Статья опубликована в рамках: LXXI-LXXII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 24 апреля 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданское, жилищное и семейное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ И СОБЛЮДЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
THE PROBLEM OF RESPONSIBILITY OF STATE BODIES, MUNICIPAL BODIES AND OFFICIALS TO ENSURE THE IMPLEMENTATION OF SAFEGUARDS, AND OBSERVANCE OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE HEALTHCARE SYSTEM
Areg Malkhasyan
мaster of law, PhD student in Russian-armenian (Slavonic) university
Armenia, Yerevan
АННОТАЦИЯ
В статье автор рассматривает проблему ответственности должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, в сфере здравоохранения. Ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” закрепляет ответственность указанных лиц и организаций за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере здравоохранения. Однако ни законодательство, ни правоприменительная практика, ни юридическая наука не дают ответа на вопросы, связанные с содержанием и применением данной ответственности. В статье рассмотрены возможные решения указанных вопросов и представлены предложения по их регулированию.
ABSTRACT
This article deals with the problem of responsibility of officials of state bodies, municipal bodies ant officials in the health sector. Art. 98 of the Federal Law of Russian Federation "On the basis of public health protection in the Russian Federation" establishes the liability of the named persons and organizations to ensure the implementation of safeguards and compliance with human rights and freedoms in the field of public health. However, neither the law, nor the law enforcement practice, nor even jurisprudence does not answer the questions related to the content of this responsibility. This paper discusses possible solutions to these issues and presents a proposal to regulate them.
Ключевые слова: Ответственность органов государственной власти, охрана прав и свобод в сфере охраны здоровья, возмещение вреда в сфере охраны здоровья.
Keywords: responsibility of public authorities, protection of rights and freedoms in the field of health care, compensation in the field of health.
Российское законодательство закрепляет ответственность должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, по обеспечению реализации гарантий и соблюдению прав и свобод в сфере здравоохранения. При этом не ясно о какой ответственности и в какой форме идет речь. К сожалению ни правоприменительная ни судебная практики не дают ответа на данный вопрос. Однако проанализируем нормы и попытаемся найти ответы на указанные вопросы.
Для начала рассмотрим все виды ответственности и попытаемся понять, к какой из их видов относится рассматриваемая ответственность.
Политическая ответственность. Политическая ответственность представляет ответственность государства за нарушения политических, декларативных норм или же, что более часто имеет место, норм международного права. В широком смысле нарушение государством или его органами или должностным лицами любых правовых норм приводит к политической ответственности в виде подрыва доверия граждан к тем или иным общественным институтам. Примером политической ответственности можно считать отставку должностного лица. Однако, в данном случае законодатель, устанавливая ответственность для государственных органов и должностных лиц устанавливает не декларативную ответственность, а вполне реальную, имея цель защиты прав и свобод человека в области здравоохранения.
Уголовная и дисциплинарная ответственности. Уголовная ответственность возможна только для физического лица и только в случае нарушения норм, закрепленных в Уголовном кодексе РФ. Дисциплинарная ответственность - это юридическая ответственность по нормам трудового права, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания. Основанием наступления дисциплинарной ответственности является совершение работником дисциплинарного проступка.[3]
Таким образом, становится очевидным, что ответственность, закрепленная в ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”[5], не является ни уголовной, ни дисциплинарной.
В широком смысле, административная ответственность включает в себя любую ответственность, которая назначается государственными органами за нарушение лицом правовых норм. Однако в российском и армянском правоведении под административной ответственностью принято понимать лишь вид юридической ответственности, основанием которой является административное правонарушение.[2] Административное правонарушение – это нарушение норм закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях РФ и РА. Интересующая же автора ответственность не закреплена в кодексе, а закреплена в отдельном законе. Об административной ответственности в узком ее понимании здесь речи быть не может.
Гражданско-правовая ответственность. Остается лишь гражданско-правовая ответственность. Из толкования ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”[5] следует, что органы госудаственной власти и местного самоуправления, должностные лица ответственны за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод. Ответственность наступит в случае, если чьи-либо действия нарушили права и свободы в сфере здравоохранения. Согласно ст. 14 Федеральный Закон РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”[5]. “К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относится защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья”. Более того, согласно ст. 2 Федерального Закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” медицинская деятельность является деятельностью, подлежащей лицензированию “в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан”[4]. Таким образом, из вышеуказанного можно сделать вывод, что органы государственной власти имеют обязанность по защите прав и свобод, а кроме того, осуществляют контроль за деятельностью лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, в том числе и по средствам лицензирования медицинской деятельности. Вследствие этого можно прийти к заключению, что в случае нарушение прав и свобод в сфере охраны здоровья со стороны лицензированного медицинского учреждения фактически является нарушением закрепленной в статьях 14 и 16 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” [5] обязанности государственных органов по обеспечению реализации прав и свобод человека в сфере здравоохранения. Это в свою очередь, согласно ст. 98 того же закона[5] должно приводить к ответственности данных органов. Ст. 1069 ГК РФ устанавливает обязанность по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов[1].
Таким образом гражданин, чьи права были нарушены действиями медицинской организации при осуществлении медицинской деятельности вправе требовать возмещения вреда как от самой организации, так и от государственных органов. Однако в данном случае не ясно является данная ответственность солидарной или субсидиарной. Если ответственность будет солидарной, то лицо, которому причинен вред, может потребовать полного или частичного возмещения причиненного вреда как от медицинской организации, так и государственного органа. Согласно ст. 323 ГК РФ под солидарной ответственностью понимается вид ответственности, при которой кредитор может требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности. При субсидиарной же ответственности, согласно ст. 399 ГК РФ лицо, которому причинен вред, вправе потребовать возмещения у государственного органа лишь после того, как оно обратиться к непосредственно причинившему ему вред лицу (медицинской организации) и лишь в случае если последнее отказалось от возмещения либо в разумный срок не ответило на требования. Необходимо отметить, что законодатель не установил специфических правил по поводу ответственности государственных органов за нарушения ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.
В такой ситуации необходимо обратиться к общим положениям о совместном причинении вреда. Ст. 1080 ГК РФ закрепляет, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. Однако при этом суд по заявлению потерпевшего и в его интересах имеет право возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 Гражданского кодекса РФ[1].
Таким образом, если рассматривать ответственность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц за несоблюдение прав и свобод человека в сфере здравоохранения как часть правонарушения, повлекшего причинение вреда лицу, то лицо, которому причинен вред, вправе требовать возмещения вреда как от лица, осуществляющего медицинскую деятельность, так и от государственного органа, если докажет связь между причиненным вредом и действием либо бездействием предыдущего. Если медицинская организация опубликовала конфиденциальные сведения о здоровье больного, и последний докажет, что данное правонарушение имело место вследствие невыполнения органом исполнительной власти своей обязанности по защите прав и свобод человека в области охраны здоровья.
С другой стороны, в случае нарушения медицинской организацией прав и свобод пациента медицинская организация несет ответственность за нарушение той или иной нормы, которая устанавливала обязанность этой организации в сфере защиты прав и свобод человека в области здравоохранения. При этом государственный орган, по сути, нарушает лишь свою обязанность по обеспечению реализации гарантий и соблюдению прав и свобод человека. Лицо, чьи права по сути были нарушены медицинской организацией вправе требовать возмещение вреда за причиненный вред от медицинской организации. Однако при этом государственные органы, в чьи обязанности входила защита нарушенных прав также подлежат ответственности, но не за нарушение самих норм, которые причинили вред лицу, а за нарушение ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”[5]
Таким образом можно выделить два различных толкования статьи 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”[5], вследствие чего получаются два различных подхода для определения вида ответственности государственных органов и должностных лиц за нарушения обязанностей, закрепленных в вышеуказанной статье: В первом случае, действия или бездействие государственного органа, должностного лица или органа местного самоуправления рассматриваются как часть правонарушения, которым лицу был причинен вред действиями или бездействием лица, осуществляющего медицинскую деятельность. При этом указанные лица несут солидарную ответственность перед лицом, которому причинен вред. Во втором случае же ответственность за причиненный вред несет лишь лицо, причинившее его. В то же время государственные органы несут ответственность лишь за нарушение ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. При этом обьем ответственности не ясен. Фактически вред возмещается медицинским учреждением и государственный орган не несет практически никакой ответственности. Такой подход противоречит целям законодателя, закрепившем в законе нормы ответственности в сфере здравоохранения. Законодатель таким образом желал обеспечить наиболее полное и эффективное обеспечение реализации и защиту прав и свобод человека в сфере здравоохранения.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что при толковании указанной нормы законодательства необходимо руководствоваться общими положениями о возмещении вреда государственными органами и о солидарной ответственности причинителей вреда. Более того, считаем необходимым внесение в ст. 98 Федерального Закона РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” изменений, в результате которых будет установлена солидарная ответственность государственных органов, органов муниципального управления и должностных в случае причинения вреда медицинской организацией лицу, если последнее докажет связь между наступившими последствиями и действием либо бездействием соответствующего органа или должностного лица в сфере обеспечения реализации и защиты прав и свобод.
Список литературы:
- Гражданский кодекс РФ. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 26.04.2017 )
- Лапина М.А. «Административное право». 2009 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://lawbook.online/administrativnoe-pravo-rossii-kniga/ponyatie-osnovnyie-priznaki-administrativnoy-20661.html (дата обращения 25.04.2017 )
- Румынина В. В.. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия». — 192 с.. 2006
- Федеральный Закон РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности” 4 мая 2011 года N 99-ФЗ// [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/ (дата обращения 26.04.2017 )
- Федеральный Закон РФ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 26.04.2017 )
дипломов
Оставить комментарий