Статья опубликована в рамках: LIV-LV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Предпринимательское право и правовые основы банкротства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ КАК ВИД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Иванова Александра Николаевна
магистр кафедры конституционного, административного и муниципального права
Бурятского государственного университета
РФ, г. Улан-Удэ
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR ENTREPRENEURS AND AUTHORITIES AS A KIND OF BUSINESS
Alexandra Ivanova
master the department of constitutional, administrative and municipal law
Buryat State University
Russia, Ulan-Ude
АННОТАЦИЯ
В статье дается определение термина «государственно-частное партнерство», анализируются основные возможности использования государственно-частного партнерства в предпринимательской деятельности. Рассматриваются актуальные вопросы государственно-частного партнерства предпринимателей и органов власти. Автор раскрывает основные формы государственно-частного партнерства и анализирует порядок и форму реализации государственно-частного партнерства.
ABSTRAKT
The article defines the term «public-private partnership», analyzes the main features of the use of public-private partnership in the business. Topical issues of public-private partnership of business and government. The author reveals the main forms of public-private partnerships and analyzes the implementation of the procedure and the form of public-private partnership.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; государство; предприниматель; предпринимательская деятельность;
Keywords: public-private partnerships; State; entrepreneur; entrepreneurship;
Государственно-частное партнерство – это предпринимательская деятельность, особенностью которой является направленность не только на систематическое извлечение прибыли, но и на достижение социально полезного эффекта, что, несомненно, в мировой практике относит его к правовым формам социального предпринимательства. Однако российская правовая регламентация данного правового механизма, представляющая собой одну из форм взаимодействия между государством и частным бизнесом, далека от совершенства. Потенциал государственно-частного партнерства в России, основанный на балансе частных и публичных интересов, несомненно, высок. Достоинством данного партнерства является то, что частный партнер может быть представлен субъектами частного предпринимательства в любой организационно-правовой форме. К публичным партнерам относятся субъекты, обладающие публичной властью, обеспечивающие реализацию публичного интереса в государственно-частном партнерстве, объектом которого является объект инвестиционно-правовой деятельности [1].
Под принципом партнерства предпринимателей и органов власти подразумевается согласованное взаимодействие представителей бизнеса и власти в сфере регулирования социальных и экономических отношений, направленное, с одной стороны, на улучшение положения хозяйствующих субъектов, а с другой стороны, на максимизацию социального эффекта от такого улучшения. Идеальной является такая реализация этого принципа, когда в правоотношениях выигрывают обе стороны – предприниматели, как сфера деятельности, заинтересованная в максимизации коммерческой выгоды, увеличивает прибыль, а органы власти получают дополнительную поддержку со стороны общества, которое, в свою очередь, видит результаты партнерства [4].
В демократическом государстве единственным источником власти является народ, и народ участвует в государственном управлении, представители делового сообщества, как часть народа страны, также заинтересованы представлять и продвигать свои интересы в органах власти посредством участия в управлении делами государства.
Во-первых, участие предпринимателей в управлении делами государства может проходить через различные консультативные и совещательные органы, создаваемые при органах власти. Как показывает опыт многих стран, консультативные советы и иные координационно-совещательные органы при властных структурах оказываются наиболее эффективными, если со стороны частного сектора в них представлены не отдельные компании, а реально работающие отраслевые и региональные бизнес-ассоциации, выражающие коллективные интересы бизнеса [5]. В рамках подобных консультативно-совещательных органов бизнес имеет возможность высказывать консолидированное мнение по наиболее ключевым вопросам, затрагивающим ту или иную отрасль, участвовать в выработке важнейших решений органов власти, и даже влиять на нормотворческий процесс. Иными словами, подобные органы являются своеобразным круглым столом, за которым сидят представители различных сторон и вырабатывают устраивающее всех решение.
Во-вторых, другой формой участия предпринимательского сообщества в управлении делами государства может являться участие предпринимателей или их представителей в проведение независимой и антикоррупционной экспертизы законопроектов. Таким образом, органы власти в процессе выработки решений по тем или иным вопросам, затрагивающим интересы бизнеса, получают возможность получить независимое заключение на предлагаемый к принятию законопроект. Данная форма взаимодействия бизнеса и органов власти является своего рода обратной связью на ранних стадиях для публичных органов по выдвигаемым ими инициативам.
Третьей широко распространенной формой участия бизнеса в управлении делами государства является лоббирование. Четкого отношения в научном сообществе о том, что считать «чистым» лоббированием, а что консультативным взаимодействием представителей бизнеса и власти, нет и по настоящий момент. Под лоббированием можно понимать профессиональную деятельность и результаты такой деятельности фирм, оказывающих консультационные услуги бизнесу по представлению и продвижению его интересов в законодательных и исполнительных органах власти. В свою очередь лоббирование можно трактовать в широком смысле как любое представительство интересов предпринимателей в органах власти с целью воздействия на принятие решений публично-властными органами. В данном случае под лоббирование попадет и участие представителей делового сообщества в консультативных и совещательных органах при государственных органах, и участие в различных экспертных советах, и проведение отдельных экспертиз, результаты которых могут повлиять на законотворческий процесс.
Участие предпринимателей в регулировании социальных и экономических отношений не ограничивается вышеперечисленными формами взаимодействия с органами государственной власти. В последние годы все большую популярность набирает практика социального партнерства.
Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно с ними связанных отношений [5]. Задача государства в данном случае законодательно обеспечивать возможность реализации тех соглашений, который принимают работодатели и работники. Все чаще в различных программных и стратегических документах, которые предприниматели адресуют обществу, подчеркивается социальная значимость и ответственность бизнеса и конкретных компаний.
Еще одной важной формой взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти является государственно-частное партнерство (далее – ГЧП). Партнерство частного сектора и публичной власти для решения общественно-полезных задач имеет давнюю историю. Государственно-частное партнерство активно использовалось во многих странах на рубеже XIX–XX вв., в частности для строительства железных дорог. В советской России концессия как форма государственно-частного партнерства была распространена в период НЭПа и индустриализации [2]. В современном мире государственно-частное партнерство распространено в самых разных сферах деятельности: в сфере транспорта (строительство дорог, мостов, аэропортов); в социальной сфере (здравоохранение, образование, объекты культуры); в инфраструктурных отраслях (энергетика, ЖКХ, добыча природных ресурсов); в некоторых других областях, находящихся в традиционной «монополии» государства (содержание тюрем, обеспечение качества оборонных объектов и безопасности). С начала 2000-х годов, когда Правительство РФ поставило задачу привлечения частного капитала для осуществления крупных проектов, имеющих общегосударственное значение, государственно-частное партнерство стало развиваться и в России.
Обобщая вышеизложенные подходы, можно утверждать, что в настоящий момент под государственно-частным партнерством понимается взаимовыгодное, как правило, долгосрочное сотрудничество государства и субъектов экономической деятельности (прежде всего коммерческих организаций), основанное на объединении ресурсов партнеров, разделении рисков и выгод между ними и направленное на реализацию общественно-полезных задач [6]. К государственно-частному партнерству, таким образом, относятся правовые модели взаимодействия бизнеса и власти, возникающие на основе инвестиционных соглашений, создания совместных предприятий, концессий, соглашения о разделе продукции и др. При институционализации ГЧП зачастую одним договором не обойтись. Партнерство может функционировать в условиях создания комплекса правовых средств (правового регулирования, правовых процедур и правовых институтов).
Список литературы:
- Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. М., 2012. – С. 14.
- Васильева А.Ф. Осуществление субъектами частного права государственно-властных полномочий // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 14. – 2011. – № 3. – С. 81–89.
- Васильева С.В. Обеспечение публичных интересов в частно-государственном партнерстве // Экономические и социальные аспекты российского конституционализма: сборник трудов кафедры конституционного и муниципального права ГУ-ВШЭ. Вып. 4. М.: ТЕИС, 2009. – С. 15.
- Голубцов В.Г. Государственно-частное партнерство: новая парадигма правового регулирования // 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18–19 октября 2013 г.). Избранные материалы. М.: Статут, 2014. – С. 250–254.
- Талапина Э.В. Публичное право и экономика: курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2011. – С. 140–142.
- Черниговский М. Партнерство во имя развития // Корпоративный юрист. Приложение. – 2008. – № 10. – С. 3–8.
дипломов
Оставить комментарий