Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Правоохранительные органы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Жилище относится к неотъемлемым объектам человеческой жизнедеятельности, поэтому право на жилище является основным правом человека и гражданина, гарантированное как Конституцией Российской Федерации (ст. 40) [2], так и международными нормами. Согласно п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г. и ратифицированной Россией, каждый имеет право на уважение его жилища. [1]
Проблема защиты жилищных прав граждан в современных условиях обусловлена изменениями жилищной политики в последние десятилетия конца XX - начала XXI века, бурным развитием рыночных отношений в сфере жилья, преобразованиями гарантий защиты жилищных прав граждан, финансовым кризисом начала XXI века, проблемами в сфере оплаты труда и резким расслоением общества по имущественному критерию.
Поскольку, согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ[2], Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то защита прав и свобод граждан является приоритетным направлением деятельности Российской Федерации.
Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Государство заинтересовано в защите такого важного конституционного права, поскольку в случае существенного его нарушения, это влечет за собой рост социальной напряженности. [2]
Только целенаправленная деятельность государства может гарантировать социальную справедливость в жилищных отношениях. Однако, несмотря на наличие специально уполномоченных органов, осуществляющих законотворческую, правоприменительную деятельность по обеспечению реализации жилищных прав граждан, качество их работы является неудовлетворительным. Положение осложняется несовершенством жилищного законодательства (федеральных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) и неудовлетворительной практикой применения жилищных норм, что подтверждается значительным числом принесенных органами прокуратуры протестов (в 2016 – 9386; 2017 – 9941; 2018 – 8,8 тыс.) и внесенных представлений (в 2016 – 38 857; 2017 – 39 236; 2018 – 40,7 тыс.) [6,7,8] за последние несколько лет.
В сложившихся условиях гарантом социальной справедливости выступают органы прокуратуры. Прокурор в своей деятельности защищает и способствует восстановлению конституционного права на жилище различных категорий граждан, не допуская произвольного его лишения, тем самым снимая социальную напряженность и формируя доверительное и уважительное отношение к органам государственной власти и местного самоуправления. Поэтому прокуратура при осуществлении своей деятельности оказывает существенное профилактическое воздействие на возможный рост социальной напряженности, связанный с недоверием, неуважением к существующим институтам государственной власти.
За последний год на проблему увеличения выявленных фактов бездействия органов власти обращалось внимание в ряде научных публикаций в журналах «Законность» и «Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (А.Э. Буксман, Т.В. Занин, Е.В. Мягкова, В.В. Щепетков).
В настоящее время наиболее распространенными являются нарушения жилищных прав граждан при предоставлении мер социальной поддержки, а также при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. В частности, на эти проблемы регулярно обращает свое внимание Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в ежегодных докладах о своей деятельности. [9]
Органы прокуратуры вынуждены вмешиваться в сферу жилищных правоотношений и принимать меры прокурорского реагирования в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. На основании Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"[4] (далее – Федеральный закон о прокуратуре) прокурорам принадлежат универсальные полномочия, не ограниченные сферой правового регулирования, в отличие от других органов, которые вправе проводить проверки только в конкретных, узконаправленных сферах правоотношений. Поэтому прокурор не подменяет уполномоченные органы, а выступает дополнительной гарантией законности в их деятельности.
Пунктом 7.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 [5] акцентировано внимание прокуроров на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав и свобод человека и гражданина. Надзор в указанной сфере является приоритетным, зачастую именно своевременные и активные действия, предпринятые органами прокуратуры прокурорами, способствуют устранению нарушений жилищных прав граждан.
Динамика прокурорского реагирования на выявленные нарушения за 2017-2018 гг. [6,7] выглядит следующим образом: по сравнению с 2017 годом, уменьшилось число выявленных нарушений на 0,9%; увеличилось количество внесенных представлений на 1%; уменьшилось количество принесенных протестов на 0,9 %; уменьшилось число предупреждений о недопустимости нарушения закона на 0,9 %; увеличилось количество возбужденных по материалам прокурорских проверок уголовных дел на +1%.
Однако общее снижение показателей в указанном направлении нельзя связывать только с неудовлетворительной работой органов прокуратуры. Полагаем, что в первую очередь данные о состоянии законности и правопорядка отражают результаты работы не только по пресечению, но и по предупреждению правонарушений со стороны органов прокуратуры в жилищной сфере. Установление возможных причин и обстоятельств указанной ситуации представляется актуальной проблемой, требующей научного решения.
Кроме того, прокурор вправе воспользоваться ненадзорным полномочием по обращению в суд с исковым заявлением в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) [3] в защиту жилищных прав граждан; в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по жилищным спорам.
Ввиду специфики жилищных правоотношений, осуществить защиту жилищных прав граждан возможно преимущественно в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с отчетами Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 2016-2018 годы, количество рассмотренных судами общей юрисдикции жилищных споров за 2016 год - 4 311 635, за 2017 год - 5 658 193, а за 2018 год – 7 063 445. [10] По статистике Верховного Суда Российской Федерации за 2018 год судами рассмотрены 17,3 млн. гражданских дел, из них 7,1 млн. (41%) — это жилищные споры. В сравнении с 2014 годом количество таких дел увеличилось более чем вдвое. [10]
Представленная динамика свидетельствует о том, что указанная категория споров является преобладающей среди других возникающих из гражданских правоотношений дел, рассматриваемых судами, и имеет дальнейшую устойчивую тенденцию к своему количественному увеличению.
Статистика направленных прокурорами в суды общей юрисдикции исковых заявлений в защиту жилищных прав граждан свидетельствует о снижении количества указанных заявлений (в 2016 году - 31 561, в 2017 году - 27 609, в 2018 году - 25,4 тыс.). В информационно-аналитических записках Университета прокуратуры Российской Федерации за 2016-2017 гг. уменьшение обращений прокуроров в суды связывают с совершенствованием законодательства в сфере обеспечения жильем отдельных категорий граждан. [6,7]
Защита жилищных прав граждан возможна не только в рамках гражданского судопроизводства, но также конституционного, уголовного, административного судопроизводства. В связи с этим надлежит проанализировать особенности участия прокурора в рассмотрении дел судами в указанных видах судопроизводства для защиты жилищных прав граждан и определить основные закономерности, проблемы и пути их решения.
Развитие науки о прокурорской деятельности в настоящее время актуализирует понимание деятельности органов прокуратуры как единого целого, а надзорных и ненадзорных направлений деятельности – как необходимого продолжения друг друга с целью достижения стоящих перед органами прокуратуры целей. В связи с этим представляется важным изучение полномочий прокуроров в комплексе, вопросов осуществления защиты жилищных прав граждан - от момента выявления нарушения до реального его устранения и восстановления нарушенных прав.
Таким образом, деятельность прокурора по защите жилищных прав граждан в настоящее время стала одной из наиболее значимых не только в личностном, но и в государственном аспекте. Это определяется характером жилищных правоотношений, особыми требованиями к работе органов власти и местного самоуправления, значительным количеством выявляемых прокурорами нарушений, выполняемого объема работы надзорного и ненадзорного характера по устранению нарушений.
Список литературы:
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS. (дата обращения 30.11.2019)
- Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 30.11.2019)
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ/[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения 30.11.2019)
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"/[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения 30.11.2019)
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» /[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/1356732/ (дата обращения 30.11.2019)
- Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2016 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. ректора Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус. - М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2017. — 124 с. /[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://213.171.58.226:22289/Fmt6qU0/2017/ (дата обращения 30.11.2019);
- Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2017 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. ректора Университета прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капинус. – М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2018. –148 с. : /[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://213.171.58.226:22289/Fmt6qU0 (дата обращения 30.11.2019);
- Лента новостей Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26 марта 2019 [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc /news-1578640/ (дата обращения: 10.10.2019);
- Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ "Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год": Российская газета, Вып. № 125. 2019;
- Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2016-2018 годы [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : офиц. сайт. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item= 4891. (дата обращения: 15.10.2019).
дипломов
Оставить комментарий