Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданский и арбитражный процесс
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРОРОМ ПРАВА ИНИЦИИРОВАНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
Бахарева Ольга Александровна
канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
E-mail: Olga.25.09@yandex.ru
Николайченко Ольга Викторовна
канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
E-mail:
Цепкова Татьяна Митрофановна
канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г. Саратов
IMPLEMENTATION PUBLIC PROSECUTOR THE RIGHT TO INITIATE LEGAL PROCEEDINGS CIVIL CASES
Bakhareva Olga
candidate of legal Sciences, assistant Professor of civil process FSBEI HPE «Saratov State Law Academy», Russia, Saratov
Nikolajchenko Olga
candidate of legal Sciences, assistant Professor of civil process FSBEI HPE «Saratov State Law Academy», Russia, Saratov
Tsepkova Tatiana
candidate of legal Sciences, assistant Professor of civil process FSBEI HPE «Saratov State Law Academy», Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется порядок реализации прокурором права инициирования судебного разбирательства гражданских дел.
ABSTRACT
The article examines the procedure for exercising the right to initiate the prosecutor of the trial of civil cases.
Ключевые слова: прокурор; суд; гражданский процесс; гражданское дело.
Keywords: prosecutor; the court; civil litigation; civil cases.
Прокурор соответствии со ст. 1, 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре РФ» [8] осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов всеми органами власти и управления, должностными лицами, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам РФ, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, их должностными лицами. Следовательно, на органы прокуратуры возложена задача по охране и защите частных и публичных интересов.
Прокурор в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» [8] вправе предъявлять иск и поддерживать его в суде, если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ [4] прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Следовательно, как верно было отмечено В. Жуйковым прокурор по действующему законодательству не вправе обращаться в суд с заявлением в защиту «общественного интереса», либо указывать в заявлении, что нарушение прав приобрело «особое общественное значение»; прокурор не вправе подавать заявление в защиту прав, какого бы то ни было «значительного числа граждан», если их можно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов [5, с. 5]. При подаче таких заявлений в их принятии следует отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ [4] ввиду того, что они не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Законодатель, наделяя прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту «неопределенного круга лиц» однако не поясняет значение этого понятия. Поэтому под «неопределенным кругом лиц» следует понимать круг лиц, который нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, разрешить в решении вопрос о правах и обязанностях каждого из них. К делам о защите прав неопределенного круга лиц можно отнести дела — об оспаривании нормативных правовых актов, о защите прав потребителей, о запрете деятельности, которая вредит окружающей природной среде и т. п.
В соответствии с ранее действующим законодательством (ст. 41 ГПК РСФСР [3]) прокурор был вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов либо прав и охраняемых законом интересов граждан. В ГПК РФ прокурор ограничен правом обращения с заявлением только в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также, в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возраста, недееспособности или других уважительных причин не может сам обратиться в суд, и не может по своей инициативе вступить в любой стадии процесса по любому гражданскому делу.
Однако законодатель в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ [4] не оговаривает перечень упомянутых уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд. Прокурор в исковом заявлении должен привести мотивы, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, и представить доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения заинтересованного лица и приложить копии соответствующих документов. Право оценки уважительных причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду. Такое положение содержит ограничения для прокурора в возможностях защищать гражданина «только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд». Однако это ограничение входит в противоречие с принципом доступности, который открывает доступ к правосудию любого «заинтересованного лица» (ст. 3 ГПК РФ [4]), и принципом равенства, который устанавливает равные процессуальные возможности для «всех организаций независимо от их организационно-правовой формы» (ст. 6 ГПК РФ [4]). Это противоречит также, и сущности прокуратуры, которая обязана реагировать на любое ущемление прав и свобод и принимать все предусмотренные законом меры, в том числе и судебной защиты, независимо от чьей-либо воли и каких-либо ограничений [6, с. 202], а также принципу независимости прокурора, закреплённому в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ» [8].
В соответствии с действием принципа равенства сторон прокурор не обладает правом истребования дела из суда, а вправе знакомиться с материалами дела непосредственно в суде, как и другие лица, участвующие в деле (ст. 35 ГПК РФ). Поэтому прокурору, участвующему в деле, необходимо формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: искового заявления (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных постановлений, апелляционных, кассационных представлений (жалоб) и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в представлении прокурора.
Однако, несмотря на ограничение процессуальных полномочий прокурора гражданским процессуальным законодательством, прокурор как лицо, участвующее в деле, обладает комплексом процессуальных прав, которые в гражданском судопроизводстве позволяют ему осуществлять защиту прав, свобод и интересов граждан, оказывать содействие суду в осуществлении правосудия и осуществлять функцию надзора за соблюдением законов всеми участниками судопроизводства, укрепления законности в Российской Федерации (ст. 35, 45 ГПК РФ [4]) хотя еще не на должном уровне и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает прямо право прокурора на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа по требованиям, названным в ст. 122 ГПК РФ. Однако изучение судебной практики показывает, что прокуроры обращаются с такими заявлениями о выдаче судебного приказа, и мировые судьи удовлетворяют их. Наиболее распространенными являются приказы о взыскании начисленной, но не выплаченной работникам заработной платы).
В судебной практике имеются случаи, когда прокуроры настаивают на привлечение их в уже начавшийся процесс в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Например, по иску Доронина Е.В. к администрации Муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» о признании права собственности на жилое помещение — квартиру [7] либо вовсе затрудняются обосновать свой процессуальный статус. В обоснование последнего прокуроры указывают на то, что согласно ст. 34 ГПК РФ прокурор является лицом, участвующим в деле, следовательно, он может быть также привлечен и для участия в процессе в качестве третьего лица. В связи с этим принципиальным является вопрос о разграничении правового статуса третьих лиц с лицами, участвующими в деле.
В процессуальной литературе вопрос относительно «смешения» правового статуса лиц, участвующих в деле, уже поднимался и ставился на рассмотрение [2, с. 18]. Вместе с тем ст. 34 ГПК РФ устанавливает, что прокурор является лицом, участвующим в деле в случаях, прямо указанных в законе.
Иск в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть предъявлен прокурором лишь по просьбе заинтересованного лица. В отличие от прокурора третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика … если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Таким образом, для участия в деле в качестве третьего лица субъект должен иметь материальную заинтересованность в исходе дела, которая у прокурора отсутствует. Еще одной причиной, по которой прокурор не может участвовать в деле в качестве третьего лица, заявляющего или не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — это его особый правовой статус, предопределенный защитой им публичных интересов [1, с. 36].
Проведенный анализ российского законодательства позволяет констатировать, что проблемы законодательного регулирования правовых возможностей инициирования судебного разбирательства гражданского дела прокурором выявляются в условиях развития общества и непрерывного правоприменения. Задача процессуальной науки, в этой связи, указать «слабые» места для дальнейшего правотворчества.
Список литературы:
- Бессарабов В.Г., Кайшев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец-издат, 2007.
- Викут М.А. Проблема правового регулирования процессуального положения и деятельности сторон в советском гражданском судопроизводстве: Автореф. … дис. д-ра юрид. наук. Свердловск, 1971.
- Гражданский процессуальный кодекс РФСФР от 11.06.1964 (ред. от 31.12.2002) // Ведомости ВС РСФСР, 1964, № 24, ст. 407; Собрание Законодательства РФ, — 06.01.2003, — № 1, — ст. 2.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532, Собрание законодательства РФ, — 28.07.2014, — № 30 (часть 1), — ст. 4234.
- Жуйков В. ГПК РФ: порядок введения в действие // Российская юстиция. — 2003. — № 2. — С. 3—7.
- Туманов А.И. Частный взгляд на роль прокурора в гражданском судопроизводстве, или «ограниченная дееспособность» прокурора в современном гражданском процессе // Вестник ТвГУ. Серия "Право". — 2014. — № 3. — С. 199—208.
- Обобщение судебной практики Виноградовского районного суда Архангельской области по рассмотрению гражданских дел с участием прокурора // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vinogsud.arh.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=249 дело № 2-234/2010 (Дата обращения 17.12.2014).
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. 21.07.2014) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992, № 8, ст. 366; Собрание законодательства РФ, — 28.07.2014, — № 30 (часть 1), — ст. 4234.
дипломов
Оставить комментарий