Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Финансовое право и финансовая политика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ВАЛЮТНОГО ПРАВА
Айдарханова Куляш Нурсаиновна
канд. юрид. наук, доцент КазНУ имени аль-Фараби, г. Алматы
E-mail: aidarkhanova_k@mail.ru
Предмет правового регулирования представляет собой решающий классификационный критерий системы права именно потому, что особенности той или иной отрасли, прежде всего, обусловлены своеобразием соответствующего вида общественных отношений. Следовательно, прежде чем предполагать о наличии какой-то отрасли права, о ее зарождении и развитии, необходимо определить предмет правового регулирования этой отрасли. Структура предмета правового регулирования представляет собой дифференциацию по признаку единства составных компонентов общественных отношений, образующих данный предмет. Следовательно, чтобы определить структуру предмета валютного права, необходимо выявить объективно взаимосвязанные и взаимообусловленные группы отношений, являющихся элементами этого предмета.
В процессе экономического сотрудничества государства с зарубежными странами Ї при осуществлении внешней торговли, предоставлении и получении различных видов кредитов и займов, научно-техническом сотрудничестве, при международных перевозках, страховании и т. п. Ї возникают разнообразные денежные отношения, то есть отношения, предметом которых являются деньги, денежные обязательства. Указанные отношения приобретают характер валютных, поскольку деньги в этих отношениях выступают в качестве валюты, как международное платежное средство.
Однако сфера действия валютных отношений не ограничивается только указанной областью. Платежи и расчеты валютного характера возникают также при осуществлении политического, научного, культурного и других видов сотрудничества Казахстана с зарубежными государствами. Следует при этом отметить, что валютные отношения возникают главным образом в процессе внешней деятельности государства, юридических и физических лиц в области международного общения. Вместе с тем в определенных случаях они проявляются и в сфере отношений внутри страны. Все это в свою очередь определяет и разнообразие состава участников валютных отношений, совершающих различные действия, смысл которых сводится в основном к получению или уплате валютных средств.
В общих чертах предмет правового регулирования изложен в единственном систематизированном источнике валютного законодательства Ї Законе Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с преамбулой Закон регулирует общественные отношения, возникающие при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, определяет цели, задачи и порядок валютного регулирования и валютного контроля [5].
Из вышеуказанного следует, что предметом правового регулирования валютного права являются неоднородные по своему характеру отношения. Отношения по владению, пользованию, распоряжению валютными ценностями, то есть связанные с валютным обращением и строящиеся на основе равенства сторон Ї предмет регулирования гражданского права. Отношения в сфере управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных или уполномоченных государством органов, должностных лиц (в процессе осуществления валютного регулирования и валютного контроля), а также отношения, возникающие при применении любыми уполномоченными правом субъектами мер административно-правового принуждения Ї предмет регулирования финансового и административного права.
Однако отличительной особенностью валютных отношений является то, что они всегда возникают в связи с совершением субъектами валютных операций, определенных Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» [5].
Необходимо отметить, что в условиях развития рынка можно наблюдать процесс постепенного обособления валютных отношений в качестве относительно самостоятельной сферы правового регулирования. В зарубежной научной литературе валютные отношения рассматривают в качестве обособленной группы общественных отношений, и учеными-юристами уже выделяется самостоятельная отрасль права Ї международное валютное право. Например, по мнению В. Эбке, предметом регулирования международного валютного права являются международные валютные отношения, которые можно определить как совокупность общественных экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе обращения и функционирования валютных ценностей в мировом хозяйстве и опосредующих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств (товарами, работами, услугами, правами на результаты), а также инвестиционную деятельность [2, c. 15].
Для комплексного исследования предмета валютного права необходимо более детально рассмотреть все группы общественных отношений, регулируемых валютным правом.
В юридической науке существуют несколько подходов к классификации валютных отношений, наличие которых обусловлено тем, что в основу классификации валютных отношений взяты различные критерии. Все эти подходы представляются автору верными, с учетом того, что критерий деления групп валютных отношений является единым.
Например, по мнению А.Б. Альтшуллера, область валютных отношений включает в себя, с одной стороны, широкий комплекс международных валютных отношений, а с другой Ї разнообразные внутригосударственные (внутренние) валютные отношения. По его мнению, международные валютные отношения являются проявлением, своеобразной формой межгосударственного сотрудничества, и их существенным признаком является то, что эти отношения выходят за пределы государства. К международным валютным отношениям А.Б. Альтшуллер относит все валютно-финансовые отношения, участниками которых являются государства, в том числе широкий круг отношений, связанных с международными расчетами и внешними кредитами, отношения между банками и другими уполномоченными организациями различных стран, являющиеся способом реализации межгосударственных расчетов и кредитования, а также отношения по валютным операциям, осуществляемым непосредственно банками вне рамок межгосударственных расчетов в узком смысле, которые возникают либо по инициативе банков в процессе осуществления их задач по организации и производству заграничных операций, либо в процессе совершения банками посреднических операций Ї на основании поручения их клиентов. При этом он имеет в виду гарантийные, депозитные, конверсионные, платежные и другие подобные им валютные операции, осуществляемые между банками двух или более стран. К внутригосударственным (внутренним) А.Б. Альтшуллер относит расчетные и другие операции денежного характера, совершаемые между советскими организациями в связи с экспортом и импортом товаров по межгосударственному торговому соглашению, например между внешнеторговой организацией и банком Ї по поводу производства валютных платежей за границу либо получения валютной выручки из-за границы, равно как и между внешнеторговой и транспортной организациями Ї по поводу уплаты фрахта за предоставление судна для перевозки за границу или из-за границы товаров. К внутренним операциям он относит также валютные операции банков по оплате чеков, покупке и продаже наличной валюты и др. [1, c. 14Ї15].
В юридической литературе существует другой подход к классификации валютных отношений, автором которого является российский ученый А.В. Емелин. Классифицируя валютные отношения по их отраслевой принадлежности, А.В. Емелин делит их на:
·государственные (в части осуществления валютного регулирования посредством издания актов валютного законодательства);
·финансовые (например, по поводу осуществления валютных перечислений в погашение налоговых и таможенных платежей);
·административные (например, по поводу уплаты штрафов в иностранной валюте за отсутствие учета валютных операций по п. 2 ст. 14 ЗВР и ВК);
·гражданские (например, по поводу осуществления валютных платежей резидентом-импортером в пользу транспортной организации-резидента на основании договора перевозки с учетом п. 8 Инструкции Банка России от 29 июня 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»);
·международные частноправовые (например, по поводу определения применимого права к правоотношениям сторон по валютной сделке на основании коллизионной привязки);
·международные публично-правовые (например, по поводу осуществления валютных переводов в пользу международных организаций в оплату членских взносов Российской Федерации по п. 1.1 Положения Банка России от 24 апреля 1996 г. № 39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций») [3, c. 38].
Обобщая свой анализ валютных правоотношений, А.В. Емелин предлагает выделить три большие группы правоотношений:
1.в сфере валютного регулирования, включая валютные ограничения,
2.в сфере валютного контроля
3.в сфере валютного обращения [3, c. 38].
Подобный триединый подход к классификации валютных правоотношений представляется автору не совсем верным. В основу такого деления А.В. Емелин вкладывает финансово-правовую, административно-правовую и гражданско-правовую составляющие данного института. Классификация валютных отношений Ї это не что иное, как их систематизация. Поэтому систематизация должна осуществляться на основе методологических принципов, один из которых гласит, что группировка явлений при выстраивании классификационного ряда должна производиться на основе единого критерия. Рассматриваемая же система характеризуется тем, что при ее построении не соблюден данный принцип систематизации. Здесь правовые институты сформированы по самым различным критериям. Тем более, что классификация валютных правоотношений по отраслям была уже представлена А.В. Емелиным [3, c. 38].
Деление валютных отношений на три группы скорее было осуществлено А.В. Емелиным из желания учесть гражданско-правовую составляющую рассматриваемого института. Автор согласен с мнением ученого, что необходимо обратить внимание и выделить группу общественных отношений в сфере валютного обращения, регулируемых нормами гражданского права. Однако выделение данной группы валютных отношений не следует основывать на отраслевом подходе. Необходимо применить другие критерии, которые позволили бы обособить предложенную А.В. Емелиным третью группу валютных отношений.
В этой связи интерес представляет мнение российского ученого М.Г. Кальней, который в своем диссертационном исследовании на основе анализа существующих подходов по данному вопросу, делает вывод о наличии двух больших групп валютных отношений:
·отношения, возникающие в сфере государственного управления, к которым можно отнести отношения, складывающиеся в процессе осуществления валютного регулирования и валютного контроля;
·отношения, возникающие в сфере валютного обращения, представляющие собой совокупность действий субъектов в отношениях по заключению и исполнению валютных сделок или совершению валютных операций [4, c. 17].По мнению ученого, выделение указанных групп отношений позволяет разделить сферы публично-правового и частноправового регулирования валютных операций.
Таким образом, в основе классификации валютных отношений М.Г. Кальней лежит совершенно другой подход Ї деление валютных отношений на сферы регулирования: публично-правовую и частноправовую. Данный подход к классификации валютных отношений представляется автору верным в связи с выделением группы отношений, регулируемых гражданским правом. Однако, М.Г. Кальней не учитывает группу валютных отношений, возникающую в связи с привлечением к ответственности за нарушение норм валютного законодательства, которые регулируются нормами административного и уголовного права. Данную группу отношений следует отнести к сфере публично-правовой.
Анализ вышеизложенных точек зрения относительно классификации валютных отношений приводит к мысли, что в основу критерия для выделения различных групп валютных отношений следует положить другой критерий, разграничивающий в принципе две группы валютных отношений. Автор считает, что таким критерием может послужить способ воздействия на субъектов валютных отношений.
Таким образом, в основу классификации валютных отношений следует положить не отраслевой подход, а способы воздействия на участников данных отношений, то есть методы правового регулирования. Исходя из этого, всю совокупность валютных отношений можно разделить на две группы:
1.общественные отношения, регулируемые императивным методом
2.общественные отношения, регулируемые диспозитивным методом правового регулирования.
Группируя валютные отношения по предложенному критерию, можно выделить соответственно две большие группы валютных отношений:
1.отношения, возникающие в сфере государственного регулирования, к которым можно отнести отношения, складывающиеся в процессе осуществления валютного регулирования и валютного контроля, а также в сфере применения мер ответственности за валютные правонарушения;
2.отношения, возникающие в сфере валютного обращения, к которым можно отнести отношения, складывающиеся по поводу владения, пользования и распоряжения валютой и валютными ценностями.
В заключение анализа валютных отношений, автор приходит к нескольким выводам:
1.Отношения, регулируемые валютным правом, имеют свою специфику, проявляющуюся в том, что все эти отношения осложнены «валютным элементом».
2.Все возникающие в сфере сотрудничества Казахстана с зарубежными странами валютные отношения облекаются в определенные юридические формы и имеют установленную соответствующими правовыми актами для каждой их этих форм регламентацию. Эти правовые акты служат реализации экономической и в частности валютной политики государства, юридически закрепляют уже сложившиеся отношения и содействуют становлению и развитию новых отношений. Они придают ясность и устойчивость возникающим связям в области валютного сотрудничества между странами и направлены на четкое определение прав и обязанностей участников соответствующих отношений, на обеспечение экономической эффективности этих отношений.
3.Необходимо отметить, что, анализируя валютные отношения в их динамике и развитии, можно наблюдать процесс постепенного обособления валютных отношений в качестве относительно самостоятельной сферы правового регулирования.
Таким образом, вышеизложенное позволяет определить предмет валютного права. Предметом правового регулирования валютного права является совокупность общественных отношений, систематизированных в две группы:
·общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности уполномоченных государством органов и их должностных лиц в процессе осуществления валютного регулирования и валютного контроля, а также отношения, возникающие при применении уполномоченными органами мер принуждения за нарушение норм валютного законодательства (регулируемые императивным методом правового регулирования);
·общественные отношения, возникающие в связи с владением, пользованием, распоряжением валютой и валютными ценностями, то есть связанные с валютными обращением и строящиеся на основе равенства сторон (регулируемые диспозитивным методом правого регулирования).
Список литературы:
- Альтшуллер А.Б. Общая характеристика валютных отношений и их правовое регулирование // В кн.: Валютные отношения во внешней торговле. Ї М.: Международные отношения, 1968. Ї С. 11Ї39.
- Вернер Ф. Эбке. Международное валютное право. ЇМ.: Международные отношения, 1997. Ї335 с.
- Емелин А.В. Валютные правоотношения: понятие и классификация // Деньги и кредит. Ї2001. Ї№ 2. ЇС. 37Ї42.
- Кальней М.Г. Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации: Дис … канд. юрид. наук. Ї Омск, 2002. Ї 202 с.
- Республика Казахстан. Закон от 13 июня 2005 г. № 57. О валютном регулировании и валютном контроле // Казахстанская правда. Ї2005. Ї17 июня.
дипломов
Оставить комментарий