Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIV-LXV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 сентября 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Информационное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бояринцева О.А. ПУБЛИЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ БАЗ ДАННЫХ, ФОРМИРУЕМЫХ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIV-LXV междунар. науч.-практ. конф. № 8-9(59). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 68-74.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПУБЛИЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ БАЗ ДАННЫХ, ФОРМИРУЕМЫХ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Бояринцева Ольга Анатольевна

преподаватель кафедры информационного права

Уральского государственного юридического университета,

РФ, гЕкатеринбург

PUBLIC AUTHENTICITY OF DATABASES FORMED AND USED IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Olga Boyarintseva

teacher of the Department of Information Law Ural State Law University,

Russia, Ekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена достоверность баз данных в сфере государственного и муниципального управления как одно из основных требований, предъявляемых к формированию электронных массивов информации. Автор предлагает законодательно регламентировать это требование в едином нормативно-правовом акте, устанавливающем основы правового регулирования в отношении государственных и муниципальных баз данных.

ABSTRACT

The article deals with databases authenticity in the sphere of state and municipal management as one of the basic requirements for the formation of electronic mass data. The author proposes to regulate this requirement legislatively in a single regulatory legal act which establishes the legal regulatory framework concerning state and municipal databases.

 

Ключевые слова: информация; база данных; информационный ресурс; правовое регулирование; государственное и муниципальное управление.

Keywords: information; database; information resource; legal regulation; state and municipal management.

 

Одним из основных начал правового регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является закрепленный в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления [9].

Основанный на сущностных свойствах информации принцип достоверности означает, что информация должна быть полным и точным отражением объективных событий и фактов окружающей действительности. П.У. Кузнецов утверждает, что «адекватность и достоверность образа жизни является свойством информации, а поэтому эта важнейшая характерная ее черта составляет содержание основополагающего начала правового обеспечения информационной деятельности и правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу объектов информационного характера» [3, с. 132].

Декларированный в законе об информации этот принцип конкретизируется в нормах ст. 14 применительно к информации, содержащейся в базах данных различных государственных информационных систем. Например, в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона об информации на государственные органы возложена обязанность обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в государственной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий [9].

Таким образом, достоверность является обязательным требованием при обеспечении доступа к официальным сведениям, используемым в деятельности органов публичной власти, в особенности когда речь идет об электронных массивах информации.

Поэтому необходимо выяснить, при каких условиях информация может считаться достоверной. Для этого можно обратиться к государственному стандарту Р ИСО 15489-1-2007, который определяет, что достоверным является документ, созданный во время или сразу же после операции или ситуации, к которым он относится, лицами, достоверно знающими факты, или средствами, обычно используемыми в деловой деятельности при проведении данной операции. Содержание достоверного документа можно считать полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов. Такому документу можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности [1].

Используя эти характеристики, достоверность баз данных в сфере государственного и муниципального управления можно представить следующим образом:

  1. информация, подлежащая внесению в базу данных, должна быть полным и точным отражением объективных событий и фактов окружающей действительности;
  2. информация в базе данных должна соответствовать сведениям в документах, послужившим основанием для ее внесения в базу данных;
  3. внесение сведений в базу данных должно осуществляться уполномоченными лицами в установленном нормативно-правовыми актами или внутренними распорядительными документами органа власти порядке;
  4. внесение сведений в базу данных должно осуществляться своевременно с соблюдением установленных сроков.

В настоящее время все важнейшие информационные ресурсы государства сосредоточены в базах данных. В условиях развития в нашей стране новых форм взаимодействия между государством и гражданским обществом органы публичной власти, граждане и организации вынуждены постоянно обращаться к официальной информации, содержащейся в базах данных. Такая информация необходима для предоставления публичных услуг и исполнения публичных функций, в нередких случаях она служит основой реализации прав и законных интересов граждан и совершения юридически значимых действий. Поэтому с ее достоверностью напрямую связано правовое качество жизни общества.

Последние тенденции развития правовой сферы подтверждают, что принцип достоверности информационных ресурсов государства является не просто декларативной нормой законодательства. С ним связаны важные для участников правоотношений юридические последствия их действий и защита законных интересов. Речь, в частности, идет об одном из важнейших публичных информационных ресурсов – Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении которого официально закреплен и неукоснительно соблюдается принцип публичной достоверности.

Принципом публичной достоверности суды руководствуются и при рассмотрении дел, связанных с иными систематизированными массивами информации.

Например, Конституционный суд РФ в определении от 16.07.2015 № 1787-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в городе Биробиджане на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указал, что создание в соответствии с оспариваемым законоположением особого федерального списка экстремистских материалов, в который вносятся информационные материалы, признанные судом экстремистскими, позволяет гарантировать своего рода принцип «публичной достоверности» [5]. Размещение этого информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации обеспечивает общедоступность и общеизвестность содержащихся в нем сведений и является профилактической мерой, направленной на противодействие и предупреждение экстремистской деятельности.

В определении Верховного суда РФ от 15.01.2016 № 305-ЭС14-8939 по делу № А40-44365/2014 содержится вывод о том, что при разрешении поставленного перед судом вопроса актуальность представленных суду сведений должна быть проверена на основании открытых источников информации о регистрации иностранных юридических лиц, отвечающих принципу публичной достоверности [4].

Приведенные примеры подтверждают важность применения и законодательного закрепления принципа публичной достоверности для всех баз данных, формируемых и используемых в деятельности органов власти. В отдельных нормативно-правовых актах, устанавливающих правовой режим баз данных, достоверность закрепляется как правило, требование или принцип формирования баз данных.

Например, обязательным требованием использования государственного банка данных о детях является обеспечение полноты и достоверности документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. В целях его исполнения органы опеки и попечительства обязаны своевременно и в полном объеме предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей [8]. За нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно за представление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем, установлена административная ответственность в соответствии со ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Обеспечение достоверности сведений банка данных является важной гарантией реализации государственной политики в области защиты прав ребенка, ориентированной на оказание всестороннего содействия в устройстве детей на воспитание в полноценные семьи.

Правила формирования и ведения федеральной базы данных об апостилях также содержат отдельные нормы по обеспечению достоверности этого информационного ресурса, из толкования которых следует, что достоверность базы данных неразрывно связана с ее актуальностью и своевременностью обновления [7] . При этом в нормах права не конкретизировано, каким именно образом уполномоченные лица должны обеспечить достижение этих характеристик. Поэтому в отсутствие четко регламентированной процедуры и последовательности действий, а также ответственности за их нарушение представляется весьма затруднительным определить параметры соблюдения этого требования и добиться его достижения.

Из Положения о порядке создания, ведения и хранения баз данных, содержащих информацию об имуществе, обязательствах негосударственного пенсионного фонда и их движении, а также случаях передачи на хранение в Банк России резервных копий баз данных следует, что достоверность базы данных заключается в актуальности информации и возможности предоставления доступа к ней по состоянию на каждый рабочий день [6].

Представленные примеры подтверждают, что достоверность баз данных в сфере государственного и муниципального управления является одним из аспектов их правовой природы, который должен получить соответствующее правовое оформление. В условиях реализации в нашей стране государственной информационной политики, основанной на широком применении информационных технологий и организации новых форм взаимодействия между публичной властью и обществом, государство обеспечивает систематизированный учет различных сведений об объектах и субъектах права, о наиболее важных событиях и фактах общественной жизни в базах данных. Именно базы данных служат в настоящее время информационно-правовой основой деятельности органов публичной власти при организации межведомственного информационного взаимодействия, исполнении государственных и муниципальных функций и предоставлении публичных услуг. Поэтому если база данных содержит недостоверные сведения, то это может весьма негативно сказаться на эффективности осуществления публичной власти и подорвать доверие общества к ней.

Следовательно, по своему назначению базы данных в сфере государственного и муниципального управления призваны обеспечить публичную достоверность содержащейся в них информации: во-первых, возможность получения доступа к сведениям базы данных, а, во-вторых, возможность руководствоваться этими сведениями и полагаться на их юридическую силу.

Используя сведения из государственных и муниципальных баз данных, лица к ним обращающиеся должны быть уверены в их достоверности и правовой надежности. Ведь во многих случаях сведения, внесенные в такую базу данных, являются основанием возникновения прав и обязанностей участников правоотношений или подтверждают конкретные факты правовой действительности. Поэтому государство должно принять все необходимые меры, для того чтобы гарантировать своим гражданам правовую защищенность от преднамеренных или случайных нарушений их прав, связанных с недостоверностью официальной информации государства, содержащейся в базах данных в сфере государственного и муниципального управления.

Принцип достоверности баз данных в сфере государственного и муниципального управления может считаться реализованным при условии постоянного пополнения и обновления базы данных для поддержания актуальности и востребованности содержащейся в ней информации. Речь идет о качественной обработке информационных ресурсов с точки зрения их достаточности для решения конкретных задач пользователей и удовлетворения информационных потребностей, а также их максимального соответствия объективным образам действительности. Только своевременное обновление базы данных и поддержание ее в актуальном состоянии могут обеспечить доверительный характер содержащихся в ней сведений и возможность безусловного использования субъектами права в качестве исходных оснований для совершения юридически значимых действий.

В целях обеспечения достоверности как требования к формированию баз данных в сфере государственного и муниципального управления предлагается законодательно регламентировать его в едином нормативно-правовом акте, устанавливающем основы правового регулирования в отношении государственных и муниципальных баз данных.

 

Список литературы:

  1. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования: утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст // – М.: Стандартинформ, 2007.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Рос. газ. – 2001. – 31 дек.
  3. Кузнецов П.У. Основы информационного права: учеб. / П.У. Кузнецов. – М.: Проспект, 2014. – 312 с.
  4. Определение Верховного суда РФ от 15.01.2016 № 305-ЭС14-8939 по делу № А40-44365/2014 – [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения 16.04.2016 г.).
  5. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1787-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы местной религиозной организации Свидетелей Иеговы в городе Биробиджане на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» – [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата обращения 16.04.2016 г.).
  6. Положение о порядке создания, ведения и хранения баз данных, содержащих информацию об имуществе, обязательствах негосударственного пенсионного фонда и их движении, а также случаях передачи на хранение в Банк России резервных копий баз данных: утв. Банком России 03.06.2015 № 471-П // Вестник Банка России. – 2015. – № 63.
  7. Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 25 «О федеральной базе данных об апостилях, проставленных на документах государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях» // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 4, Ст. 295.
  8. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Рос. газ. – 2001. – 20 апр.
  9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Рос. газ. – 2006. – 29 июля.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий