Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 17 апреля 2024 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДОВЕДЕНИЕ ДО САМОУБИЙСТВА ПО ЗАРУБЕЖНОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В Российской Федерации доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство карается законом. Само самоубийство в России, как и во многих других зарубежных странах, не наказуемо. Но в ряде таких стран, как Индия, Сингапур, Нигерия, Судан и Брунея, самоубийство наказывается штрафом, либо лишением свободы. Данная ответственность парадоксальна. Изучая практику применения к лицам ответственности в подобных случаях, суды назначают штрафы семьям лиц, совершивших самоубийство. На наш взгляд, юридически не верно вменять ответственность лицам, которые никак не причастны к самоубийству. Если человек сам решил лишить себя жизни, при отсутствии физических, психических угроз и насилия, то его близких не должны привлекать к ответственности за это [5, с. 18].
Государства, отличные от России, криминализируют доведение до действий суицидального характера не только в Кодексах уголовной направленности, но и в иной законодательной базе. Уголовно-правовые законы не во всех странах сформированы как единая система (например, Великобритания), что говорит о том, что случаи могут рассматриваться по самостоятельным правовым актам. В список таких законов можно отнести: Закон об убийстве от 1957 г.; Закон о самостоятельном убийстве от 1961 года.
Кроме них, конечно, существует иная законодательная база, в ведении которой находится вопрос о преступных деяниях против жизни человека [7, с. 67]. Правовая система романо-германского происхождения рассматривает преступление в виде доведения до самоубийства в основном в кодифицированных нормативных актах, несмотря на то, что система этой правовой семьи богата на законодательную базу в виде иных законов уголовного характера, не противоречащих Уголовному кодексу.
Преступные деяния общего уголовного характера, совершаемые против человеческой жизни, могут состоять в убийстве; убийстве ребенка; действии или бездействии, связанные с суицидальными действиями; наступлении смерти из-за неосторожности; оставлении в условиях, не являющихся безопасными для человека; прерывании беременности, совершены как при смягчающих, так и отягчающих обстоятельствах.
Состав такого преступления имеет признаки объективного характера, которые в свою очередь, сильно упрощают и расширяют раскрытие сути запретности уголовного правового характера доведения до самоубийств.
Что касается деяний, характеризуемых как покушение на самостоятельное убийство, то подавляющая часть иностранных государств согласно законодательству уголовного характера не признается деянием, наказуемым в уголовном понимании. Однако существует несколько исключений, которые связаны скорее с причастностью к самостоятельному убийству, например, на фазе подготовки к нему [6, с. 188].
К примеру, в ст. 115 УК Грузии уголовная ответственность за доведение до самоубийства определена схожим образом со ст. 110 УК РФ [1], а именно склонение к суициду или покушению на него «путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего» [4]. Позднее в 2018 году Грузия добавила квалифицированный вид, где отягчающими обстоятельствами за содеянное преступление выступили неоднократное повторение преступления, а также гендерный признак в качестве мотива преступления.
Свои особенности так же есть в Уголовном кодексе Республики Молдовы. В ст. 150 Республики Молдовы закреплена уголовная ответственность за «доведение до самоубийства или умышленное содействие совершению самоубийства, в том числе посредством сетей электронных коммуникаций» [3]. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются действия, предусмотренные частью 1, совершенные в отношении: «а) заведомо несовершеннолетнего; b) лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного; с) на почве предубеждения, - и в соответствии с этим увеличивается максимальный срок с 5 до 9 лет лишения свободы. В соответствии с ч. 3 действия, предусмотренные частью 1, совершенные в отношении: а) несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет; b) двух или более лиц». Кроме того, в УК Республики Молдовы прописано уточнение - в случае, если вышеперечисленные действия в ст. 150 привели только к попытке самоубийства, «низший предел наказания сокращается наполовину». Также в ст. 150.1 закреплена уголовная ответственность за публичное оправдание самоубийства «то есть распространение или предоставление общественности информации о признании самоубийства правильным, достойным подражания или нуждающимся в поддержке поступком».
Законодательство Республики Молдова вызывает интерес представителей уголовно-правовой науки, поскольку несет в себе некоторые оригинальные черты криминализации деяний, сопряженных с суицидальным поведением.
В ст. 103 УК Узбекистана квалифицирующими признаками склонения к самоубийству являются действия, совершенные в отношении: а) несовершеннолетнего или женщины, заведомо для виновного находившейся в состоянии беременности; в) по предварительному сговору группой лиц; г) с использованием сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет» [2].
Таким образом, проанализировав уголовное законодательство в ряде зарубежных стран в части доведения до самоубийства или покушения на него, можно сделать однозначный вывод об актуальности присущей данной теме проблемы не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
Можно отметить индивидуальные особенности в отношении доведения до самоубийства или покушения на него в ряде стран. Так, Молдова единственная из рассмотренных стран, которая имеет квалифицирующий признак, если данное преступление было совершено не только по отношению к несовершеннолетнему не достигшему 14 лет. Только в УК Грузии есть квалифицирующий признак деяние, совершенное по гендерному признаку, а также неоднократно. А в УК Узбекистана отдельно отмечено наказание за совершение доведения до самоубийства или покушения на него в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.
Можно заключить, что все страны мира борются с данным вопросом с присущими национальными, религиозными и другими особенностями. Общим для них при этом является тенденция установления наказуемости за суицид и установление уголовной ответственности за доведение до самоубийства и покушение на него, а также закрепление ответственности за какую-либо иную помощь в этом иному лицу.
Список литературы:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС КонсультантПлюс – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (Дата обращения: 12.04.2024).
- Уголовный кодекс Республики Узбекистан [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lex.uz/docs/111457?ONDATE2=24.06.2022&action=compare (Дата обращения: 12.04.2024).
- Уголовный кодекс Республики Молдова от 18.04.2002 № 985-XV (ред. от 24.11.2023) // Режим доступа: https://continent-online.com/Document/?doc_id=30394923#pos=6;-148 (Дата обращения: 12.04.2024).
- Уголовный кодекс Грузии от 22.07.1999 (ред. от 15.12.2023) // Режим доступа: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/16426?publication=259 (Дата обращения: 12.04.2024).
- Верченко Н.И., Чамбулова В.Е. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства в зарубежных странах // Борьба с правонарушениями в сфере экономики: правовые, процессуальные и криминалистические проблемы: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во: «НИНХ», 2023. - С. 18-22.
- Сейфетдинов Р.К. Ответственность за доведение до самоубийства по зарубежному уголовному законодательству // Вестник Московского университета МВД России. - 2023. - № 2. - С. 188-192.
- Хатуев В.Б. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство по законодательству зарубежных государств // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2021. - № 3. - С. 50-69.
дипломов
Оставить комментарий