Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 09 апреля 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Оспанова Ж.К. МЕРЫ ОБЩЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАКОННЫХ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕРЫ ОБЩЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЗАКОННЫХ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Оспанова Жанель Калияскаровна

магистрант Академии экономики и права, г. Алматы, Республика Казахстан

E-mail: 

 

Незаконные военизированные формирования занимают особое место в структуре групповой и вооруженной преступности. Существование незаконных вооруженных структур нетерпимо в любом государстве, особенно опасно их использование в сепаратистских, экстремистских целях. Разрастание незаконных военизированных формирований выливается в широкомасштабное вооруженное насилие, и зачастую становится источником терроризма. Запаздывание с принятием необходимых мер для борьбы с ними обуславливает военное подавление этих структур. В этой связи представляется, что создание и организация незаконных военизированных формирований можно рассматривать как негативное, антисоциальное и противоправное деяние.

Рассматривая формы организованной преступности на территории Республики Казахстан можно утверждать, что деятельность организации незаконных военизированных формирований не зафиксирована. Однако предпосылки имелись в 1997 году на территории Восточно-Казахстанской области в действиях В.Казимирчука в попытке создания под его руководством автономного округа. В последующем эти действия были квалифицированы как попытка вооруженного мятежа [7].

В соответствии с законодательством состав преступления «Организация незаконного военизированного формирования», предусмотренный ст. 236 Уголовного кодекса Республики Казахстан, относится к террористическим преступлениям. В этой связи необходимо рассмотреть систему мер по предупреждению такого вида групповой деятельности как части организованной преступности [6].

Предупреждение преступности в целом рассматривается, во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка, в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неоднородных субъектов [2, с. 88]. В криминологии уже давно сложилось понятие предупреждения преступлений как совокупность различных взаимосвязанных мер, проводимых государственными органами для предотвращения преступлений и устранения порождающих их причин [5, с. 65]. Их можно рассмотреть как содержание мер и методов общего предупреждения. Они заключается в совершенствовании законодательных, информационно-правовых, организационных, экономических, политических и иных институтов, устраняющих причины возникновения и действия преступности. В отличие от общего специально-криминологи­ческий уровень заключается в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения. Индивидуальный уровень представляет собой специальные меры в отношении конкретных лиц, чье поведение вступает в конфликт с правовыми нормами.

При выборе форм и методов противодействия следует учитывать особенность организованной преступности, которую правильно подметила известный российский ученый-криминолог А. И. Долгова, как стремление опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях [3, с. 156]. При этом А. И. Долгова отмечает, что криминальная деятельность тесно переплетается с легальным предпринимательством, иной допустимой и даже поощряемой обществом деятельностью, что создает трудности вычленения собственно деятельности этих организаций и реагирования на нее, не вызывая недовольства у части населения [3, с. 290]. Отмечается также тщательная конспирация, опережение законодателя и умелое использованием его просчетов, активное предупреждение нежелательных правовых ре­шений. В частности, рассматривая деятельность незаконных военизированных формирований, остро встают вопросы оснащенности участников НВФ боевым оружием.

Для успешного решения проблем борьбы преступлениями террористической направленности, к числу которых относится и организация незаконных военизированных формирований, обратимся к правовой и организационной базе борьбы с преступностью.

Как известно, в Республике Казахстан на этом направлении уже предприняты меры. С принятием 16 июля 1997 года Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за различные виды организованной преступной деятельности и легализацию преступных доходов [6].

В плане сотрудничества в борьбе с терроризмом государства-участники Содружества Независимых Государств решили одним из первых скоординировать свои усилия. Решением Глав государств СНГ 1 декабря 2000 года создан Антитеррористический центр, основными задачами которого являются выработка предложений Совету глав государств — стран Содружества о направлениях сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма [4]. Республика Казахстан активно действует в рамках Организации Центрально азиатского Сотрудничества (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), а также в формате Договора коллективной безопасности (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия). Наряду с этим Казахстан участником Шанхайской организации сотрудничества (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Рос­сия, Таджикистан, Узбекистан), членами которой 15 июня 2001 года подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [1, с. 87]. С января 2004 года постоянно действующими органами ШОС являются Секретариат в Пекине, Исполнительный Комитет и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) в Ташкенте.

В рамках указанных соглашений подписаны Протоколы взаимодействия при соблюдении национального законодательства и международных договоров, в которых определены направления, которые предусматривают: гармонизацию нормативно-правовую базу в сфере борьбы с преступлениями террористической и экстремистской направленности; борьбу с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрыв­чатых веществ и взрывных устройств; проведение совместных командно-масштабных и оперативно-технических антитеррористических учений; проведение согласованных межведомственных, оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористической направленности; совместное проведение мероприятий по выявлению и пресечению террористической деятельности и поддерживающей ее деятельности, а также розыскной работы и обмен информацией; сотрудничество в оперативной деятельности.

К организационным аспектам противодействия преступлениям экстремистской направленности служит взаимодействие правоохранительных органов — КНБ, МВД и МО Республики Казахстан по отношению к кадровому составу. Необходимо при полном взаимодействии проводить совместные тактические учения личного состава по выявлению, локализации и нейтрализации вооруженных террористических групп, вооруженных формирований и устранению последствий террористических актов. В этом направлении в Республике Казахстан проводится ряд мероприятий. В целях анализа и прогнозирования транснациональных угроз и разработки мер по их предотвращению на базе Академии МВД РК созданы лаборатория «По разработке актуальных проблем с организованной преступностью, терроризмом и религиозным экстремизмом» и Ученый центр по подготовке специалистов по борьбе с проявлениями религиозного экстремизма и терроризма. В учебном центре с апреля 2005 года началось обучение сотрудников с приглашением специалистов из-за рубежа. Укреплена материально-техническая база подразделений специального назначения «Сункар», «Арлан», СОБР, «Беркут», личный состав которых обеспечен современным вооружением, средствами связи, техники, отдельные виды которых изготовлены в государствах Содружества [1, с. 104].

Одним из важнейших направлений борьбы с незаконными военизированными формированиями должно быть осуществление более строгого государственного контроля за изготовлением, приобретением, хранением оружия, пресечением поставок оружия боевикам по различным каналам, ограничение круга лиц, имеющих право на приобретение и хранение оружия. Необходимо направить все усилия на выявление незаконных владельцев огнестрельного оружия и боеприпасов, принимать меры по изъятию такого оружия и привлечению виновных к ответственности; принимать меры к устранению причин и условий, способствующих хищению на предприятиях, в воинских частях и в мастерских холодного и огнестрельного оружия; проводить разъяснительную работу о необходимости сдачи незаконно хранящегося оружия.

Важным средством предупреждения возникновения незаконных военизированных формирований является установление жестких требований для лицензирования деятельности различных охранных струк­тур. В этой связи, целесообразно, силами МВД и КНБ Республики Казахстан провести проверку деятельности всех подразделений безопасности различных фирм, коммерческих структур, с одновременной ревизией наличия у них оружия.

Данные меры необходимы. Как показывает практика, нередки случаи, когда под видом охранных структур и служб безопасности, по существу создаются и объединяются криминальные группировки, представляя собой по сути, незаконные военизированные формирования.

Целесообразно также усилить режимные требования на предприятиях, производящих оружие и боеприпасы, с одновременным усилением влияния оперативных аппаратов МВД, как среди работников данных предприятий, так и в районах их размещения. Обращает на себя внимание и необходимость совершенствования государственного контроля за хранением оружия в воинских частях и организациях, где оно хранится. Незаконные поставки боевого оружия, которые зачастую имеются в таких формированиях, наталкивают на мысль коррумпированности чиновников по сращиванию с криминальными структурами.

На взгляд автора, силовые структуры могут сыграть важную роль в обеспечении обстановки безопасности и стабильности. Компетентный сектор безопасности крайне необходим для улучшения государственного управления и повышения степени доверия граждан к своему государству. В противном случае, правоохранительные органы, занимаясь несвойственными для них функциями, могут спровоцировать или углубить конфликт и создавать косвенные предпосылки роста угроз терроризма. Эффективность правоохранительных органов является ключевым элементом в предотвращении конфликта.

 

Список литературы:

  1. Абдрахманов Б. А. Организация взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ и дальнего зарубежья в борьбе с терроризмом. — Астана, 2004 г. — 206 с.
  2. Варчук Т. В. Криминология: учебное пособие. — М.: ИНФА — М, 2002. — 298 с.
  3. Долгова А. И. Криминология.— М., 1995. — 912 с.
  4. Информационный бюллетень Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ. — М., 2000. —№ 4. — 215 с.
  5. Мальцев А. И. Теоретические вопросы общего и специального предупреждения преступлений. — Свердловск, 1975 г. — 263 с.
  6. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. Информационная система «Параграф».
  7. Юридическая газета № 5 (15) — Алматы, 2000 г.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.