Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2023 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ: ИСТОРИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
АННОТАЦИЯ
Экстремизм и терроризм – это опасности настоящего времени. Они ставят под угрозу основы государства и общества, а также основные права и свободы человека. Это и особенность психологии отдельной личности, и идеология различных социальных групп, и соответствующие формы политической деятельности, и извращенный способ разрешения социальных противоречий. Угрожающие масштабы этих негативных социальных явлений заставляют изучать и искать подходы для борьбы с ними, а для этого необходимо углубиться в историю этих двух явлений, а также определить понятия и сущность, что и является целью данной научной статьи.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террор, метод насилия и угроз.
В настоящее время терроризм и экстремизм по своим масштабам и колоссальной разрушающей силе превзошли всевозможные угрозы общественным отношениям, таким образом, бросив вызов всему человечеству. Усиление процессов глобализации в мировом сообществе и развитие новых систем общественных отношений в целом становятся потенциально опасными для всех людей, поскольку теперь они связаны с такими опасными явлениями, как терроризм и экстремизм. Изменение баланса сил на политической арене, появление новых актеров международной политики, развитие ядерных технологий обостряют проблему терроризма и экстремизма, заставляя руководителей государств уделять этой проблеме должное внимание.
Некоторые ученые склонны считать, что авторство этого термина принадлежит французскому мыслителю Ш. Монтескье, который перевел слово «террор» с латинского на французский язык для характеристики деспотического государства, которое представляет собой нагнетание атмосферы страха и террора правителем на подданных. Другие авторы придерживаются мнения, что «понятие террор» ввел Аристотель для обозначения особого типа ужаса, который овладевал зрителями трагедии в греческом театре. Считается, что осмысление террора посредством театра породило ритуал суда как разновидности театра, побеждающего террор через закон.
Обобщая изученные определения, определим признаки, характеризующие терроризм:
· социальное явление (возможно только в обществе, в связи с тем, что именно оно является объектом воздействия);
· деяние в форме физического или психического насилия;
· устрашение как способ воздействия на общество;
· оказание воздействия с целью изменения политической, идеологической и иной ситуации.
Рассмотрим теперь исторические аспекты возникновения определения экстремизма, а также его ключевые характеристики. С середины XIX в. стали использоваться термины «extremism» и «extremist» сначала в Англии, где они широко употреблялись в политической прессе. В США эти понятия возникли во время Гражданской войны (1861-1865 гг.), когда бескомпромиссных представителей обеих враждующих сторон Юга и Севера называли «экстремистами обеих частей страны» («extremists of both parts of the country»). Выделяя основные признаки данного определения из множества научных определений, обратим внимание на следующие:
· социальное явление;
· крайнее проявление, нарушающее общественные отношения (применяется насилие и возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни).
Террор нельзя считать идеологией, так как это метод создания целостной системы. Идеи, допускающие возможность применения террора, могут быть лишь частью соответствующей доктрины, да и то обычно небольшой. В то же время эти понятия ставятся в очередь при поиске системы ценностей обучения. Кроме того, все чаще идеи о возможности использования террора как метода политической борьбы внедряются в системы идей, обладающих определенной привлекательностью для определенных социальных слоев и даже для всего населения. Данное явление уже неоднократно имело место в истории. Например, террористическая организация XIX в. «Народная воля» сформировалась на основе распавшейся народнической организации «Земля и воля». Как известно, цель народнических организаций была благой – движение к социализму, принятие обществом социалистических идей, основанных на представлениях о социальной справедливости. При этом террористическая организация «Народная воля» по-прежнему проповедовала идеи социализма, но их реализацию видела лишь посредством осуществления террора [4, с. 102–109]. Принятие террора как метода политической борьбы сделало названную группу террористической. Идея же использования террора способна встраиваться даже во вполне гуманистические идеологии. Встраивание данных идей в уже существующую идеологию способно исказить всю соответствующую систему взглядов, воззрений и нравственных ценностей, преобразив ее в полную противоположность самой же себе. Однако следует отметить, что упомянутые идеи о применении террора не идентифицируются как идеология сами по себе, а лишь как отдельные идеи, входящие в состав конкретной идеи, и поэтому терроризм нельзя рассматривать как идеологию.
Террор – это метод использования насилия и угроз. Сами по себе насилие и угрозы не являются концом любого действия и не могут быть самостоятельными ценностями даже для извращенных умов. Сила и угрозы всегда преследуют вполне определенные цели, а их применение направлено на решение вполне определенных задач. В этом проявляется инструментальная, а не идеологическая сущность террора, представляющего собой весьма специфический способ действия с использованием силы и угроз. Мнение, соответствующее идеологии, включает не сам названный метод, а только идеи, соответствующие его применению. Таким образом, для идеологии безразлично, будут ли применены взрывчатые вещества или какие-либо другие средства и устройства террора. Это важно для актуального террора, но связано с идеей соответствия. В данном случае террор — это не идеология и даже не идея сама по себе, а способ решения вполне конкретных политических задач. По этой же причине терроризм нельзя рассматривать как идеологию, которую можно трактовать как четко определенную систему действий насилия и угроз, так и как определенное негативное социальное явление в систематическом применении насилия и угроз. Некоторые политические вопросы. Нельзя всю систему идеологии сводить к одному методу и ни к чему. По этой причине не может быть никакой террористической доктрины.
Как указано выше, идеологии могут быть самыми разными. Могут быть гуманистические идеологии, основанные на ценностях народного общества, но могут быть и человеконенавистнические идеологии, изначально обращенные в презрение к определенным социальным условиям, нациям, религиозным и другим группам. Например, наряду с идеологиями, которые основаны на идеях, восходящих еще к Сократу, Платону и Аристотелю, развивавшимися в различные исторические периоды наиболее выдающимися мыслителями, к сожалению, имеются и идеологии фашизма, национализма, тоталитаризма, а также идеологии, основанные на различных сектантских идеях презрения к человеческой личности. Причем велико многообразие идеологий, которые ставят под сомнение общекультурные гуманистические ценности, основанные на презрении к человеческой личности, правам и свободам человека, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека. Более того, такого рода идеологии не просто ставят под сомнение общечеловеческие ценности, они призывают к тому, чтобы их отбросить и не принимать их в качестве основы общества и государства. Такие идеологии деструктивны, и следование им ведет к разрушению современного общества и государства. По этой причине государство и общество должны уметь противостоять таким идеологиям.
Следует отметить, что некоторые филантропические идеологии предполагают возможность использования методов террора для решения тех или иных политических задач, но следует также отметить, что не все предполагают возможность использования таких методов. Общеизвестным фактом является то, что Адольф Гитлер пришел к власти в Германии в результате победы на выборах его партии (фракция национал-социалистов получила 37 % голосов избирателей, став крупнейшей фракцией в Рейхстаге). Правда, эти факты никоим образом не исключают возможности того, что с использованием демократических институтов, партий и групп, являющихся носителями антигуманной идеологии, они могут применять и террор. Особенно это доказала социал-демократическая партия Германии, которая после прихода к власти установила террор в собственной стране, что означало все преследования евреев и представителей других наций, а также других идеологий и партий. Эти идеологии, лежащие в основе этих частей, в настоящее время подвергаются судебному преследованию, поскольку они могут привести к деструктивным социальным явлениям, разделяющим общество, унижающим честь и достоинство человека в его положении и приводящим к значительному нарушению прав человека и свободы.
Антигуманные идеологии при этом нельзя отождествлять с экстремизмом. По ходу развития общественных отношений было четко выявлено, что экстремизм проявлялся в разные исторические времена в разных государствах и при любых социальных условиях. Экстремизм рождается либо на стремлении уничтожить существующую систему государственно-правовых и общественных отношений, либо на стремлении их сохранить в неизменном виде. Идеологическое обоснование экстремизм получил в XIX веке. Немецкий радикал Карл Гейнцген отмечал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что фактическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из «высших интересов человечества». Он был уверен, что с помощью экстремистских акций даже небольшая группа единомышленников сумеет создать хаос в самом сильном государстве. Если явление «экстремизм» известно с древних времен, то термин «экстремизм», как представляется, многовековой истории не имеет. Автор не находит его толкования ни в Толковом словаре русского языка В. И. Даля, ни в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, хотя определение близкого к экстремизму термина «терроризм» — в данных словарях приведено.
В современной отечественной политической и научной литературе термин "экстремизм" рассматривается с различных точек зрения, однако нет единого и комплексного подхода к определению этого феномена, что в свою очередь затрудняет понимание его сущности. Такая ситуация не позволяет определить направления развития общественных отношений и исследовать методологический инструментарий для анализа данных. Именно это является причиной затруднений в выработке научно обоснованных рекомендаций по выявлению причин и факторов, которые лежат в основе экстремизма. Это в свою очередь уменьшает эффективность борьбы с экстремистской деятельностью. В связи с этим, следует провести комплексное исследование феномена экстремизма с учетом всех его аспектов и разработать систему методологических подходов и инструментов для анализа. Экстремизм, как явление в обществе, является предметом дискуссии и множества исследований в научных кругах. Однако, вопрос о том, что представляет собой экстремизм, как форма социальной деятельности, остается насущным и вызывает разнообразные трактовки среди ученых. Существует мнение, что экстремизм можно рассматривать как своеобразный способ разрешения социальных противоречий и политических противостояний. Это имеет место из-за формирования крайних форм политической борьбы, которые часто ведут к конфликтам и насилию в обществе. Отдельные исследователи считают экстремизм синонимом фундаментализма и радикализма, что обозначает его негативное влияние на современное общество и угрозу фундаментальным ценностям. Необходимо подчеркнуть, что определение экстремизма должно содержать факторы, связанные с противоправными действиями экстремистов, так как эти действия способны привести к угрозе безопасности граждан и правопорядку. Важно отметить, что определение экстремизма должно быть конкретизировано, чтобы учесть его различные формы и проявления в обществе, а также учитывать современные тенденции и вызовы, которые он вносит в существующую социально-политическую ситуацию. Относительно экстремизма необходимо предоставить более конкретное определение, так как он может рассматриваться как действие, учитывая наличие его идеологической составляющей. Следует учитывать, что экстремизм и экстремистская деятельность не должны отождествляться, поскольку экстремизм имеет более широкое значение. Его понимание может включать не только действия, но и обучение. При этом идеология является наиболее опасной составляющей, так как экстремистские деятельности отражают идеологию. Социальная власть может быть вредной в идеологии, согласующейся с методами действий. Необходимо учитывать, что идеология является движущей силой действий, поэтому борьба против последствий соответствующей доктрины означает прежде всего борьбу против рисков, в которых участвуют в окружающем мире. Это в свою очередь связано с борьбой против экстремистских идей. В некоторых случаях уголовные действия не могут быть выполнены заранее, и это следует учитывать на соответствующих уровнях. В идеале общество и государство должны принимать меры для предотвращения таких действий. В связи с этим экстремизм необходимо определить, как особый вид идеологии, требующей противоправной деятельности, угрожающей устоям общества и государства, а также основным правам и свободам граждан, ставящей под угрозу безопасность всего населения или отдельных его слоев. При этом такая экстремистская идеология предполагает возможным использование крайних (чрезмерных) методов и средств, как правило основанных на насилии или угрозах, причем в адрес не одного, а целых групп населения.
Экстремизм и терроризм являются разрушительными общественными силами, негативно влияющими на сознание своих приверженцев и мешающими ходу обычной жизнедеятельности остальных людей. Противостоять этим преступлениям намного сложнее, чем, например, кражам или даже убийствам, так как изначально умысел экстремизма и терроризма кроется в идее причинения вреда как можно большему количеству людей и всему обществу в целом. Поэтому экстремизм и терроризм – это не сугубо личное дело тех людей, которые столкнулись с этим в жизни, а дело каждого гражданина.
В заключении необходимо отметить, что терроризм не имеет национальностей и границ. Все нации и государства равны перед угрозой террористических атак. Мир оказался на распутье двух дорог: либо человечество оставит в стороне политические разногласия и обиды и объединит усилия в борьбе с терроризмом, либо многие века цивилизации будут уничтожены преступными устремлениями и амбициями террористов. В случае реализации второго варианта мир вернется к варварским, бесчеловечным отношениям, построенным на пренебрежении жизнью и достоинством отдельной личности в угоду праву силы и жестокости.
В связи с этим просто необходимо с большей эффективностью подходить к вопросу усовершенствования способов и методов борьбы с террористической деятельностью, а также усовершенствования антитеррористического законодательства.
Список литературы:
- Яковлев А. Ю. И вновь о терроризме: еще одна попытка найти его дефиницию // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. – С. 118 – 119.
- Бахтеева А. Р. Политический терроризм как социальное явление современности: дис. канд. социолог. наук. М., 2010. – С. 16.
- Корнилов Т. А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17. С. 23-25.
- Ильичёв И.Е. Экстремизм и терроризм: соотношение понятий, истоки и современность // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. – С. 4-12.
- Никонова, С. И. Трансформация идеологической парадигмы в последние десятилетия советской власти / С. И. Никонова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 816.
- Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (последняя редакция). //
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения 14.06.2023) - Мосолова, Д. О. Идеология в КНДР: возникновение, история и современный этап / Д. О. Мосолова // Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». – 2016. – № 11 (322). – С. 87–97.
- Колотков, М. Б. Государство в условиях террора: технология правового регулирования и управления / М. Б. Колотков // Академический юридический журнал. – 2016. – Т. 4, № 4 (66). – С. 4–8.
- Шалахова, Е. Э. Программа «Народной воли»: история и современность / Е. Э. Шалахова, В. С. Балакин // Политический вектор-L. Комплексные проблемы современной политики. – 2015. – № 1. – С. 102–109.
- Шанешкин, В. А. Закономерности развития средств террора в истории человечества / В. А. Шанешкин, В. М. Бендик // Научный портал МВД России. – 2012. – № 2. – С. 67–7.
дипломов
Оставить комментарий