Поздравляем с Днем народного единства!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Практические аспекты современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2015 г.)

Наука: Экономика

Секция: Теория и практика современного менеджмента

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Корнеенков С.С., Уженцев В.А. КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПРИРОДА ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА // Практические аспекты современного менеджмента: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

КЛАССИФИКАЦИЯ  И  ИНТЕГРАЛЬНАЯ  ПРИРОДА  ПОТРЕБНОСТЕЙ  ЧЕЛОВЕКА

Корнеенков  Сергей  Семенович

канд.  психол.  наук,  доцент 
Дальневосточного  федерального  университета,  кафедра  психологии, 
РФ,  г.  Владивосток

E-mailkorneenkovss@yandex.ru

Уженцев  Владимир  Александрович

канд.  техн.  наук,  доцент, 
Владивостокский  государственный  университет  экономики  и  сервиса,  Артемовский  филиал,  кафедра  экономики  управления  и  информационных  технологий, 
РФ,  г.  Артем

E-mail: 

 

CLASSIFICATION  AND  INTEGRAL  NATURE  OF  HUMAN’S  NEED

Sergey  Korneenkov

сandidate  of  Psychological  Sciences,  Associate  Professor 
of  Far  Eastern  Federal  University,  Psychology  Chair, 
Russia,  Vladivostok

Vladimir  Uzhentsev

candidate  of  Technical  Sciences,  Associate  Professor 
of  Vladivostok  State  University  of  Economic  and  Service,  Artem  Branch,  Department  of  Economics  Management  and  Information  Technology, 
Russia,  Artem

 

АННОТАЦИЯ

Проводится  краткий  анализ  классификаций  потребностей  на  основе  различных  оснований.  Цель  статьи:  1.  Предложить  интегральную  теорию  потребностей  на  основе  природного  строения  человека:  дух-душа-тело.  2.  Показать,  что  вся  деятельность  человека  сводится  к  удовлетворению  только  одной  потребности  –  это  потребность  в  энергии  и  информации.  Дается  авторское  понимание  понятию  «потребность»  –  это  процесс,  движение  жизненной  энергии/информации  между  противоположностями  (духом  и  материей,  душой  и  личностью),  что  обеспечивает  развитие  сознания  души  и  личности.

ABSTRACT

A  brief  analysis  of  the  needs  of  classifications  based  on  various  grounds  is  carried  out.  The  purpose  of  the  article:  1.  To  submit  an  integral  theory  of  needs  based  on  the  natural  structure  of  the  human:  spirit-soul-body.  2.  To  show  that  all  human’s  activities  is  reduced  to  the  satisfaction  of  the  needs  of  only  one  need;  it  is  the  need  for  energy  and  information.  The  author's  understanding  of  the  concept  "need"  is  given;  it  is  the  process,  the  movement  of  life  energy  /  information  between  opposites  (spirit  and  matter,  soul  and  personality)  that  ensure  the  development  of  soul  consciousness  and  personality. 

 

Ключевые  слова:  классификация  потребностей;  материальные  потребности;  витальные  потребности;  духовные  потребности;  жизненная  энергия;  психическая  энергия;  информация;  тримерия  человека:  дух-душа-тело.

Keywords:  classification  of  needs;  material  needs;  vital  needs;  spiritual  needs;  life  energy;  psychic  energy;  information;  trimers  of  person:  spirit-soul-body. 

 

Классификация  потребностей  вызывает  немалые  трудности,  ибо  нелегко  решить,  что  положить  в  основу.  Человеческие  потребности  весьма  разнообразны  и  исторически  изменчивы.  Объект  исследования  потребностей  может  замыкаться  на  человеке,  группе,  коллективе,  обществе,  государстве  или  совокупности  всех  людей.

Цель  статьи:  1.  Предложить  интегральную  теорию  потребностей  на  основе  природного  строения  человека  (дух-душа-тело),  это:  потребности  духовные,  душевные,  психологические  (ментальные,  витальные)  и  материальные.  2.  Показать,  что  человек  изначально  имеет  только  одну  потребность  –  это  потребность  в  энергии  и  информации,  все  остальные  «потребности»  есть  только  средства  достижения  базовой  потребности.

По  генезису  происхождение  потребностей  можно  подразделить  на  врожденные  (сексуальные,  голод,  жажда,  сон,  продолжение  рода,  защита,  свобода,  исследование  и  т.  д.),  которые  возникают  на  основе  врожденных  инстинктов,  и  на  социально  приобретенные  (культурные,  эстетические,  нравственные  и  т.  д.).

Потребности  можно  подразделить  на  разумные  (способствующие  добру  и  созиданию)  и  неразумные  (ведущие  к  разрушению,  болезням,  ненависти).  По  территориальному  признаку  потребности  делятся  на  глобальные,  региональные,  местные.  Изучать  потребности  можно  исходя  из  географического  места  проживания  человека  или  его  национальной  принадлежности  (живущие  на  севере  и  юге).  По  времени  удовлетворения  потребности  они  делятся  на  текущие,  ближайшие  и  перспективные;  по  социальному  характеру  –  на  прогрессивные  и  реакционные,  главные  и  второстепенные,  исторически  преходящие  и  устойчивые.

Можно  изучать  потребности  в  зависимости  от  профессиональной  деятельности  людей,  научной  дисциплины,  материальной  обеспеченности.  Потребности  мужчин  и  женщин,  детей  и  взрослых,  здоровых  и  больных,  экстравертов  и  интровертов.  Люди  разняться  по  уровню  развития  сознания,  интеллекту,  темпераменту,  внушаемости,  антропометрическим  данным  и  т.  д.  Приведенные  выше  характеристики  и  возможные  многочисленные  другие  будут  отражать  только  часть,  фрагмент  человеческой  личности  и  его  бытия.  В  идеале  только  при  совокупности  всех  теорий  о  природе  человека  можно  наиболее  полно  отразить  природу  его  потребностей.

Исходным  положением  для  интегральной  классификации  потребностей  человека  мы  выбрали  его  природные  компоненты,  это  дух,  душа,  психика  и  тело.  Исходя  из  этого,  все  многообразие  потребностей  можно  свести  в  четыре  группы:  духовные,  душевные,  психологические  (ментальные,  витальные)  и  телесные.  Духовные  потребности  обычно  связывают  с  вертикальным  развитием  (восхождением)  сознания,  с  достижением  высшего  «Я»,  слиянием  ума  личности  с  душой  и  духом,  с  полной  отдачей  себя  Богу.  Душевные  потребности  отражают  уровень  и  степень  нравственного  развития  человека,  с  наличием  добродетелей  или  грехов.  К  душевным  потребностям  тесно  примыкают  психологические  –  ментальные  и  эмоциональные  (витальные).  Человек  наделен  физическим  (биологическим)  телом,  которое  нуждается  в  своих  видах  энергии  и  информации.  «Все  виды  энергоинформационных  потребностей  не  существуют  в  отдельности,  они  включены  в  единую  полифункциональную  систему  и  как  бы  нанизаны  на  жизненную  ось  человека.  Жизненная  ось  –  это  индивидуальное  сознание,  высшее  Я»  [4,  c.  179].

Предлагаемая  нами  классификация  построена  на  положении,  что  душа  человека  является  мерой  всех  вещей  и  причиной,  порождающей  всевозможные  жизненные  потребности.  Как  отмечал  еще  Ф.  Энгельс,  истоки  потребности  народов  надо  искать  в  потребностях  отдельных  личностей.  Другой  аналитик,  К.Г.  Юнг,  приходит  к  выводу,  что  «психология  отдельного  человека,  однако,  соответствует  нации.  То,  что  делают  нации,  то  делает  и  каждый  отдельный  человек,  и  пока  он  это  делает,  это  делает  и  нация»  [9,  с.  28].  Установка  отдельного  человека  становится  началом  изменения  психологии  нации.  Все  проблемы  человека  «решались  посредством  обновления  установки  отдельного  человека»  [9,  с.  28].

Потребности  –  движущая  сила  поведения  всех  живых  организмов,  в  том  числе  и  человека.  Исходные  потребности  животных  и  человека  общие,  они  вытекают  из  инстинктов.  Человек  имеет  тело  животного.  Животное  исполняет  свой  жизненный  закон,  не  более  и  не  менее,  и  у  него  нет  индивидуальности.  Человек  может  освободиться  от  влияния  потребностей  своего  животного  существа,  животной  души,  благодаря  свободной  воле  и  духовного  начала.  Человек  –  существо  разумное,  наделенное  индивидуальностью  и  самосознанием,  сознание  души  регулирует  все  его  поведение.  «В  зависимости  от  степени  развития  сознания  (ступеней  развития  сознания  много),  акцент  волевых  усилий  человека  смещается  в  сторону  развития  и  удовлетворения  высших  потребностей  (душевно-духовных),  что,  в  свою  очередь,  гармонизирует  потребности  ментального,  витального  и  телесного  уровня  развития  сознания»  [5,  с.  105].

В  последнее  время  внимание  к  изучению  побудительных  сил  в  развитии  человека  заметно  возросло.  Многие  авторы,  например  Д.А.  Кикнадзе  [3],  В.С.  Магун  [6],  А.Г.  Здравомыслов  [2]  и  другие  подчеркивают,  что  проблема  человеческих  потребностей  является  исходной  в  теориях,  объясняющих  творческую  деятельность  личности.  Авторы  приходят  к  выводам,  что  материальные  потребности  служат  исходным  пунктом  причинной  цепи,  порождающей  всякую  активность.  Понятие  «потребность»  для  них  семантически  родственно  понятиям  «нужда»,  «дефицит»,  «нехватка»,  то  есть  как  то,  что  нужно  приобрести,  без  чего  не  обойтись.  Но  у  человека  ровно  столько  же  потребностей,  связанных  с  желанием  от  чего-то  избавиться,  освободиться.  Ведь  для  того,  чтобы  что-то  иметь,  надо  что-то  отдать,  то  есть  произвести  обмен.  Это  относится  не  только  к  материальным  вещам,  но  и  к  социально-психологическим  явлениям  и  процессам.  Отсюда  логичен  вывод:  чем  больше  отдаешь,  тем  больше  можешь  принять.  Потребность  и  способность  в  приобретении  невозможна  без  потребности  и  способности  в  отдачи.  Восточная  психология  данную  мудрость  утверждает  очень  кратким  выражением:  хочешь  стать  всем  –  стань  никем.  Не  менее  парадоксально  суждение  о  человеческих  ценностях  у  Ф.  Ницше.  Его  Заратустра  говорит:  «То,  что  имеет  цену,  не  имеет  ценности,  ценно  то,  что  не  имеет  цены»  [Цит.  по:  7,  с.  275].  Не  имеет  цены,  то  есть  бесценным  является  то,  что  составляет  духовное  богатство  человека,  которое  ни  купить,  ни  обменять  как  товар  невозможно.

Н.В.  Видинеев  суть  потребностей  определяет  так:  «Потребности  –  это  необходимость  (нужда)  живого  организма  осуществлять  обмен  с  окружающей  средой  веществом,  энергией  и  информацией  для  ее  удовлетворения»  [1,  с.  14].  Из  этого  определения  видно,  что  потребности  –  это  энергия,  информация  и  она  заключается  во  всем  окружающем  нас  материальном  и  духовном  (психическом)  мире.  Человек,  по  сути  дела,  нуждается  только  в  энергии,  которой  сам  же  и  является.  Нужда  в  духовной  энергии  определяет  все  наши  поиски  на  пути  к  истине.  Отказ  от  своей  души  (духа),  своей  индивидуальности  в  пользу  социального,  коллективного,  другого,  будет  антиподом  высшего  Я,  то  есть  злом  (грехом,  падением,  адом).

Энергия  потребности  может  приобретать  самые  разнообразные  формы  и  способы  выражения,  но  путь  ее  определен:  от  высшего  сознания  к  высшему,  откуда  приходит,  туда  и  уйдет  по  истечению  времени.  Человек  (дух  его)  приходит  от  того,  которое  едино  вначале,  двойственно  в  своем  проявлении  и  объединено  в  конце  [8],  –  пишет  великий  индийский  мистик  Хазрат  Инайят  Хан.

Наше  определение  потребностей  сводится  к  пониманию,  что  потребности  –  это  процесс,  движение  жизненной  энергии/информации  между  противоположностями  (духом  и  материей,  душой  и  личностью),  что  обеспечивает  развитие  сознания  души  и  личности  [5,  c.  106].

Многочисленные  противоположности,  существующие  в  психическом  поле  человека,  их  единство  и  борьба,  взаимопереход,  создают  напряжение,  энергию,  которая  принимает  форму  потребности.  К.Г.  Юнг  пишет,  что  «все  человеческое  относительно,  потому  что  все  основывается  на  внутренней  противоположности,  ибо  все  есть  энергетический  феномен»  [9,  с.  117].  Мы  постоянно  подчеркиваем  –  психическая  энергия,  так  как  речь  идет  о  жизни  человека  (или  живом  существе),  находящемся  на  определенном  уровне  развития  сознания.  Энергию  как  вид  сознания  невозможно  осознанно  воспринимать  через  анализаторы  физического  тела,  это  бессознательный  процесс,  но  телесное  существо  оживает  благодаря  этой  энергии.  Очевидно,  что  для  понимания  психической  энергии  нам  необходимо  осознать  работу  анализаторов  непосредственно  с  «тела  души»,  то  есть  видеть  «душевными»  очами,  слушать  «душевными»  ушами.  Тогда  все  потребности  станут  осознаваемыми,  видимыми,  слышимыми,  осязаемыми,  имеющими  вкус  и  запах  (ведь  говорят:  выработать  вкус  к  прекрасному,  чувство  справедливости,  жажду  познания  и  т.  д.).  В  этом  случае  возможно  более  полное  понимание  характера  и  истоков  потребностей,  их  регулирование  и,  в  конечном  итоге,  –  возможность  полного  контроля  своих  жизненных  проявлений.

Человек  –  существо  духовное,  имеющее  физическое  тело  и  психику  как  инструменты,  необходимые  для  эволюции  сознания  души.  Человек  как  духовное  существо  должен  стать  господином  своего  тела,  своих  эмоций,  мыслей,  а  они,  в  свою  очередь,  должны  стать  его  верными  слугами  и  помощниками.  Но  в  большинстве  случаев  эмоциональные  и  ментальные  энергии  полностью  владеют  ситуацией  и  крепко  держат  свой  приоритет:  слуга  становиться  хозяином. 

Духовно  развитый  человек  использует  свои  мысли  и  тело  как  хозяин  для  удовлетворения  тех  потребностей,  которые  ведут  не  только  к  сытому  желудку  и  многообразию  эмоций  и  чувств,  но  к  познанию  себя  как  творческой  личности,  творящей  совместно  с  Богом  (сотворчество),  творящей  самого  себя.

Говорить  о  первичности  материальных  потребностей  приходится  только  тогда,  когда  человек  не  осознает  глубины  своих  бессознательных  влечений.  Иерархия  потребностей,  основанная  на  биологических  инстинктах,  слишком  видима  и  понимаема.  Иерархия  душевных,  духовных  и  ментальных  потребностей  значительно  более  динамична  и  интимна  для  сознания.  Объединенные  вместе  они  создают  феномен  человека,  и  эту  тайну,  как  говорят  на  Востоке,  надо  не  решать,  а  прожить.

 

Список  литературы:

  1. Видинеев  Н.В.  Природа  интеллектуальных  способностей  человека.  –  М.:  Мысль,  1989.  –  176  с.
  2. Здравомыслов  А.Г.  Потребности.  Интересы.  Ценности.  –  М.:  Политиздат,  1986.  –  224  с.
  3. Кикнадзе  Д.А.  Потребности.  Поведение.  Воспитание.  –  М.:  Мысль,  Политиздат,  1968.  –  147  с.
  4. Корнеенков  С.С.  Психологическое  обеспечение  профессиональной  подготовки:  учеб.  пособие.  –  Ростов  н/Д.:  Феникс,  2007.  –  381  с.
  5. Корнеенков  С.С.  Психологические  теории  личности  и  ее  потребностей:  психосинтез:  Учебное  пособие.  –  Владивосток,  Изд-во  ДВГАЭУ,  1998.  –  258  с.
  6. Магун  В.С.  Потребности  и  психология  социальной  деятельности  личности.  –  Л.:  Наука,  1983.  –176  с.
  7. Ошо.  Заратустра.  Смеющийся  пророк:  Беседы  по  книге  Ф.  Ницше  «Так  говорил  Заратустра».  –  М.:  «Нирвана»,  1996.  –  319  с.
  8. Хазрат  И.Х.  Мистицизм  звука.  –  М.:  Сфера,  1997.  –  336  с.
  9. Юнг  К.Г.  Психология  бессознательного.  –  М.:  Канон,  1994.  –  320  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.