Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
Напишите нам:
WhatsApp:
Telegram:
MAX:
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2025 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Теория государства и права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреева Л.А. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ УГОЛОВНО- ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. CI междунар. науч.-практ. конф. № 12(100). – Новосибирск: СибАК, 2025. – С. 132-137.
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ УГОЛОВНО- ПРАВОВЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЕ ПРАВОВОЕ ПОЛЕ

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент  Новгородского филиала РАНХиГС

РФ, г. Великий Новгород

IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL CRIMINAL LAW STANDARDS IN THE RUSSIAN LEGAL FIELD

 

Andreeva Lyubov Alexandrovna

 Candidate of jurid.sciences, Associate Professor The Novgorod branch of the RANEPA

Russia, Veliky Novgorod

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы имплементации международных уголовно-правовых стандартов в российское правовое поле, что определяет специфику наступления  уголовной ответственности в соответствии со статьями 357-358 УК РФ.  Анализируются правоотношения, возникающие в применении статей 357-358 УК РФ, а также определение правосубъектности по данным составам. Проводится сравнение судебной практики о привлечении к уголовной ответственности за совершение деяний в уголовно-правовой сфере, а также мер наказания.

ABSTRACT

The article discusses the implementation of international criminal law standards in the Russian legal field, which determines the specifics of criminal liability under Articles 357-358 of the Criminal Code of the Russian Federation. The article analyzes the legal relations arising in the application of Articles 357-358 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as the definition of legal personality under these articles. The article also compares the judicial practice of criminal liability for criminal acts and the measures of responsibility.

 

Ключевые слова: уголовное право, Уголовный Кодекс РФ, геноцид, экоцид, уголовная ответственность, наказание.

Keywords: criminal law, Criminal Code of the Russian Federation, genocide, ecocide, criminal liability and punishment.

 

Данная тема весьма актуальна в настоящее время, так как геноцид и экоцид — это самые жестокие и масштабные преступления, целью которых является уничтожение мира и безопасности для всего человечества, а также создания такой ситуации, которую невозможно будет ликвидировать, и которая заставит страдать огромное количество людей. Ответственность за данные преступления предусмотрена ст. 357 и ст. 358 УК РФ. В 1933 году на конференции в Мадриде по унификации международного уголовного законодательства польский юрист Рафаэль Лемкин впервые использовал слово «геноцид». По мнению Лемкина, это совокупность планируемых действий, то есть геноцидом должна быть признана сама мысль (философско-правовое определение преступлений против человечества). Во-первых, геноцид - одно из страшнейших преступлений человечества, акты которого остаются в памяти народов, как возникло это преступление и почему совершались зловещие попытки искоренить демографические группы и общности, а самые жестокие преступления совершались во время войн, когда можно было скрыть содеянное и при этом избежать наказания, списав все на голод, болезни и многочисленные потери в бою. Первая и Вторая мировые войны и жесточайшие преступления побудили государства узаконить понятие "геноцид" и ввести нормы, которые запрещали данное деяние и предусматривали уголовную ответственность. В современном обществе термин геноцид имеет несколько значений. Во-первых, это уничтожение отдельных этнических, национальных, расовых групп населения, во-вторых, геноцид - одно из преступлений против мира и безопасности человечества. Это понятие впервые стало широко известным в 1944 году, когда польский юрист Рафаэль Лемкин употребил термин «геноцид» для описания процесса истребления отдельных этнических сообществ. Лемкиным был разработана конвенции, которая предусматривала ответственность за геноцид. Ответственность за геноцид в Уголовном кодексе РФ появилась с 1996 года. Статья 357 УК РФ трактует понятие геноцид как «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы».[1]

Экоцид, в соответствии со статьей 358 УК РФ - это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Опасность данного преступления заключается в том, что оно затрагивает все сферы жизни человека и направленно на уничтожение человечества путем использования таких средств воздействий, которые повлекут необратимость широких и серьезных последствий. Объектом преступления, предусмотренного ст. 358 УК РФ является, по мнению многих ученых, природная среда обитания человека. Объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Субъектом данного преступления, как и субъектом геноцида, может быть любое физическое лицо, вменяемое, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Ученые-юристы предлагают объединить преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ «Геноцид» с преступлением, предусмотренным ст. 358 УК РФ «Экоцид», так как их объединяет общая цель — уничтожение мира и человечества.

Непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, которые обеспечивают безопасные условия для жизни этнических, национальных, религиозных и расовых общностей, совершение этого преступления может происходить как в мирное время, так и во внутригосударственной политике. Анализируя ст. 357 УК РФ, кроме непосредственного объекта можно выделить и дополнительный, а именно - жизнь и здоровье людей, которые принадлежат к демографическим группам. Потерпевшими в данном случае могут являться члены расовой, национальной, этнической общности, а высочайшая степень общественной опасности представляет возможность считать потерпевшими всех представителей общности, несмотря на то, сколько лиц пострадало. Представляется возникновение тенденции к расширенному толкованию объекта геноцида, этот факт может сопровождаться различным рядом причин, однако это  подтверждает наличие несовершенства в международном законодательстве.

Объективная сторона геноцида выражается в действии, направленном на полное, либо частичное уничтожение этнической расовой, религиозной или национальной общности путем: «1) убийства членов такой группы; 2) причинения тяжкого вреда здоровью; 3) насильственного воспрепятствования деторождению; 4) принудительной передачи детей; 5) насильственного переселения; 6) иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов группы» [1]. Вопрос характеристики объективной стороны геноцида является наиболее проблематичным, так как, совершая данное деяние, виновный стремится к уничтожению демографической общности, факт достижения которого не входит в рамки геноцида как самостоятельного оконченного преступления.  Исходя из конструкции объективной стороны, состав данного преступления формально-материальный. Число погибших или получивших травмы не влияет на квалификацию данного деяния, однако характер и степень общественной опасности геноцида масштабны и велики, а установление «нижней границы» жертв проявления геноцида - не определенно, при осуществлении иных (формальных) проявлений геноцида неважно, причинены кому-либо смерть либо тяжкий вред здоровью. Чтобы указать на единственное число потерпевших при геноциде, возможно, избежать споров при установлении «минимально» допустимого количества жертв. Воспрепятствование деторождению выражается в различных формах действий, которые направлены на недопущение рождения детей у представительниц демографической группы, оно может проявляться в проведении против воли женщины искусственного прерывания беременности, стерилизации. Под принудительной передачей детей представляется деяние, заключающееся в передаче детей в другую демографическую общность, при это ребенок будет утрачивать качества, которые были присущи его родителям. Насильственное переселение предполагает комплекс мер по перемещению представителей в условия, непривычные для проживания, а такие условия зачастую приводят к вымиранию демографической группы. Последнее проявление геноцида, указанное в УК РФ - иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов демографической группы. В категорию слова «иное» входит неограниченный перечень деяний, которые не являются ранее рассмотренными признаками геноцида, но создают угрозу физическому существованию демографической общности. В связи с событиями на Украине и проведением СВО представляется необходимым дифференцировать деяния, которые составляют объективную сторону геноцида. Определение субъекта геноцида является одной из наиболее острых и обсуждаемых тем в сфере отечественного уголовного законодательства. Прежде всего, субъект преступления связан с уголовной ответственностью, однако ответственность наступает только в случае совершения преступления, при этом состав преступления и наличие субъекта геноцида - физически вменяемого лица, достигшего возраста 16 лет, так как остается нерешенным вопрос об уголовной ответственности юридических лиц. Все проявления геноцида предполагают наличие только прямого умысла. Поэтому акт геноцида отграничивается от преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды. С точки зрения определения неоконченного преступления и соучастии в нем, приказ государственного должностного лица об осуществлении акта геноцида должен расцениваться как приготовление к совершению этого преступления, даже если оно не было по каким-либо причинам совершено. Исторические факты указывают, что под планированием геноцида необходимо представлять проектирование конкретного плана действий, который будет направлен на массовое уничтожение демографической общности, стоит учитывать и возможность реализации задуманного, а также круг исполнителей. Важным на данном этапе времени является вопрос о существовании различия между геноцидом и наличием другими преступлениями против человечества.  Экоцидмассовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Термин введён в научный оборот А. Гальфсоном в 1970 году как реакция на действия США во время войны во Вьетнаме. В уголовном праве Российской Федерации экоцид предусмотрен статьёй 358 Уголовного кодекса РФ. Преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, не имеет срока давности. В международном праве экоцид не регламентируется самостоятельным составом преступления — он указывается в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС) в контексте военных преступлений, может совершаться в мирное или военное время. Некоторые признаки экоцида: высокая степень общественной опасности; вред причиняется не только экологическим системам, но и безопасности человечества и Земли; массовость экологического ущерба. Экоцид предполагает причинение вреда разнообразным природным объектам, значительное нарушение экологического равновесия в природе. Геноцид и экоцид как преступления по УК РФ в науке уголовного права исследованы недостаточно. В доктрине на данный момент не сложилось общепризнанных позиций о большинстве признаков состава этого преступления. Современные исследования показывают, что в рамках УК РФ различные группы преступлений предлагается подразделить на преступления против мира и безопасности человечества на преступления против мира; преступления против правил и обычаев ведения войны; преступления против безопасности человечества. Геноцид, согласно законодательному определению в ст. 357 УК РФ, не связан с обстановкой войны или вооруженного конфликта. Следовательно, мир как охраняемое уголовным законом общественное отношение, характеризующееся отсутствием вооруженного конфликта между государствами, не затрагивается геноцидом. Специфику геноцида подтверждается и низкая степень применения статьи 357 УК РФ, а также ни одного преступления не зарегистрировано по статье 358 УК РФ «Экоцид».

Таблица.

Статистика преступности по статьям 357-358 УК РФ [4]

Формы 1-ЕГС ( 2012, 2017 и 2022 годы)

Глава 34. Преступления против мира и безопасности человечества

 

Зарегистрировано преступлений в отчетном периоде

Выявлено лиц,совершившихпреступления в отчетном периоде

2012

2017

2022

2012

2017

2022

Ст.357

Геноцид

0

0

9

0

0

0

Ст.358

Экоцид

0

0

0

0

0

0

 

По мнению автора, можно сделать следующий вывод: в России существует проблема неспособности применения судебными органами норм, предусматривающих уголовную ответственность за геноцид и экоцид.

Таким образом, подводя итог вышеуказанному, можно отметить, что геноцид и экоцид как преступления против мира и безопасности человечества нуждаются в пересмотре и дополнении, так как данные преступления направлены на уничтожение всего мира и человечества, и могут вызывать серьезные и неблагоприятные последствия, в том числе с 1914 года в ДНР, ЛНР и в период СВО.

 

Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ  // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст.2954
  2. Литвяк Л.Г. Преступления против мира и безопасности человечества : учебное пособие / Л.Г. Литвяк. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2020. – 80 с.
  3. Москалев, Г.Л. Уголовная ответственность за геноцид (статья 357 УК РФ): монография / Г.Л. Москалев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017.–188 с.
  4. Статистика преступности по всем статьям УК РФ. март, 17, 2023 Формы 1-ЕГС (2012, 2017 и 2022 годы). //URL:  http://crimas.ru/?page_id=5050  (дата обращения 17.12.2025)
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий