Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  «ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Страховое, медицинское, образовательное право и нотариат

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Краузе А.А. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЦЕЛЯХ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 6(57). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 87-93.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЦЕЛЯХ УЧАСТИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Краузе Анна Александровна

юрисконсульт ООО «КИРИШИАВТОСЕРВИС»,

РФ, г. Санкт-Петербург

LOCALIZATION OF PHARMACEUTICAL INDUSTRY FOR PARTICIPATION IN PUBLIC PURCHASE OF MEDICINES

Anna Krauze

legal adviser of “KIRISHIAVTOSERVIS” LLC,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье изложен правовой анализ процедуры локализации фармацевтического производства на территории Российской Федерации в целях участия в государственных закупках лекарственных средств. Особое внимание уделяется нормативно-правовым актам, принятым в конце 2015 года, предоставляющим преференции отечественным производителям лекарственных средств. Проведен мониторинг правоприменительной практики предоставления указанных преференций.

ABSTRACT

The article presents a legal analysis of the procedure of localization of pharmaceutical industry on the territory of the Russian Federation for participation in State procurements of medicines. Particular attention is paid to the legal acts adopted in the end of 2015, which are providing preferences to the national manufacturers of medicines. The law enforcement practice of providing these preferences has been monitored.

 

Ключевые слова: государственные закупки; локализация фармацевтического производства; преференции для российских фармпроизводителей; постановление Правительства РФ № 1289 от 30.11.2015 г.

Keywords: State procurements; localization of pharmaceutical industry; preferences for national pharmaceutical manufacturers; Decree of the Government № 1289 of November 30, 2015.

 

В основном законе Российской Федерации, регулирующем государственные закупки, закреплен принцип протекционизма, согласно которому Правительство Российской Федерации принимаемыми актами вправе устанавливать преференции российским товаропроизводителям в целях развития национальной экономики, защиты внутреннего рынка Российской Федерации. Речь идет о статье 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [10].

В сфере фармацевтического производства таким актом Правительства Российской Федерации стало Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2] (далее – Постановление от 30.11.2015 № 1289). Согласно Постановлению от 30.11.2015 № 1289 при закупке в рамках одного контракта лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – перечень ЖНВЛП), с одним МНН (химическим или группировочным наименованием) заказчик отклоняет заявки с предложениями о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, за исключением государств – членов Евразийского экономического союза, в том числе о поставке двух и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство – член Евразийского экономического союза [2].

Примечание: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации; на данный момент действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2724-р [4].

Право на отклонение заявки заказчик может реализовать при наличии не менее двух заявок, которые удовлетворяют требованиям документации о закупке, а также одновременно:

  • содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства – члены Евразийского экономического союза;
  • не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц (в соответствии с определением, содержащемся в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [9]).

Согласно Постановлению от 30.11.2015 № 1289 определение страны происхождения товара в целях его торгового оборота, осуществляется в соответствии с «Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее – Правила определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств), принятыми Соглашением Правительств государств – участников стран СНГ от 20.11.2009 (в ред. от 30.10.2015) «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» [7], а подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара (СТ-1), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства – члена Евразийского экономического союза. В России такой организацией является – Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1. Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке [7].

Определение страны происхождения конечного товара на основании критерия достаточной обработки/переработки регулируется п. 2.4. Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [7]. Данный критерий может применяться, например, в случае производства конечного товара в России из материалов, произведенных не в странах – участницах вышеуказанного Соглашения.

В соответствии с п. 2.4. Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств [7] критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:

  1. изменение товарной позиции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств (далее – ТН ВЭД СНГ) [8] на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;
  2. выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место [7];
  3. правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции [7].

Следует подчеркнуть, что в целях определения страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки материалы, происходящие из государств – участников Соглашения в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, не рассматриваются в качестве материалов иностранного происхождения и приравниваются к происходящим из страны, в которой произведен конечный товар.

Если процесс производства удовлетворяет приведенным выше критериям достаточной обработки/переработки товара, на готовую лекарственную форму может быть выдан сертификат происхождения формы СТ-1 Торгово-Промышленной Палатой Российской Федерации.

Поскольку закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации составляют львиную долю рынка лекарственных препаратов, после принятия Постановления от 30.11.2015 № 1289 перед иностранными фармпроизводителями возникла проблема конкурентоспособности, единственным решением которой стала локализация фармацевтического производства.

Следует отметить проблему регламентации порядка выдачи сертификатов СТ-1, которая состоит в следующем:

В приложении № 2 к Положению о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП), утвержденному приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 21.12.2015 № 93 [3], приведена таблица соответствия кодов классификации по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) с кодами ТН ВЭД ЕАЭС для товаров – лекарственных препаратов.

Таблица 1.

Соответствие кодов классификации по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ок 034-2014 (кпес 2008) с кодами тн вэд еаэс для товаров – лекарственных препаратов

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Описание

ТН ВЭД ТС

21.20.1

Препараты лекарственные

3004

21.20.2

Препараты лекарственные прочие и материалы, применяемые в медицинских целях

3002

 

 

Примечание:  к лекарственным препаратам 21.20.2 подгруппы относятся товары, включенные в позиции с 21.20.21.110 по 21.20.21.129 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Из представленной таблицы с очевидностью следует, что фармпроизводитель может получить сертификат о происхождении товара формы СТ-1 в Торгово-промышленной палате Российской Федерации только на лекарственные препараты с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 3002, 3004. С неизбежностью встает вопрос о том,  каким образом действовать производителям фармацевтической продукции, обладающей иными кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо установить, является ли неприведение кодов 3001, 3003, 3005, 3006 в соответствие с кодами ОК 034-2014 (КПЕС 2008) специальным усмотрением органа, издавшего указанный акт, или следствием несовершенства нормотворческой техники.

По результатам мониторинга правоприменительной практики Управлений ФАС России по регионам за период с 10.12.2015 (дата вступления в силу Постановления от 30.11.2015 № 1289) по 25.04.2016 была отмечена неоднозначная практика, согласно которой непредставление сертификата СТ-1 являлось основанием для отклонения заявки участника в любом случае. Однако после выхода совместного письма Минэкономразвития, Минпромторга, Минздрава и ФАС от 14.03.2016 [1], практика пришла к единообразному подходу, в соответствии с которым непредставление СТ-1 может являться основанием для отклонения заявки только в случае, если подано не менее 2 заявок на поставку товара производства ЕАЭС, подтвержденных СТ-1, разных производителей, не входящих в группу лиц по смыслу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, в случае наличия не менее 2 заявок на поставку товара производства ЕАЭС, подтвержденных СТ-1, любая заявка о поставке товара иностранного производства либо товара производства ЕАЭС, не подтвержденная сертификатом СТ-1, подлежит отклонению. Например, Решение УФАС по Курской области по делу № 49/2016 от 06.04.2016 [6], Решение Иркутского УФАС № 203 от 11.04.2016 г. [5].

Учитывая вышеуказанное, возможна парадоксальная ситуация, когда заявка производителя лекарственного препарата, фактически произведенного в стране-участнице ЕАЭС, будет отклонена по причине отсутствия сертификата СТ-1, который, в свою очередь, не был выдан Торгово-промышленной палатой РФ вследствие того, что лекарственный препарат обладает кодом ТН ВЭД ЕАЭС, не приведенным в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Принятие Постановления от 30.11.2015 № 1289 и иных основанных на нем нормативных актов породило множество спорных вопросов. Представляется верным считать, что часть из них решится в самое ближайшее время под влиянием формирования тщательно взвешенной правоприменительной практики.

 

Список литературы:

  1. Письмо Минэкономразвития России № 6723-ЕЕ/Д28и, Минпромторга России № ЦС-14384/19, Минздрава России № 25-0/10/2-1416, ФАС России № АЦ/15615/16 от 14.03.2016 «О позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  2. Постановление Правительства от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  3. Приказ Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 21.12.2015 № 93 «О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 2724-р – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  5. Решение Иркутского Управления Федеральной антимонопольной службы № 203 от 11.04.2016 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  6. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу № 49/2016 от 06.04.2016 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  7. Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  8. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых государств – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
  10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 05.05.2016).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий