Статья опубликована в рамках: XLV-XLVI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Право зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
НОРВЕЖСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ
Насонов Сергей Александрович
канд. юрид. наук, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Москва
Е-mail: sergei-nasonov@yandex.ru
NORWEGIAN PROCEDURE MODEL IN TRIAL JURY
Sergey Nasonov
candidate of Legal Sciences, Associate professor of Kutafin Moscow State Law University, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена особенностям производства в суде присяжных по уголовно-процессуальному законодательству Норвегии. Автор рассматривает особенности формирования коллегии присяжных заседателей, постановки вопросов перед присяжными заседателями, специфику соотношения вердикта и приговора. В статье проводится сравнительно-правовой анализ норвежского и российского производств в суде присяжных.
ABSTRACT
The article is devoted to the procedure peculiarities of criminal procedural law of Norway in trial jury. The author considers the formation peculiarities of the jury, raising questions in front of the jury members, the specificity of verdict and sentence ratio. The article presents a comparative legal analysis of the Norwegian and Russian procedure in the trial jury.
Ключевые слова: норвежская модель производства в суде присяжных; производство в суде присяжных; вердикт присяжных заседателей; присяжные заседатели; обсуждение последствий вердикта; председательствующий судья.
Keywords: Norwegian procedure model in the trial jury; procedure in the trial jury; verdict by a jury; jury; discussion of verdict consequences; chief judge.
Наряду с традиционными формами производства в суде присяжных в Европе, самобытная модель такого производства закреплена в Уголовно-процессуальном акте Норвегии (The Criminal Procedure Act) от 22 мая 1981 года [3].
Главная особенность этой модели состоит в том, что в Норвегии суд присяжных функционирует только в качестве суда апелляционной инстанции. Согласно статье 352 Уголовно-процессуального акта Норвегии, апелляционный суд должен включить в свой состав присяжных заседателей, если в апелляционной жалобе на приговор оспаривается оценка доказательств, подтверждающих виновность осужденного, либо оспаривается размер наказания, назначенного судом за совершение преступления, за которое полагается более 6 лет лишения свободы [3, с. 107].
Вместе с тем, такой порядок апелляционного производства не распространяется на приговоры, вынесенные по отдельным составам преступлений (разглашение государственной тайны и проч.); приговоры, постановленные по результатам нового рассмотрения дела (после отмены предыдущего приговора), а также по делам несовершеннолетних.
Кроме того, в ст. 353 Уголовно-процессуального акта подчеркивается, что, если апелляция касается, помимо оспаривания доказательств, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных, сугубо юридических аспектов дела (юридических недостатков приговора, процессуальных нарушений), она должна быть рассмотрена апелляционным судом без участия присяжных [3, с. 107].
Число присяжных заседателей в коллегии составляет 10 человек, однако по сложным делам председатель суда может принять решение о назначении 11 или 12 присяжных по конкретному делу. Вместе с тем, даже в такой ситуации, в голосовании по вопросам вердикта принимают участие только 10 присяжных заседателей. По этой причине, при рассмотрении дела «расширенной коллегией» присяжных, по жребию должны быть выбраны 1 или 2 присяжных заседателя, которые не будут участвовать в принятии решения. Жребий должен быть проведен таким образом, чтобы, по возможности, в итоге осталось равное число женщин и мужчин. Старшина присяжных остается в любом случае и не принимает участия в жеребьевке.
Представляется, что институт «дополнительных» присяжных заседателей в Норвегии является более эффективным, чем российский вариант запасных присяжных, поскольку неопределенность в вопросе — кто именно будет отстранен от вынесения вердикта, способствует активному восприятию доказательств всеми присяжными заседателями, а не только основными.
Порядок формирования коллегии присяжных заседателей в Норвегии соответствует основным признакам традиционных моделей такого производства.
Согласно ст.ст. 356, 357 Уголовно-процессуального акта, сторонам предоставляется право исключить из состава присяжных любое число человек, превышающее 10, 11 или 12, в зависимости от количества кандидатов в присяжные заседатели [3, с. 108].
Обвиняемый, а затем сторона обвинения вправе по очереди исключать одного кандидата в присяжные заседатели за другим до тех пор, пока общее количество неотведенных кандидатов не дойдет до нужного числа.
Если право отвода не применялось сторонами, или по результатам этого этапа разбирательства, количество неотведенных кандидатов превышает 10—12 человек, то вопрос об исключении остальных кандидатов в присяжные заседатели решается путем проведения жеребьевки. Жеребьевка и исключение присяжных должны быть проведены таким образом, чтобы в итоге в составе присяжных осталось равное число мужчин и женщин.
Согласно ст. 359 Уголовно-процессуального акта, председатель суда должен сообщить присяжным порядок и правила рассмотрения дела, задачи и ответственность присяжных. Судья должен особо подчеркнуть, что с момента начала обсуждения вердикта и до его вынесения, а также во время слушания дела, присяжные не должны вести обсуждений или вступать в диалог ни с кем, кроме суда, а также удаляться из зала суда до тех пор, пока им не будет позволено это сделать, после того, как они вынесут вердикт.
Приводя заседателей к присяге, председатель суда должен задать присяжным следующий вопрос: «Подтверждаете ли вы, что вы будете внимательно относиться ко всей процедуре, что происходит в зале суда, и ответите на все поставленные вопросы настолько честно и справедливо насколько это возможно в соответствии с законом и представленными доказательствами?» Присяжные по очереди встают и отвечают: «Да, я подтверждаю» [3, с. 108].
Судебное следствие при апелляционном рассмотрении дела в Норвегии проводится путем представления и исследования доказательств сторонами обвинения и защиты.
Согласно ст. 363 Уголовно-процессуального акта после окончания исследования доказательств вины подсудимого, сторона обвинения должна представить суду свой вариант вопросов присяжным. Стороне защиты предоставляется право высказать свое мнение о формулировке и количестве поставленных вопросов [3, с. 109].
Анализ положений статей 364—367 Уголовно-процессуального акта позволяет сделать вывод о закреплении в норвежском законодательстве модели вопросного листа англо-американского типа [1, с. 398]. Нил Видмар подчеркивает, что норвежские присяжные выносят “simple verdict” (упрощенный вердикт), предполагающий односложный ответ: «виновен» или «не виновен» [4, с. 446].
Вопросный лист по Уголовно-процессуальному акту включает в себя основной вопрос (ст. 366) и дополнительные вопросы (ст. 367) [3, с. 110].
Основной вопрос (за исключение случаев, когда не касается решения вопроса о виновности) должен начинаться словами: «Виновен ли обвиняемый». Вопрос должен содержать все признаки преступления, предусмотренные уголовным законом, а так же кратко, но настолько точно, насколько возможно, описание дела с указанием места и времени.
Дополнительные вопросы задаются о наличии обстоятельств, позволяющих в соответствии с законом смягчить или усилить наказание.
Когда все вопросы сформулированы, судья читает их вслух. Каждому присяжному выдается распечатка вопросов.
Согласно ст. 368 Уголовно-процессуального акта Норвегии, председательствующий выступает перед присяжными с напутствием, в котором дает краткое описание доказательствам, объясняет суть вопросов и применимые принципы и правила. Стороны могут попросить дополнительно объяснить тот или иной пункт, а также потребовать, чтобы какие-то из дополнительных разъяснений судьи были отражены в протоколе заседания [2, с. 211].
Далее присяжные удаляются в изолированную комнату для обсуждения вердикта. Они должны взять с собой написанный список вопросов с подписью председателя суда.
Удаляясь для обсуждения вердикта, присяжные заседатели могут забрать с собой фотографии, картинки, чертежи, карты и иное, представленное во время слушания. Присяжные также имеют право забрать с собой письменные доказательства, если суд посчитает это необходимым. Вместе с тем, присяжные не имеют права забирать с собой ранее данные показания обвиняемого, свидетелей или экспертов. Таким образом, права присяжных заседателей в Норвегии шире, чем у российских присяжных, которые не наделены правом забирать в совещательную комнату что-либо, помимо собственных записей [2, с. 211].
После окончания обсуждения вердикта, присяжные голосуют по каждому отдельному вопросу в порядке согласно списку. Старшина голосует последним.
Для принятия неблагоприятного для обвиняемого решения требуется как минимум 7 голосов. Ни по какому вопросу не требуется указывать, кто как голосовал.
Присяжные, голосовавшие за оправдание обвиняемого, не принимают участие в голосовании по дополнительным вопросам, но считаются присоединившимися к тем, кто голосовал за благоприятные последствия для обвиняемого.
Старшина и первые два присяжных из списка (определенного ранее по жеребьевке) подписывают вердикт.
Согласно ст. 373 Уголовно-процессуального акта Норвегии, после проведения голосования присяжные возвращаются на свои места в зал суда. Старшина должен встать и сказать: «Присяжные, согласно данной ими присяге и доброй совести дали следующие ответы на поставленные вопросы…» Далее он должен вслух прочитать ответы на каждый из вопросов по списку. Старшина передает подписанный вердикт суду [3, с. 111].
Если суд заметит, что вердикт был вынесен с нарушением закона, либо является неясным, неполным или противоречивым, либо есть сомнение, что ответы отражают реальное мнение присяжных, суд может (до тех пор, пока не будет вынесен приговор) попросить присяжных удалиться для дополнительного обсуждения чтобы голосовать заново и исправить неточности.
Вместе с тем, если ошибка является формальной и не влияет на итог вердикта, то ничего не исправляется.
Если присяжные вынесли оправдательный вердикт, то суд должен сразу вынести оправдательный приговор, за исключением случая, когда суд полагает, что оправдан «без сомнения виновный». В этой ситуации коллегия присяжных распускается, а дело рассматривается заново, но уже в смешанном составе профессиональных судей и присяжных заседателей.
В случаях вынесения присяжными обвинительного вердикта, суд вправе вынести как обвинительный, так и оправдательный приговоры (по основаниям отсутствия состава преступления, истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности).
Согласно ст. 376 «е» Уголовно-процессуального акта Норвегии, когда присяжные объявляют подсудимого виновным, трое присяжных, выбранных путем жеребьевки, должны совместно со старшиной присоединиться к суду для решения вопроса о назначении наказания и обязанности по несению расходов [3, с. 111].
Список литературы:
- Насонов С.А. Виды вердиктов присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве по УПК РФ и зарубежному законодательству. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юрид. наук, профессора П.А. Лупинской: сборник научных трудов. М.:ООО «Изд-во «Элит», 2011.
- Насонов С.А. Права и обязанности присяжных заседателей в судебном разбирательстве по уголовному делу: история и современность. Юридическая наука и практика: история и современность: сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 5 июля 2013 г./Филиал МИГУП в Рязанской области. -язань: Изд-во «Концепция», 2013. Вып. 1.
- The Criminal Procedure Act. Act of 22 May № 25. With subsequent amendments, the latest made by Act of 30 June 2006 № 53. 2006.
- Vidmar N. (ed) World jury systems. Oxford University Press. 2000.
дипломов
Оставить комментарий