Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 19 июля 2023 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Гражданское, жилищное и семейное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ильина А.С. СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXII междунар. науч.-практ. конф. № 7(71). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 17-22.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ

Ильина Алина Сергеевна

студент, Могилёвский государственный университет имени А. А. Кулешова,

Республика Беларусь, г. Могилев

SURROGATE MOTHERHOOD: CONCEPT AND DEVELOPMENT

 

Alina Ilyina

Student Mogilev State A. A. Kuleshov University,

Republic of Belarus, Mogilev

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении особенности развития института суррогатного материнства в современном мире. Анализируются понятия суррогатного материнства, значение института суррогатного материнства в зарубежных странах, основные методы и подходы к регулированию данного института. Определены недостатки законодательного регулирования правоотношений, возникающих между суррогатной матерью и лицами заключившими договор суррогатного материнства.

ABSTRACT

The purpose of the article is to consider the peculiarities of the development of the institute of surrogacy in the modern world. The concepts of surrogate motherhood, the significance of the institute of surrogate motherhood in foreign countries, the main methods and approaches to the regulation of this institution are analyzed. The shortcomings of the legislative regulation of legal relations arising between a surrogate mother and persons who have concluded a surrogacy contract are identified.

 

Ключевые слова: суррогатное материнство, договор суррогатного материнства, суррогатная мать, эмбрион, репродуктивные технологии.

Keywords: surrogacy, surrogacy contract, surrogate mother, embryo, reproductive technologies.

 

Среди всех социально-экономических прав человека и гражданина, закрепленных в действующей Конституции Республики Беларусь, особое положение занимает право граждан на охрану здоровья, которое обеспечивается развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. Указанное право, является одним из важнейших в системе социальных прав. Именно от состояния здоровья и уровня реализации гарантий указанного права зависит то, сможет ли человек реализовать все остальные права в целом. Здоровье человека выступает одной из высших ценностей для общества и государства.

В целях охраны своего репродуктивного здоровья и лечения бесплодия, каждый человек имеет право на пользование достижениями научного прогресса, в том числе с применением метода суррогатного материнства.

Первая программа традиционного суррогатного материнства на современном этапе, т.е. при помощи медицинского вмешательства, была успешно реализована в 1980 г.

Нетрадиционное суррогатное материнство заключается в том, что женщина, которая выступает в роли суррогатной матери вынашивает ребенка для лиц, генетический материал которых использовался при зачатии [1, c. 21].

Необходимо отметить, что применение института суррогатного материнства вызывает много вопросов. Одни считают, что данный институт необходим, а другие выступают категорически против. В теории отсутствуют единые взгляды для определения суррогатного материнства.

Сторонники суррогатного материнства считают, что это ни в коем случае не коммерциализация деторождения, а человеческий акт, который помогает побороть бесплодие. Женщина, которая решила стать суррогатной матерью, добровольно принимает это решение и получает за это материальную или моральную компенсацию, а также предоставляет возможность бездетной паре иметь своего собственного ребенка.

Например, Ю. Терешко в статье «Дети на заказ» дает следующее определение суррогатного материнства: «…представляет собой искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона, а также вынашивание ребенка для супружеской пары, для которой данный ребенок будет генетически родным, а для вынашивающей его женщины – биологически чужим» [5].

Попытку дать определение суррогатному материнству сделала А. А. Пестрикова. По ее мнению суррогатное материнство – это соглашение между лицами, желающими стать родителями, и женщиной (суррогатной матерью), согласной на искусственное оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка, с последующей его передачей другой стороне по договору за вознаграждение, либо без такового [3, с. 9]. Необходимо обратить внимание, что в данном определении появляется существенное условие договора суррогатного материнства, а именно передача ребенка другой стороне по договору.

Институт суррогатного материнства хорошо известен ряду зарубежных стран, где он получил достаточно развернутую правовую регламентацию, что способствует его развитию и применению, но не все мировое сообщество поддерживает данный институт, вопрос именно из-за морально-этнических убеждений. В Германии, Италии, Эстонии, Норвегии на данный институт действует строгий запрет. Данный запрет основывается на вере в то, что суррогатное материнство несёт проклятие. В некоторых странах нет прямого запрета, но и нет никакой правовой поддержки. Полагаем, что даже если договор и будет заключен, никакой юридической силой он обладать не будет.

В Соединенных Штатах Америки суррогатное материнство основывается на соглашении, которое может быть выражено в письменной или устной форме между женщиной, которая согласна на инсеменацию и вынашивание ребенка, зачатого с использованием генетического материала мужчины, который не является ее мужем, и женщиной, которая дала свое согласие на усыновление (удочерение) ребенка, рожденного таким способом [4]. Характерной чертой данного понятия является форма соглашения – письменная или устная, а также использование генетического материала только мужчины.

Попытка правового урегулирования отношений, связанных с суррогатным материнством, также была предпринята в свое время и в Республике Беларусь, а также в ряде постсоветских стран.

В Российской Федерации отсутствует федеральный закон, который регулировал бы отношения, возникающие между будущими родителями ребенка и суррогатной матерью, тем самым данный институт относится к одному из методов терапии бесплодия, при котором все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма.

Проблема регулирования отношений, возникающих между будущими родителями ребенка и суррогатной матерью, особо остро стоит перед законодательством Республики Беларусь. В семейном законодательстве Республики Беларусь на данный момент регулируются только отдельные вопросы, которые соприкасаются с понятием «суррогатное материнство», а именно касающиеся установления происхождения детей, родившихся в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Для правового регулирования института суррогатного материнства определяющее значение имеет правильное установление цели. Существенное влияние на цель оказывают, с одной стороны, действия лиц, которые заключают договор с суррогатной матерью, а с другой стороны, действия самой суррогатной матери. Следует отметить, что каждая сторона старается удовлетворить свои желания путем достижения определенных целей. Супруги действуют с целью стать родителями ребенка, а суррогатная мать действует с целью помощи бесплодной паре и извлечь из этого материальную или моральную выгоду.

Определение понятиям «генетическая мать» и «суррогатная мать» впервые белорусским законодательством было дано 10 лет назад – 7 января 2012 года принят Закон Республики Беларусь №41-З «О вспомогательных репродуктивных технологиях» (далее – Закон) [2].

В соответствии со ст. 1 Закона под суррогатным материнством следует представлять вид вспомогательных репродуктивных технологий, заключающийся в соединении сперматозоида и яйцеклетки, изъятой из организма генетической матери, или донорской яйцеклетки вне организма женщины, развитии образовавшегося в результате этого соединения эмбриона, дальнейшем переносе данного эмбриона в матку суррогатной матери, вынашивании и рождении ею ребенка [2].

В этой же статье указывается, что генетическая мать – это женщина, с участием половой клетки которой образовался эмбрион и носителем генотипа которой является будущий ребенок, а суррогатная мать – это женщина, которая по договору суррогатного материнства вынашивает и рождает ребенка, не являющегося носителем ее генотипа.

Суррогатное материнство в Республики Беларусь применяется на основе договора суррогатного материнства между суррогатной матерью и генетической матерью или женщины воспользовавшейся донорской яйцеклеткой. К услуге суррогатной матери можно прибегнуть лишь женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по врачебным показаниям не является физиологически невозможным, либо не сопряжено с риском для ее жизни и (или) жизни ребенка. Для оплодотворения яйцеклетки генетической матерью могут быть использованы сперматозоиды ее супруга или донорские. Для оплодотворения донорской яйцеклетки могут быть использованы только сперматозоиды супруга женщины воспользовавшейся донорской яйцеклеткой.

Следует отметить, что не каждая женщина может стать суррогатной матерью и заключить договор суррогатного материнства. Женщина, которая решила заключить договор суррогатного материнства должна отвечать определенным медицинским и социальным требованиям. Например, анализирую ст. 22 Закона о вспомогательных репродуктивных технологиях, суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, состоящая в браке, родившая своего ребенка, не имеющая врачебных противопоказаний к суррогатному материнству [2]. На момент заключения договора будущая суррогатная мать также не должна быть признана судом недееспособной, ограниченной в дееспособности, не лишалась судом родительских прав и не была ограничена в них, не отстранялась от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на нее обязанностей, не осуждалась за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления против человека, не является подозреваемой или обвиняемой по уголовному делу. При это, следует отметить, что суррогатная мать не может одновременно быть донором яйцеклетки (яйцеклеток) в отношении женщины, заключившей с ней договор суррогатного материнства.

В семейном законодательстве также нет отражения вопроса об ответственности лиц, которые заключили договор суррогатного материнства. Лица, которые заключают договор суррогатного материнства не всегда хотят быть записанными родителями ребенка, который родился неполноценным в умственном или физическом отношении. Такой ребенок может оказаться ненужным. При этом получается, что супруги заказчики, заключившие договор с целью стать родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, не будут нести никаких обязательств по отношению к нему. Представляется, что при заключении договора суррогатного материнства, следует обязательным условием указывать ответственность сторон в случае отказа от ребенка. В противном случае интересы новорожденного ребенка не будут защищены должным образом.

Таким образом, под суррогатным материнством следует понимать метод вспомогательных репродуктивных технологий, при котором женщина на основании обоюдной договоренности с лицами, обратившимися к ее услугам, проходит процедуру имплантации эмбриона. Ведь благодаря новейшим медицинским технологиям, мужчина или женщина, которые обречены на бездетность, смогут путем заключения договора суррогатного материнства иметь родного по крови ребенка.

 

Список литературы:

  1. Байбороша Н.С. Сущность института суррогатного материнства / Н. С. Байбороша // Журнал международного права и международных отношений. – 2008. – №3. – С. 20-24.
  2. О вспомогательных репродуктивных технологиях [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 янв. 2012 г., № 341-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.06.2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023
  3. Пестрикова А. А. Обязательства суррогатного материнства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Краснодар, 2007. – 22 с.
  4. Сорокина Т. В. Суррогатное материнство: понятие и критерии его определения //Legal Concept. 2010. №2-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/surrogatnoe-materinstvo-ponyatie-i-kriterii-ego-opredeleniya (дата обращения: 08.07.2023).
  5. Терешко Ю. Дети на заказ // ЭЖ Юрист. – 2007. – № 31. – С. 22-26.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий