Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 23 сентября 2015 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Алфимцев В.Н. РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(49). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ  АСПЕКТ  В  НАЦИОНАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКЕ

Алфимцев  Владимир  Николаевич

канд.  юрид.  наук,  заместитель  начальника  отдела  Правового  управления  ГУ  МВД  России  по  Московской  области, 
РФ,  г.  Москва

E-mail: 

 

THE  RELIGIOUS  ASPECT  IN  NATIONAL  POLITICS

Vladimir  Alfimtsev

candidate  of  law,  Deputy  head  of  section  of  Legal  Department,  Chief  Directorate  of  the  Moscow  region  оf  Ministry  of  the  Interior  of  the  Russian  Federationб 
Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Исходя  из  положений  концепции  строительства  нации,  рассматривается  роль  религии  в  национальной  политике,  для  чего  автором  анализируются  соответствующие  конституционные  и  законодательные  нормы,  статистика  распространения  религиозных  убеждений,  данные,  полученные  из  опросов  общественного  мнения. 

ABSTRACT

Based  on  the  provisions  of  the  concept  of  nation-building,  examines  the  role  of  religion  in  national  politics,  for  which  the  author  analyzes  the  relevant  constitutional  and  legislative  norms,  statistics  of  distribution  of  religious  belief,  obtained  from  public  opinion  polls.

 

Ключевые  слова:  национальная  политика;  строительство  нации;  религия.

Keywords:  national  politics;  nation  building;  religion.

 

С  учетом  тенденции,  направленной  на  создание  единой  гражданской  нации  в  России,  отчетливо  видимой  по  выступлениям  представителей  государственной  власти  и  по  отдельным  нормам,  появляющимся  в  нормативных  актах,  в  частности  в  Стратегии  государственной  национальной  политики  до  2025  года,  актуальным  становится  рассмотрение  религиозного  аспекта  через  призму  государственной  национальной  политики  и  процесса  строительства  нации. 

В  отличие  от  культуры,  образования  и  языка,  которые  являются  опорными  точками  нациестроительства,  религиозный  аспект,  более  сложен  в  плане  определения  его  необходимой  доли  в  жизни  светского  государства.  С  целью  рассмотрения  роли  религии  в  государственной  национальной  политики,  необходимо  проанализировать  соответствующие  правовые  основы,  статистику  распространения  религиозных  конфессий,  а  также  опросы  общественного  мнения  по  поводу  увеличения  или  уменьшения  роли  религии  в  жизни  общества.

Конституция  России  устанавливает,  что  Россия  является  светским  государством,  религии  не  могут  устанавливаться  в  качестве  государственной  или  обязательной,  а  религиозные  объединения  отделены  от  государства  и  равны  перед  законом  (статья  14)  [2].  В  тоже  время  Конституция  гарантирует  каждому  человеку  свободу  совести  и  вероисповедания,  включая  право  исповедовать  индивидуально  или  совместно  с  другими  любую  религию  или  не  исповедовать  никакой,  свободно  выбирать,  иметь  и  распространять  религиозные  и  иные  убеждения  и  действовать  в  соответствии  с  ним  (статья  28)  [2].  Задача  государственной  национальной  политики  в  этом  вопросе  заключается  в  том,  чтобы  соблюсти  обе  нормы  и  в  тоже  время  обеспечить  людям  культурное  единство.

Развивая  положения  соответствующих  конституционных  норм,  Федеральный  закон  от  26.09.1997  №  125-ФЗ  «О  свободе  совести  и  о  религиозных  объединениях»  устанавливает,  что  в  соответствии  с  конституционным  принципом  отделения  религиозных  объединений  от  государства  государство:

  • не  вмешивается  в  определение  гражданином  своего  отношения  к  религии  и  религиозной  принадлежности,  в  воспитание  детей  родителями  или  лицами,  их  заменяющими,  в  соответствии  со  своими  убеждениями  и  с  учетом  права  ребенка  на  свободу  совести  и  свободу  вероисповедания;
  • не  возлагает  на  религиозные  объединения  выполнение  функций  органов  государственной  власти,  других  государственных  органов,  государственных  учреждений  и  органов  местного  самоуправления;
  • не  вмешивается  в  деятельность  религиозных  объединений,  если  она  не  противоречит  настоящему  Федеральному  закону;
  • обеспечивает  светский  характер  образования  в  государственных  и  муниципальных  образовательных  учреждениях  (статья  4)  [6].

Кроме  того,  частью  4  статьи  4  определено,  что  деятельность  органов  государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления  не  сопровождается  публичными  религиозными  обрядами  и  церемониями.  Должностные  лица  органов  государственной  власти,  других  государственных  органов  и  органов  местного  самоуправления,  а  также  военнослужащие  не  вправе  использовать  свое  служебное  положение  для  формирования  того  или  иного  отношения  к  религии  [6].

Итак,  имеющиеся  конституционные  и  законодательные  нормы,  довольно  однозначно  устанавливают  статус  России  как  светского  государства.  Вместе  с  тем,  практика  их  применения  в  последние  годы,  выражающаяся  в  различных  программах  «храмов  шаговой  доступности»,  обнаруживает  тягу  к  увеличению  роли  религии  жизни  общества.  Однако  с  точки  зрения  строительства  нации  в  многоконфессиональном  государстве  это  может  иметь  неблагоприятные  последствия,  что  косвенно  подтверждает  статистика  распространения  религиозных  убеждений  и  мнение  самих  жителей  России.

В  настоящее  время  в  России  распространенность  религиозных  убеждений  выглядит  примерно  следующим  образом  (с  поправкой  на  заинтересованность  лиц  проводящих  исследование):  православные  в  Церкви  —  41  %;  верят  без  религии  —  25  %;  атеисты  —  13  %;  мусульмане  —  4,7  %;  христиане  —  4,1  %;  мусульмане  сунниты  —  1,7  %;  православные  вне  церкви  —  1,5  %;  язычники  —  1,2  %;  буддисты  —  0,5  %;  Староверы  <0,5  %;  протестанты  <0,5  %;  мусульмане  шииты  <0,5  %;  католики  <0,5  %;  иудаисты  <0,5  %;  индуисты  и  др.  <0,5  %;  пятидесятники  <0,5  %  [1].

Однако  численные  показатели  не  смогут  дать  полной  картины  и  более  важным  представляется  распространение  религиозных  убеждений  в  регионах  Российской  Федерации,  исходя  из  численного  соотношения  их  с  другими  конфессиями.  Мусульмане  (и  сунниты,  и  шииты)  имеют  большинство  в:  Дагестане  —  83  %;  в  Кабардино-Балкарии  —  55  %;  в  Карачаево-Черкессии  —  48  %;  в  Башкирии  —  39  %;  в  Татарстане  —  32  %;  в  ЯНАО  —  17  %  [1].  Получается,  что  Кавказ,  стратегически  важный  пункт  юга  России,  и  Поволжье,  находящееся  практически  в  центре  и  делящее  страну  на  две  части,  имеют  значительную  долю  верующих  мусульман.  Тем  самым  любые  попытки  внедрения  какой-либо  религии  в  качестве  государственной  или  увеличения  ее  доли  в  информационном  пространстве,  а  также  напротив  запрета  ее  или  ограничения,  могут  встретить  упорное  сопротивление,  что  в  случае  наихудшего  развития  сценария  конфликта  может  поставить  целостность  России  под  угрозу.

Помимо  этого,  следует  обратить  внимание  и  на  опросы  общественного  мнения.  К  распространению  веры  россияне  в  настоящее  время  относятся  хуже,  чем  четверть  века  назад.  Если  в  1990  г.  с  тем,  что  рост  религиозных  убеждений  пойдет  на  пользу  обществу  в  целом  соглашалось  большинство  опрошенных  (61  %),  то  сегодня  —  только  треть  (36  %).  Положительный  эффект  лично  для  себя  ранее  прогнозировали  41  %,  в  настоящее  время  —  33  %.  Чаще  эту  точку  зрения  разделяют  последователи  православия  и  других  религий,  представители  старшего  поколения,  жители  Москвы  и  Санкт-Петербурга. 

Напротив,  о  вреде  распространения  религиозных  убеждений  в  настоящее  время  говорят  значительно  чаще:  для  общества  в  целом  —  с  5  %  в  1990  г.  до  23  %  в  2015  г.,  для  себя  —  с  3  %  до  18  %,  соответственно.  При  этом  если  тех,  кто  полагает,  что  это  не  будет  играть  какой-либо  роли  относительно  социума,  стало  заметно  больше  (28  %  в  2015  г.  против  18  %  в  1990  г.),  то  относительно  самих  себя  —  практически  не  изменилось  (43  %  и  39  %,  соответственно)  [5].

С  2007  г.  по  2015  г.  доля  россиян,  выступающих  за  сохранение  конституционной  нормы  о  светском  государстве,  заметно  выросла:  с  54  %  до  64  %.  Каждый  десятый  (10  %)  полагает,  что  стране  все  же  нужна  определенная  религиозная  составляющая  (в  2007  г.  таковых  было  17  %).  Восстановление  государственной  религии  на  законодательном  уровне  поддерживают  по-прежнему  около  10  %  опрошенных  (13  %  в  2007  г.  и  12  %  в  2015  г.).  Православные  придерживаются  данной  точки  зрения  реже,  нежели  последователи  других  религий  (13  %  и  19  %,  соответственно),  однако  чаще,  чем  неверующие  (3  %)  [4]. 

Церкви  следует  влиять  на  духовную  жизнь  социума,  но  не  вмешиваться  в  политику  —  таково  представление  об  идеальных  взаимоотношениях  церкви,  общества  и  государства  47  %  наших  сограждан.  Такое  же  количество  (47  %)  отмечают,  что  в  настоящее  время  церковь  верно  выстраивает  свои  отношения  с  социумом,  высказывая  свою  позицию  только  при  необходимости  и  не  вмешиваясь  в  вопросы,  ее  не  касающиеся  [4]. 

Каждый  третий  (32  %)  считает,  что  представителям  церкви  не  следует  как-либо  вмешиваться  в  светскую  жизнь,  а  заниматься  проблемами  веры  и  религии.  18  %  отмечают  в  настоящее  время  чрезмерно  активное  участие  религиозных  институтов  в  общественной  жизни  (среди  атеистов  —  36  %,  тогда  как  среди  православных  в  два  раза  меньше  —  15  %).  Другие  же  (14  %),  напротив,  ратуют  за  увеличение  роли  церкви  в  решении  острых  социальных  вопросов.  При  этом  18  %  сетуют,  что  ее  участие  в  жизни  страны  недостаточно  [4]. 

Учитывая  изложенное,  представляется,  что  самыми  правильными  действиями  государства  в  религиозной  сфере  при  проведении  государственной  национальной  политики  будет  неукоснительное  соблюдение  конституционных  и  законодательных  норм  об  отделении  церкви  от  государства.  Речь  не  идет  об  уменьшении  или  увеличении  доли  религии  в  государственной  национальной  политике,  речь  идет  о  полном  абстрагировании  от  нее.

Несмотря  на  то,  что  Общественная  палата  Российской  Федерации  в  проводимых  исследованиях  ни  раз  обращала  внимание  на  то,  что  потенциал  основных  религиозных  организаций,  действующих  в  России,  не  задействован  в  должной  мере  для  развития  межэтнической  терпимости  и  противодействия  межэтническим  и  межнациональным  противоречиям  (среди  опрошенных  верующих  респондентов  доля  этнически  нетерпимых  оказалась  27  %,  а  среди  опрошенных  неверующих  респондентов  24  %)  [3],  представляется,  что  это  должно  оставаться  внутренним  делом  самих  конфессий.  Безусловно,  они  могут  использовать  свой  потенциал  в  установленных  законодательством  рамках,  но  государство  не  должно  ни  мешать  им  в  этом,  ни  тем  более  помогать.

 

Список  литературы:

  1. Атлас  религий  и  национальностей  России  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://sreda.org/arena  (дата  обращения:  15.09.2015).
  2. Конституция  Российской  Федерации  [Электронный  ресурс]  Правовая  база  Консультант+  (дата  обращения:  15.09.2015).
  3. Межэтническая  нетерпимость:  причины  и  факторы  распространения  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://  www.oprf.ru/ru/documents/498/  (дата  обращения:  23.10.2013).
  4. Пресс-выпуск  ВЦИОМ  России  №2861  «Церковь  и  общество:  вместе  или  порознь?»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115295  (дата  обращения:  10.08.2015).
  5. Пресс-выпуск  ВЦИОМ  России  №2888  «Религия:  за  и  против»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115329  (дата  обращения:  26.07.2015).
  6. Федеральный  закон  от  26.09.1997  №125-ФЗ  «О  свободе  совести  и  о  религиозных  объединениях»  [Электронный  ресурс]  Правовая  база  Консультант+  (дата  обращения:  15.09.2015).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.