Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 02 июля 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Гражданское, жилищное и семейное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алибекова Ф.Я. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОТРАСЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ БРАЧНОГО ДОГОВОРА — ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ДИСКУССИЙ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОТРАСЛЕВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ БРАЧНОГО ДОГОВОРА — ПРЕДМЕТ НАУЧНЫХ ДИСКУССИЙ

Алибекова Фагеля Ямилевна

доцент МОСА, г. Черкесск

E-mail: 

 

Браки заключаются на небесах, а вот разводы в случае возникновения споров о совместно нажитом имуществе осуществляют земные судьи. О том, как заранее грамотно сформулировать правила игры, как сохранить нажитое годами имущество и приобретенный бизнес в случае потери счастливого ощущения семейного благополучия, поможет брачный договор [9, с. 2].

Прежде всего необходимо отметить, что институт брачного договора является новым для российского семейного законодательства и, по мнению большинства российских граждан, неприемлемым правовым средством.

Возникновение института брачного договора большинство исследователей считают абсолютно закономерным этапом развития правовых отношений в целом и договорных отношений в частности. Появление в российском праве нового института - института брачного договора - было предопределено рядом объективных причин. В качестве таких предпосылок ученые выделяют два фактора: юридическое закрепление на конституционном уровне института частной собственности и дальнейшее развитие договорных отношений, влекущее за собой «проникновение договорных отношений в различные сферы общества» [4, с. 358].

В советское время брачный договор можно было рассматривать лишь при характеристике семейного права зарубежных стран. Причем отмечалось, что сама идея брачного договора как минимум чужда воззрениям советских людей, а как максимум является порочной в корне. С юридической точки зрения считалась неоправданной двойственность в правовом регулировании имущественных отношений супругов: они могут подчинить свои отношения закону либо заключить брачный договор [1, с. 89].

Елкина О.С. полагает, что основная цель брачного договора - это определение правового режима имущества супругов или лиц, вступающих в брак, включая возможность изменения законного режима имущественных взаимоотношений [3, с. 42].

Законодательство развитых стран давно признало целесообразным заключение брачного договора. В разных странах этот институт имеет свои особенности, но основная его цель - предоставление супругам достаточно широких возможностей для определения в браке своих имущественных отношений.

Впервые заключение брачного договора стало возможным после вступления в законную силу ГК РФ, т. е. с 1 января 1995 г. В ст. 256 ГК РФ указано, что «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим супружеского имущества» [2, с. 125].

Статья 40 Семейного кодекса РФ определяет брачный договор как соглашение супругов, устанавливающее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения [8, с. 20].

С появлением брачного договора как института семейного права в науке сформировалось три позиции относительно правовой природы данного договора.

Вместе с тем правовая природа и отраслевая принадлежность брачного договора и иных имущественных договоров супругов продолжают оставаться предметом оживленных научных дискуссий. Большинство ученых сходятся во мнении, что брачный договор хотя и обладает определенной спецификой и существенными особенностями, тем не менее, является гражданско-правовой сделкой, видом гражданско-правовым договоров [11, с. 109].

Первая позиция заключается в том, что с точки зрения правовой природы брачный договор представляет собой одну из разновидностей гражданско-правовых договоров. Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей [7, с. 206]. Поэтому брачный договор должен отвечать тем требованиям, которые ГК РФ предъявляет к гражданско-правовым договорам (дееспособность сторон, их свободное волеизъявление, законность содержания договора, соблюдение установленной формы).

Данные признаки в полной мере присущи брачному договору, из этого следует, что его необходимо признать гражданско-правовой сделкой: во-первых, при заключении брачного договора стороны свободно и открыто выражают свою волю и совершают определенные целенаправленные действия; во-вторых, при заключении брачного договора происходит установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, это подтверждается тем, что целью заключения брачного договора является определение имущественных прав и обязанностей супругов (т. е. установление, изменение или прекращение), которые являются, в свою очередь, гражданскими правами и обязанностями.

Статья 2 ГК РФ включает в отношения, регулируемые гражданским законодательством, имущественные отношения, а также тесно связанные с ними личные неимущественные отношения [2, с. 45]. В то же время ст. 4 СК РФ также прямо указывает на возможность применения к перечисленным в ст. 2 СК РФ имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, норм гражданского законодательства в той части, в которой они не противоречат существу семейных отношений [8, с. 3, 4].

По мнению Ю.В. Левина, все вышеперечисленные аргументы позволяют сделать обоснованный вывод о том, что брачный договор следует отнести к ряду гражданско-правовых договоров, распространив на него нормы гражданского законодательства в той части, в которой они не урегулированы нормами семейного законодательства и не противоречат существу семейных отношений [4, с. 362].

Содержание второй позиции в отношении правовой природы брачного договора заключается в том, что брачный договор — это особый договор семейного права. О.Н. Низамиева делает вывод о семейно-правовой природе брачного договора и о его самостоятельности по отношению к гражданско-правовым договорам, опираясь на следующие аргументы. Во-первых, по ее мнению, термином «договор» обозначаются соглашения сторон не только в гражданском праве. Во-вторых, в других частноправовых отраслях количество договоров невелико, и нет особой потребности в разработке общих положений о договоре. В-третьих, в гражданском законодательстве лишь упоминается о возможности отступления от режима общей совместной собственности на имущество, нажитое в браке, путем заключения договора. Именно СК РФ дает определение брачному договору. Наконец, в-четвертых, брачный договор регулирует супружес­кие отношения, которые имеют семейно-правовую природу [6, с. 88].

Максимович Л.Б. указывает, что, брачный договор определяет семейные правоотношения по поводу имущества и взаимного содержания супругов, именно поэтому о нем следует говорить как об особом семейно-правовом соглашении [5, с. 26].

Третья позиция — брачный договор — смежный договор гражданско-семейного права (Л.Б. Максимович). На взгляд автора, данная позиция занимает промежуточное положение между двумя вышеизложенными. Семейное право — это самостоятельная отрасль права и рассматривать третью точку зрения нет смысла.

Особенность брачного договора заключается в том, что он может не только содержать положения, направленные на создание или изменение правового режима имущества супругов, но и, например, регулировать вопросы предоставления супругами средств на содержание друг друга.

Брачный договор может быть заключен как до, так и после регистрации брака. В зависимости от того, кем — лицами, собирающимися вступить в брак, или супругами — заключается брачный договор, определяется момент вступления этого договора в законную силу. В случае, если брачный договор заключается до регистрации брака, такой брачный договор является сделкой с отлагательным условием и вступает в силу только с момента регистрации брака.

Еще одной особенностью брачного договора является то, что способность к его заключению следует связывать со способностью к вступлению в брак. Если лицо не достигло брачного возраста, оно не может заключить брачный договор без согласия родителей или попечителей до момента регистрации брака. После заключения брака несовершеннолетний супруг приобретает дееспособность в полном объеме и вправе заключить брачный договор самостоятельно. Несовершеннолетние (эмансипированные) в соответствии со ст. 27 ГК РФ также не имеют право на самостоятельное заключение брачного договора [2, с. 53].

Однако следует отметить, что заключение брачного договора не является условием, необходимым для регистрации брака, и вопрос о заключении договора или отказе от его заключения супруги и лица, вступающие в брак, решают свободно и самостоятельно, поскольку это является их правом, а не обязанностью.

Брачный договор должен быть заключен в письменной форме и нотариально удостоверен (п. 2 ст. 41 СК РФ) [8, с. 20]. Несоблюдение требуемой законом формы влечет недействительность брачного договора. Что касается содержательной стороны, то брачный договор должен соответствовать обязательным для сторон требованиям, установленным законом. Так, договором не могут быть ограничены правоспособность и дееспособность супругов (лиц, вступающих в брак), право супругов на обращение в суд за защитой своих прав (п. 3 ст. 42 СК РФ), а также права и обязанности супругов в отношении детей.

Кроме того, в брачном договоре не могут быть предусмотрены положения, ограничивающие право нетрудоспособного супруга на полу­чение содержания, а также другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основ­ным началам семейного законодательства (п. 3 ст. 42 СК РФ) [8, с. 21]. Необходимость в таком специальном основании обоснована тем, что брачный договор связан с личными отношениями сторон. В результате этого возможны злоупотребления правом, из-за которых одна из сторон под воздействием личных мотивов: чувства личной привязанности, чрезмерного доверия другой стороне — подпишет договор, который в дальнейшем приведет к существенному нарушению ее прав.

В качестве соглашений, ставящих одну из сторон в крайне неблагоприятное положение, следует рассматривать договоры, в соответствии с которыми один из супругов полностью или частично отказывается от прав на имущество в пользу другого супруга, и подобные им договоры. Однако ни семейное, ни гражданское законодательство не является гибким при решении этих вопросов. Например, при возникновении потребности прекратить брачный договор, не имея возможности подать иск о его расторжении (поскольку условий, предусмотренных ст. 451 ГК РФ [2, с. 170], в данном случае не будет), супруг окажется вынужденным требовать признания договора недействительным на основании того, что он ставит его в крайне неблагоприятное положение.

Брачный договор не должен также противоречить основным началам семейного законодательства. Основными началами семейного законодательства являются: осуществление регулирования семейных отношений в соответствии с принципами добросовестности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласованию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи [10, с. 37].

При нарушении любого из этих начал договор может быть оспорен заинтересованным супругом.

Следует также отметить, что брачным договором регулируются не все, а исключительно имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст. 40 СК РФ) [8, с. 20]. Личные права и обязанности предметом брачного договора быть не могут (п. 3 ст. 42 СК РФ) [8, с. 21]. Нельзя, например, установить в договоре обязанность супругов любить друг друга, хранить супружескую вер­ность, определить круг домашних обязанностей каждого из них и т. п. Однако супруги вправе определить в договоре права и обязанности по взаимному содержанию. При этом супругам принадлежит право отступить от законного порядка взаимного алиментирования (ст. ст. 89 - 93 СК РФ) [8, с. 46—48], в соответствии с которым основанием возникновения взаимных прав и обязанностей является нетрудоспо­собность и нуждаемость претендующего на такое содержание супруга.

В брачном договоре супруги вправе определить способы участия в доходах друг друга. Например, установить, что дивиденды по акциям, принадлежащим мужу, являются их совместной собственностью, или проценты по одному из банковских вкладов жены являются также совместной собственностью, хотя по закону доходы и плоды принадлежат лицу, которому принадлежит вещь, их приносящая (ст. 136 ГК РФ) [2, с. 95].

В договоре супруги могут определить порядок несения семейных расходов, как повседневных, так и других расходов, а также определить то имущество, которое будет передано каждому в случае расторжения брака. Супруги или лица, вступающие в брак, вправе урегулировать в брачном договоре жилищные права и обязанности друг друга на случай расторжения брака.

Перечень вопросов, которые супруги вправе урегулировать в брачном договоре, не является исчерпывающим, поскольку помимо перечисленного закон позволяет включить в договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

По соглашению супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время, как и любой гражданско-правовой договор. Вместе с тем ни один из супругов не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения брачного договора. При отсутствии взаимного согласия супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут по требованию одного из них в судебном порядке. При этом суд будет руководствоваться основаниями, установленными ГК РФ для изменения и расторжения договоров (п. 2 ст. 43 СК РФ) [8, с. 22].

Действие брачного договора автоматически прекращается с момента прекращения брака. Исключением являются те обстоятельства, которые супруги сами определили в брачном договоре на случай расторжения брака, например, о предоставлении содержания супругу.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ брачный договор, как и любая сделка, может быть признан недействительным, как полностью, так и частично [2, с. 105].

Признание брачного договора недействительным возможно в том же порядке и по тем же основаниям, которые предусмотрены гражданс­ким законодательством для признания недействительными сделок. Семейное законодательство также предусматривает специальные основания для признания брачного договора недействительным. В соответствии со ст. ст. 42 и 44 СК РФ ничтожны положения брачного договора, ограничивающие право супругов на обращение в суд, регулирующие личные неимущественные отношения супругов, права или обязанности супругов в отношении детей, а также положения, ограничивающие право нетрудоспособного супруга на получение содержания или противоречащие основным началам семейного законодательства [8, с. 21, 22].

Введение в семейное законодательство России брачного договора не означает, что все лица при вступлении в брак обязаны заключать такой договор. Однако его заключение все же предоставляет супругам возможность определить свои имущественные права, отойдя от установленного законом режима имущества, который автоматически начинает действовать с момента заключения брака.

 

Список литературы:

  1. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В. Брачный договор: Комментарий семейного и гражданского законодательства.— М.: «Статут». 2009.—152 с.
  2. Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья и четвертая). — М.: «Норматика». 2012. — 480 с.
  3. Елкина О.С. Брачный договор как способ обеспечения имущественных прав супругов // Гражданское право. № 4. 2009.
  4. Левин Ю.В. Актуальные вопросы брачного договора в РФ // Право и политика. № 2. 2009.
  5. Максимович Л.Б. Брачный договор в российском праве. — М.: «Ось-89». 2003. — 144 с.
  6. Низамиева О.Н. Договорное регулирование имущественных отношений в семье. — Казань: «Таглимат». — 215 с.
  7. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. — М.: «Норма». 2005. — 688 с.
  8. Семейный кодекс РФ. — М.: «Омега-Л». 2012. — 57 с.
  9. Хмель К. Брачный договор: расчет или осторожность // Бюллетень нотариальной практики. № 3. 2007.
  10. Челябиева Н. Хорошее дело — брачный договор // Бизнес-адвокат. № 22. 1999.
  11. Чефранова Е.А. Имущественные отношения супругов: научно-практическое пособие. — М.: «Эксмо». 2008. — 272 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий