Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 24 июня 2019 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Международное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ИХ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
THE HEALTH CARE AND ITS INTERNATIONAL LEGAL REGULATION
Alena Dymanova
student of Irkutsk State Law,
Russia, Irkutsk
Valentina Lisauskaite
Academic supervisor, Candidate of Juridical Sciences, assistant professor of department of international law and comparative law of Irkutsk State Law University,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается общий обзор международно-правового регулирования медицинской деятельности, так как входе развития общественных отношений, время от времени высказываются предложения о признании новых отраслей права, выделяемых по предмету правового регулирования. Выделение новой отрасли права крайне затруднительно, поэтому правовое регулирование общественных отношений проводится на всех уровнях взаимодействия общества и государств. Правовое регулирование осуществляется для более качественного и прогрессивного урегулирования отношений в области международного медицинского права.
ABSTRACT
In the article it is suggested general summary of international legal regulation of medical care, because nowadays while social interactions 's evolution is happening, it is time to time declared about acknowledgment of new law branches which are divided by the subject of legal regulation. Formation of new law branch is exceptionally challenging, that’s why legal regulation of social interactions is on across the board of cooperation society and states. Legal regulation is realized for more qualitative and forward adjustments in over the range international medical law.
Ключевые слова: Международное медицинское право, оказание медицинских услуг, юридическая ответственность, международно – правовое регулирование.
Keywords: International medical law, health care, legal accountability, international legal regulation.
На современном этапе развития общества, жизнь и здоровье каждого отдельно взятого человека является безусловной ценностью. На продолжительность жизни каждого отдельно взятого человека влияет не только экология и здоровый образ жизни, но и своевременность, доступность и эффективность оказания медицинской помощи, которая определяется возможностями системы здравоохранения отдельно взятого государства.
Вмешательство в функционирование организма человека иногда чревато непредсказуемыми последствиями. Уникальность каждого человека как живого организма не позволяет подходить к оценке и поддержанию его здоровья на основе исключительно стандартизированных подходов. Многое зависит от уровня квалификации, опыта и ответственности медицинских работников. Но наличие высококлассных медицинских кадров не может гарантировать человеку право на медицинскую помощь.
Именно поэтому со стороны государства осуществляется детальное правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения, а также и медицинской деятельности. Детальное правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения обуславливается, в первую очередь, спецификой данных отношений. Иными словами выделение особо объекта правоотношений, такого как физическое или психическое здоровье отдельно взятого человека, в своей специфике - то есть в сфере качественного оказания медицинских услуг, - требует более точного и всестороннего регулирования как со стороны медицинских работников, так и со стороны государства.[1, с. 4].
Говоря же о том, на основании чего могут быть оказаны медицинские услуги, то договор оказания медицинских услуг является специфическим видом договора. Он обладает рядом особенностей, отличающих его и делающим объектом правого исследования. Договор оказания медицинских услуг обладает рядом особенностей, которые позволяют отграничить его от других договоров оказания услуг. В первую очередь стоит сказать об особом предмете договора – оказании медицинских услуг – деятельности, направленной на человека, его жизнь и здоровье. Также стоит отметить, что исполнителем медицинской услуги может быть только профессионал – лицо, подтвердившее свой профессионализм в порядке, утвержденном законодательством о лицензировании. Помимо этого, пациент (услугополучатель) всегда является потребителем (приобретаемые услуги по улучшению состояния здоровья не могут быть переданы), но не всегда является лицом, нуждающимся в лечении, профилактике или реабилитации (как, например, в случае проведения косметических вмешательств).
Чрезвычайно важным является то, что деятельность по разработке документов, регулирующих медицинскую деятельность, не замыкается в рамках юриспруденции, а содержит особый подход к конкретным рассматриваемым вопросам, учитывающий морально-этические принципы и нормы. В медицинском праве как ни в какой другой отрасли современного права значение такого подхода невозможно переоценить.[2, с. 12]
Говоря о международно-правовых актах, которые регулируют медицинскую деятельность с точки зрения морально-этических принципов и норм, то в первую очередь стоит отметить Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. [3] Данная декларация регламентирует основные постулаты в области международного медицинского права, иллюстрирует основные принципы, на которых базируется данное право во всем мире. Обосновывает правовую регламентацию деятельность медицинских организация, а также говорит о защите не только человека как отдельного существующего индивида, но и о защите жизни на Земле в целом.
Стоит отметить Всемирную декларацию прав человека 1948 г. в ней, в частности в ст. 25 говорится о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. [4]
К иным международно-правовым актам, регулирующим медицинскую деятельность можно отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года [5]. Данная конвенция в ст. 2 регулирует право каждого человека на жизнь, говорит о том, что право каждого человека на жизнь охраняется законом и никто не может быть лишен жизни, за исключениями, предусмотренными статьей. Это положение отражает тот факт, что в случае преступной халатности медицинских работников, их небрежности или допущенных ими медицинских ошибках, которые привели к смерти пациента может быть предусмотрено наказание.
Если рассматривать примеры применения в практике положений Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, то защита прав пациентов от допущенных медицинским работником ошибок декларируется и на уровне международного права. Изучив практику ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека), можно сделать вывод о том, что человек, получая некачественные медицинские услуги и не найдя легальной возможности защитить свои права в пределах своей страны, вынужден прибегнуть к обращению в Европейский суд по права человека.
Например, 24 июня 2014 г. заявительница, которой на момент описываемых событий было сорок лет, и у которой уже было двое детей, заявила, что во время ее беременности врач не направил ее на анализ на алфа-фетопротеин («АФП»), производимый при предродовом обследовании. [5].
В последствии она родила дочь с синдромом Дауна. В соответствии с законодательством страны, анализ АФП должен проводиться у всех женщин старше тридцати пяти лет. При рассмотрении гражданского дела заявительнице было отказано в какой-либо компенсации. Опираясь на Статью 8, заявительница пожаловалась на то, что по халатности врача ей было отказано в адекватной и своевременной медицинской помощи в виде анализа в рамках предродового обследования. Анализ указал бы на риск генетических нарушений у плода и позволил бы ей принять решение о сохранении или прерывании беременности. Указав на значительную свободу усмотрения государствучастников в этом важном вопросе, суд тем не менее произвел оценку в первую очередь соблюдения процессуальных прав заявительницы.
Таким образом, приняв во внимание все эти обстоятельства, Суд постановил, что национальный суд действовал на произвольной основе и не провел надлежащего расследования жалобы заявительницы. Таким образом, была нарушена статья 8 Всеобщей декларации биоэтике и правах человека в ее процедурном аспекте.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, международно-правовые акты в сфере защиты основных прав человека в основном касаются права на жизнь, на получение своевременной, высококвалифицированной, доступной медицинской помощи для всех, в том числе и для наиболее уязвимых слоев населения, также данными международными актами декларируется недопустимость каких-либо дискриминирующих действий в отношении пациентов со стороны медицинского персонала при обращении в специализированное учреждение за помощью.
Стоит отметить, что с одной стороны государство, согласно международным нормам, обязано оказывать качественные медицинские услуги, поскольку тем самым реализуется право человека на жизнь и здоровье. С другой стороны, медицинские услуги, в большей степени, носят платный характер. Они, как правило, осуществляются на основе специфического договора, который также не должен противоречить нормам международного права.
Представленный пример в рамках статьи, свидетельствует о том, что граждане имеют возможность международной защиты своего права на здоровье, в том числе посредством обращения в ЕСПЧ. Из этого следует, что защита человека от некачественного оказания медицинских услуг, а также прав граждан в области медицинского права возможна не только на локальном или государственном уровне, но и на уровне международного права.
Помимо этого, договор оказания медицинских услуг является специфическим видом договора. Он обладает рядом особенностей, отличающих его и делающим объектом правого исследования. Также стоит отметить, что рынок услуг за последние десятилетия претерпел существенные изменения: появилось множество услуг, которых раньше в нашем обществе не существовало. Причинами их появления стали и научно-технический прогресс, и развитие рыночных отношений в нашей стране, и, безусловно, общемировой тренд увеличения предложения услуг в структуре экономических отношений. Именно поэтому медицинская деятельность требует детального правового регулирования не только на уровне национального законодательства, но и на уровне международного права.
Список литературы:
- Горбунова О. В. Общая характеристика договора оказаний медицинских услуг/ О. В. Горбунов // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева , - 2017 - № 4. - 250 с.
- Иванников И.А. Медицинское право: Учебное пособие / И.А. Иванников, Н.А. Рубанова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко"; Академ-центр, 2008. – 124 с.
- Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека от 19 октября 2005 года// [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml (дата обращения: 12.04.19)
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/71672404/ (дата обращения: 12.04.19).
- Европейская конвенция от 4 ноября 1950 г// [Электронный ресурс]. – URL: http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-chelovekal (дата обращения: 25.05.19)
- Колоколов Г.Р. Медицинское право: Учебное пособие / Г.Р. Колоколов, Н.И. Махонько. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. – 120 с.
- Помазкова С. И. Проблемы соотношения международного и национального права в сфере здравоохранения / С. И. Помазкова // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 3. - С. 33–36.
- John Tozzi Making It Possible for Hospitals to Be Honest About Medical Errors // insurance journal – 2016 - № 1.
- National Academy of Medicine [электронный ресурс] / США: 2017 – режим доступа: https://nam.edu.com. (дата обращения: 12.04.19)
дипломов
Оставить комментарий