Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 26 мая 2014 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Финансовое право и финансовая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Татуев А.А., Кундетова К.А. РИБА — ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 5(37). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

РИБА  —  ОБЯЗАННОСТЬ  ИЛИ  ПРАВО

Татуев  Арсен  Азидович

д-р  экон.  наук,  Профессор  кафедры  «Конституционного  и  административного  права»  Кабардино-Балкарского  Государственного  Университета  им.  Х.М.  Бербекова,  РФ,  г.  Нальчик

Кундетова  Кристина  Ануаровна

магистр  2  года  обучения  кафедры  «Конституционного  и  административного  права»  Кабардино-Балкарского  Государственного  Университета  им.  Х.М.  Бербекова,  РФ,  г.  Нальчик

E-mail: 

 

RIBA  —  A  DUTY  OR  A  RIGHT

ArsenTatuev

doctor  of  Economics,  professor  of  the  Department  of  Constitutional  and  Administrative  Law,  Kabardino-Balkarian  State  University  named  after  H.M.  Berbekov,  Russia,  Nalchik

Kristina  Kundetova

master’s  degree  student  of  the2nd  year,  Department  of  Constitutional  and  Administrative  Law,  Kabardino-Balkarian  State  University  named  after  H.M.  BerbekovRussiaNalchik

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  раскрытию  такого  понятия  как  «риба».  Данный  способ  «каннибализма»  в  экономике  зародился  задолго  до  появления  денег.  Поначалу  процесс  одалживания  средств  под  процент  носил  бессистемный  характер  и  назывался  ростовщичеством,  но  позднее  с  развитием  государственности,  оно  приобрело  черты  банковской  деятельности.  До  сих  пор  финансовые  институты  ислама  остаются  «  вещью  в  себе».  Поэтому  изучение  исламского  банковского  дела  нужно  для  понимания  сущности  работы  исламских  банков  и  возможных  путей  взаимодействия  с  исламским  капиталом.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  concept  of  riba.  Suchway  of  “cannibalism”  in  economy  emerged  long  before  appearance  of  money.  Firstly,  the  process  of  lending  money  a  tinterest  was  random  and  it  was  called  “usury”  but  later  along  with  the  development  of  statehood  it  acquired  features  of  banking  activities.  Until  now  Islamic  financial  institutions  remain  “a  thing  in  itself”.  That  is  why  studying  of  Islamic  banking  is  necessary  for  understanding  the  essence  of  Islamic  banks’  functioning  and  potential  ways  of  cooperation  with  Islamic  capital. 

 

Ключевые  слова:  исламский  банкинг;  риба;  ростовщичество;  кредит;  процент.

Keywords:  Islamic  banking;  riba;  usury;  credit;  percent.

 

Наверное,  каждый  мусульманин  хоть  раз  слышал  утверждение  из  Корана  о  том,  что  «Аллах  разрешил  торговлю  и  запретил  рост»  [3].  Вопросы  ростовщичества  неоднократно  встречаются  в  Коране.  За  многие  века  мусульманскими  учеными  были  написаны  множество  книг,  в  которых  они  разъясняли,  какие  именно  виды  экономических  отношений  подлежат  запрету  по  шариатским  законам  в  виду  наличия  в  них  такого  элемента  как  «риба»  (ростовщичество). 

В  узком  смысле  под  ростовщичеством  понимается  «извлечение  чрезмерной  выгоды  из  денежной  ссуды  путем  эксплуатации  затруднительного  положения  должника»,  в  широком  —  «любая  договорная  сделка,  при  которой  происходит  несоразмерное  оказываемой  услуге  обогащение  вследствие  нужды  или  стесненного  положения  другой  стороны»  [6]. 

В  это  же  время  жизнь  исламской  общины  (уммы)  свидетельствовала  о  том,  что  после  эпохи  халифов,  исламские  экономические  отношения  были  очень  далеки  от  исламского  идеала.  Некоторые  государственные  деятели  предпринимали  попытки  применить  экономические  принципы  ислама  к  регионам  или  даже  целому  государству,  но  они  сталкивались  с  нежеланием  других  участников  рыночных  отношений  менять  привычные  для  них  способы  ведения  дел.  Более  того,  в  нелегких  условиях  бюджетного  дефицита  и  иных  проблем  в  экономике,  они  сами  же  нарушали  экономические  запреты,  установленные  шариатскими  законами. 

Откупная  система,  существовавшая  с  давних  пор  на  Востоке,  немало  способствовала  развитию  в  мусульманском  мире  ростовщичества.  Свое  влияние  оказала  популярная  при  Аббасидах  система  прямых  вымогательств  и  конфискаций  со  стороны  государства  у  разбогатевших  на  госслужбе  людей.  В  связи  с  этим  предоставление  кредитов  жертвам  таких  конфискаций  стало  обычным  явлением.  Люди,  попавшие  в  безвыходное  положение,  были  готовы  брать  кредиты  под  тысячу  процентов.

Ростовщические  отношения  были  весьма  распространены  и  в  Османском  государстве.  Узаконение  процентных  займов  было  ответом  на  пренебрежение  запрета  ростовщичества  в  деловом  обороте.  Теологи  были  вынуждены  оправдать  существование  различных  видов  запрещенных  шариатом  отношений  с  точки  зрения  теории  интереса,  распространенной  в  классическом  мусульманском  праве.  Согласно  этой  теории,  все  новшества,  в  том  числе  и  противоречащие  шариатским  нормам,  оправдывались  улемами  с  акцентом  на  интересы  всей  уммы,  хотя  зачастую  речь  шла  только  об  интересах  небольшой  группы  людей.  Использование  средств,  собранных  в  виде  закята,  не  по  назначению,  получение  дохода  от  благотворительности  (вакфов),  участие  в  качестве  заемщика  в  ростовщических  операциях  —  лишь  примеры  пренебрежения  правящей  элиты  мусульманских  государств  нормами  шариата.

Впрочем,  ради  справедливости  стоит  отметить,  что  чаще  мусульмане  выступали  как  заемщики,  нежели  как  заимодавцы.  Зачастую,  представители  иных  конфессий  пользовались  двойственностью  отношения  мусульман  к  проценту.  Предприниматели-мусульмане,  нуждаясь  в  дополнительных  финансах,  обращались  к  ростовщикам-христианам,  индусам,  иудеям,  а  те  охотно  давали  им  кредит,  но  на  более  жестких  условиях,  нежели  для  представителей  своей  веры.  В  Индии,  к  примеру,  процент  кредита,  который  выдавался  мусульманам,  был  в  4  раза  выше,  чем  такой  же  кредит,  но  уже  выдаваемый  заемщикам-индусам.  Конечно,  такая  ситуация  не  устраивала  предпринимателей-мусульман,  поэтому  вопрос  создания  мусульманского  банка  был  лишь  временным  вопросом.  Главная  проблема  состояла  в  том,  на  каких  же  условиях  такие  банки  будут  работать.

Некоторые  элементы  и  институты  исламской  экономики  довольно  успешно  продолжали  функционировать  в  отдельных  регионах  исламского  мира.  Это,  прежде  всего,  мушарака,  мудараба,  алвуджух  —  партнерство,  основанное  на  шариате,  но  в  условиях  развивающегося  капитализма  они  уже  не  могли  заменять  собой  банки.  Требовались  материальные  и  интеллектуальные  ресурсы,  которых  на  тот  момент  не  было  в  нужном  количестве.

Намного  проще  было  использовать  уже  существовавшие  банки.  В  60-х  годах  XIX  века  предприниматели-  мусульмане  вошли  в  правление  индийских  банков  наряду  с  индусами  и  англичанами.  В  это  время  начали  появляться  работы,  которые  объясняли,  что  Коран  не  против  процента,  а  против  чрезмерного  процента.

В  последующем  находились  люди,  считающие,  что  любой  процент  разрешен  в  исламе.  Теолог  и  бандунгский  коммерсант  А.  Хасан  высказал  мнение  о  том,  что  практически  все  хадисы,  запрещающие  ростовщичество,  были  сфальсифицированы  христианами,  парсами  и  иудеями,  дабы  ослабить  экономическую  мощь  мусульман.  А.  Хасаном,  а  также  другими  авторами  игнорировался  тот  факт,  что  запрет  риба  не  был  придуман  мусульманами,  но  за  много  веков  ниспослания  Корана  был  недвусмысленно  выражен  в  этических  учениях  древности  [1].

Взимание  процентов  было  достижением  цивилизации  шумеров.  Шумерская  религия  ни  просто  не  запрещала,  а  наоборот  поощряла  ростовщичество:  кредиты,  предоставляемые  храмами  (храмовое  ростовщичество),  достигло  наибольших  масштабов.  Таким  государствам  как  Древний  Египет,  Хеттское  государство  процентные  отношения  не  были  известны. 

Лишь  мусульмане  продолжали  жить  в  противоречии:  понимании  того,  что  процент  запрещен,  но  не  иметь  возможности  полностью  от  него  отказаться.  Во  второй  половине  ХХ  века  такая  возможность  представилась.  В  Иране,  Судане  и  Пакистане  были  предприняты  попытки  исламизации  экономики,  но  разным  причинам  каждый  из  проектов  потерпел  неудачу.  Среди  них  можно  назвать  не  только  политику  власти,  но  и  само  отношение  мусульман.  В  настоящее  время  рьяными  противниками  исламских  банков  являются  не  транснациональные  банки,  такие  как  Ситибэнка  или  АБН  Амро,  а  местные  банки,  которые  разглядели  в  них  опасных  конкурентов,  но  и  рядовые  мусульмане  повели  себя  двусмысленно.  Изначально  они  поддерживали  исламизацию  экономики,  но  оказались  не  готовы  нести  обязанности  наравне  со  своими  правами.  Например,  граждане  Пакистана  получили  пусть  и  не  сразу  реализованное,  но  гарантированное  Конституцией  право  на  пользование  услугами  неростовщических  банков.  Вместе  с  этим  правом  они  приобрели  обязанность  по  выплате  зяката.  Это  понравилось  далеко  не  всем.  Немаловажным  является  то,  что  Саудовская  Аравия,  будучи  спонсором  и  инициатором  создания  исламских  банков  многих  стран,  сама  не  спешит  с  исламизацией  своего  финансового  сектора  [4].

Не  стоит  забывать,  что  хоть  исламизация  экономик  в  некоторых  государствах  и  не  удалась,  финансовые  структуры  остались,  и  любой  желающий  мусульманин  может  воспользоваться  их  услугами.  Западные  банки  очень  быстро  осознали  наличие  спроса  на  данный  вид  услуг,  и  вышли  на  рынок  с  соответствующими  шариату  финансовыми  продуктами. 

Исламскими  учеными  часто  обсуждался  вопрос  соответствия  таких  банков  требованиям  шариата:  общеизвестный  факт,  что  основная  цель,  которую  преследуют  подобные  финансовые  структуры,  является  получение  прибыли,  которая  идет  в  карман  к  людям,  далеким  от  религии  ислама. 

Какими  бы  не  были  намерения  собственников  традиционных  неисламских  банков,  факт  остается  фактом  —  финансовые  услуги,  которые  они  предоставляют  на  высшем  уровне  —  это  альтернатива  для  мусульман.

Без  понимания  проблемы  ростовщичества  нельзя  представить  полную  картину  об  Исламе.  Она  имеет  не  сколько  богословные,  экономические  или  правовые,  сколько  этические  аспекты.  Часто  случается  так,  что  в  современном  мире,  при  современных  экономических  отношениях  у  мусульман  не  всегда  получается  вести  себя  в  соответствии  с  требованиями  шариата. 

За  ростовщичество  высказывался  Мухаммад  Абду,  арабо-мусульманский  мыслитель,  представитель  реформаторского  движения  в  исламе:  «Ситуация,  при  которой  одно  лицо  дает  другому  лицу  деньги  взаймы  и  при  этом  получает  фиксированный  процент,  не  относится  к  запрещенным  шариатом  формам  рибы.  Это  можно  объяснить  тем,  что  нарушение  выраженных  учеными  положений  о  запрете  фиксирования  нормы  дохода  в  данном  случае  не  составляет  тот  вид  очередной  рибы,  способной  причинить  непоправимый  ущерб.  При  первом  виде  сделки  доход  получают  и  инвестор,  и  работник,  в  то  время  как  запрещенное  ростовщичество  наносит  ущерб  только  одной  стороне  в  виду  того,  что  она  испытывает  потребность,  и  обогащает  другую  сторону  благодаря  ее  жадности  и  жестокости.  Следовательно,  непонятно,  зачем  оба  эти  вида  сделок  должны  быть  урегулированы  одинаковыми  нормами»  [2].

Аргументом  против  является  Постановление  №  10  (10/2)Совета  исламской  академии  правоведения  (фикха)  «О  банковских  процентных  операциях  и  ведении  операций  исламскими  банками»:  «Любое  увеличение  размера  кредита  или  введение  ссудного  процента  по  нему  в  обмен  на  продление  срока  выплаты,  когда  должник  не  может  рассчитаться  по  кредиту  в  срок,  также  увеличение  суммы,  которая  подлежит  возврату,  или  о  введении  процента  на  момент  заключения  договора  считать  разновидностями  риба,  запрещенные  шариатом.  В  качестве  альтернативы  предоставить  операции,  которые  обеспечивали  бы  денежный  оборот  в  соответствии  с  требованиями  шариата.  Призывать  исламские  государства  поощрять  политику  банков,  основывающих  свою  деятельность  на  основе  законов  шариата,  воздать  условия  зарождения  подобных  банков»  [5,  с.  19].

Свобода  выбора  экономического  поведения,  которое  соответствует  религии  человека,  подтверждает,  что  жизнь  без  риба,  о  которой  идет  речь  в  Коране  —  это  право.  Важно,  чтобы  оно  было  у  каждого  мусульманина,  не  зависимо  от  его  местонахождения.  Именно  за  это  надо  бороться,  конечно,  экономическими  методами.

 

Список  литературы:

  1. Газета  «Наш  мир»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nm2000.kz/news/2011-05-23-40737  (дата  обращения  27.05.2014).
  2. Газета  «Наш  мир»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://politiko.ua/blogpost79737  (дата  обращения  27.05.2014).
  3. Коран  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://koran.islamnews.ru/kuliev/2/275.html  (дата  обращения  27.05.2014).
  4. Портал  «Экономистъ»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://economuch.com/zarubejnyih-stran-hozyaystvo/mejdunarodnyiy-islamskiy-bank-15034.html  (дата  обращения  27.05.2014).
  5. Постановления  и  рекомендации  Совета  исламской  академии  правоведения  (фикха)  —  фетвы.  Издательство:  Ладомир:  2003  —  19  с.
  6. Энциклопедический  словарь  Ф.А.  Брокгауза  и  И.А.  Ефрона  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/88832/  (дата  обращения  16.05.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.