Статья опубликована в рамках: LXIV-LXV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Турсунбаева Ч.М., Жусупов Б.А. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗОВ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIV-LXV междунар. науч.-практ. конф. № 8-9(59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 75-79.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ КЫРГЫЗОВ

Турсунбаева Чолпон Манасовна

канд. юрид. наук, доц. Ошский государственный юридический институт,

Кыргызская Республика, г. Ош

Жусупов Болотбек Асанович

канд. юрид. наук, доц. Ошский государственный юридический институт,

Кыргызская Республика, г. Ош

STATUS OF WOMEN IN THE KYRGYZ СUSTOMARU LAW

Cholpon Tursunbaeva

senior Lecturer, Osh State Law Institute,

Kyrgyzstan, Osh

Bolot Zhusupov

phD, associate professor. Osh State Law Institute,

Kyrgyzstan, Osh

 

АННОТАЦИЯ

В статье на основе историко-правового, сравнительно-правового метода исследования проанализированы права женщин по обычному праву кыргызов, характерные особенности защиты прав женщин, обобщены наиболее характерные особенности прав женщин по обычному праву кыргызов.

ABSTRACT

On the basis of the legal historian, comparative legal method study analyzed women's rights under customary law Kyrgyz characteristics of women's rights, summarizes the most characteristic features of women's rights under customary law Kyrgyz.

 

Ключевые слова: обычное право, уголовное обычное право, манап, бий, датка, бек, кун, айып, барымта, убийство.

Keywords: customary law, common law criminal, Manapov, Bii, Datca, bey, coon, ayyp, barymta, killing cattle.

 

Исследование определенного исторического периода, в том числе прав женщин по обычному праву связано с развитием общественных отношений соответствующего периода.

Существование обычного права находится в диалектической взаимосвязи с патриархально-феодальным строем кыргызского общества. Несомненно, такой уклад жизни общества оставил и свои следы при формировании обычного права не только кыргызского общества, но и народов Средней Азии, и других кочевых народов.

При исследовании историко-правовых сторон общественной жизни в том числе прав женщин необходимо в диалектической взаимосвязи с общественно-государственным строем, экономическим укладом общественных отношений конкретного исторического периода.

Несмотря на мало исследованность данного аспекта, имеются определенные научные труды, которые имеет большую научно-практическую ценность.

К таким работам можно отнести труды С.К. Кожоналиева «Суд и обычное право киргизов до октябрьской революции» [4, с. 67], Б.И. Борубашева «Государственно-правовое регулирование общественных отношений кыргызов в составе Российского государства» (1855–1917 гг.)» [1, с. 34], Г.С. Загряжского «Юридический обычай киргизов о различных родах состояний им присвоенных» [3, с. 12], Т.М. Культелеева «Уголовное обычное право казахов» [7, с. 54] и других.

До вхождения Киргизии в состав России власть принадлежала феодальной верхушке «манапам», «биям», а в южной части Кыргызстана «датки» и «беки». Они распределяли пастбища, собирали налог, проводили суд и расправу, а также играли влиятельную роль в формировании обычного права кыргызов, в том числе прав женщин.

Патриархальный уклад общественных отношений умаляли права женщин. Допускались убийства непослушных дочерей, считались правомерными. В качестве исполнения наказаний осуществлялись «барымта», «кун» часто объектом «барымты» и «куна» становились женщины, дети. С развитием товарно-денежных отношений «кун» выплачивался скотом, золотыми и серебряными монетами.

Имелись особенности ответственности за убийства лиц мужского и женского пола. За убийство женщины кун составлял 150 голов скота, в то время за убийство мужчины выплачивались 300 голов скота.

Иногда женщины становились объектом дарений. Враждующие стороны за примирение дарили друг другу дорогие вещи, лошадей, и девушек дочерей своих бедных сородичей.

Особое внимание заслуживает охрана прав беременных женщин. Они более дифференцированы обычным правом.

Например, «при взыскании куна за убийство беременной женщины айып или кун взыскивался особо:

  • за ребенка когда он только в зачатке налагался айып 9 верблюдов;
  • за ребенка на 5 месяце – 25 верблюдов;
  • за ребенка до времени родов после пяти месяцев- половина женского куна (75 голов скота).

Кроме этого обычным правом предусматривалась ответственность, если женщина докажет вину за выкидыш ребенка» [8, с. 82].

Некоторые проступки против женщин признавались как членовредительство, например, «за отрезание косы без всякой вины налагался айып – лошадь и халат» [4, с. 47].

После добровольного вхождение Киргизии в состав Российской империи 1867 года и с принятием Временного положения об управлении Семиреченской и Сыр-Даринской областей» [7, с. 74] в некоторой части обычное право начало приобретать более систематизированную форму. Систематизация осуществлялось через проведение чрезвычайных съездов, в котором содержались перечень преступлений и наказаний.

В соответствии статьи 141 Положения об управлении Степными областями» [6, с. 381] предусматривалась ответственность за изнасилования.

Например, Ережетокмакский чрезвычайный съезд биев состоявшийся в мае 1893 года у Биркулакского моста, содержал определенные нормы охраняющие права женщин в главе V нормы – о джесирах (преступлениях в отношении женщин).

По мнению С.К. Кожоналиева «до Октябрьской революции женщина в Киргизии считалась принадлежностью мужчины, вещью владельца». Ее можно купить, продать, обменять» [4, с. 48].

Данные факты подтверждаются материалами газет, например, газета «Пишпекский листок»11 июля 1919 года указывает «Киргизская женщина как будто не человек, равноправной мужчиной, а какой-то товар, которым владелец, то есть муж может располагать по своему усмотрению.

- Уступи мне твою жену – обращается богатый к бедному, – она мне нравится.

- Изволь, – отвечает бедняк – за 1000 рублей уступлю.

- Нет это дорого …, хочешь 800 руб?

-Ну ладно.

И сделка окончена, купля-продажа живого товара совершена»» [7, с. 3].

Проведенный историко-правовой анализ прав женщин по обычному праву кыргызов, позволяет сделать следующие обобщения:

  • права женщин по обычному праву кыргызов находились в умилительном положении, женщина выступала как «товар», «вещь»;
  • находились в особой зависимости от патриархально-феодальной верхушки;
  • несмотря на свою примитивность, обычное право более дифференцированно подходит к охране прав беременных женщин;
  • имелось значительное отличие ответственности мужчин и женщин;
  • женщины иногда становились объектом исполнения наказаний;
  • после добровольного вхождения Киргизии в состав Российской империи права женщин начали приобретать более гуманистический характер, постепенно приобретая формально определенную форму.

 

Список литературы:

  1. Борубашев Б.И. Государственно-правовое регулирование общественных отношений кыргызов в составе Российского государства (1855–1917 гг.) (Историко-правовое исследование) автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. 2009 г. – Б. С. 4.
  2. Временное положение об управлении Семиреченской и Сыр-Даринской областей 1867 г. СПб. С. 74.
  3. Загряжский Г.С. Юридический обычай киргизов о различных родах состояний им присвоенных. Санкт-Петербург, 1876 г. Материалы для статистики Туркестанского края. Вып 4. С. 12.
  4. Кожоналиев С.К. Суд и обычное право киргизов до Октябрьской революции. Ф. 1963. 67 с.
  5. Культелеев Т.М. Уголовное обычное право казахов. Алма-Аты 1955 г. С. 54.
  6. Материалы по истории политического строя Казахстана.том 1. Алма –Аты 1960. С. 381.
  7. Положение киргизской женщины // Газета Пишпекский листок № 31. 11 июля. 1919 г. С. 3.
  8. ЦГИАЛ СССР. ф. 1396. оп. 1. д. 400. 82 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий