Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 09 февраля 2015 г.)
Наука: Медицина
Секция: Акушерство и гинекология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕСТИЦИДОВ
Бапаева Гаури Биллахановна
д-р мед. наук, доцент, АО «Национальный научный центр материнства и детства», Республика Казахстан, г. Астана
E-mail: gauri.bapayeva@gmail.com
Жумадилова Акмарал Рахматуллаевна
PhD докторант, Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави, Республика Казахстан, г. Шымкент
E-mail: akmaral-aru@mail.ru
Жусупбекова Салтанат Абилхановна
врач-резидент АО «Национальный научный центр материнства и детства», Республика Казахстан, г. Астана
FEATURES OF REPRODUCTIVE SYSTEM ENGAGEMENT OF IMMATURE GIRLS LIVING IN ZONE OF PESTICIDES INFLUENCE
Gauri Bapayeva
doctor of Medical Sciences, Associate professor, AO “National Research Center for Maternal and Child Health”, Republic of Kazakhstan, Astana
Akmaral Zhumadilova
PhD doctoral student, H.A. Yassawel National Kazakh-Turkish University, Republic of Kazakhstan, Shymkent
Saltanat Zhusupbekova
medical resident, AO “National Research Center for Maternal and Child Health”, Republic of Kazakhstan, Astana
АННОТАЦИЯ
Результаты обследования 253 девочек, жительниц хлопкосеющего региона, показали, что они отстают в физическом и половом развитии от своих сверстниц, у них повышена частота гинекологической и экстрагенитальной заболеваемости. Все эти факторы оказывают негативное влияние на процессы становления репродуктивной системы, что диктует необходимость выделения данного контингента девочек в группу риска и проведения у них оздоровительных мероприятий.
ABSTRACT
The survey results of 253 girls, residents of the cotton-growing region, showed that they lag behind in physical and reproductive development from their peers; they have an increased frequency of gynecological and extragenital diseases. All these factors have a negative impact on the formation process of the reproductive system that dictates the need to range girls in a risk group and perform health precautions.
Ключевые слова: репродуктивная система; девочки-подростки; период полового созревания; пестициды.
Keywords: reproductive system; immature girls; puberty; pesticides.
Подростковый период является важным в жизни любой женщины, так как к концу этого периода завершается процесс полового созревания и формирования репродуктивной системы [2; 3]. Особенностью данного периода является повышенная чувствительность организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. В связи с этим, одним из основных направлений Государственной Программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011—2015 гг. определено оздоровление детей и подростков [4].
Республика Казахстан является регионом с неблагоприятной экологической ситуацией, где одним из патогенных факторов являются ксенобиотики, в том числе пестициды, оказывающие неблагоприятный эффект на здоровье населения. За последние десятилетия в рамках развития сельскохозяйственной промышленности на юге республики сформировался хлопково-текстильный кластер. Известно, что повреждающие факторы хлопкового производства, в том числе пестициды, оказывают негативное воздействие на различные органы и системы организма женщины [6]. Несмотря на проводимые многочисленные научные исследования, до сих пор остаются неизвестными все истинные масштабы проблемы влияния вредных факторов хлопкового производства не только на организм матери, но и на подрастающее поколение.
Цель исследования — изучить особенности становления репродуктивной системы у девочек - подростков, проживающих в хлопкосеющем регионе.
Проведено обследование 524 девочек-подростков, из них 253 девочки (основная группа) проживали в хлопкосеющем регионе, где при выращивании хлопка широко использовались хлорорганические пестициды, и 271 девочка (контрольная группа) не являлись жительницами данного региона. Все обследуемые девочки проживали в сельских районах, т. е. были сопоставимы по социально-бытовым и климатогеографическим факторам.
Проведена оценка физического развития девочек путем измерения основных антропометрических показателей, оценка развития вторичных половых признаков, становления и характера менструального цикла, ультразвуковое исследование матки и яичников, анализ гинекологической заболеваемости и соматической патологии. На каждую девочку заполнялась карта обследования.
Результаты антропометрического исследования показали, что имеются различия в массе тела у девочек сравниваемых групп и неравномерное нарастание данного параметра в периоде полового созревания. Так, в основной группе максимальный прирост массы тела составил 6,0±0,4 кг в год в возрасте 13 лет, в то время как в контрольной группе аналогичный прирост зафиксирован на год раньше и составил соответственно — 5,3±0,3 кг в год. Второй существенный прирост массы тела у девочек основной группы имел место в возрасте 17 лет (4,5±0,3 кг в год), в то время как у их сверстниц изменение массы тела происходило более плавно. Установлен относительный дефицит массы тела, а, следовательно, и подкожно-жировой клетчатки, которая является первоначальным периферическим источником эстрогенов, у девочек, жительниц хлопкосеющих районов, что нашло отражение в возрасте наступления менархе. Так, средний возраст менархе в контрольной группе составил 11,9±0,3 лет, в то время как в основной — 12,8±0,2 лет. Средняя масса тела в возрасте менархе составила — 46,3 ± 0,6 кг и 45,6 ± 0,7 кг соответственно.
Аналогичная тенденция наблюдается и при анализе длины тела в сравниваемых группах. Отмечены достоверно низкие показатели данного параметра в основной группе по сравнению с контрольной на протяжении пубертатного периода (р ˂0,05). Максимальный прирост длины тела у девочек основной группы приходится на 12—13 лет (8±0,6 см в год), в то время в контрольной группы аналогичное изменение данного параметра приходится на год раньше (9,9±0,7 см в год). Установлено, что с 16 лет у девочек контрольной группы не отмечается сколько нибудь значимого увеличения длины тела, в то время как в основной группе рост тела в длину продолжается.
Измерение длины ног в обеих группах показало, что данный параметр был достоверно выше в основной группе на протяжении периода полового созревания. Сопоставление полученных данных с определением соотношения длины тела сидя к длине тела стоя свидетельствует о том, что рост длины тела у девочек, проживающих в хлопкосеющем регионе, происходил преимущественно за счет роста нижних конечностей.
Показатели окружности грудной клетки у девочек основной группы оказались достоверно ниже в возрасте 12 лет (р˂0,001) и 14—17 лет (р˂0,05) по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы. Максимальный прирост окружности грудной клетки наблюдался в обеих группах в возрасте 14 лет. Измерение наружных размеров таза показало, что у девочек-подростков, проживающих в зоне воздействия пестицидов, к концу пубертатного периода отмечается тенденция к формированию плоского таза, что может быть проявлением недостаточной функции яичников у данного контингента девочек.
Оценка развития вторичных половых признаков показала, что последовательность развития вторичных половых признаков в сравниваемых группах была сохранена. Степень развития молочных желез начиная с 14 лет была более выражена в контрольной группе, и к 17 годам она достигла 3,40±0,07 баллов (по методике Тумилович Л.Г., 1976) против 2,88±0,08 баллов у девочек основной группы.
Степень развития лобкового оволосения была менее выражена в основной группе в возрасте 12—15 лет, начиная с 16 лет данные различия не были выраженными (р˃0,05). Степень развития подмышечного оволосения в контрольной группе была достоверно выше по сравнению с основной группой на протяжении всего пубертатного периода (р˂0,05).
Оценка менструальной функции показала отсуствие достоверных различий в возрасте 10—11 лет, с 12 лет отмечается отставание данного признака в основной группе (0,35±0,08 баллов) по сравнению с контрольной (3,07±0,21 баллов), данная тенденция прослеживается до конца периода полового созревания. При сравнении среднего возраста менархе с предыдущими нашими исследованиями [1] установлено, что возраст менархе в обследуемом регионе снизился с 13,7±0,1 лет до 11,9±0,3 лет, что согласуется с данными других исследователей, отметивших изменение среднего возраста менархе во всем мире за последнее столетие [5].
Общий балл полового развития к 17 годам составил в основной группе 8,92 балла ± 0,4 балла, в то время как в контрольной — 10,33 ± 0,3 балла, что свидетельствует о том, что к этому возрасту не завершается процесс полового созравания у девочек, проживающих в зоне воздействия пестицидов.
Результаты исследования эхографических параметров внутренних половых органов в периоде полового созревания показали, что интенсивный рост матки и яичников в длину и ширину в обследуемых группах происходил в основном до 16 лет. В то же время, размеры этих органов к 17 годам отличались у девочек основной группы по сравнению с контрольной. Так, объем яичников в основной группе составил 7,98±0,33 см3, в то время как в контрольной — 9,07±0,37 см3(p<0,05), ширина матки — 4,0 ±0,1 см и 4,3±0,1 см, длина шейки матки 2,4±0,1 см и 2,7±0,1 см соотвественно.
Частота гинекологической заболеваемости у девочек основной группы составила 14,6 %, а в контрольной — 11,1 %. В структуре заболеваемости на первом месте в обеих группах занимают нарушения менструальной функции, на втором месте — воспалительные заболевания, на третьем месте — предменструальный синдром. В то же время, в основной группе среди нарушений менструального цикла преобладал гипоменструальный синдром (33,3 %), в то время как в контрольной — ювенильные маточные кровотечения (56,3 %). Аменорея встречалась в основной группе в 2,7 раза чаще, чем в контрольной. Преобладание аменореи и гипоменструального синдрома у девочек, жительниц хлопкосеющих районов, по сравнению с их сверстницами из контрольной группы говорит о тяжести нейроэндокринных процессов, происходящих в центральной нервной системе.
Среди воспалительных заболеваний наибольший удельный вес составили вульвовагиниты (82,3 % — в основной группе и 90,9 % — в контрольной группе). У девочек с данной патологией в анамнезе были характерны заболевания мочевыводящих путей (33,3 %), болезни ЖКТ (25,0 %), анемия (20,8 %), перенесенные вирусные инфекции (54,2 %). Обследованные девочки предъявляли жалобы на наличие гноевидных (12,5 %) и творожистых (45,8 %) выделений, зуд во влагалище (16,7 %). Результаты бактериоскопического исследования мазка показали у них наличие грибов рода Candida (58,3 %), гарднерелл (8,3 %), кокков (33,3 %). У 16,7 % девочек, живших половой жизнью, выявлены трихомонады. После обследования всем девочкам назначена этиопатогенетическая терапия.
Изучение соматического анамнеза показало, что показатель заболеваемости в основной группе был 1936,0, в то время как в контрольной — 1527,0. Установлено, что подавляющее большинство девочек обеих групп перенесли различные детские инфекции. Из экстрагенитальных заболеваний наиболее часто в основной группе встречались заболевания дыхательных путей (пневмония, хронический тонзиллит, бронхит) — 52,0 % и желудочно-кишечного тракта (хронические гастриты, гепатиты, энтероколиты) — 43,2 %. Заболевания мочевыводящей системы (циститы, пиелонефриты) имели место в 6,7 % случаев и нервной системы — в 2,8 % случаев. Девочки-подростки контрольной группы имели в анамнезе заболевания желудочно-кишечного тракта в 31,7 % случаев, заболевания дыхательных путей — в 29,2 % случаев, мочевыводящей системы — в 5,9 % случаев и нервной системы — в 2,9 % случаев.
Таким образом, результаты обследования показали, что для девочек, проживающих в хлопкосеющих районах, характерно отставание в физическом и половом развитии, повышенная частота гинекологической заболеваемости и соматической патологии, что, несомненно, отражается на процессах становления репродуктивной системы и способствует снижению репродуктивного потенциала. Это диктует необходимость выделения данного контингента девочек в группу риска и проведение у них оздоровительных мероприятий.
Список литературы:
- Бапаева Г.Б. Влияние неблагоприятных факторов фосфорного производства на физическое и половое развитие девочек-подростков: Автореф… дис. канд.мед.наук: 14.00.01. Алматы, 2001. — 25 с.
- Гуркин Ю.А Детская и подростковая гинекология: Руководство для врачей МИА, 2009 — 696 с.
- Кульбаева К.Ж. Оздоровление девочек-подростков — условие безопасного материнства // Eurasian Journal of Public Health. — 2012. — № 1. — с. 39—41.
- Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года «Об утверждении Государственной Программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011—2015 гг.»// Әділет. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001113 (дата обращения: 12.01.2015).
- Biro FM, Greenspan LC, Galvez MP. Puberty in girls of the 21st century //J Pediatr Adolesc Gynecol. 2012 Oct; 25(5): 289—94.
- Garry VF, Harkins M, Lyubimov A, Erickson L, Long L. Reproductive outcomes in the women of the Red River Valley of the north. I. The spouses of pesticide applicators: pregnancy loss, age at menarche, and exposures to pesticides // J Toxicol Environ Health A. 2002; 65: 769-86.
дипломов
Оставить комментарий