Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 мая 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Административное право и процесс

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абрамова О.Н., Ахмадуллина Л.Р. ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ (АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3.8 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ) // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИШЕНИЕ ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ (АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 3.8 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)

Абрамова Оксана Николаевна

Студент 3 курса, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа

Ахмадуллина Лиана Рифовна

Студент 3 курса, Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы, г. Уфа

Евгения Шамильевна Рассолова

Научный руководитель канд. юрид. наук,

 доцент кафедры права и обществознания

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

 

Общеустановлено, что наказуемость — это основное свойство любого правонарушения, в том числе и административного. Адми­нистративная наказуемость выступает важнейшим признаком админист­ративного правонарушения, игнорирование которого на практике может привести к невозможности осуществления эффективной борьбы с правонарушениями.

Законодательство об административных правонарушениях связы­вает определение конкретной меры наказания за правонарушение с административными наказаниями, предусмотренными статьями главы 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В этой связи законодателем должны быть четко и однозначно определены как сами правила поведения, так и санкции за их нару­шение. Между тем анализ некоторых норм КоАП РФ выявляет дефек­ты юридической техники, на которые необходимо обратить внимание.

Итак, одним из видов административных наказаний в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ является лишение специаль­ного права. В соответствии с частью 1 статьи 3.8 КоАП РФ, лишение физического лица, совершившего административное право­нарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей.

Согласно части 2 ст. 3.8 КоАП РФ, срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Определяя перечень специальных прав, которых могут быть лишены физические лица, можно выделить право управления транс­портным средством, управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники, право управления судном (в том числе маломерным), право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, а также право осуществлять охоту.

Законодатель установил определенные особенности применитель­но к лишению права управления транспортным средством. На взгляд авторов, необходимо более внимательно рассмотреть норму части 3 статьи 3.8 КоАП РФ, согласно которой, лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельст­вования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способ­ности или возможности осуществлять самообслуживание, самос­тоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [3].

Таким образом, в случае, если инвалид пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, он физически ограничен в передвижении, поэтому не может быть лишен права управления транспортным средством. Однако законодатель выделил несколько составов административных правонарушений, за нарушение которых даже инвалиды могут быть лишены права управления транспортным средством. По мнению авторов, часть 3 статьи 3.8 КоАП РФ, указы­вающая на исключительные случаи лишения права управления инва­лидов, требует более внимательного анализа.

Во-первых, норму части 3 статьи 3.8 КоАП РФ можно разбить как бы на два блока:

  1. «за исключением предусмотренных частями 1 и 3 статьи 12.8, статьей 12.26, частью 2 статьи 12.27 случаев» ;
  2. «управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся».

На взгляд авторов законодатель сформулировал данную норму не совсем корректно, так как с одной стороны в ней перечисляются статьи: часть 1 и 3 статьи 12.8 КоАП РФ, статья 12.26 КоАП РФ, часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ, а с другой — определяются составы:

  • управление транспортным средством в состоянии опьянения;
  • уклонение от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • оставление места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Видно, что перечисленные статьи не соответствуют перечисленным составам.

Во-вторых, обращение к перечисленным в данной норме статьям и к их санкциям свидетельствует о следующем:

Часть 1 статьи 12.8 КоАП РФ — «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения» уста­навливает административное наказание в виде лишения права управле­ния транспортными средствами на срок от полутора до двух лет, тогда как часть 3 данной статьи — «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управле­ния транспортными средствами», влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

Налицо дефект юридической техники, состоящий в ссылке в части 3 статьи 3.8 КоАП РФ на часть 3 статьи 12.8 КоАП РФ, в то время как отсутствие такого вида наказания как лишение права управления транспортным средством в санкции части 3 статьи 12.8 КоАП РФ в принципе.

Аналогичная ситуация сложилась при формулировании ст. 12.26 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 12.26 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение водителем, не имеющим права управ­ления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опья­нения или невыполнение не имеющим права управления транспорт­ными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строи­тельных воинских формирований при федеральных органах исполни­тельной власти или спасательных воинских формирований федераль­ного органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, законного требования должностного лица военной автомобильной инспекции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться админист­ративный арест, в размере пяти тысяч рублей.

В правоприменительной практике возникновение проблем при применении части 3 статьи 12.8 КоАП РФ маловероятно, так как в санкции данной статьи четко определен вид наказания, вместе с тем, профессор Ю. А. Тихомиров отмечал, что только тогда «выстрелы правовых норм» поразят «правовую мишень», когда норма будет сформулирована ясно, однозначно и в корреляции с другими нормами [2].

Авторы полагают, что наиболее удачной могла бы явиться следующая формулировка части 3 статьи 3.8 КоАП РФ: «3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением совершения данными лицами административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.8, частью 2 статьи 12.26 и частью 2 статьи 12.27 настоящего Кодекса».

Список литературы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс, М: Издание Тихомирова М.Ю, 2005 г, с. 91
  3. Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «Гарант» URL: http://base.garant.ru/10164504/1/#100 (дата обращения 23.04.2012).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий