Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Юридическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ С ПРЕСТУПНИКАМИ
Наука о переговорах ― это только комплекс теоретических и прикладных знаний, но и сложный междисциплинарный объект научных исследований.
Шаги новой науки ― первые, но обнадеживающие, тем более что в них сейчас так нуждается практика.
Переговоры ― не только наука, но и искусство. Такое утверждение не случайно. Оно связано с наблюдением за тем, как ведутся переговоры. Переговоры искусство потому, что они сюжетны, конфликтны в своей основе, на них накладываются человеческие страсти, надежды на исполнение желаний, участникам свойственны эстетические удовольствия, связанные с их успешным исходом, то, что обычно связывается с проявлением творчества, главного начала любого искусства [2, с. 46].
В нашей стране и за рубежом, кроме захвата заложников, все более многочисленными становятся факты похищения людей, в том числе детей, произведений культуры и искусства для получения выкупа, угроз осуществить вооруженные нападения, убийства, взрывы, поджоги, массовые отравления, чтобы добиться выполнения выдвинутых условий. Практически во всех подобных случаях силы правопорядка и общественной безопасности вынуждены вести переговоры, чтобы спасти высшее, благо земного бытия ― жизнь, среду обитания людей, достижения человеческой цивилизации.
Переговоры ― это творчество в общении людей, пытающихся достичь свои цели в ходе диалога [5, с. 254].
За рубежом еще в начале 70-х годов осознали, что переговоры с преступниками относятся к «новым подходам, новым мерам», позволяющим во многих ситуациях обеспечить устранение опасности, предупредить совершение тяжких преступлений, избежать применения силы. Отсюда их социальная, правовая и моральная ценность, в этом их смысл и предназначение. Когда без них обойтись нельзя ― их надо применять; смело идти на диалог с преступником [6, с. 168].
Министерством внутренних дел России изданы «Методические рекомендации по организации и тактике ведения переговоров с лицами, захватившими заложников» (№ 1/2511 от 17 июня 1992 г.) [3, с. 168]; снят учебный кинофильм по этой тематике «Вынужденный диалог», иллюстрирующий практику переговорного процесса.
В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ содержится специальная норма, регламентирующая особенности ведения переговоров с террористами (ст. 14) [7, с. 28].
Переговоры с преступниками как правовое явление базируются на требованиях Конституции РФ (ст. 2) [2, с. 51], уголовно-правовых институтах крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), добровольного отказа от преступления (ст. 31 УК РФ), обстоятельств, смягчающих наказание (ст. 61 УК РФ, п. «и»), освобождения от уголовной ответственности лиц при условиях, перечисленных в примечаниях к ст.ст. 126, 205, 206 УК РФ (похищение человека, терроризм, захват заложников) мерах, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений (ст. 118 УПК РФ) [5, с. 89].
Закон дает перечни конкретных ситуаций криминального характера, в которых ведутся переговоры. Он определяет понятия «террористическая акция» и «преступления террористического характера» (ст. 3 Закона «О борьбе с терроризмом»), указывая, что к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях [5, с. 92].
На практике переговоры с преступниками нередко ведутся в ряде ситуаций, связанных с задержанием преступников, в том числе вооруженных, в случаях действий, дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), при массовых беспорядках и т. д. [5, с. 97].
«Переговоры с преступниками». Такого понятия нет в законе, уголовном праве и уголовном процессе. Они непосредственно связаны с преступлениями определенной категории, причем в основном тяжкими, и выступают в качестве альтернативы к применению силы, путем изменения в ходе диалога поведения личности (или преступной группы, сообщества) в целях решения задач уголовного судопроизводства. Смыслом переговоров с преступниками, начавшими преступную деятельность, является склонение их к добровольному отказу от совершения преступления при наличии сознания фактической возможности довести его до конца (ст. 16 УК РСФСР); предотвращению виновным вредных последствий, или добровольное возмещение намеченного ущерба, или устранение причиненного вреда (п. 1 ст. 38 УК РСФСР); чистосердечному раскаянию или явке с повинной, а также активному способствованию раскрытия преступления (п. 9 ст. 38 УК РСФСР) [1, с. 325]. Между тем перечисленное ― это юридически значимые факты. Поэтому переговоры с преступниками обретают рамки правового действия, требующего правовой оценки. «Из жизни возникает право» ― говорили еще в древности. Переговоры с преступниками это ― реальность социальной и правовой действительности. Они существуют в жизни, но их не упоминает закон [3, с. 257].
Выросшая из недр дипломатии, наука переговоров ищет пути обобщения огромного эмпирического материала на трех уровнях (общем, особенном, единичном):
·установления закономерностей и создания общей теории переговоров, как особого человеческого феномена;
·разработки проблем отдельных видов переговоров с целью выявления специфики, необходимой для повышения их эффективности при решении межгосударственных, социально-политических, экономических, национальных и других проблем;
·изучения конкретных фактов для выяснения характера их индивидуальных особенностей для скорейшего достижения взаимоприемлемых результатов.
Несомненно, есть нечто общее, что объединяет все виды переговоров, «переговорный процесс». В основе его лежит фундаментальное свойство человеческой психики (сознания), выработанное в ходе эволюции, умение находить путем обмена информации с другими людьми, а, возможно, и с другими мыслящими существами, взаимоприемлемые решения [4, с. 158].
Деформация общественного сознания, связанная с длительным периодом неаргументированных способов воздействия на людей, когда им навязывались мнения и оценки, поступившие «сверху», затрудняет логическое рассмотрение выдвигаемых позиций, их обоснование, связь причин и следствий. Внутренняя независимость, без которой не может продуктивно работать критическая мысль, проявляется крайне слабо.
Аргументированный метод управления недостаточно проявляется в решениях законодательной и исполнительной власти, в деятельности многочисленных партий, союзов, объединений и ассоциаций, в экономической сфере. Этот эффективный подход к воздействию на людей в обществееще не сложился.
Переговоры имеют две главные задачи ―решать споры и находить пути сотрудничества. В рамках переговорного процесса стороны приходят к согласованному решению о предложениях, которые будут обсуждаться. В этих предложениях определены позиции сторон, суть которых заключается в том, что каждая из сторон с помощью своих собственных предложений дает свое видение путей разрешения проблемной ситуации или предмета переговоров. Позицией называется сформулированное одной стороной и принятое другой стороной предложение о ее восприятии проблемной ситуации. По существу позиция ―это тезис. Предложения, являющиеся основанием позиции, называются пропозицией [8, с. 212].
Переговоры с преступниками считаются одним из наиболее ответственных этапов проведения операции по освобождению заложников. Они расширяют арсенал мер борьбы с указанной категорией преступлений, позволяют избежать человеческие жертвы и другие нежелательные последствия.
Переговоры должны иметь приоритет перед применением силы до тех пор, пока для лиц, ответственных за принятие решения, не станет очевидной необходимость применения силы.
У профессионалов, которые неоднократно вели переговоры с преступниками, много своих секретов, тактических и психологических приемов.
Психологическая наука и практика знают много способов навязывания оппоненту той линии поведения, которая выгодна правоохранительным органам, убедить захватчиков действовать так, чтобы освобождение заложников стало возможным в итоге переговоров или в результате действий спецназа при минимальном риске для захваченных людей, основная задача специалиста переговорщика.
Список литературы:
- Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. ― М., «Международные отношения», 1990. с. 295―296.
- Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 г./ [Электронный ресурс] ― Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru/popular
- «Методические рекомендации по организации и тактике ведения переговоров с лицами, захватившими заложников» (№ 1/2511 от 17 июня 1992 г.)/ [Электронный ресурс] ― Режим доступа: URL: http://www.yurpsy.fatal.ru/files/ucheb/illar/illar.htm
- Сборник. «Общественная система национальной и международной безопасности: концепции, практика, перспективы». // «Переговоры с представителями преступных сообществ» ― М., 1991, с. 79.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Госдумой 24 мая 1996 года, в редакции 16.10.2012 № 172-ФЗ)/ [Электронный ресурс] ― Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru/popular/ukrf/
- Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» / [Электронный ресурс] ― Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru/
- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 3 июля 1998 года) (в ред. Федеральных законов от 06.03.2006 № 35-ФЗ)/ [Электронный ресурс] ― Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru/popular
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. ― М., 1990.
дипломов
Оставить комментарий