Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 мая 2021 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егорченков К.А. МЕСТО АДВОКАТУРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXV междунар. науч.-практ. конф. № 5(59). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 69-73.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕСТО АДВОКАТУРЫ В СИСТЕМЕ ФОРМ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Егорченков Кирилл Александрович

магистрант, Саратовская государственная юридическая академия,

 РФ, г. Саратов

Ключевые слова: адвокатура, нотариат, представительство, юридическая помощь.

 

На сегодняшний день существует несколько форм оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам, к числу которых относятся адвокатура, нотариат и иные организационные формы оказания юридической помощи, представляющие собой оказание правовой помощи на коммерческой основе лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими юридическое образование.

Между тем, данные институты, несмотря на наличие общей цели в виде оказания юридических услуг и правовой помощи, не являются тождественными, так как каждый из них имеет свой правовой статус и специфические задачи, не свойственные другим институтам.

Например, нотариат в соответствии со статьей 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.1993 № 4462-1, осуществляет защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий. При этом нормативно устанавливается круг лиц, правомочных совершать такие действия, что делает нотариат обособленным от других форм оказания юридической помощи [4].

Адвокатура является важнейшей формой оказания юридической помощи. Именно с данным институтом народ связывает непосредственное оказание правовой помощи, зачастую не разграничивая его с оказанием юридических услуг по договору с частнопрактикующими юристами. Между тем, по сравнению с другими формами адвокатура является наиболее квалифицированной, что вытекает из ее законодательного регулирования.

Правовое регулирование адвокатуры в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; иных законов, принимаемых в соответствии с ним; Кодекса профессиональной этики адвоката. При этом в соответствии со статьей 1 закона об адвокатуре адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке [5].

Утверждение законодателя о том, что адвокатура оказывает именно квалифицированную юридическую помощь, не является декларативным, а напрямую связано с повышенными требованиями к адвокатам.

Так, согласно статье 9 закона об адвокатуре, получить статус адвоката может лишь то лицо, которое, во-первых, имеет высшее юридическое образование, а во-вторых, не менее двух лет проработало по юридической специальности или прошло стажировку в адвокатском образовании. Таким образом, закон требует от адвоката не только знания теории, но и обладания практическими навыками.

В отличие от адвокатуры, к простым представителям по доверенности, оказывающим юридическую помощь, как правило, на основании договора о возмездном оказании услуг, закон устанавливает менее жесткие требования.

Так, в соответствии со статьей 49 ГПК РФ от представителя в суде требуется лишь высшее юридическое образование или ученая степень по юридической специальности. Более того, такое требование распространяется лишь на лиц, представляющих интересы доверителя в областных, равных им и вышестоящих судах, в то время как для представительства у мировых судей и в районных судах не требуется не только практического опыта работы, но и даже высшего юридического образования [1].

Тем не менее, если лицо имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности, этого еще недостаточно для присвоения ему статуса адвоката. Дополнительным барьером, подтверждающим его квалификацию, является квалификационный экзамен, состоящий как из письменной, так и из устной части. Причем возможность пересдать квалификационный экзамен в случае неудовлетворительного результата представляется претенденту лишь через год.

Еще одним показателем высокой квалификации адвоката является наличие у него обязанности постоянно самостоятельно совершенствовать свои знания и повышать свой профессиональный уровень. Данное требование обязывает адвоката идти в ногу со временем и отслеживать изменения в законодательстве.

Между тем, приоритет адвокатуры над иными формами оказания юридической помощи не ограничивается лишь повышенными требованиями к квалификации адвоката. Наряду с этим закон представляет адвокату права, позволяющие ему не чувствовать ущемления со стороны органов государственной власти и осуществлять свою деятельность независимо от них.

В первую очередь, речь идет об адвокатской тайне. Часть 2 статьи 8 закона об адвокатуре наделяет адвокатов свидетельским иммунитетом, устанавливая запрет на допрос адвокатов в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в связи с оказанием правовой помощи. Однако аналогичная норма действует и в отношении представителей, не имеющих статус адвоката. Так, пункт 1 части 3 статьи 69 ГПК РФ запрещает допрашивать в качестве свидетелей представителей по гражданскому или административному делу об обстоятельствах, ставшим им известными в связи с исполнением обязанностей представителя.

Тем не менее, понятие адвокатской тайны гораздо шире и помимо свидетельского иммунитета включает в себя гарантии независимости адвоката. Так, статья 18 закона об адвокатуре уже прямо запрещает не только истребование от адвокатов любых сведений, связанных с оказанием юридической помощи, но и любое вмешательство в адвокатскую деятельность и препятствование ей. В отношении обычных представителей по доверенности подобной нормы нет, что делает их более зависимыми от внешнего вмешательства.

Кроме того, адвокат имеет более совершенный инструментарий для оказания правовой помощи доверителю. Так, в случае необходимости получения письменных сведений и документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций, адвокату достаточно обратиться в соответствующее учреждение с адвокатским запросом. Лицу же не имеющему статус адвоката, подобные сведения придется запрашивать через суд на основании судебного запроса. Однако так как в ходатайстве об истребовании доказательств необходимо указывать причину, по которой соответствующее доказательство не может быть получено самостоятельно, то в большинстве случаев необходимо сначала обратиться в орган государственной власти с заявлением, получить официальный отказ и лишь после этого обратиться в суд с ходатайством. Такая процедура значительно затягивает процесс, кроме того, суд может посчитать, что в истребуемом доказательстве нет необходимости и вовсе отказать в удовлетворении ходатайства, что сделает его получение невозможным.

Так как Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью и гарантирует каждому право на получение именно квалифицированной юридической помощи (ст. 2, 48 Конституции РФ), то представляются обоснованными попытки законодателя ужесточить требования к квалификации лиц, которые могут выступать в качестве представителей в суде, результатом чего стало введение образовательного ценза.

Тем не менее, такая политика зачастую оказывается неоправданной, служит отрыву адвокатуры от населения и усиливает ее элитарность. Уже на сегодняшний день стоимость услуг адвоката по сравнению с услугами юриста, занимающегося частной практикой на коммерческой основе без статуса адвоката, может отличаться в разы, несмотря на то, что институт адвокатуры предусматривает, в том числе, и оказание бесплатной юридической помощи.

Особенно спорным моментом является установление адвокатской монополии на участие в качестве защитника на предварительном следствии. Статья 48 Конституции РФ провозглашает право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Таким образом, основной закон страны не отождествляет понятия «адвокат» и «защитник». Подобная трактовка была предпринята законодателем, на сторону которого встал и Верховный Суд Российской Федерации, который в решениях по конкретным уголовным делам отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии [2, с. 39].

Между тем, участие лиц, оказывающих платные юридические услуги гражданам в качестве защитников в уголовном судопроизводстве никоим образом не противоречило бы Конституции и не ущемляло бы права граждан на получение квалифицированной помощи. Напротив, такая ограничительная трактовка указанной нормы породила ситуации, когда обвиняемый ходатайствует о допуске в качестве защитника лица, которому он доверяет и в квалификации которого он уверен, но следователь отказывает в удовлетворении этого ходатайства, так как у лица отсутствует статус адвоката. Это можно расценивать, как предоставление привилегий адвокатам и ущемление прав частных юристов, оказывающих правовую помощь и защиту лиц в уголовном процессе. Однако эти привилегии вполне обоснованы стремлением упорядочить юридическую помощь и гарантировать обвиняемому оказание квалифицированной юридической помощи.

Если же сравнивать адвокатуру с нотариатом, то нужно отметить, что адвокатская деятельность направлена на непосредственное оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, в то время как нотариат занимается в основном удостоверением и освидетельствованием некоторых юридических фактов. Из всех форм оказания юридической помощи нотариат сильнее остальных подпадает под понятие правоохранительного органа, что связано с его особым правовым статусом. Во-первых, он выполняет государственную деятельность от имени Российской Федерации, во-вторых, является специально уполномоченным органом, и, в-третьих, наделен определенными властными полномочиями, несмотря на то, что не является органом государственной власти [3, с. 29].

Таким образом, адвокатура занимает центральное место среди форм оказания юридической помощи, что связано с более высоким уровнем квалификации адвокатов по сравнению с другими лицами, оказывающими правовую помощь. Институт адвокатуры объединяет в себе признаки как нотариата (в части предъявления чётких требований к адвокатам со стороны государства и предоставления им особого правового статуса), так и иных форм оказания юридической помощи, которые наряду с адвокатами осуществляют непосредственное представление интересов доверителей в суде, органах государственной власти и местного самоуправления и оказывают им иную правовую помощь. Ввиду этого адвокатура является более организованной структурой по сравнению с иными юридическими организациями.

 

Список литературы:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  2. Грудцына Л.Ю. Адвокатское право. Учебно-практическое пособие. - "Деловой двор", 2009 г. 320 с.
  3. Нотариат. Учебное пособие / Е. А. Кириллова; под. ред. Р. А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 115 с.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. 1993. № 49.
  5. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий