Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 сентября 2014 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Назарова К.А. ПСИХОАКУСТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 9(34). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПСИХОАКУСТИЧЕСКИЙ  ДИЗАЙН

Назарова  Карина  Анатольевна

канд.  психол.  наук,  ведущий  научный  сотрудник  научно-исследовательского  института  технической  эстетики,  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

 

PSYCHOACOUSTIC  DESIGN

Nazarova  Karina

Ph.D.,  a  leading  researcher,  Research  Institute  of  Industrial  Design,  Russia,  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Данное  исследование  направлено  на  определение  свойств  и  критериев  психоакустического  дизайна  как  нового  научного  течения  и  выявление  различных  уровней  воздействия  музыкальных  средств  на  функциональное  состояние  человека,  уровень  активации  центральной  нервной  системы  с  учётом  индивидуально-типологических,  социально-эргономических  и  музыкально-эстетических  свойств  человека.

ABSTRACT

This  research  study  aims  to  determine  the  properties  and  criteria  psychoacoustic  design  as  a  new  research  course  and  detection  different  levels  of  influence  music  means  on  the  functional  human  condition,  level  of  activation  of  the  central  nervous  systemin  view  of  individual-typological,  social,  ergonomic  and  musical  aesthetic  properties  a  person.

 

Ключевые  слова:  психоакустический  дизайн;  электроэнцефалография;  функциональный  комфорт;  эргономика;  техническая  эстетика;  функциональная  музыка.

Keywords:  psychoacoustic  design;  electroencephalography;  functional  comfort;  ergonomics;  industrial  art;  functional  music.

 

Совершенствование  управления  трудовой  деятельностью  с  позиций  гуманизации  процесса  труда  является  актуальной  проблемой  современного  российского  общества,  что  предполагает  поиск  новых  эффективных  средств  его  организации.  Становится  очевидным  необходимость  формирования  такого  профессионального  пространства,  при  котором  были  бы  созданы  условия  оптимального  раскрытия  субъектных  и  профессиональных  качеств  личности  в  процессе  труда.  Применение  музыкальных  средств  в  трудовой  деятельности  является  одним  из  перспективных  направлений  ее  оптимизации. 

Актуальность  исследования  заключается  в  том,  что  на  сегодняшний  день  применение  психоакустических  средств  воздействия  на  функциональное  состояние  человека  находит  широкое  распространение  в  различных  областях  организации  профессионального  пространства.  Область  изучения  воздействия  музыкальных  и  психоакустических  средств  на  функциональное  состояние  человека  представлена  широким  спектром  фактического  материала,  разнообразием  авторских  методик  и  теоретических  подходов,  однако  для  того,  чтобы  выйти  на  уровень  проектирования  воздействия  (оптимизации)  с  помощью  психоакустических  средств,  то  есть  решить  психолого-эргономическую  задачу,  необходима  не  только  систематизация  диагностического  материала,  но  и  его  корректная  экспериментальная  апробация.

В  эргономических  исследованиях  на  данный  момент  не  существует  научно  обоснованной  системы  использования  психоакустических  средств  в  целях  оптимизации  функционального  состояния  работающего  человека  с  учётом  психофизиологических  показателей  и  свойств  личности.  Учёт  индивидуальных  особенностей  повышает  эффективность  разрабатываемой  и  применяемой  функциональной  музыки,  психоакустических  средств  воздействия  на  функциональное  состояние  человека,  в  интересах  оптимизации  эмоционального  состояния  человека  и  гармонизации  профессионального  пространства,  в  конечном  счете,  повышения  эффективности  деятельности  работающего  человека.  Все  вышеизложенное  определяет  актуальность  проблемы  исследования  специфики  оптимизации  функционального  состояния  человека  психоакустическими  средствами,  необходимость  проведения  психологического  и  психофизиологического  анализа  воздействия  психоакустических  средств  на  функциональное  состояние  человека,  а  также  разработки  конкретных  научно-обоснованных  методических  рекомендаций,  направленных  на  оптимизацию  функционального  состояния  работающего  человека.

Целью  данного  исследования  является  обоснование  и  разработка  системы  психоакустических  средств  оптимизации  функционального  состояния  человека. 

Объектом  исследования  являются  психоакустические  средства,  обеспечивающие  оптимизацию  функционального  состояния  человека.

Предмет  исследования:  психофизиологические  показатели,  характеризующие  функциональное  состояние  человека,  полученные  в  лабораторных  и  условиях  реальной  деятельности  при  воздействии  психоакустических  средств.

Гипотезы  исследования: 

Психоакустический  дизайн  может  быть  представлен  как  музыкально-акустическое  проектирование  аудиального  профессионального  пространства  с  учётом  психофизиологических  и  социально-эргономических  факторов,  направленное  на  достижение  функционального  комфорта  и  закона  соответствия  специфики  и  условий  труда  возможностям  и  потребностям  человека.

Система  психоакустических  средств  воздействия  на  функциональное  состояние  человека  —  это  проектируемое  упорядоченное  множество  взаимосвязанных  характеристик,  обеспечивающих  в  комплексе  устойчивые  эффекты  изменения  функционального  состояния  человека,  регистрируемые  при  помощи  психофизиологических  показателей.

Воздействие  психоакустических  средств  на  характер  изменения  психологических  и  психофизиологических  показателей  у  испытуемых  в  соответствии  коррелирует  с  типом  высшей  нервной  деятельности,  психотипом,  социальным  статусом,  музыкальными  способностями  и  уровнем  музыкального  образования.

Задачи  исследования:

1.  Определить  и  обосновать  значение  термина  «психоакустический  дизайн».

2.  Обобщить  теоретические  подходы  к  изучению  проблемы  оптимизации  функционального  состояния  человека,  определить  сущностные  характеристики  и  содержание  понятия  «система  психоакустических  средств  воздействия  на  функциональное  состояние  человека».

3.  Провести  синхронную  регистрацию  вызванных  потенциалов  головного  мозга,  а  также  вегетативных  показателей  человека  в  процессе  прослушивания  предпочитаемой  и  индифферентной  музыки  в  условиях  профессионального  пространства  для  дальнейшей  её  корреляции  с  психическими  и  субъективными  данными  об  испытуемых  в  целях  определения  степени  оптимальности  функционального  состояния  человека  —  функционального  комфорта.

Теоретико-методологическую  основу  данного  исследования  составляют  общеметодологические  подходы  —  системный,  комплексный,  субъектный,  деятельностный,  эргономический;  принципы  исследования,  проводимые  в  области  психологии  труда;  системный  подход  к  исследованию  жизнедеятельности,  профессиональной  деятельности;  принципы  исследования  дополнительных  средств  оптимизации  функционального  состояния;  концепция  функционального  комфорта;  принципы  дифференциальной  психофизиологии,  психоакустики  и  волновой  физики.

Для  создания  оптимального  музыкально-акустического  оформления  рабочего  пространства,  нашей  основной  научно-исследовательской  задачей  стало  определение  и  проверка  различных  уровней  воздействия  музыки  на  человека,  совокупность  которых  представляет  Систему  психоакустических  средств  оптимизации  функционального  состояния  человека.

Прежде  всего,  это  психологический  уровень  воздействия.  Путём  выявления  музыкальных  средств  воздействия  на  человека,  удалось  выяснить,  что  основными  музыкальными  средствами  воздействия  являются:  оценка  важности  контекста  (субъективного  отношения)  музыкального  паттерна  и  ассоциативный  ряд,  который  возникает  в  воображении  человека  во  время  прослушивания  музыки.  Оценка  данных  критериев  исходит  из  психических  особенностей  субъекта:  от  способа  взаимодействия  субъекта  с  миром,  способа  восприятия  информации  из  окружающей  среды,  от  уровня  эмоциональных  и  рациональных  актов,  и  от  прочих  характеристик  субъекта.  Субъективное  отношение  к  музыкальному  произведению  строится  из  совокупности  множества  характеристик  определённой  композиции:  отношение  к  автору  произведения,  его  творческому  подходу  и  жизненному  пути;  отношение  к  исполнителю,  к  его  внешнему  виду  и  внутреннему  миру,  способу  передачи  эмоциональной  и  интеллектуальной  информации  и  др.;  отношение  к  качеству  исполнения  и  подбору  инструментов,  к  качеству  аранжировки  и  конструкции  композиции,  и  др.  Ассоциативный  ряд  представляет  из  себя  ряд  фотизмов,  художественных  образов  и  воспоминаний,  которые  возникают  во  время  прослушивания  музыкальной  композиции.  Соответственно,  субъективная  оценка  человека  зависит  от  его  психологического  типа  и  типа  высшей  нервной  деятельности.  Выявление  индивидуально-типологических  особенностей  помогает  определить  специфику  психоэмоционального  воздействия  музыкальной  композиции  на  человека. 

При  формировании  музыкальных  предпочтений  субъекта,  важную  роль  играет  множество  факторов:  особенности  воспитания,  социальное  окружение,  среда  обитания,  особенности  жизнедеятельности  и  многое  др.  Одним  из  важных  факторов,  который  влияет  на  музыкальные  предпочтения  человека  —  это  уровень  музыкальных  способностей  субъекта. 

Музыкальные  способности  человека  можно  охарактеризовать  как  совокупность  психомоторных  и  психоэмоциональных  способностей,  которые  характеризуют  наличие  определённых  навыков  у  человека.  Музыкальные  способности  —  это  совокупность  следующих  свойств  человека:  наличие  звуковысотного,  мелодического  и  гармонического  слуха;  чувство  ритма;  чувство  темпа;  чувство  грува  (музыкального  движения);  кратковременная  и  долговременная  музыкальная  память;  наличие  психоэмоциональных  фотизмов  во  время  прослушивания  музыкальных  композиций;  наличие  интеллектуального  музыкального  мышления  и  владение  теоретическими  знаниями  о  музыке. 

Слуховые  зоны  коры  головного  мозга  отвечают  за  обработку  информации,  которая  связана  с  анализом  звуковых  коротких  сигналов,  а  также  с  фиксацией  изначального  момента  звука,  его  фиксацией,  дифференциацией.  Слуховая  кора  создаёт  системное  представление  о  поступившем  стерео  звуке  (отдельно  в  каждое  ухо)  и  определяет  его  локализацию  в  пространстве.  Существуют  нейроны,  которые  помимо  активации  в  височных  долях,  активируются  при  определённой  последовательности  звуков,  оценивая  их  мощность  и  частоту.  Восприятие  мелодии  осуществляется  за  счёт  ассоциативных  участков  коры,  где  происходит  сложный  анализ  поступившей  информации  и  сопоставление  данной  информацией  с  ранее  полученной.

В  нашем  исследовании  удалось  установить,  что  психологические  особенности  человека  влияют  на  психофизиологическую  реакцию  организма. 

В  зависимости  от  психотипа  личности,  топографическое  картирование  головного  мозга  выявляет  индивидуальную  активацию  определённых  зон  головного  мозга  на  один  и  то  же  паттерн  музыки  у  разных  людей.  При  использовании  экстравертивными  людьми  музыкальных  средств  в  виде  субъективно  предпочитаемой  музыки  преобладает  активность  зон,  отвечающих  за  регуляцию  настроения  и  за  формирование  памяти  в  альфа-диапазоне,  в  то  время  как  у  интровертов  головной  мозг  активизируется  в  областях,  отвечающих  за  когнитивное  восприятие  и  запоминание  звуковых  сигналов.  При  использовании  музыкальных  средств,  в  качестве  субъективно  предпочитаемой  музыки,  у  лиц  с  выраженными  сенсорными  характеристиками  преобладает  активация  лобной,  центральной,  височной  и  теменной  области  левого  полушария.  У  интуитивных  испытуемых  идёт  межполярная  активизация,  с  менее  выраженной  активностью.

Разработанная  система  музыкальных  средств  оптимизации  функционального  состояния  человека  выявила  ряд  особенностей  изменения  психофизиологических  показателей  при  восприятии  субъектом  общепринятых  паттернов  функциональной  музыки  и  музыки  субъективно  предпочитаемой.  При  прослушивании  субъективно  предпочитаемой  музыки  преимущественно  вырастает  альфа  и  тета-активность,  которые  отвечают  за  эмоциональное  состояние  человека.  В  процессе  прослушивания  субъективно  предпочитаемой  музыки,  направленной  на  снятие  усталости,  мозговая  активность  наиболее  выражена  в  областях,  отвечающих  за  логическое  и  эмоциональное  формирование  и  хранение  фонологической  обработки  звукового  сигнала,  а  также  за  когнитивное  восприятие  и  вербальное  запоминание.  Во  время  прослушивания  общепринятой  музыки,  наблюдается  активность  в  областях,  отвечающих  за  рассуждение,  когнитивное  восприятие  и  активизацию  центральной  линии  головного  мозга.  При  субъективном  выборе  функциональной  музыки  для  снятия  психоэмоционального  напряжения,  активизируется  область,  которая  отвечает  за  познавательную,  а  также  эндогенную  регуляцию  настроения,  эмоциональное  выражение,  словесное  восприятие  и  обработку  вербального  сигнала;  преобладает  активность  левой  теменной  области,  которая  отвечает  за  когнитивные  процессы  головного  мозга  и  вербальное  запоминание,  сенсомоторное  ощущение.

Вегетативный  ответ  организма  на  предъявляемую  музыку,  субъективно  приятную  или  субъективно  неприятную  даёт  нам  понятие  о  функциональном  состоянии  субъекта.  В  случае  функционального  комфорта,  регистрируемые  показатели  говорят  о  вегетативном  тонусе  человека.  Проведённые  нами  исследования  установили  некоторые  закономерности  вегетативного  ответа  на  предъявляемый  стимул  в  зависимости  от  психологического  типа  личности  и  его  субъективных  предпочтений.  Во  время  использования  музыкальных  средств  в  качестве  субъективно  предпочитаемой  музыки,  у  экстравертивных  людей  показатели  по  частоте  дыхания  увеличиваются,  а  по  показателям  электрокардиограммы,  кожно-гальванической  реакции,  фотоплетизмограмме  —  значительно  ниже,  чем  при  воздействии  на  них  музыкальных  средств  в  виде  общепринятых  паттернов  функциональной  музыки.  Во  время  прослушивания  субъективно  предпочитаемой  функциональной  музыки  у  интровертивных  людей,  напротив,  вырастают  показатели  электрокардиограммы,  кожно-гальванической  реакции,  фотоплетизмограммы.  Полученные  корреляционные  данные  значимы  на  уровне  тенденции. 

Не  менее  важной  оказывается  и  социальная  среда,  и  эргономические  условия,  в  которой  находится  субъект  в  процессе  деятельности.  В  зависимости  от  психотипологических  особенностей  личности,  человек  может  предпочитать  коллективное  прослушивание  музыки,  либо  сосредоточение  на  музыкальной  композиции  в  одиночестве.  Соответственно,  некоторые  музыкальные  композиции  воспроизводят  для  создания  коллективного  настроя,  другие  -  для  прослушивания  наедине  с  собой.  Так,  лица  с  интровертивными  характеристиками  предпочитают  при  прослушивании  музыки  находится  в  одиночестве,  в  то  время  как  лица  экстравертивной  направленности  предпочитают  поделиться  музыкой,  так  же,  как  и  вербальной  речью. 

С  точки  зрения  эргономического  подхода,  должны  быть  учтены  положение  человека  за  рабочим  местом;  положение  рабочего  места  в  профессиональном  пространстве;  взаимодействие  субъекта  с  другими  сотрудниками,  автоматизированными  механизмами,  с  окружающей  средой.

В  нашем  исследовании  музыкальных  предпочтений  в  профессиональной  среде  (на  примере  работников  digital-агенства)  показало,  что  совместное  прослушивание  музыки  в  перерывах  между  работой  возможно  лишь  несколько  минут.  Если  в  коллективе  находятся  люди,  чьи  музыкальные  предпочтения  отличаются  от  музыки,  прослушиваемой  совместно,  появляется  психоэмоциональное  напряжение.  Однако  если  у  коллег  существует  песня,  которая  связывает  коллектив  и  является  своеобразным  «гимном»,  то  такая  музыка  способствует  сплочению  коллектива  и  доброжелательному  климату  в  профессиональной  среде.

Основополагающим  фактором  для  восприятия  музыки  в  процессе  деятельности  человека  является  сама  деятельность.  В  зависимости  от  специфики  и  условий  труда,  который,  как  известно,  может  быть  физическим  или  интеллектуальным  -  творческим  или  практическим,  музыкальный  паттерн  должен  обладать  вспомогательным  эффектом  и  способностью  нейтрализовать  дискомфорт,  возникший  в  процессе  труда. 

После  проведения  психологических  и  социальных  измерений,  а  также  регистрации  психофизиологической  реакции  человека  на  предъявляемую  экспериментальную  звукостимуляционную  программу,  следует  обработка  полученных  данных  для  составления  индивидуализированных  музыкальных  программ.

При  составлении  индивидуализированных  музыкальных  программ,  в  первую  очередь  стоит  учитывать  музыкальные  предпочтения  субъекта,  а  также  его  отношение  к  различным  жанрам  и  стилям,  которые  знакомы  субъекту,  но  не  входят  в  его  повседневный  плэй-лист.  Далее,  оценивается  субъективное  отношение  субъекта  к  значимым  музыкальным  средствам,  которые  затем  сопоставляются  с  психотипом  личности.  В  музыкальные  средства  входят  следующие  характеристики  музыки:  мелодия,  ритмика,  контекст,  ассоциативный  ряд,  конструкция  композиции,  инструментал,  лирика,  грув,  саунд.

К  особенностям  деятельности  человека  и  её  условиям,  стоит  добавить  и  акустический  уровень  воздействия.  В  зависимости  от  архитектуры  помещения,  отделочных  материалов  и  количества  предметов  в  рабочем  помещении,  в  котором  осуществляется  деятельность  субъекта,  уровня  шума  и  вибраций  в  помещении  зависит  и  функциональное  состояние  человека.  Вышеперечисленные  акустические  факторы  воздействия  способны  негативно  влиять  на  деятельность  человека. 

При  создании  индивидуализированных  музыкальных  программ  следует  учитывать  акустические  факторы  воздействия.  Созданная  фонограмма  должна  способствовать  подавлению  шумов  и  отражения  звука  за  счёт  специальных  настроек,  которые  можно  произвести  только  после  измерения  уровня  шума  и  реверберации  в  помещении.  Также,  следует  учитывать  экспертное  мнение  звукоинженера,  создающего  индивидуализированные  музыкальные  программы,  о  качестве  звукового  носителя,  за  счёт  которого  будет  осуществляться  прослушивание  музыки. 

Все  вышеперечисленные  уровни  воздействия  музыки  на  человека  отражены  в  целостном  комплексе  взаимосвязанных  элементов,  которые  обеспечивают  системный  подход  в  исследовании  психоакустических  средств  воздействия  на  функциональное  состояние  человека. 

Выводы  по  результатам  диссертационного  исследования:

Проведенное  исследование  позволило  осуществить  экспериментальную  проверку  гипотез  и  определить,  что  Система  психоакустических  средств  воздействия  на  функциональное  состояние  человека  —  это  проектируемое  упорядоченное  множество  взаимосвязанных  психоакустических  характеристик,  обеспечивающих  в  комплексе  устойчивые  эффекты  изменения  функционального  состояния  человека,  регистрируемые  при  помощи  психофизиологических  показателей.  Психоакустический  дизайн  может  быть  представлен  как  музыкально-акустическое  проектирование  аудиального  профессионального  пространства  с  учётом  психофизиологических  и  социально-эргономических  факторов,  направленное  на  достижение  функционального  комфорта  и  закона  соответствия  специфики  и  условий  труда  возможностям  и  потребностям  человека.

В  процессе  работы  был  обоснована  и  разработана  Программа  исследования  воздействия  системы  психоакустических  средств  на  функциональное  состояние  человека,  которая  является  корректным  инструментом  анализа  воздействия  и  позволяет  зафиксировать  устойчивые  эффекты  изменения  функциональных  состояний  человека  на  психологическом  и  психофизиологическом  уровнях,  оценить  степень  и  характер  воздействия. 

Разработанная  Программа  исследования  воздействия  системы  психоакустических  средств  на  функциональное  состояние  человека  может  быть  рекомендована  для  оценки  динамики  функционального  состояния  человека  и  его  оптимизации.

 

Список  литературы:

  1. Медведев  В.И.  Функциональные  состояния  оператора.  В  кн.:  Эргономика.  Принципы  и  рекомендации.  М.:  Логос,  1970,  т.  1.
  2. Назарова  К.А.  Система  музыкальных  средств  оптимизации  функционального  состояния  человека  (психофизиологический  аспект).  М.,  2013,  диссертационное  исследование.
  3. Рождественская  В.И.,  Левочкина  И.А.  Функциональные  состояния  при  монотонной  работе  и  свойства  нервной  системы.  В  кн.:  Проблемы  дифференциальной  психофизиологии.  М.,  1972,  т.  6.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.