Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 09 апреля 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Бондарец Е.Б. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОВЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОВЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ О МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ

Бондарец Елена Борисовна

аспирант кафедры государственного управления и права МИУ МГИМО (У) МИД России, г. Москва

E-mail: swiss-top@yandex.ru

 

С момента вступления России в 3-е тысячелетие произошло много перемен, которые непосредственным образом затронули систе­му власти и общественно-политический уклад страны, что в итоге ста­ло причиной отклонения от политики централизации власти и внесе­нию Президентом России Д. А. Медведевым ряда инициатив и законо­проектов, направленных на большую демократизацию политических вы­боров и создание эффективного и более гибкого плюрализма для обеспе­чения доступа к участию во власти больших слоев и групп населения.

После распада СССР и с самого начала становления обособлен­ного государства Российская Федерация было задано направление на создание демократического правового государства с развитым граж­данским обществом и другими демократическими институтами, зак­репленными вновь принятой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Был закреплен и принцип разделения власти как одна из важнейших основ российской демократии [16], предполагав­ший создание эффективного механизма «сдержек и противовесов». Однако, как показывает практика, с каждым годом этот механизм, итак и не совершенный изначально в контексте принципа разделении влас­ти согласно его классической трактовке [10], претерпевал все большие изменения в сторону усиления президентской власти и увеличения полномочий Президента России [16]. Особенно явно такая тенденция распространилась в последнее десятилетие. Так, за весь период су­ществования института президентства в России новыми нормативно-правовыми актами было введено более 450 новых полномочий Прези­дента России в разных сферах [2], среди них такие значимые полномо­чия, как: представление на утверждение законода­тельных органов субъектов Российской Федерации кандидатуры выс­шего должностно­го лица субъекта [20] и установление системы и структуры федераль­ных органов исполнительной власти в целом [18]. В этой связи воз­никла в научно-правовой среде точка зрения о существовании «скры­тых» полномочий Президента [6; 15], что, с одной стороны, объясняет­ся его особым статусом главы государства, являющегося его «высшим представителем» [1; 4; 5; 21], а с другой стороны, его основной, самой ответственной в рамках госвласти функциональной обязанностью — «охранять фундаментальные основы государственности от внутренних и внешних угроз» [7], что предполагает очень широкий круг пол­номочий, в общих чертах закрепленный Конституцией РФ (Глава 4) и детализированный нормативно-правовыми актами. Нашла отражение и была поддержана доктрина «подразумеваемых» президентских полно­мочий решениями Конституционного суда Российской Федерации, фактически наделившими Президента не только правом восполнять пробелы в законодательстве, но и в принципе принимать любые указы и распоряжения, не противоречащие российс­кому законодательству, в частности, ст. ст. 10 и 90 Конституции РФ [13].

Д. А. Медведев, став Президентом Российской Федерации, указал на несовершенство демократических институтов и политической сис­темы в своем первом Послании Федеральному Собранию 2008 го­да [12], когда сформулировал 10 позиций по совершенствованию демократии, дальнейшей децентрализации и гуманизации социального устройства и политической системы, обращая внимание на повышение уровня и качества народного представительства во власти [12], но фактическая реализация этих позиций, в частности, касающихся децентрализации власти, стала заметна лишь в последнее время, когда Д. А. Медведев, еще находясь в статусе Президента Российской Феде­рации, внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Фе­дерации пакет законопроектов, среди них 3 основных: «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», «О внесе­нии изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О выбо­рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации», промульгировать которые в случае их одобрения палатами Федерального Собрания Российской Федерации придется, скорее всего, уже новому Президенту — В. В. Путину. Было ли внесение данных законопроектов ответной реакцией на обострение социально-политической обстановки или истинным желанием Пре­зидента успеть провести значимые демократические преобразования на пользу России — остается только гадать.

Последние попытки демократических преобразований прояви­лись, как известно, в трех запомнившихся законопроектах, внесенных Д. А. Медведевым в Государственную Думу Российской Федерации 23 декабря 2011 года, 16 января 2012 года и 16 февраля 2012 года [11], о снижении численности членов партии до 500 человек; об избрании высшего должностного лица субъекта гражданами Российской Феде­рации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и о пропорциональном представительстве регионов в Госдуме, освобождении политических партий от сбора под­писей избирателей. По мнению ряда политиков и юристов, данные законопроекты являются несомненным шагом вперед по сравнению с текущей ситуацией, тем не менее, существуют опасения возникно­вения «чрезмерного» плюрализма, мешающего последовательной законодательной работе из-за столь низкого количества членов партии, при котором допустима ее регистрация, это, во-первых [9]. Во-вторых, возникает и много вопросов, помимо процессуальных, относительно разграничения страны на 225 территориальных единиц при выборах депутатов в Государственную Думу РФ, в которых от каждого региона должен быть как минимум один депутат по списку как минимум одной партии: «Что делать, если первое место в регионе занимает партия, внутри которой по этому региону группа не образована? Что будет, если первое место в регионе занимает партия, которая в масштабе страны не преодолела заградительного барьера? Что будет происходить, если в ходе созыва избранный депутат от той или иной партии выбыл и регион остался без депутатов?» [3]. В этой части тре­буется еще много доработок и дополнений, которые, возможно, будут внесены Государственной Думой. И, в-третьих, избрание высших должностных лиц субъектов гражданами России — важное демокра­тическое совершенствование, однако, если изучить законопроект более детально, то мы видим, что Президент при выборе кандидата небез­участен, в его руках остаются «рычаги» влияния [16], в частности, заключающиеся в консультациях с Президентом при выборе кандидатур и последующей возможности отзыва выбранного кандидата [14]. Данные положения, по мнению автора, не позволяют нам в полной мере говорить о тенденции наметившейся децентрали­зации власти и приближению к действенному функционированию механизма «сдержек и противовесов».

Очевиден в данном случае тот факт, что вне зависимости от того, будут или нет приняты данные законопроекты, они вряд ли смогут каким-либо образом существенно повлиять на распределение власт­ных полномочий, если будут одобрены без изменений в отношении «контрольно-ограничительных» полномочий Президента.

По мнению автора, баланс ветвей власти будет соблюден лишь тогда, когда принятие решений каждой из ветвей власти не будет «замыкаться» в итоговой инстанции на Президенте в силу его контрольных и исполнительно-распорядительных [8] полномочий, а будут созданы реальные противовесы, препятствующие узурпации власти «в одних руках» (Президента или ветви власти).Это касается и эффективного парламентского контроля, фактической независимости судебной ветви власти в контроле за законностью решений и действий государственных органов, повышения исполнительской дисциплины при реализации государственных решений и, конечно же, детальной регламентации полномочий Президента в отдельном нормативно-правовом акте во избежание пространного толкования положений Конституции Российской Федерации, а также обеспечение одной из важных основ демократического государства — многопартийности. Как видно, шаги в этом направлении делаются, программы разраба­тываются, и очень хочется верить в то, что они будут эффективны и доведены до логического завершения во имя создания, а не только провозглашения в Российской Федерации правового демократического государства.

 

Список литературы:

  1. Автономов А. С. Конституционное (государствен­ное) право зарубежных стран: учебник. — М.: Проспект, 2005. - С. 279.
  2. Государство главы. // Коммерсантъ. — 2011. - № 53 (4594) - 29 марта. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1610168 (дата обращения: 30.03.2011)
  3. Законопроект Медведева о выборах в Госдуму: что нового? // www.forbes.ru — 2012. 16 февраля. URL: http://www.forbes.ru/news/79292-medvedev-vnes-v-parlament-zakonoproekt-o-vyborah-deputatov-gosdumy (дата обращения: 17.02.2012)
  4. Конституционное (государственное) пра­во зарубежных стран: В 4 т. Т. 1—2. Часть общая / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. 3-е изд., обновл. и дораб. — М.: БЕК, 1999. — С. 598, 599
  5. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В. В. Маклаков. — М.: Юристъ, 2001. С. 87
  6. Краснов М. А. Доктрина «подразумеваемых (скрытых) полномочий» главы государства в российской конституционно-правовой практике. // Конституционный вестник. — 2010. — № 2 (20) — С. 68—81
  7. Краснов М. А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. — 2011. — № 4 (83). URL: http://pravo.hse.ru/data/2011/09/29/1270042109/Закон. закрепленные полномочия Президента РФ необходимость или сервилизм.pdf
  8. Краснов Ю. К. Принцип разделения властей в России: теория и практика // Право и управление. XXI век. — 2005. — №1. URL: http://www.mgimo.ru/files/33210/33210.pdf (дата обращения: 17.02.2012)
  9. Кремль непоправим // www.gazeta.ru — 2012.16 марта. / Электронный ресурс URL: http://m.gazeta.ru/politics/2012/03/15_a_4093193.shtml (дата обращения: 16.03.2012)
  10. Монтескье Ш. Л. О духе законов. — М.: Мысль, 1999. — 672 С.
  11. Официальный сайт Федерального собрания РФ: www.duma.gov.ru (Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности) URL: http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2012)
  12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. Неделя. — 2008. 5 ноября. — № 4787 . URL: http://www.rg.ru/2008/11/05/poslanie-kremlin.html (дата обращения: 06.11.2008)
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Россий­ской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на тер­ритории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению де­ятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Поста­новления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и террито­риальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Феде­рации. — 1995. — № 33. — Ст. 3424; 1995. — № 35; Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П по делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 19. — Ст. 2320.
  14. Проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. — 2012.16 января. URL: http://www.rg.ru/2012/01/16/organy-vlasty-site-dok.html (дата обращения: 17.01.2012)
  15. Рахманов Л. М. Доктрина «скрытых» полномочий Президента РФ. - Уфа: Редакционно-издательский отдел Башкирского государственного университета. — 2005. — С. 59 — 61.
  16. Сказано — сделано // Российская газета. Столичный выпуск. — 2012. 17 января. — № 5680 (7). URL: http://www.rg.ru/2012/01/17/gubernatori.html (дата обращения: 17.01.2012)
  17. Ст. 10 Конституции РФ от 12.12.1993 г. / Правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_1.html#p81 (дата обращения: 17.01.2012)
  18. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 15.03.2004. № 11. Ст. 945.
  19. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп. на 21.04.2011 г.); Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указ Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и др. / Правовая система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.01.2012)
  20. Федеральный закон Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета.—2004.— 15 декабря. URL: http://www.rg.ru/2004/12/15/gubernatory-dok.html (дата обращения: 17.01.2012)
  21. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. - № 5. - С. 20—21.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.