Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 апреля 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Международное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кисилев И.В. ПРАВА СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ XVII–XVIII века В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(55). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 59-66.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВА СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ XVII–XVIII века В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Кисилев Игорь Васильевич

преподаватель, Омская юридическая Академия,

РФ, г. Омск

THE RIGHTS OF STUDENTS IN THE SPHERE OF THE HIGHER EDUCATION OF THE XVII–XVIII century IN THE CONTEXT OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN EMPIRE

Igor Kiselev

the teacher, Omsk legal Academy,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные этапы формирования и развития образовательного права в России через международное сотрудничество Российской Империи в сфере высшего образования. Автор рассматривает и анализирует отдельные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере высшего образования, а также отмечает их влияние на реализацию прав российских студентов в сфере высшего образования.

ABSTRACT

In article the main stages of formation and development of the educational right in Russia through the international cooperation of the Russian Empire in the sphere of the higher education are considered. The author considers and analyzes the separate legal acts governing the public relations in the sphere of the higher education and also notes their influence on realization of the rights of the Russian students in the sphere of the higher education.

 

Ключевые слова: высшее образования, образовательное право, международное сотрудничество.

Keywords: the highest educations, educational right, international cooperation.

 

Образованность человека – ключевой показатель благополучия общества и государства. Экономическое развитие и социальное благополучие социума прямым образом зависит от образования граждан. Примеры мировой истории проводят прямые параллели и очерчивают явную зависимостью между уровнем образования граждан какого-либо государства и его достижений экономического, социального, культурного и политического характера.

Исторический экскурс и освещение процесса становления прав студентов в сфере высшего образования в Российской Империи безусловно является предпосылкой формирования и становления современного конституционного права на высшее образование в России.

История высшего образования в России существует уже более 300 лет. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году, является первым высшим учебным заведением (далее – вуз) в России. В 1678 году Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым разрабатывается первый проект организации вуза. «Привилегия на Академию» – учредительный документ Славяно-Греко-Латинской Академии. В нем предоставлялись права Славяно-Греко-Латинской Академии по примеру западных университетов. Многие положения, которые содержались в «Привилегии на Академию» были заимствованы из устава Виленской академии. Например, положения об организации богословских и философских курсах, иных курсах письма и грамматики, принципы академической свободы [19]. Славяно-Греко-Латинская Академия имела право приобретать в собственность землю, право на приём пожертвований, право на присвоение государственных чинов, обучение иностранцев, приём иностранных преподавателей, право на предоставление в пользование литературой студентами и др. Например, каждый обучающийся имел право на обучение наукам [2]. Первые студенты являлись представителями состоятельных купеческих и дворянских семей. Каждый, кто имел желание получить высшее образование свободно мог сдать экзамены и поступить в вуз. Способности оценивались путем проведения различных семинаров в устной и письменной форме. Кандидатов проверяли на знание письма и грамматики. Преподаватели имели право на получение пенсионного жалования за службу [19].

Многие учёные отмечают, что первый вуз в России был аналогом европейского вуза. Например, А.П. Богданов указывает, что проект об учреждении Славяно-Греко-Латинской Академии содержал атрибут академической свободы [3], а С.К. Смирнов отмечал, что во время разработки проекта «Привилегия на Академию» авторы принимали во внимание положения уставов западных университетов [15].

Организация обучения в Славяно-Греко-Латинской Академии была ориентирована на прием иностранных преподавателей, в первую очередь греческих, которые преподавали курсы богословии, философии, педагогики, греческого и латинского языков, а также медицины [22]. Знаменитыми преподавателями были в то время братья Иоанн и Спиридон Лихуды, получившие блестящее образование в Венеции и Падуе [20].

С начала XVIII века в России стали открываться вузы. Постепенно, за период правления Петра Великого были открыты около 15 вузов, среди которых были морские и артиллерийские (навигационные) академии. Например, указом Петра I от 11 января 1719 года была создана Морская академия по проекту Парижского университета, разработанного бароном Сент-Илером [11]. Указом Петра I от 14 января 1701 года была организована школа математических и навигационных наук, куда были приглашены английские преподаватели Гвын, Степан, Грейс и Ричард [10]. В эпоху Петра I российская высшая школа успешно сотрудничала с европейскими университетами. Например, на первом этапе интернационализации вузов России многие профессора из Германии и Нидерландов преподавали на латыни [21].

Активное сотрудничество российской и европейской высшей школы отразилось на политике в сфере высшего образования. Советник Петра I по вопросам финансов Алексей Курбатов вышел с предложением создать в Империи академии свободных наук. Автор хотел ввести в этих академиях преподавание на разных языках для всех сословий. В то время Ф.С. Салтыков отмечал «(русские студенты должны) сравняться во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами» [25]. «Европейский вектор» развития России находил восторженные отзывы немецкой элиты. Например, немецкий философ К. Лейбниц отмечал, что политика Петра I является предпосылкой создания «континентального моста», ведущего из Европы в Китай [12]. Немецкий социолог и экономист Андрэ Гундер Франк, предсказывал широкие перспективы развития Европы [23].

В 1699 году Петра I издает указ, в котором подданным Империи разрешается ездить учиться в европейские государства [24]. Однако, ранее в 1687 году заграницу уже ездили учиться, не только студенты, но и специалисты при вузах (пр. первый русский медик Петр Посников и поручик Федор Гордон и др.) [4].

После смерти Петра I и вплоть до пришествия на престол в 1762 году Екатерины II сотрудничество между Российскими и европейскими вузами не претерпело существенных изменений. Например, при императрице Елизавете Петровне процессы интернационализации активно происходили уже в Московском университете (далее – МГУ), создание которого осуществлялось по образцу немецких университетов [9].

В соответствии с подписанным Императрицей 12 января 1755 года Проектом об учреждении МГУ студентам предоставлялись права, которыми обладали студенты Марбургского университета: право на обучение, диспут, на получение аттестата (диплома) и др. Студентам не запрещалось изучать иностранную литературу, учиться в иностранных университетах, а также участвовать в различных семинарах и научных конференциях, проводимых за рубежом. Стоит отметить, что изменения коснулись и учебного процесса. Правом на преподавание в МГУ обладали иностранные профессора [5].

Демократические принципы организации учебного процесса в вузах Империи продолжали свое развитие. В XVIII веке активно развивалось студенческое самоуправление (далее – ССУ). Студенты имели право объединения в различные кружки и коллективы по интересам. В 1757 г. в МГУ было создано общество литературоведов. Многие студенты различных вузов, в том числе иностранных вузов, проявляли активность в участии и деятельности ССУ. Студенты выбирали органы управления, организовывали встречи и выступления на политические и культурные темы, проводили литературные вечера. Деятельность ССУ юридически никак не регламентировалась, однако её не запрещали.

Далее, ССУ в Российской Империи были преобразованы в различные общества и конвенты, учреждён институт старостата. Традицией для российских студентов было участие в «сходках», а также функционирование студенческой милиции и суда чести [8].

Активное сотрудничество ССУ проводили с профессорами и руководством вуза. Студенческие организации получали консультации по интересующим их вопросам, а также принимали участие в научных исследованиях.

В 1760 г. президентом Академии наук К.Г. Разумовским и советником Академической канцелярии М.В. Ломоносовым был направлен проект об организации в Санкт-Петербургского университета (далее – СПБГУ) привелегий, которыми обладают европейские университеты: «без привилегий, каковыми университеты в других государствах пользуются, природные российские и чужестранные самопроизвольно и без Вашего Императорского Величества жалования обучаться в Санкт-Петербургском университете не охотятся, и для такой причины не может оный придти в цветущее состояние, и нельзя чаять такой нашему отечеству пользы, каковую своим приносят иностранные» [7]. Привилегии включали в себя право университета на присваивание степеней – лиценсиат, магистр, доктор, на примере европейских университетов [18], право на самоуправление, ректор наделялся правами согласно европейским университетам [6].

В эпоху правления Екатерины II в Российской Империи проводились широкомасштабные реформы в сфере высшего образования. Сотрудничество российских имперских и западноевропейских университетов состояло в обмене преподавателями и студентами, программами обучения, присвоением и взаимным признанием степеней и др.

В 1766 году по инициативе Екатерины II в вузы Германии отправились учиться свыше 20 российских студентов [8]. На преподавание были приглашены немецкие и французские ученые, а также при разработке «Плана учреждения в России университетов в 1786 году специально созданная Комиссия обращала внимание на детали организации учебного процесса в европейских государствах [17]. Особое внимание уделялось «Венскому учебному плану» (Wiener Studienplan), автором которого являлся австрийский реформатор в сфере образования, профессор Венского университета, юрист Иозеф Зонненфельс [1].

При Екатерине II формировалось законодательство об организации обучения в университетах и учреждении в Империи новых университетов. Указом от 29 января 1786 года Екатерина II распорядилась создать план для создания университетов в Пскове, Чернигове и Пензе. Были разработаны проекты о реформе МГУ, СПБГУ, а также Батуринского университета. Существовали планы об открытии университетов в Екатеринославе, Пензе, Пскове и Чернигове. Екатерина II лично изучала проекты просветителей Дени Дидро об организации университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства, Фридриха Мельхиора Гримма и др. [13].

В 1787 году директор петербургских народных училищ Осип Петрович Козодавлев передал Екатерине II проект устава об учреждении в России университетов. В данном проекте была отражена идея организации «нового» университета, следуя идеалам просвещения [12]. Были заимствованы немецкие идеи в сфере образования и науки, был провозглашен курс на активизацию преподавания немецких профессоров для российских студентов, установлению дополнительных гарантий для иностранных преподавателей и др. [16].

Таким образом, сотрудничество Российской Империи и западной Европы в сфере высшего образования в эпоху Петра I явилось причиной существенного повышения качества высшего образования. Выпускники вузов российской империи применяли свои знания в различных сферах профессиональной деятельности, что оказало положительное влияние на развитие в России корабельного и архитектурного мастерства, зодчества, легкой промышленности медицины и многое др. Из западных университетов были заимствованы идеи в области медицины. Например, врач при царском дворе Лаврентий Блюментрост, учился в Европе, и первым из Голландии привёз анатомический кабинет Ф. Рюйша, который в последствии явился основой для создания Кунсткамеры [14].

При Екатерине II результатом реализации прав студентов в сфере высшего образования посредством международного сотрудничества российских университетов явилось получение выпускниками вузов передовых знаний в области языкознания, медицины, культуры и многое др. Российские специалисты производили высококачественные материалы для кораблестроения. В европейские страны экспортировались многие предметы быта, а также природного материала [8].

 

Список литературы:

  1. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века – М.: Знак, 2005.
  2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. Под ред. Егорова С.Ф. и др. – М.: Педагогика. 1985. С. 236–240.
  3. Богданов А.П. Из предыстории петровских преобразований в области высшего образования // Реформы второй половины XVII–XX в.: подготовка, проведение, результаты. – М.,1989. С. 45; 55.
  4. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Под ред. Б.И. Сыромятникова. – М. – Л.: Из-во Академии наук СССР, 1945. Т. 1. Акты о высших государственных установлениях. Т. 1. С. 116.
  5. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. – М.; – Л., 1962.
  6. Кулябко Е.С., Бешенковский Е.Б. Судьба библиотеки и архива М.В. Ломоносова. – Л., 1975.
  7. Летопись Московского государственного университета. // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://letopis.msu.ru/documents/270 Дата обращения: 23.06.2015.
  8. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 10. – М.; – Л., 1959. С. 20–21; 163.
  9. Павленко Н.И. Петр Великий. Москва, издательство «Мысль», 1990.
  10. Полное собрание законов Российской империи, Т. VII, № 4443. СПб. 1830, С. 220–224.
  11. Рамазанова Д.Н. Богоявленская школа – первый этап Славяно-греко-латинской академии // Очерки феодальной России. Вып. 7. – М., 2003. С. 215–218.
  12. Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX веках. Т. 1. С. 51–52.
  13. Российский государственный исторический архив. Ф. 730. On. 1. Ед. хр. 86. Л. 8.
  14. Рубинштейн Е.И. Новый источник по истории Московского университета 70-х гг. XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер. История. 1986. № 2.
  15. Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской Академии. – М., 1855. С. 15.
  16. Чтения в Московском обществе истории и древностей Российских. 1875. Кн. 2. Отд. V. С. 187–212.
  17. Чтения в Московском обществе истории и древностей Российских 1863. Кн. 2. Отд. V. С. 73; 79.
  18. Шафеева Н.Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза. Вектор науки ТГУ. № 4 (18), 2011. С. 482.
  19. Фонкич Б.Л. К истории организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России. Вып. 2. – М.,1998. С. 215.
  20. Фонкич Б.Л. Новые материалы для биографии Лихудов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1987. – М., 1988. С. 61–62.
  21. Яламас Д.А. Очерк истории Морского кадетского корпуса. – 1852 Научная педагогическая электронная библиотека имени К.Д. Ушинского. // – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/veselago_ocherk-istorii--kadetskogo-korpusa_1852/go,0;fs,0/ Дата обращения: 23.06.2015.
  22. Яламас Д.А. Столкновение представителей греческой и латинской культур в Москве во второй половине XVII столетия (некоторые эпизоды из жизни братьев Лихудов) // Научные доклады филологического факультета МГУ Вып. 2. – М., 1990. С. 120–122.
  23. Leibnitz W. Das Neuste von China. Mit ergänzenden Dokumenten / Hrsg., übers., erl. von H.G. Nesselrath und H. Reinbothe. Bonn-Oedekoven, 1979.
  24. Utermöhlen G. Die Rußlandthematik im Briefwechsel zwischen August Hermann Francke und Gottfried Wilhelm Leibniz // Halle und Osteuropa. Zur europäischen Ausstrahlung des hallischen Pietismus / Hrsg. von J. Wallmann und U. Sträter. Tübingen, 1998. S. 110.
  25. Wolff Ch. Briefe aus den Jahren 1719–1753. Ein Beitrag zur Geschichte der kaiserlichen Academie der Wissenschaften zu St. Petersburg / Hrsg. von A. Kunik. St. Petersburg, 1860; Lehmann U. Der Gottschedkreis und Russland. Deutsch-russische Literaturbeziehungen im Zeitalter der Aufklärung. Berlin, 1966.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий