Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 декабря 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лесик С.И., Дядюн К.В. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(76). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 111-114.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Лесик Семён Игоревич

студент, Владивостокский государственный университет,

РФ, г. Владивосток

Дядюн Кристина Владимировна

канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Владивостокский государственный университет,

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные подходы к определению криминальной субкультуры, обозначаются характерные признаки данного явления. Представлен вывод об основах и детерминантах криминальной субкультуры, ее соотношении с иными общественными институтами.

 

Ключевые слова: криминальная субкультура; жаргон; татуировки.

 

В последнее время много исследований о криминальной субкультуре, ее значении и роли в мире преступности и в обществе в целом. Изучением криминальной субкультуры занимались известные отечественные криминологи еще в XIX веке: Д.А. Дриль, М.Н. Гернет, П.И. Люблинский и другие. Очевидно, что уже тогда представлялась социальная опасность распространения криминальной субкультуры среди рядовых граждан и, надо отметить, благодаря перечисленным и некоторым другим ученым эта опасность считалась реальной. Одним из первых, кто попытался рассказать о некоторых аспектах криминальной субкультуры, был А.И. Гуров. Его исследование было несколько односторонним, поскольку он подробно рассмотрел только два элемента этого социокультурного явления: «общий фонд» и «воровской закон». К. Александрова, А.И. Гуров при систематизации «воровского закона» допустили серьезную ошибку, не отделив воровской закон от тюремного, несмотря на существенные различия между ними, хотя они, безусловно, имеют одни и те же корни. Помимо работ А.И. Гурова, публикации В.Ф. Пирожкова и Ю.П. Дубягина, являются наиболее значимыми в юридической литературе в рассматриваемой области.

Криминальная субкультура в настоящее время является частью общества и объединяет лиц, которые повседневно совершают те или иные уголовные правонарушения. Как следствие, имея криминальную принадлежность к таким социальным группам общества, вышеуказанные лица на регулярной основе нарушают закон, произвольно совершая преступления. При этом пренебрегают любыми социальными нормами и нравственными правилами поведения [5, c. 11]. К тому же, существенно нарушая нормальное течение жизнедеятельности обычных людей. Именно поэтому междисциплинарные исследования криминальной субкультуры не теряют актуальности, ведь совершение преступлений группировками и организациями, которые являются частью криминальных субкультур, напрямую связано с деятельностью полиции. Для социологических исследований важно выяснить специфические признаки криминальных субкультур, через которые можем отделить их от других некриминальных.

Классики предлагают определять сообщество на основе трех признаков:

1) место – возникновение сообщества символически и/или пространственно отграничено от других сообществ/групп;

2) общие интересы – часто ассоциируются с собственной идентичностью сообщества;

3) совокупная цель  - встреча самих членов, но также и встреча членов во имя достижения «высшей цели».

Поведение членов сообщества чаще всего ассоциируется с идеями взаимной терпимости (открытости другим членам, уважения), взаимности альтруизма и взаимного доверия. Здесь имеем дело с эндогенной группой, члены которой де-факто обладают социальным капиталом только внутри этой группы [1, c. 36].

Закрытие законных путей реализации устремлений среднего класса приводит к появлению трех возможных типов субкультур:

1) криминальная – формируется в среде, где преступные деяния воспринимаются как средство получения экономического капитала;

2) конфликтная – возникает часто в среде иммигрантов, где  насилие выступает как форма самоутверждения;

3) «побег» - частое употребление наркотиков, участники пытаются присоединиться к любому из предыдущих типов, но терпят неудачу (двойная неудача) [4, c. 52].

Одной  из отличительных особенностей криминальной субкультуры является то, что она не только удовлетворяет «духовные» потребности преступного мира, но и дает ему средства, обеспечивающие его жизнеспособность в пенитенциарных учреждениях и гражданском обществе.

В современной действительности особое внимание уделяется такой характеристике (отличительному признаку) криминальной субкультуры, как тенденция к расширению географии и круга вовлеченных в нее участников. Это проявляется в активной пропаганде криминального образа жизни в средствах массовой информации, в которых особую роль играет информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, предоставляющая новые возможности для распространения криминальных субкультур. Например, в различных субъектах Российской Федерации участились факты проявления криминальной субкультуры «АУЕ» — «арестанско-уркаганское единство» или «арестанский уклад един». В социальной сети «ВКонтакте» постоянно создаются группы, где тематика сообщений сводится к опьянению романтикой воровства, пропаганде и романтизации криминального образа жизни. Поэтому вполне естественно, что МВД России и другие субъекты профилактической деятельности уделяют этому вопросу пристальное внимание [2, c. 37].

Расслоение в криминальной среде наиболее ярко проявляется в местах лишения свободы, но оно сохраняется и после освобождения:

- лидеры (злостные нарушители режима, наиболее агрессивные личности);

-лица, поддерживающие криминальную идеологию и финансово поддерживающие лидера;

- «актив»;

- «отверженные», «обиженные».

Еще одним компонентом криминальной субкультуры является жаргон. Жаргон - это условный язык. Его основная цель — скрыть смысл сообщения, передаваемого другим. Наиболее развит жаргон взломщиков сейфов, карманных и квартирных воров, карточных шулеров, бродяг и скупщиков краденого. В настоящее время, по некоторым данным, в криминальном жаргоне насчитывается более 25 тыс. слов и 7 тыс. выражений [2, с. 225]. При этом некоторые выражения в своей изначальной этимологии имели иное значение. Например, «понт» первоначально понимался как «польза».

Татуировки также являются значимым элементом криминальной субкультуры в качестве  культового невербального средства передачи информации. Выделяются  татуировки, указывающие на:

- принадлежность лица к той или иной должности в уголовном мире (надключичные «звезды» у авторитетов; перстни «шестерок»);

- характер совершенного лицом преступления (жук, паук, летучая мышь – символ воров);

-агрессивный характер личности или совершение насильственных преступлений (изображения холодного оружия; морды хищника).

При этом большое значение имеют мелкие детали и расположение татуировки. Например, паук в паутине – символ наркомана, без – карманника. Звезды на ключицах – знак авторитета; на спине – «опущенного».

Рассматривая историю возникновения криминальной субкультуры, автор выяснил, что на основе криминальных правил и тюремных традиций осуществляется саморегулирование взаимоотношений между осужденными, которые внедряют антигуманные способы влияния и подавляют человеческое достоинство указанной категории, а в некоторых случаях демонстрируют произвол и жестокость. Положения криминальной субкультуры требуют, чтобы человек, находящийся в ограниченном пространстве, строго придерживался неформальных требований, регулирующих социальные отношения в этом пространстве, осознавал  ее преобладающие ценности.

Таким образом, рассмотрев существующие подходы к определению понятия «криминальная субкультура», можно обозначить обобщающее понятие данной категории: система моделей поведения, ценностей и установок, характерных для групп лиц, совершивших преступления/ранее судимых, выступающая органической частью общей культуры, структурными компонентами которой являются определенные вещественные атрибуты, поведение, расположение в пространстве, жаргон, клички, татуировки и установленная иерархия, определяющие положение личности среди арестованных (осужденных).

 

Список литературы:

  1. Антонян Ю.М. Криминальная психология / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан. – М.: Наука, 1991. ― 120 с.
  2. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. – М.: Юрист, 1996. – 336 с.
  3. Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Калманов Г.Б. Тюремная субкультура и нейтрализация ее негативных проявлений // Государство и право. - 1996. - №10. – С. 72-79.
  4. Данилевская М.В. Особенности преступного поведения несовершеннолетних / М.В. Данилевская, Н.И. Куликов, Н.Х. Сафиуллин. - Казань.: Казанский филиал ЮИ МВД России, 1995. – 85 с.
  5. Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника: автореф. дис. …канд. юрид. Наук.-  М.,2003 – 20 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.