Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 октября 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Магарамов Ш.А., Алиев Б.Г. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ДАГЕСТАНЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXV междунар. науч.-практ. конф. № 10(74). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 60-64.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ДАГЕСТАНЕ

Магарамов Шарафутдин Арифович

ст. науч. сотр., Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, канд. ист. наук, доц. кафедры историко-правовых дисциплин, Северо-кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции,

РФ, г. Махачкала

Алиев Багомед Гадаевич

д-р ист. наук, проф., главный науч. сотр., Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН,

РФ, г. Махачкала

В Дагестане в средневековье существовали две формы политических структур – феодальные владения и союзы сельских общин. Первые из них управлялись наследственными правителями, вторые – выборными старшинами.

Цель данной статьи характеристика одной из форм правления и политического устройства в Дагестане – кадийство, которое возглавлялось представителями духовенства. Термин «кадийство» произошло от арабского слова кади, кадий – духовное лицо, у мусульман, несущее обязанности судьи. Кадийствами назывались те политические структуры Дагестана, которые управлялись кадиями, так как кадий в ряде политических структур не просто религиозное лицо, выполняющий обязанности мусульманского судьи, но и должностное лицо, стоявшее на вершине гражданской и религиозной власти, то кадийство практически означает теократическую форму правления.

В средние века в Дагестане функционировали кадийства в Табасаране суперсоюзе Акуша-Дарго, к которому термин кадийство не применялось.  Кадийство, как форма политического устройства, было характерно и для суперсоюзов общин. Таковым в горной части Центрального Дагестана являлось политическое объединение Акуша-Дарго. Во главе этого объединения стоял кадий. Поэтому эта федерация союзов являлось кадийством.

Кадий Акуша-Дарго со временем становится единоличным верховным правителем, которое можно обозначить в политическом устройстве как кадийство, поскольку у кадия была сосредоточена вся полнота власти и управления [9, с. 17].

В политической структуре Акуша-Дарго кадий, являясь верховным правителем, сосредоточил в своих руках судебные и военные дела. В его обязанности также входило руководство всей хозяйственной жизнью. О его единоличной власти указывает и тот факт, что он имел преимущественное право разбирать споры, не только споры между разными обществами, но и «между частными лицами» [4, с. 163]. Недовольные решениями светских и шариатских судов апеллировали дело верховному кадию. Как и феодальные владетели Дагестана, акушинский кадий обладал правом самостоятельно разбирать и решать судебные вопросы. Кадий мог даже менять и «адатные решения» сельских старшин по своему личному усмотрению, и назначать высокие штрафы [7, с. 14].

В управленской практике кадий опирался на исполнителей, которых в его распоряжении было 40 человек. Это специальный штат людей, которые приводили в исполнение решения кадия. Важнейшие вопросы, как объявление войны и заключение мира, вступление в союзнические отношения с другими владениями, пограничные и другие споры между джамаатами решались на специальном собрании. Собранием руководил кадий, который созывал его при необходимости 34 раза в год» [7, с. 14]. В период между сходами кадийства высшим союзным органом, возглавляемым кадием, был высший совет, состоящий из наиболее авторитетных кадиев и старшин в количестве 10-15 человек. Это фактически высший распорядительный и исполнительный орган кадийства, возглавляемый акушинским кадием, на котором рассматривались все дела, требующие оперативного решения.

Акушинский кадий возглавлял и высшее военное руководство, только ему принадлежало право сбора воинских сил кадийства. Он же командовал ополчением во время внешней угрозы и в период походов в другие владения [8, с. 8]. Кадий назначал главу сотни  и определял количество ополченцев  с каждого двора. Однако по таким важным вопросам кадий принимал решение не единолично, а совместно с главами всех пяти союзов сельских общин [7, c. 14].

Как к равному себе правителю, пользующемуся большим влиянием в крупном политическом объединении, к кадию Акуша-Дарго часто обращались за советом, содействием и посредничеству в урегулировании возникавших разногласий между политическими структурами Дагестана. Само же кадийство Акуша-Дарго и его главное селение Акуша выступали в качестве одного из административных центров, где руководители политических структур Дагестана собирались для согласования и решения различных важных вопросов. Как подчеркивал А.В. Комаров, кадий Акуша-Дарго пользовался большим «почетом и имел в собственном подчинении самое сильное войско из всех обществ Дагестана, также имел сильное влияние на дела соседей» [5, с. 17].

В кадийстве Акуша-Дарго на местах во главе гражданской и религиозной власти также находились кадии. Как отмечается в источнике, «каждое из обществ управлялось в прежнее время (до присоединения к Российской империи) своими кадиями» [5, с. 128]. Кадии на местах занимались  решением хозяйственно-политических вопросов, следили за порядком, вершили шариатский суд, возглавляли все религиозные мероприятия, стояли во главе ополчений своих обществ. В то же время они являлись помощниками и проводниками решений верховного кадия, от которого все они находились в зависимости [2, с. 346].

Остановимся на форме правления подобное кадийству Акуша-Дарго, существовавшей в других политических объединениях. Это правление Андалальского союза, где в определенный период истории во главе находился мусульманский кадий, обосновавшийся в селе Согратль. Особенностью правления в Андалале с переселением Сатмара в Согратль явилось то, что здесь как бы образовался триумвират, когда во главе управления союза стояли кадий – потомки Сатмара, раисы – потомки ругуджинского нуцалчи Султана и мангуш из Чоха.

Политическая система, сложившаяся в акушинском кадийстве, оказала сильное влияние на остальные дагестанские союзы сельских общин. В силу этого происходило возвышение кадиев в других союзах  общин. Например, в Урахинском союзе (или Каба-Дарго) не было общесоюзного собрания и в выборе верховного кадия не принимали участие другие общества союза. Объяснялось это, видимо, тем, что если союз Акуша состояло из пяти влиятельных общин, то в Урахинском союзе не было крупных сельских обществ, подобных Урахинскому. Поэтому Урахинское общество и взяло на себя руководство судьбами соседних с ним даргинских обществ» [1, с. 163–164].

Полномочия у акушинских кадиев были намного шире, чем в других дагестанских союзах, в которых власть верховного кадия была снизу ограничена местной знатью, но, несмотря на существование ограничения, власть кадиев аварских союзов крепла и становилась похожа на власть кадиев даргинских союзов, и там «происходил процесс превращения кадия в феодального владетеля. Если бы союзные общества не были присоединены к Российской империи, то данный процесс завершился бы образованием нескольких кадийств в горной части Дагестана, как это имело место в Табасаране и Акушах [6, с. 67–68].

Особенно высоко стояло высшее мусульманское духовенство, занимая различные должности при дворе ханов. Муфтии, шейхи, кадии и другие лица местного мусульманского духовенства занимали влиятельное положение при дворе дагестанских владетелей. В Хунзахском ханстве «шейх-уль-ислам, находившийся при хане, в торжественных случаях сидел даже выше хана». Он «имел свои земли, богатства и зависимых крестьян» [3, с. 43]. В действительности, акушинские кадии ничем не отличались от владетельных князей. Они имели большие земельные угодья и стада крупного и мелкого скота.

Завершая анализ материалов о кадийстве как одной из форм политического устройства в Дагестане, можно отметить, что она имело место как в феодальном владении – Табасаранском кадийстве, так и в союзах сельских общин Дагестана. Если в первом это единичный случай, то в союзах сельских общин было много примеров, когда во главе политического управления стояло духовное лицо и среди них наиболее ярко эта форма государственного устройства проявилась в суперсоюзе Акуша-Дарго. Существование в Аварии Андалальского кадийства в конце XVI–XVIII вв. имело свои особенности возникновения и политического устройства.

 

Список литературы:

  1. Алиев Б.Г. Каба-Дарго в XVIII–XIX вв. (Очерк социально-политической истории). Махачкала: [б. и.], 1972. - 223 с.
  2. Гене Ф.И. Сведения о горном Дагестане. 1835/36 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Москва: Изд-во вост. лит-ры, 1958. М., 1958. С. 337–352.
  3. Даниялов Г.Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX – начале XX вв. Махачкала: [б. и.], 1970. - 294 с.
  4. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Кº, 1890. - 304 с.
  5. Комаров А. Списки населенных мест Дагестанской области. Сборник статистических сведений о Кавказе // Известия кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис: [б. и.], 1869. Т. 1. С. 1–123.
  6. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII – начале XIX веков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. - 408 с.
  7. Памятники обычного права Дагестана XVII–XIX вв. Архивные материалы. М.: Наука, 1965. – 279 с.
  8. Протоколы комиссии по Даргинскому округу // Центральный государственный архив Республики Дагестан. Ф. 90. Оп. 1. Д. 7.
  9. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 262 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.