Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 13 сентября 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хамидулин А.М. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ МИСТИЧЕСКИХ СЕКТ (ХЛЫСТОВ, СКОПЦОВ) // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 77-82.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУССКИХ МИСТИЧЕСКИХ СЕКТ (ХЛЫСТОВ, СКОПЦОВ)

Хамидулин Артем Маратович

магистр богословия, Нижегородская духовная семинария

РФ, г. Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

Актуальность темы заключается в исследовании самых массовых сектантских движений на территории Российской империи, особенностью которых являлось широко распространенная практика мистических экстазов. В данной статье анализируются эсхатологические представления русских мистических сект, т.е. их воззрения на события, надлежащие произойти накануне конца человеческой истории, воззрения, повествующие о самом конце мира и судьбах человечества после этого события. В результате проведенного исследования видно, что источником формирования эсхатологических представлений хлыстов и скопцов послужил переосмысленный через призму собственно сектантской и общей народной традиции христианский Апокалипсис. Типологически эсхатологические представления хлыстов и скопцов весьма схожи, однако последних отличает наличие политической программы.

 

Ключевые слова: мистические русские секты, народная религия, хлысты, скопцы, эсхатология.

 

В процессе исследования философско-теологическими воззрений русских мистических сект, в частности хлыстов и скопцов – самых массовых представителей народного мистического движения, привлекает внимание отсутствие у их представителей четко сформированной доктрины, которая включала бы в себя выражение вероучения по каждому конкретному разделу (онтология, антропология, эсхатология). Такая ситуация не является удивительной для представителей народного богословия сектантского толка, которые ставили перед собой достаточно практичные цели и чья духовная жизнь была сформирована вокруг их центрального литургического момента – радения, в ходе которого хлысты и имеющие с ними генетическую связь скопцы испытывали мистические переживания. Тем не менее, в число элементарных вероучительных представлений данных движений (которые складывались из множества разных толков, чьи теологические представления могли значительно разниться друг от друга) входит и эсхатологически-утопический элемент, раскрыть содержание которого предстоит в данной статье.

Учение отечественных мистическо-экстатических сект относительно «предела» человеческой истории тесно связанны с онтологическими и антропологическими представлениями сектантов и составляют единое неформализированное вероучение, нашедшее наиболее репрезентативное отражение в духовных стихах. Апокалипсис как день светопреставления ведет к качественному изменению мироустройства и затрагивает конститутивные структуры вселенной (онтологический момент). После Судного Дня мир уже не может быть прежним. Второй момент, который обнаруживается в последних событиях неразрывно связан с человеческим существованием. Антропологическая ситуация в эсхатологической перспективе будет определяться разделением людей на две основные категории в зависимости от их поведенческо-идеологических предпочтений.

Хлысты. Как и многие религиозные течения, хлыстовство выработало свои эсхатологические воззрения. Они верят в будущую жизнь после необратимой кончины мира, но верят по-особому. Точных свидетельств о приближающейся кончине мира хлысты как правило не называют, но ожидают его наступление «вскоре». Но прежде конца света настанет время скорби для «истинных христиан», затем начнется страшный суд, который будет проводиться сектантскими Христами (основателями и крупными главами этого движения). Согласно сектантской эсхатологии сначала люди услышат глас Христа Ивана Тимофеевича Суслова, затем в великую трубу божью (размером от земли до седьмого неба) затрубит Саваоф Даниила Филиппович. Под обновляющееся небо и землю появятся также прочие хлыстовские Христы, Богородицы (религиозные лидеры – женщины), пророки, словом, все адепты хлыстовства воскреснут. «Ой, страшно нам, други, будет,/Как Господь судом засудит!/Земной жизни вам лишиться,-/От отца конь белый явится;/На коне сидит бел мужествен:/На нем риза белаго снегу:/Венцы на главе его разного цвету./На коню тары и печати,-/Чтобы было за что отвечати./Он грешникам очень страше./А праведникам очень красен./Там шли-пришли злые звери,/Имена им – архиереи…/Они будут горько мучить/Православных христиан…» [4, с. 381].

Простые хлысты полетят по воздуху вслед за таинственно воскресшими, встретятся рядовые члены секты со своими лидерами и пойдут в Москву, где основатель движения Даниила Филипович ударит в Царь-колокол. Чисто российский характер представления хлыстов о таком глобальном событии истории как конец света носит тот факт, что все люди на последний суд отправятся в столицу России времени хлыстов – Санкт-Петербург. Судить при этом будет каждый кормщик свою общину, под общим наблюдением основателя движения. После того как хлысты займут каждый в меру своего благочестия чины ангелов и архангелов (и займут одно из 7 небес), произойдет суд над всеми остальными людьми. Райские блаженства будут неизреченными и бесконечным. При этом на небесах будут происходить «бездвигательные радения», поскольку телодвижения происходил на земле в следствии борьбы Святого Духа в теле человека с инфернальными силами.  Не-хлысты будут либо осуждены на вечное мучение в аду с дьяволами, либо вообще превратятся в последних и причем они сами на себя произнесут приговор и в то же время «батюшка» им воздаст отмщение. Однако, раннее мы отмечали, что согласно ряду хлыстовских толков, православные тоже сподобятся некого блаженного пребывания, хотя бы в виде некой «благой земли» [2, с. 306].

Налицо горизонтальное разделение общества в связи с идеологическими предпочтениям конкретной социальной группы. Подобное трехчастное разделение людей напоминает социальную структуру древней и мощной системы мысли – гностицизм. При таком прочтении социальное разделение людей сектантами напоминает гностическую стратификацию (гностики/пневматики/гилики – адепты секты/православные христиане/все остальные). Если еще вспомнить исповедуемую сектантами доктрину о перевоплощении, возникают дополнительные аллюзии на гностицизм.

Скопцы. Корни эсхатологических представлений скопцов следует искать в мифологизированной в духе евангельского повествования биографии Кондратия Селиванова («Страды» [3, с. 476-497]). После своего продолжительного пребывания под заключением в Суздале, он якобы был освобожден приверженцами/родственниками и сейчас этот тайный император и Христос пребывает среди народа скрытно, как своего рода «король-под-горой», скрытый бог-правитель-священник-герой, которому суждено открыться и пробудиться от своего спящего/скрытого состояния. Что согласно мифологеме, случиться, когда исполниться полнота времен, в век наибольшей скорби. Тогда исполниться апокалиптическое слово о 144 тысячах праведниках (Откр. 14,1-5), под которыми скопцы подразумевают самих себя. Из народа выйдет основатель скопчества христос – Петр III – Селиванов и весь мир измениться в пользу скопцов.

Далее мы видим использование традиционных христианских апокалиптических образов – 12 труб в которые затрубит скопческий «государь-батюшка», колебание земли и знамения на небе, приход небесных сил с целью суда над людьми. Раздастся оглушительный перезвон колоколов, в Москву (или в Санкт-Петербург) слетятся все скопцы («голуби белые» [2, с. 377]), все обычные люди во главе своих мирских правителей, королей и вельмож. Вслед за этим начнется суд над всеми людьми, начиная с скопцов и кончая простыми людьми. Примечательно, что среди скопцов мы не встретим учения о всеобщем воскресении, воскресение из мертвых будет доступно лишь душам скопцов. Раздав награды и наказания, Селиванов примет скипетр, державу и ему поклоняться все цари земные, отдав свои символы царской власти. Любопытно, что среди скопцов было убеждение, что Наполеон I Бонапарт, которого в свое время адепты скопчества почитали за антихриста, будет оскоплен и назначен главнокомандующим скопческими полками, ибо он так же не умер, а скрытно пребывает в Турции. Параллельно этому будет идти процесс грандиозного строительства новых городов, чудных соборов и особых монастырей преимущественно в местах страдания отца-искупителя К. Селиванова. Все люди примут оскопление, причем согласно одним представлением количество людей в этом хилиастическом царстве будет неизменным, а по другой версии люди будут размножаться от одного целования. Тогда начнется на земле «золотой век» со столицей в России, которому не будет конца.

Такой эсхатологический нарратив скопцов весьма любопытен, поскольку фигура открывшегося отца-искупителя Селиванова создана одновременным смешением апокалиптических образов, которые применяются в Откровении Иоанна Богослова к истинному Богу и к антихристу, причем с заметным тяготением к более «материалистическому» появлению последнего. Установив всемирное царство праведности, Петр III-Селиванов оставив управление Россией умрет и будет похоронен в пустой, как считают скопцы, раке благ. князя Александра Невского. Божество Селиванова удалится на седьмое небо для соединения с Саваофом, своей матерью Акулиной Ивановной и своим предтечей Александром Ивановичем Шиловым (обещанным перед концом света Илией).

Особенно выразительным примером в данном случае служит движение скопцов, предлагавшее на основании своего вероучения политический проект преобразования государства. Этот проект был разработан А.М. Елянским, который был близким сподвижником основателя скопчества Селиванова. Согласно проекту, во главе такого государства формально оставался император, но реальная полнота власти переходила харизматическому лидеру-пророку Селиванову, почитаемый скопцами за бога, а все государство, с его тоталитарно-религиозной окрашенностью, приобретало вид гигантской скопческой общины, в которой государственные решения разного уровня принимались согласно воли Божией узнаваемой через скопческих пророков. Частично в свое время этот проект начал реализовываться, что отмечал Т.И. Буткевич [1, с. 179-180], свидетельствуя, что на местах, во всех губерниях были свои скопческие корабли, которые согласно строго иерархичному порядку подчинялись друг другу и в конечно счете «тайному царю» Селиванову, который из Санкт-Петербурга управлял скопцами всего государства. Наконец «…в марте 1804, Елянский, через Новосильцева…» [5, с. 340] предоставил разработанный проект императору, после чего автор концепции скопческого теократического государства оказался в ссылке в Спасо-Евфимиевском монастыре г. Суздаля. Любопытным является тот факт, что, известный своими мистическими настроениями, российский император Александр I в 1805 году встречался и беседовал с Кондратием Селивановым, который в дальнейшем до 1820 г. (когда его сослали в Суздальский монастырь), пользовался неким покровительством государя, так что даже вход полиции в дом где совершались радения в Санкт-Петербурге был запрещен. Проект построение собственного государства русскими скопцами ставит их в один ряд с такими воинствующими представителями христианского разномыслия как павликиане и альбигойцы. Причем радикальность этого движения позволяла скопцам направить оружие не только против собственного тела, но и против разного рода разномыслия внутри своего движения, огнем и мечем, очищая землю от греха и «лепости» (плотского греха в котором сектанты видели причину всех зол, и поэтому проповедовали обязательно оскопление для мужчин и женщин). Поскольку создание скопческого государства на территории России в ее историческом прошлом не увенчалась успехом, то представители секты перенесли реализацию своего политического проекта в эсхатологическую перспективу, в свете которой создание идеального общества приравнивалось сектантами к развертыванию Царствия Божьего на земле.

Такую эсхатологию с социально-утопической окрашенностью предлагают хлысты и скопцы в качестве апокалиптической доктрины. Для секты скопцов рай достижим на земле с помощью распространения скопческой системы общин с присущим им вероучением и радельно-оскопительной практикой. По сути, согласно учению скопцов, царствие божие уже пребывает на земле в виде скрытном. Для скорейшего наступления нового неба и земли следует следовать сектантской доктрине: с помощью хирургической пластики лишать себя пола, вести нравственный образ жизни, верить в батюшку-искупителя, распевать духовные стихи и участвовать в радетельной практике. Удивительным представляется то, что народные мистические движения, чьей, казалось бы, основной функцией является направленность на сферу трансцендентного, сформулировали представления не просто о последних днях человечества, но и создали исходя из этих представлений вполне конкретную утопическую программу политического переустройства общества.

 

Список литературы:

  1. Буткевич Т.И. прот., проф. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910.
  2. Кутепов К., священник. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882.
  3. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект / А.А. Панченко. – 2-е из. – М.: 2004.
  4. Песни русских сектантов мистиков. Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии. т. XXXV / Под ред. Т.С. Рождественскаго, М.И. Успенскаго. СПб.: Типография П.П. Сойкин, 1912.
  5. Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства. СПб., 1882.
  6. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий