Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 24 апреля 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Серов Н.Н. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(34). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 65-69.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Серов Николай Николаевич

магистрант 2 курса РФ ФГБОУВО «РГУП»

РФ, г. Ростов-на-Дону

В первую очередь, отметим, что политическая культура не является каким-то изолированным явлением. Это один из элементов глобальной культуры, который находится в разных зависимостях с ее частями – художественной, религиозной, идеологической, моральной, правовой и экономической. Еще одна наиболее важная характеристика полити­ческой культуры заключается в уровне освоения политического опыта и теоретических знаний, накопленных за всю историю. В китайской политической культуре оставили свой след идеи конфуцианства и легизма. Отношение к реформам в Китае, как и во многих других странах, всегда было сложным и противоречивым. Культурная революция (в особенности ее начальный этап, характеризующийся наибольшей радикальностью), обозначила высокий уровень сопротивления капитали­стическим идеям. Приверженцы Мао, несмотря на допущенные ошибки, провели серьезную работу по подготовке человеческих ресурсов и материальной базы, необходимой для активного и поэтапного роста. После правления Мао началось стремительное экономическое развитие, базировавшееся на его достижениях. Сюда же следует отнести социальную и национальную эмансипацию.

Важнейшая идея китайской государственности заключалась в уважении и обожествлении власти, а также в ее моральном и идеологическом превосходстве. В этом отношении правительство КНР так же следует старым рецептам. Руководящая роль КПК была сформирована исторически. Она закрепилась и в современных условиях. Такая роль позволяет исполнять функцию представительства передовых производительных сил, коренных интересов нации и передовой культуры народа.

Китайская политическая культура начала формироваться в далекой древности. У ее истоков – верования древнего китайского народа. Особой значимостью обладает культ Неба, заложенный в основу ритуала Чжоу. Ритуал Чжоу – специфический регулятор социальных отношений цивилизации древнего Китая. Для более детального исследования китайской политической культуры необходимо изучить и проанализировать этот вопрос.

Вплоть до III в. до н.э. китайское феодальное общество поддержи­вало раздробленность государства. В этот период Китай состоял из множества мелких уделов. Такая раздробленность достигалось традициями, правовыми и социальными нормами, свойственными обществу феодального типа. Далее автором будет рассмотрена трансформация отдельных аспектов таких норм и традиций в контексте процесса централизации древнекитайского государства, имевших место в IV-III вв. до н.э. (в период династии Чжанго).

Многие современные отечественные и иностранные исследователи упоминают о культе Неба, говоря о культуре древнего Китая. И это не зря. Следует отметить, что культ Неба как своеобразная квинтесенция верований и традиций в течение веков обладал огромным влиянием на общественную мысль китайского народа. Это объясняет, почему влияние верований и традиций ощущается во всех вариантах китайских философских школ (буддизм, легизм, даосизм, конфуцианство). Это та основа, на которой сформировалась и начала развиваться духовная жизнь китайского народа.

Традиционные верования начали формироваться в Китае в глубокой древности. Самые первые религиозные идеи встречаются в памятниках письменности эпохи Шан-Инь (около XVI-XI вв. до н.э.). Довольно четкая картина о культуре и религиозных верованиях того периода складывается по итогам изучения многочисленных ритуальных надписей на черепах, панцирях и костях животных.

Система ритуалов и родства превратилась в своеобразный духовный стержень, основу, которая предохраняла древнекитайское государство от распада. Основа, заложенная системой ритуалов, позднее превратилась в фундамент для формирования национального этнического самосознания китайского народа.

С XI в. до н.э. в чжоуском обществе сложилось общество, экономика, которого характеризовалась натуральным хозяйством, феодальным способом производства. Феодализм раннего периода характеризуется тем, что феодал из-за зачаточного состояния традиций административного управления населением, вынужден был пользоваться личным влиянием в административном и политическом управлении своим уделом. Подчеркнем, что возможности подобного управления явно недостаточны для огромных территорий. Период раннего средневековья ознаменовался массовой раздачей уделов. По сути, это было попыткой крупного феодала сберечь контроль (хотя бы даже частичный) над большими территориями. С этой целью управление частями территории отдавалась верным феодалам.

Однако обеспечение единства раннего государства было невозможно на основе только личной дружбы между сюзереном и его вассалами. Недостаточно было и военной силы. В связи с этим, возникла острая необходимость в создании идеологической подоплеки под распределение уделов и их раздачу. Достижение этого происходит за счет абсолютизации родственных взаимоотношений, а также путем распространения чжоуской культуры ритуалов. В связи с этим, Сын Неба (правитель Чжоу) рассматривался в качестве главы рода Чжоу. Правители-феодалы относились к той же родовой фамилии. Князя рассматривали как главу рода в его уделе на основании этого же прин­ципа. Предоставлялись наделы и представителям других родов [1, c. 38].

Однако, с включением в сферу влияния чжоусцев все большего числа родов и племен, узконаправленный культ Шан-ди все больше отставал от идеологических потребностей расширяющего свои пределы государства. В этой связи, культ Шан-ди постепенно утратил свою значимость. В таких условиях центр политики необходимо было перенести на что-то другое. В связи с этим фокус с культа предков был смещен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что во времена восточного Чжоу произошел стремительный рост значимости культа Неба. Этот культ сменил традиции Шан-ди. Хотя сам термин Тянь (Небо) вошел в обиход еще в XI в. до н.э., по мере развития чжоуской экспансии он довольно быстро вытеснил собой термин Шан-ди. Как показывают исторические события, данный процесс берет свое начало со времен Западного Чжоу. С течением времени аналог культа Шан-ди начал терять свою идеологическую значимость. Однако после получения нового имени, у него началась новая жизнь. Культ стал более терпимым в отношении других родов государства. В итоге был сформирован принципиально новый культ – ритуал Чжоу, регламентировавший социальное поведение родовых аристократов и исполнявший функции идеологической системы, которая смогла объединить уделы и княжества в единый политический и культурный союз. Это стало возможно благодаря четко выработанной ритуальной системе. Роды сближались посредством культа Неба и правил Ли. Если этикет не соблюдался, то это воспринималось в качестве оскорбления. При этом жертвоприношения (предкам, Земле и Небу), как и войны, рассма­тривались как крупные, серьезные государственные события [2, c. 78].

Обоснование легитимности власти и обеспечение культурного и политического единства государства была не единственной функцией, которую принял на себя чжоуский ритуал. Вместе с тем, ритуал выступал в качестве инструмента, распределяющего привилегии и полномочия между этими родственниками. Он выступал в качестве показателя положения отдельных представителей знати на феодальной лестнице иерархии. Достижение такого положения происходило посредством распределения символических и ритуальных обязанностей, привилегий и льгот, путем регламентации отношений и быта между отдельными членами общества. Как известно из многочисленных источников, большинство сфер политической и социальной жизни народа древнего Китая, руководствовавшихся в своей жизнедеятельности чжоускими ритуалами.

В качестве одного из критериев, которого придерживались древние китайцы, выступало обязательное исполнение норм чжоуского ритуала. Например, княжество Цинь в течение долгого времени не рассматривалось как цивилизованное государство. Другие княжества не признавали Цинь. Это объяснялось тем, что в княжестве Цинь не особенно придерживались ритуала Чжоу. Княжество Ци, являвшееся наиболее сильным княжеством в пределах территории Чжунго, долгое время рассматривалось в качестве варварского. В политических встречах с представителями княжества Лу княжество Ци пользовалось ритуалами варваров. В рассматриваемый исторический период неисполнение норм ритуала в межгосударственных отношениях расценивалось в качестве признака варварства и оскорбления. При этом ритуал Чжоу выступал в качестве того индекса, которого строго придерживались древние китайцы в культурной идентификации отдельных людей и общества в целом.

К V в. до н.э. из нескольких сотен мелких и средних уделов были образованы крупные княжества. Определенную роль сыграло и провозглашение ряда удельных владетелей ванами. Данный акт является не только символом повышения мощи правителя. Он обладал огромным идеологическим значением. Провозглашение царственности – это отрицание вассалитета к чжоуской династии и притязание на власть во всем государстве. В результате это привело к постоянному диплома­тическому, экономическому и военному соперничеству между новыми китайскими царствами.

Основные царства к началу V в. до н.э. это - Чжоу, Сун Чжэн, Чу Цинь. Кроме них в тот или иной период активную роль в политической жизни играли Юэ, У, Восточная Сюй, Цзюй, Цай. Обратим внимание на существование в тот период нескольких удельных владений (например, Чэнь, Ци, Цао).

Ритуал Чжоу, вследствие влияния политической конъюнктуры, постепенно теряет ведущие идеологические позиции. В контексте рассматриваемой темы целесообразно обратить внимание на ранние политические учения Китая. По большей части, они начали форми­роваться в период, когда правители некоторых княжеств начали называть себя ванами. Придерживаясь настроения эпохи, правители княжеств более не говорят о титуле «Сын Неба» как об исключительной привилегии вана Чжоу. Такое изменение правительственной системы, а затем и идеологии, обладает системообразующим характером.

После падения Западного Чжоу, функции и обязанности Сына Неба обрели черты, чем-то сходные с функциями Папы римского в средне­вековой Европе. Это стало явным, начиная с 771 г. до н.э. Начиная с этого момента, в руках вана Чжоу осталась лишь ритуальная власть. Ван стал духовным лидером древнекитайского раздробленного государства.

Однако ритуал Чжоу объединил его в подобие единого простран­ства, обладающего общей культурой и имеющего единую политику. Его авторитет признавался священным и во многих случаях выступал в качестве высшей (последней) инстанции, способной решать различные споры, выражать определенное отношение по различным вопросам, накладывать или отменять религиозные и политические льготы и санкции.

 

Список литературы:

  1. История Китая: Учеб. для студентов вузов... / Под ред. А.В. Меликсетова. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 736 с.
  2. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. 1 / Пер. С кит., введ. и коммент. Ю.Л. Кроля. Спб.: Центр «Петербург, востоковедение», 1997. 416 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.