Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 ноября 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Правовые основы государственной и муниципальной службы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Евдокимова А.О. РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ДИАЛОГА ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4(4). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 75-81.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ ДИАЛОГА ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ

Евдокимова Алена Олеговна

магистрант Российского государственного университета правосудия

РФ, г.Симферополь

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена взаимодействию государственной власти с населением с использованием современных научных достижений в сфере информационных технологий. Функционирование систем электронного взаимодействия институтов власти между собой или с населением (как заявителями, как пользователями государственных услуг, как субъектами информирования и т. п.) – не новое слово в теории и практике государственного управления. Вместе с тем, актуальность интеграции электронного правительства в общественную жизнь, с учетом степени проникновения информационных технологий в повседневность современного гражданина, несомненна. В статье проанализировано отечественное состояние данного инструмента взаимодействия с населением. Цель настоящей работы – показать степень необходимости внедрения в общественную жизнь и непрерыв­ного совершенствования инфраструктуры электронного правительства.

 

Ключевые слова: электронное правительство, государственное управление, власть, население, СМЭВ, связи с общественностью, госуслуги, информационные технологии, государственная служба, ЕПГУ.

 

По данным соцопроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), осенью 2015 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались 78 млн. человек старше 18 лет. Проникновение, то есть доля пользователей интернета среди населения этого возраста – 67 %. Почти такое же проникновение – 68 % – показано в исследовании Web Index группы TNS, в котором учтены пользователи старше 12 лет. Оба этих источника не учитывают пользователей из Крыма. Таким образом, к концу 2015 года в России как минимум 83 млн человек старше 12 лет каждый месяц пользовались интернетом. Их вдвое больше, чем тех, кто выходит в сеть реже или не выходит вообще [1].

По данным Исследовательского центра Pew Research Center, опубликованным в результатах статистического исследования исполь­зования Интернета в США и развивающихся странах мира за 2014 год, в Российской Федерации 73 % населения использует интернет хотя бы временами или имеют свой смартфон, 78 % владеют домашними компьютерами [2].

Информационные технологии давно и прочно вошли в повсед­невную жизнь современного жителя России. Интернет-активностью населения никого не удивить, в заседаниях Государственной думы принимают участие 18-летние блогеры, ставшие в определенных кругах популярнее и известнее первых лиц государства, представители первого эшелона государственной власти всерьез и часто обсуждают проблемы правового регулирования блокчейна, криптовалюты, смарт-контрактов и прочих, а судя по тенденциям последних лет, в скором времени довольно острой может стать проблема чрезмерного вовлечения населения в виртуальное пространство в ущерб реальному.

Смысл приведенных выше примеров сводится к тому, чтобы констатировать: уровень развития технологий и их интеграции в жизнь каждого человека и общества в целом делает очевидной необходимость государства следовать духу времени.

В противном случае, об эффективности государственного управления не может быть и речи, а сам институт государственной службы в глазах среднестатистического жителя России может превратиться в архаизм (что, в свою очередь, сведет на нет все усилия государства, направленные на повышение правовой культуры, искоренение распространившегося в конце прошлого века правового нигилизма, культивирование социальной ответственности индивидуума и прочие смежные области). Ведь если предназначением государствен­ного управления является упорядочение деятельности субъектов страны в рамках единого правового поля, установления общих правил и норм функционирования, обеспечение контроля за их соблюдением, то одним из факторов достижения эффективности государственного управления является применение информационных технологий в текущей деятельности государственного аппарата.

В последнее время часто встречающимся в государственном управлении стало понятие «электронного правительства» [3, с. 96-100; 4, с. 90-95].

Компилируя существующие точки зрения содержания данного понятия, можно считать, что электронным правительством именуется система технических, информационных и организационных средств и приемов, а также созданная в ее рамках инфраструктура, которая, используя преимущественно возможности информационных и телеком­муникационных технологий, (а) оптимизирует взаимодействие разных элементов государственного аппарата между собой и (б) выстраивает диалог между властью и населением, в том числе, с целью оптимизации предоставления государственных услуг и реализации государственных функций.

Как верно отметил В.Ю. Войтович, если ранее государственный сектор информационные технологии применялся для внутреннего использования в отдельных учреждениях, то теперь информационные технологии, функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», работают на интересы широких масс в форме услуг государства [3, с. 98].

Важно понимать, что электронное правительство – не только инструмент взаимодействия государства с его жителями. Оно не должно и не может сводиться исключительно к комфортному для заявителей предоставлению услуг государством. Электронное правительство также неотъемлемо включает в себя систему внутреннего взаимодействия различных структур и ведомств между собой, в том числе в процессе исполнения каждым из них определенных функций. С помощью функционирующей в России системы межведомственного электронного взаимодействия в целях предоставления государственных и муници­пальных услуг осуществляется взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

Несмотря на многочисленные проблемы, наблюдаемые в оте­чественном законотворчестве, большое количество критики в адрес существующего законодательного поля, начиная с обвинений в том, что правовое регулирование целых сфер «морально устарело» (в качестве примера: деятельности кооперативов в России посвящено всего несколько статей Гражданского кодекса РФ (ст. 106.1-106.6, ст. 123.2-123.3), основное регулирование исходит из Закона СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР» [6], Федерального закона «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 N 41-ФЗ [7], Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохо­зяйственной кооперации» [8] и Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 N66-ФЗ [9], который в свою очередь тоже достаточно часто критикуют и называют морально устаревшим, особенно на фоне Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]) и заканчивая периодом т. н. «бешенного принтера» (такое нелице­приятное сравнение приобрела Государственная Дума благодаря большому числу рассматриваемых законопроектов), необходимо отме­тить относительно своевременное принятие в 2010 году Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», являющегося в настоящее время центральным нормативно-правовым актом в вопросе создания и функционирования системы электронного взаимодействия между населением и госу­дарственным аппаратом. Данный документ обеспечивает правовое регулирование предоставления государственных услуг в электронном формате, вместе с этим разграничивая взаимодействие в векторе «заявитель-государство» (система многофункциональных центров оказания услуг, единый портал государственных услуг) и «государство-государство» (система межведомственного электронного взаимо­действия, межведомственное информационное взаимодействие).

На данный момент благодаря порталу государственных услуг каждый имеет возможность дистанционно, без очередей и отрыва от работы записаться на прием к врачу, подать документы на получение паспорта, оплатить штрафы и налоги, совершить ряд других действий. Оперируя словами законодателя, данный портал есть «государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государ­ственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещен­ным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг» [11].

До принятия указанного закона имело место утверждение Президентом страны Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [5], в числе основных задач которой значится «формирование современной информационной и телекоммуника­ционной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р утверждена государственная программа Российской федерации «Информационное общество (2011-2010 годы)», в процессе реализации которой государство стремится наглядно продемонстрировать преимущества от применения информационных и телекоммуникационных технологий «за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе» [12]. В 2014 году на смену распоряжению принято Постановление Правительства РФ № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011‑2020 годы)» [13], в основу которой положены результаты (с учетом процента населения пенсионного возраста). Например, одним из ожидаемых результатов реализации программы отмечено увеличение к 2020 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В качестве ожидаемых результатов указано осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий. В этом направлении уже сделаны значительные подвижки, способ исполнения которых, впрочем, не совсем соответствует интересам бизнеса. Так, на данный момент практически окончательно осуществлен переход на электронные кассы [14].

Объективно это значительный и положительный шаг в развитии взаимодействия бизнеса и государства с помощью электронного правительства. В этой связи уместно привести позицию крупнейшего общественного объединения предпринимателей нашей страны – ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», согласно которой внедрение онлайн-касс создает новые возможности по использованию электронных сервисов субъектами предпринимательской деятельности, применяющими контрольно-кассовую технику, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. За счет создаваемых реформой возможностей бизнес может улучшить собственные технологии к управлению активами и персоналом.

Субъективно же, для представителей отечественного бизнеса, выбранный способ перехода на электронные кассы, как и сроки, определенные законодателем для этапов такого перехода, повлек немало издержек, дополнительных ощутимых затрат, а к концу июня 2017 года (окончание одного из этапов перехода на электронные кассы) – и вовсе поставил 75 % малого и среднего предпринимательства в стране под угрозу штрафных санкций за несоблюдение соответствую­щего законодательства (по банальной причине – в регионах резко ощутили дефицит оборудования, необходимого для установки и регистрации на предприятиях и торговых точках новых аппаратов, соответствующих требованиям законодательства).

До этого был ряд этапов, связанных с внедрением ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ) и постепенным переходом на онлайн регулирование торговли алкоголем и полный переход на электронное взаимодействие при операциях с алкогольной продукцией (производство, торговля, продажа в заведениях общественного питания и пр.) [15].

Таким образом, электронный формат во взаимодействии государства с гражданами и организациями постепенно, не всегда идеально и без проблем, но все же внедряется в общественную жизнь, в основы функционирования государства и его органов, в начала взаимодействия частного сектора с публичным. Чрезвычайно важным в данном процессе является соблюдение как темпа развития информационных технологий, чтобы в определенном смысле слова не отстать государственному аппарату от жизни общества, так и определенной, иногда очень тонкой черты, за которой наступает гиперрегулирование каждого шага, излишняя зарегулированность, от которой предостерегает теория государства и права.

 

Список литературы:

  1. Развитие интернета в регионах России. – Весна 2016. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016. (Дата обращения: 15.10.2017).
  2. Статистика использования интернета в развивающихся странах и США. – 24 марта 2015. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://geektimes.ru/post/247674/. (Дата обращения: 15.10.2017).
  3. Войтович В.Ю. Государственная и муниципальная служба. Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2013. - 286 с.
  4. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: концепту­альные подходы и практика реализации // PolitBook – 2013 – 2. – С. 90-95.
  5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212. – СПС ГАРАНТ. (Дата обращения: 15.10.2017).
  6. Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР». – СПС ГАРАНТ. (Дата обращения: 15.10.2017).
  7. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О производственных кооперативах». – СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.10.2017).
  8. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О сельскохозяйственной кооперации». – СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.10.2017).
  9. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». – СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.10.2017).
  10. Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.10.2017).
  11. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». – СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.10.2017).
  12. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» (утратило силу). – СПС ГАРАНТ. (Дата обращения: 15.10.2017).
  13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы). – СПС ГАРАНТ. (Дата обращения: 15.10.2017).
  14. Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с исполь­зованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». – СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.10.2017).
  15. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». – СПС ГАРАНТ. (Дата обращения: 15.10.2017).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.