  института  Саратовского  государственного  университета  имени  Н.Г.  Чернышевского,  РФ,  г.  Балашов

Е-mailalimov-77@mail.ru

Смотрова  Татьяна  Николаевна

канд.  психол.  наук,  доцент  Балашовского  института  Саратовского  государственного  университета  имени  Н.Г.  Чернышевского,  РФ,  г.  Балашов

Е-mailtat-smotrova@yandex.ru@mail.ru

 

THE  INTERCONNECTION  OF  MORAL  NORMALIZATION  WITH  THE  INDICATORS  OF  GUILT  AND  SHAME  AMONG  REPRESENTATIVES  OF  DIFFERENT  ETHNIC  GROUPS

Aidar  Alimov

candidate  of  psychological  sciences,  associate  professor  at  the  Balashov  institute  of  Saratov  state  university  named  after  N.G.  Chernyshevsky,  Russia,  Balashov

Tatyana  Smotrova

candidate  of  psychological  sciences,  associate  professor  at  the  Balashov  institute  of  Saratov  state  university  named  after  N.G.  Chernyshevsky RussiaBalashov

 

Исследование  выполнено  при  финансовой  поддержке  РГНФ  в  рамках  проекта  проведения  научных  исследований  («Феномены  вины  и  стыда  как  регуляторы  социального  поведения  в  контексте  традиционных  и  современных  ценностей  (кросскультурное  исследование)»),  проект  №  13-06-00492а

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  представлены  результаты  эмпирического  выявления  взаимосвязи  моральной  нормативности  со  склонностью  к  переживанию  чувств  вины  и  стыда  у  представителей  разных  этнических  групп  методом  ранговой  корреляции.  На  основании  полученных  данных  делаются  выводы  об  отсутствии  различий  между  исследуемыми  группами  в  базовом  уровне  моральной  нормативности,  о  преобладании  внутренних  регуляторов  поведения  (вины)  над  внешими  (стыдом),  об  общих  и  специфичных  для  исследуемых  групп  тенденциях  в  проявлении  указанных  взаимосвязей  в  разных  условиях  социальных  взаимодействий. 

ABSTRACT

The  paper  presents  the  results  of  the  empirical  revelation  of  the  interconnection  of  moral  normalization  with  the  proneness  towards  experiencing  the  feelings  of  guilt  and  shame  among  representatives  of  different  ethnic  groups  by  the  method  of  rank  correlation.  On  the  basis  of  the  data  obtained  we  make  the  conclusions  about  the  absence  of  differences  between  the  tested  groups  at  the  basic  level  of  moral  normalization,  about  the  dominance  of  the  internal  regulators  of  behaviour  (guilt)  over  external  ones  (shame),  about  the  general  and  specific  tendencies  for  the  tested  groups  in  the  manifestation  of  the  interconnections  indicated  under  different  conditions  of  social  interactions. 

 

Ключевые  слова:  стыд;  вина;  моральная  нормативность;  этнические  группы;  социальная  дистанция;  социальные  нормы;  внутренние  и  внешние  регуляторы  поведения.

Keywords:  shame;  guilt;  moral  normalization;  ethnic  groups;  social  distance;  social  norms;  internal  and  external  regulators  of  behaviour.

 

 

Чувства  вины  и  стыда  по  своему  содержанию  являются  социальными  эмоциями,  так  как  выступают  в  качестве  регуляторов  социального  поведения  личности.  Они  возникают  в  ситуации,  когда  субъект  осознает  факт  нарушения  социальных  норм.  Поэтому  при  изучении  склонности  к  переживанию  вины  и  стыда  целесообразно  раскрыть  содержание  феномена  моральной  нормативности,  определить  ее  связь  с  показателями  вины  и  стыда.  Интересен  и  кросскультурный  анализ  специфики  вышеназванных  показателей.

Итак,  моральная  нормативность  —  это  способность  индивида  понимать  и  принимать  установленные  в  обществе  нормы  и  правила  взаимного  поведения  [5,  с.  136].  Становление  моральной  нормативности  опосредовано  опытом  личности  и  ее  деятельностью,  в  ходе  которой  формируются  моральные  понятия  и  нравственные  чувства. 

Считается,  что  моральные  нормы  играют  различную  роль  в  поведении  представителей  различных  наций  и  народностей.  Моральная  нормативность  детерминирована  национально-культурным  фактором.  Каждый  этнос  в  ходе  своего  социального  развития  вырабатывает  фундаментальные  нравственные,  духовно-культурные  принципы,  определяющие  образ  жизни,  мировоззрения  и  соответствующего  поведения,  они,  как  правило,  будучи  специфическими,  сопрягаются  с  общечеловеческими  ценностями.  Вместе  с  тем  моральная  нормативность  представляет  собой  единство  общего  и  особенного.  Моральная  нормативность  изменяется  под  влиянием  культур  народов,  с  которыми  им  приходилось  взаимодействовать  и  сотрудничать. 

Данное  исследование  проводилось  на  территории  Саратовской  области,  в  частности  г.  Саратов,  г.  Балашов,  г.  Аркадак,  р.п.  Самойловка  и  р.п.  Романовка.  Выборка  испытуемых  составила  300  человек.  Выборка  была  представлена  пятью  этническими  группами:  азербайджанцами,  армянами,  казахами,  русскими  и  татарами.  Численность  каждой  этнической  группы  составила  60  человек.  Возрастной  состав  группы  —  от  18  лет  до  65  лет.

Целью  нашего  исследования  стало  изучение  специфики  переживания  чувств  вины  и  стыда  представителями  разных  этнических  групп.  Это  предполагало  выявление  взаимосвязи  способности  к  переживанию  вины  и  стыда  и  моральной  нормативности,  а  также  определение  интенсивности  переживания  чувств  вины  и  стыда  в  зависимости  от  социальной  дистанции  и  условий  огласки  о  совершенном  проступке. 

В  этой  связи  одной  из  частных  гипотез  нашего  кросскультурного  исследования  стало  предположение  о  наличии  тесной  связи  между  склонностью  к  переживанию  чувств  вины  и  стыда  и  моральной  нормативностью  у  представителей  различных  этнических  групп.  В  направленности  такой  связи  будут  как  общие  черты,  так  и  специфичные  характеристики,  которые  будут  обусловлены  социокультурными,  религиозными,  историческими  и  иными  особенностями  той  или  иной  этнокультурной  группы.

Исходя  из  цели  исследования,  был  использован  соответствующий  методический  инструментарий. 

1.  Шкалы  вины  и  стыда  из  методика  «Измерение  чувства  вины  и  стыда»  (TestofSelf  —  Conscious  Affect  (TOSCA)  (Дж.П.  Тангней)  [2,  с.  496]. 

2.  Авторский  опросник,  направленный  на  выявление  глубины  переживания  вины  и  стыда  в  зависимости  от  величины  социальной  дистанции  и  условий  анонимности/огласки  [1]. 

3.  Комбинация  шкал  склонности  к  нарушению  социальных  норм  и  моральной  нормативности  (из  опросника  СОП  А.Н.  Орла  и  из  «Многоуровневого  личностного  опросника  «адаптивность»  А.Г.  Маклакова  и  С.В.  Чермянина)  [3,  с.  549]. 

Для  выявления  взаимосвязи  выраженности  чувств  вины  и  стыда  со  значениями  моральной  нормативности  у  представителей  различных  этнических  групп  был  использован  метод  ранговой  корреляции  Спирмена.  Математико-статистическая  обработка  данных  осуществлялась  при  помощи  программы  SPSS  11.5.

Анализ  полученных  в  ходе  исследования  данных  осуществлялся  в  трех  направлениях.  Во-первых,  был  проведен  сравнительный  анализ  общего  уровня  моральной  нормативности  и  отдельных  утверждений,  отражающих  отношение  к  социальным  нормам  у  представителей  разных  этнических  групп.  Во-вторых,  для  каждой  этнической  группы  выявлялись  корреляционные  связи  между  значениями  шкал  вины  и  стыда  с  одной  стороны,  и  значениями  моральной  нормативности  и  отношения  к  отдельным  социальным  нормам  —  с  другой.  И,  в-третьих,  для  каждой  этнической  группы  выявлялась  взаимосвязь  моральной  нормативности  со  значениями  выраженности  чувств  вины  и  стыда  в  ситуациях  взаимодействия,  различающихся  по  величине  социальной  дистанции  и  по  условиям  анонимности/огласки. 

Сопоставление  показателей  общего  уровня  моральной  нормативности  у  представителей  разных  этнических  групп  позволило  выявить  следующую  эмпирическую  картину.  В  ходе  исследования  было  установлено  отсутствие  достоверных  различий  в  среднегрупповых  показателях  моральной  нормативности  между  представителями  исследуемых  этнических  групп,  поскольку,  как  видно  их  результатов,  представленных  в  таблице  1,  данные  разных  эногрупп  практически  идентичны. 

Таблица  1. 

Среднегрупповые  показатели  моральной  нормативности  представителей  разных  этнических  групп

 

Этнокультурные  группы

Азербайджанцы

Армяне

Казахи

Русские

Татары

Среднегрупповые  показатели  моральной  нормативности

21,83333

22,03333

22,71667

22,71667

22,56667

 

 

И,  несмотря  на  расхождения  в  отношении  респондентов  из  разных  этнических  групп  к  отдельным  социальным  нормам,  еще  раз  подчеркнем  отсутствие  различий  между  азербайджанцами,  армянами,  казахами,  русскими  и  татарами  в  базовом  уровне  моральной  нормативности. 

Теперь  обратимся  к  анализу  взаимосвязей  между  показателями  моральной  нормативности  и  склонности  к  переживанию  чувств  вины  и  стыда  у  представителей  различных  этнических  групп. 

Так,  установлена  связь  общего  показателя  моральной  нормативности  с  чувством  вины  у  респондентов  всех  этнических  групп,  а  с  чувством  стыда  —  только  у  казахов.  Такая  взаимосвязь  стыда  и  моральной  нормативности,  характерная  только  для  казахов,  на  наш  взгляд,  может  быть  обусловлена  специфическими  чертами  представителей  этой  этнической  группы,  которые,  по  мнению  В.С.  Степина,  имеют  глубинные  истоки,  исходящие  из  кочевого  образа  жизни  их  предков.  Кочевой  образ  жизни  предполагает  малое  число  контактов,  низкую  интенсивность  взаимодействия,  и,  как  следствие,  повышается  ценность  общения,  стремление  к  исключительно  позитивным  отношениям,  которые  достижимы  лишь  при  условии  социально-одобряемого  поведения  и  его  положительной  оценки  окружающими.  Стыд  же,  как  известно,  —  эмоция,  ориентированная  на  мнение  других,  выражающих  осуждение  по  поводу  нарушения  норм  [4,  с.  15].

Не  менее  интересна  эмпирическая  картина  взаимосвязи  склонности  к  переживанию  стыда  и  вины  с  отдельными  утверждениями  из  шкалы  моральной  нормативности.  Так,  чем  в  большей  степени  склонны  к  переживанию  стыда  армяне,  и  вины  и  стыда  азербайджанцы,  тем  менее  они  склонны  соглашаться  с  утверждением  о  том,  что  действовать  в  рамках  закона  является  проявлением  слабости.  Чем  более  склонны  к  переживанию  вины  азербайджанцы  и  стыда  татары,  тем  менее  они  убеждены  в  том,  что  в  отдельных  ситуациях  человеку  позволено  игнорировать  общепринятые  правила.  Выраженность  склонности  к  переживанию  вины  у  армян,  казахов  и  стыда  у  казахов,  русских,  татар  связана  с  убежденностью  в  том,  что  поиск  лазейки  в  законе,  даже  при  условии  его  соблюдения,  невозможен.  Чем  в  большей  степени  склонны  к  переживанию  вины  татары  и  стыда  татары  и  армяне,  тем  менее  они  склонны  соглашаться  с  утверждением  о  том,  что  можно  простить  людям  нарушения  правил,  которые  они  считают  неразумными.  И,  наконец,  чем  более  выражена  склонность  к  переживанию  чувства  вины  у  азербайджанцев,  армян,  русских  и  татар,  тем  менее  значимо  для  них  безразличие  к  оценкам  собственной  личности  со  стороны  окружающих. 

Показательно,  что  перечисленные  аспекты,  имеющие  отношение  к  моральной  нормативности,  в  большинстве  случаев  связаны  с  чувством  вины,  нежели  стыда.  Можно  утверждать,  что  для  представителей  исследуемых  этнических  групп  характерно  преобладание  внутренних  регуляторов  поведения  —  вины,  над  внешними  —  стыдом.  Их  поведение  в  ситуации  моральной  неопределенности  связано  со  способностью  выстраивать  свои  действия  в  соответствии  с  требованиями  норм  морали,  осуществлять  моральный  самоконтроль,  формулировать  нравственные  обязанности,  умения  требовать  от  себя  их  выполнения  и  производить  самооценку  совер­шаемых  поступков.  Также  поведение  будет  определяться  и  способностью  нести  ответственность  перед  самим  собой  как  носителем  высших,  универсальных  ценностей. 

По-разному  у  представителей  исследуемых  этнических  групп  проявляется  характер  взаимосвязи  общих  показателей  моральной  нормативности  и  глубины  переживания  вины  и  стыда  в  условиях,  различающихся  дистанцией  социальных  взаимодействий  и  степенью  анонимности  совершаемых  проступков.  Так,  в  ситуациях  дальней  социальной  дистанции,  т.  е.  во  взаимодействиях  с  малознакомыми  или  незнакомыми  людьми  выявлена  взаимосвязь  моральной  нормативности,  как  с  чувством  вины,  так  и  с  чувством  стыда  у  представителей  всех  исследуемых  групп,  но  лишь  при  условии  огласки.  В  условиях  анонимности  установлена  взаимосвязь  моральной  нормативности  и  чувством  вины:  у  азербайджанцев,  армян,  казахов,  русских,  а  также  взаимосвязь  моральной  нормативности  и  чувством  стыда:  у  азербайджанцев,  казахов,  русских  и  татар. 

В  ситуациях  средней  социальной  дистанции,  описывающих  профессиональные  взаимодействия  в  условиях  анонимности  и  в  условиях  огласки,  взаимосвязь  моральной  нормативности  с  чувствами  вины  и  стыда  была  установлена  на  всех  этнических  группах,  кроме  армян. 

И,  наконец,  в  ситуациях  близкой  социальной  дистанции,  характеризующихся  взаимодействиями  с  родными  и  самыми  близкими  людьми,  в  условиях  огласки  взаимосвязь  моральной  нормативности  с  чувствами  вины  и  стыда  выявлена  у  всех  исследуемых  групп,  а  в  условиях  анонимности  —  у  всех,  кроме  татар. 

Таким  образом,  на  основании  полученных  данных  можно  сделать  следующие  выводы:

  • представители  исследуемых  групп  —  азербайджанцы,  армяне,  казахи,  русские  и  татары  —  не  отличаются  друг  от  друга  в  базовом  отношении  к  моральным  нормам;
  • для  представителей  всех  исследуемых  групп,  кроме  казахов,  характерно  преобладание  внутренних  регуляторов  поведения  над  внешними; 
  • в  зависимости  от  величины  дистанции  социальных  взаимодействий  и  условий  анонимности  или  огласки  совершаемых  проступков,  в  характере  взаимосвязей  склонности  к  переживанию  вины  и  стыда  с  моральной  нормативностью  прослеживаются  как  общие  для  всех  исследуемых  этногрупп  тенденции,  так  и  специфические  для  отдельных  этносов  черты. 

 

Список  литературы:

  1. Горнаева  С.В.,  Смотрова  Т.Н.  Специфика  переживания  вины  и  стыда  у  лиц  с  различными  социально-психологическими  характеристиками  //  Современные  исследования  социальных  проблем  (электронный  научный  журнал).  —  2012.  —  №  3(11)  /  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/gornaeva.pdf
  2. Ильин  Е.П.  Психология  общения  и  межличностных  отношений.  —  СПб.:  Питер,  2009.  —  576  с. 
  3. Практическая  психодиагностика.  Методики  и  тесты.  Учебное  пособие.  /  под  ред.  Д.Я.  Райгородского.  —  Самара:  Бахрах-М,  2001.  —  672  с. 
  4. Стёпин  В.С.  Эпоха  перемен  и  сценарии  будущего  //  Философия  и  жизнь.  Научно-популярная  серия.  —  М.:  Знание.  —  1990.  —  №  11. 
  5. Фомичев  И.Ю.  Модусы  моральной  нормативности  в  менеджменте.  —  Тюмень:  ТюмГНГУ,  1999.  —  177  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий