Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 мая 2014 г.)
Наука: Технические науки
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ЗАКАЗЧИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА НА АРХИТЕКТУРУ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ В ПОСЕЛЕНИЯХ ЮЖНОГО УРАЛА
INFLUENCE OF BUILDING OWNERS ON ARCHITECTURE OF ORTHODOX CHURCHES IN SETTLEMENTS OF THE SOUTHERN URALS
Elena Ponomarenko
doctor of Architecture, leading research scientist of The Research Institute of the Theory and History of Architecture and Town Planning of the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, affiliation Volgograd-Samara, Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
В статье проанализировано современное состояние строительства православных церквей на Южном Урале. Рассмотрена законодательная база участия заказчика в этом процессе. На основе авторских натурных обследований культовых зданий выявлены основные особенности и проблемы влияния заказчиков на строительство современных церквей.
ABSTRACT
Current state of Orthodox churches construction in the Southern Urals has been examined in the article. Legal framework of an owner’s participation in this process has been considered. Based on the author’s on-site investigations of religious buildings the main peculiarities and problems of owners’ influence on modern churches construction have been defined.
Ключевые слова: роль заказчика в исторической динамике; архитектура современных православных храмов, построенных на деньги частных заказчиков
Keywords: role of an owner in a historical dynamics; architecture of modern Orthodox churches built for money of individual owners.
В современных условиях в отечественных архитектуре и градостроительстве значительно меняются ценностные ориентации профессионального сообщества, заказчиков и широких масс населения. Изменения в государственных структурах меняют статус архитектуры и градостроительства в обществе. Важнейшая роль в современном архитектурно-градостроительном процессе принадлежит изменившимся заказчикам, которыми в настоящее время зачастую выступает частные лица.
Характерно, что влияние заказчиков на характер архитектуры и градостроительства на Южном Урале было достаточно большим с начала появления в крае крупных русских поселений в середине XVIII века. В области влияния властей на архитектуру картина в целом соответствовала другим отдаленным регионам страны. В середине XVIII века основные требования центральных властей в области градостроительства и архитектуры касались, прежде всего, внедрения регулярности и возведения образцовых построек, которые разрабатывались совместно с утвержденными планами поселений. Предопределяла эту деятельность Комиссия каменного строения. Составление планов поселений и внедрение образцовых построек явилось следствием Губернской реформы и появлением в 1775 году «Учреждения для управления губерний». Например, в плане Челябинска 1784 года предписывалось, что «партикулярные каменные дома могут строить … по представленным при сем примерным фасадам под № «1», «2», «3»… А купеческие с лавками по фасаду под № «6». По желанию хозяев дозволить строить и выше сих фасадов и с лучшими украшениями. … Деревянные дома строить … по фасадам под № «3», «4», «5» на каменных жилых погребах, на каменных фундаментах» [7].
Архитектурный облик культовых и других административных зданий, как правило, определяли генерал-губернаторы. Хотя, конечно, в указах Синода 1826 и 1828 годов предписывалось, чтобы «церкви вообще в государстве строены были по планам и фасадам согласно правилам архитектуры» [8, л. 12], но эти указания не давали конкретных рекомендаций.
Первый альбом образцовых проектов церквей был издан в 1824 году, но в связи с удаленностью Южного Урала от центральной России храмы в соответствии с этим альбомом в регионе не строились. Вторая значительная волна влияния центральных властей на выбор архитектурного решения храмов в провинции имела место в середине XIX века, когда появились альбомы образцовых церквей К.А. Тона 1838 и 1844 года. Южноуральская архитектура во второй половине XIX — начале ХХ вв. проходила все те же этапы развития, что и зодчество России в целом.
Примером возведения необычного для региона типа храма по желанию заказчика можно считать базилику в Катав-Ивановске. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1824 году в имении Белосельских-Белозерских. Это была трехнефная базилика с ртондальным завершением. Западный фасад имел две колокольни, фланкировавшие классический дорический четырехколонный портик с фронтоном (рис. 1а).
а б
Рисунок 1. Церкви XIX века на Южном Урале: а — церковь в Катав-Ивановске; б — церковь в Верхнеуральске
Во второй половине XIX века выросло количество заказчиков, которые были способны финансировать капитальные постройки, в том числе церкви, но еще не располагали средствами для строительства их по индивидуальным проектам. В конце XIX века сформировался тип состоятельного заказчика, потребности и вкусы которого влияли на работу архитектора, нередко предопределяя выбор того или иного стилистического направления или образцового проекта церкви. Характерным таким примером является, построенная в 1875 году на деньги купца Н.И. Рытова в Верхнеуральске, церковь в честь Николая Чудотворца. Здание в целом соответствующее композиционным схемам классицизма, имеет серию филенок в простенках между тосканскими пилястрами и очень крупные главы луковичной формы на высоких цилиндрических барабанах (рис. 1б).
В советский период центральные и местные власти оказывали определяющее влияние на архитектуру и градостроительство страны. По известным причинам храмов в эти годы не строили. Массовый снос церквей в первых десятилетиях предыдущего века привел к тому, что многие города региона утратили своеобразие архитектурной среды. Еще одной проблемой стало то, что в результате длительного отсутствия храмостроения многие архитекторы потеряли профессиональные представления о правилах и канонах строительства церквей, а также об отечественных и региональных традициях этого вида зодчества.
Благодаря усилению в обществе роли религиозных организаций разных конфессий с 1990-х годов на территории региона вновь появляется значительного количества культовых зданий, которые активно строятся. Предписания властей в области архитектуры и градостроительства в большей мере касаются функциональной стороны архитектуры. В области архитектурного решения культовых зданий мнение заказчика, как правило, является определяющим. Таким образом, на первый план выходят вопросы эволюции представлений общества о культурной ценности и репрезентативности архитектуры. В настоящее время первостепенную важность подобных вопросов отмечают многие исследователь в области социально-гуманитарных наук. Например, И.Г. Малкова отмечает: «Специфика пространства состоит в том, что оно, в отличие от находящихся в нем материальных предметов, не может быть воспринято с помощью органов чувств, а потому его образ соединен с определенными метафорами и обусловлен ими. Главные среди них — зрительные образы и моторные ощущения. Поэтому пространство наряду со временем — одна из важнейших категорий культуры, определяющих ее неповторимый облик» [3, с. 124].
Характерный пример церковь Иоанна Богослова в старинном селе Черный Отрог Саракташского района Оренбургской области. В 1850 году в селе была освещена церковь Святого апостола Иоанна Богослова, сохранившаяся до настоящего времени [1]. Это типичная для Южного Урала деревянная церковь на каменном фундаменте. В 1996 году в центральной части села была сооружена новая церковь Иоанна Богослова в стилистике неоклассицизма начала ХХ в. Нельзя отрицать, что сооружение и благоустройство его территории имеет парадный запоминающийся вид (рис. 2а). Элементы архитектуры классицизма были характерны для многих переломных периодов в истории России, когда складывался новый язык архитектуры. На Южном Урале, в связи с полномасштабным освоением региона в конце XVIII — начале XIX веков, памятники в этом архитектурном стиле традиционно воспринимались как своего рода «парадная» архитектура.
а б в
Рисунок 2. Современные церкви Южного Урала: а — церковь в Черном Отроге; б — церковь Василия; в — часовня
Большой интерес в регионе представляет строительство церквей, возводимых на частные деньги. В этих сооружениях влияние заказчика на строительство храма является определяющим. Как правило, такие заказчики относятся к категории богатых людей, которые желают повысить свой авторитет в общественном мнении. Поэтому, как правило, при возведении сооружений заказчик во многом полагается на мнение архитектора и пожелания населения в области функционального решения и расположения храма. Можно привести целый ряд таких примеров в Челябинске. Церковь Василия великого, созданная в 1996 году по инициативе бывшего генерального директора Челябинского тракторного завода В.Н. Кичеджи. Проект А.И. Кузьмина. Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», построенный в 2005 году по инициативе и на средства начальника Южно-Уральской железной дороги А.С. Левченко. Проект архитекторов В.П. Ковалева и А.А. Латышева и другие.
Строительство церквей на частные деньги распространено во многих отечественных регионах. В настоящее время плюрализм культуры является общепризнанной ценностью. Широкий интерес вызывают такие нетипичные для России явления как агротуризм, например. Исследователи констатируют, что «… в основе спроса на путешествия в сельскую местность, лежит важная тенденция: индустриальные страны достигли такой стадии, когда движущей силой экономического роста является уже не стремление людей потреблять больше товаров, а их желание «живых впечатлений и опыта» [5, с. 230]. Поэтому и в архитектуре появляется стремление использовать нетипичные образы, которые определяет заказчик.
На Южном Урале достаточно велико влияние общественного мнения на архитектурно-градостроительный процесс. Законодательно закреплено местное самоуправление в городах, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, в рамках которого возможно самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 сентября 2003 года разграничил полномочия органов государственной власти Российской Федерации по отношению к местному самоуправлению и определил предметы ведения местного самоуправления. В эти предметы входят сфера строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи. Органы городского самоуправления разрабатывают генеральный план города, проекты планировки жилых районов, застройки микрорайонов и многое другое. В современном мире экономисты даже параметры технической продукции определяют исходя из потребностей потребителя. Тем более это важно для архитектуры, которая окружает человека ежедневно. Региональные экономисты отмечают исключительную важность влияния спроса на прогнозы социально-экономического развития регионов. Например, Неживенко Е.А считает, что одним из направлений «использования прогнозов спроса населения является программно-целевое управление развитием социальной сферы…» [4, с. 88], а В.С. Семенов, что «элементы домика качества, а именно — параметры потребности, формируются на основе «голоса потребителя» [9, с. 460]. На Южном Урале наблюдается значительное количество положительных примеров влияния общественности на архитектуру и строительство. Во многих городах, например в Челябинске, общественность участвует в корректировке генерального плана и уплотнении застройки, которые проходят в открытом режиме. На заседания приглашаются представители жителей города или района, некоторые даже в качестве содокладчиков. Желающим предоставляют возможность выступить с замечаниями и предложениями, которые учитываются в окончательном варианте генерального плана и проектах детальной планировки.
Такое взаимное влияние власти и общественности в настоящее время необходимо: «Представляется, что современные реалии предъявляют новые требования к субъектам исполнительной власти. Управление на региональном уровне необходимо направить на достижение эффектов, от которых зависит состояние и будущее российского общества. Результирующей государственного управления должно стать сокращение дифференциации общества, повышение качества и уровня жизни населения. В этой связи процесс управления следует ориентировать на развитие системы, способствующей упрочению единого социально-экономического пространства на территории Российской Федерации» [6, с. 65].
В этом плане типично возведение храма Святителя Василия великого в Челябинске. В соответствии с пожеланиями общественности комплексу придана мемориальная функция. На общей территории располагаются храм со звонницей, храм-часовня в честь Святого Николая архиепископа Мирликийского, часовня водоосвящения, два административных здания, иконная лавка, а также памятник погибшим российским войнам, который стилизован в духе древнерусского зодчества. Памятник представляет собой гранитную стелу с бронзовым куполом на мраморном барабане; увенчанную крестом. Основной храм кирпичный, крестообразный в плане, с развитой западной частью и тремя апсидами (рис. 2б).
Особенно интересны примеры возведения культовых зданий заказчиками среднего достатка. Появление храмов в небольших поселениях, являющихся частной собственностью, явление для современной России новое и очень необычное. Теоретики экономической науки считают это явление важным и перспективным. Например, В.В. Колмаков отмечает: «Переход к новой форме организации власти, процесс децентрализации государственного управления в Российской Федерации обусловил изменение функций и методов управления собственностью, как в стране, так и на уровне региона. Вышеназванное детерминирует формирование новых подходов к методологии региональных исследований, к формированию механизмов регулирования развития регионов. Реализация федеративного принципа управления российской экономикой приводит к усилению внимания к региональным аспектам, что привлекает исследователей к вопросам управления региональной экономикой в условиях многообразия форм собственности» [2, с. 31].
В этом плане характерна часовня Петра и Павла, возведенная у дороги на окраине села Погромное Тоцкого района Оренбургской области. Ее построил в 2003 году житель этого села Владимир Петрович Денисов, который сам спроектировал храм и нанял бригаду строителей ООО «ДК» города Тольятти. Часовня названа В.П. Денисовым именами своего отца и отца своей жены. Такой храм, сооруженный в честь небесных покровителей своей семьи, имеет, в том числе, большое воспитательное значение на подрастающее поколение. Недостаточное внимание к формированию культурных ценностей у молодежи и рост преступности на этой основе отмечают многие ученые: «Ухудшение в области ситуации с корыстными преступлениями почти половина опрошенных инспекторов по делам несовершеннолетних связывает с «низким уровнем культуры, а также с отсутствием каких-либо духовных ценностей…» [10, с. 138].
Часовня очень живописно расположена между селом с небольшой речкой Погромкой и местным кладбищем. Этот храм особенно интересен тем, что создан человеком без архитектурного образования, т. е. является по существу народным зодчеством. Это центричное однокупольное здание с отдельно стоящей квадратной в плане колокольней. Архитектурное решение наиболее близко псковскому зодчеству XIV—XV веков. Интересно, что подобное решение небольшого храма встречается и в современном строительстве Пскова, например, часовня Святой Ольги. На Южном Урале в современной архитектурной практике существуют и другие примеры использования характерной композиционной схемы церкви с отдельно стоящей прямоугольной в плане колокольней. Например, церковь Святого Михаила в селе Грачевка Грачевского района Оренбургской области. Такой интерес к типичным образцам древнерусской архитектуры позволяет сохранять свое национальное своеобразие в условиях глобализации. Ученые разных специальностей отмечают значение этого вопроса: «Проблема социального самосознания и идентификации остается в системе современного гуманитарного знания как одна из актуальнейших и является базовой в постановке и разрешении проблем межличностного, группового, межэтнического, межкультурного диалога, в том числе и диалога культур в пределах одного этнического сообщества» [11, с. 125].
Основной объем часовни Петра и Павла почти квадратный в плане завершается по продольной оси одной небольшой апсидой с невысокой конхой (рис. 2в). Высота апсиды доходит только до середины стены основного объема. Пропорциональный строй сооружения очень гармоничен, небольшая главка на очень высоком тонком цилиндрическом барабане эффектно завершает четверик с крестообразным позакомарным покрытием. Близкое по форме основному объему покрытие имеет колокольня. Но здесь четверик заменен высокой шеей с изящной главкой. Необычно, в форме контрфорсов, решены углы основного четверика. Наружные стены декорированы характерной для Южного Урала фигурной кирпичной кладкой и отдельными вставками икон. На стенах апсиды и колокольни выложены крупные кресты в широкой нише. В декоре использованы традиционные региональные приемы. Например, переход от звона к основанию колокольни отделен широким поясом типичного для Южного Урала орнамента «ступенчатых сосулек».
В целом следует отметить, что на современном этапе архитектор находится в условиях нового диалога с заказчиком и властью, что кардинально меняет его отношение к проектированию. В области строительства православных храмов на Южном Урале мнение заказчика традиционно является определяющим. Не существует каких-либо действенных законодательных актов, которые бы ограничивали стремления заказчика. Особенно важно появление частной инициативы строительства храмов у людей среднего достатка, которые стремятся возродить самобытность своего региона. Только в результате объединения интересов власти, заказчиков и общества в лице простых жителей южноуральских поселений на основе нахождения между ними взаимопонимания возможно сохранение самобытности исторической среды региона.
Список литературы:
1.Государственный архив Оренбургской области, ф. 173, оп. 9, д. 275.
2.Колмаков В.В. Проблемы и направления совершенствования политики управления собственностью в регионе // Академический вестник. — 2008. — № 4. — С. 31—35.
3.Малкова И.Г. Трансформация культурного пространства городов Урала // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение — 2014. — № 10-2. — С. 122—126.
4.Неживенко Е.А. Использование прогнозов потребительского спроса в деятельности органов власти и промышленных предприятий // Вестник Южно-Уральского профессионального института. — 2013. — № 1 (10). — С. 86—95.
5.Печерица Е.В., Шевченко М.И. Анализ состояния и перспективы развития агротуризма в России // Теория и практика сервиса: экономика. Социальная сфера, технологии — 2012. — № 4(14). — С. 229—235.
6.Полякова А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 31. — 2011. — № 6(221). — С. 59—65.
7.Российский государственный военно-исторический архив, ф. 846, оп. 16, д. 22797.
8.Российский государственный исторический архив, ф. 797, оп. 3, д. 11869.
9.Семенов В.Л. Реализация «голоса потребителя», «древа свойств» и «древа функций» в рамках повышения параметров качества продукции // Вестник Чувашского университета. — 2012. — № 4. — С. 454—460.
10.Таланов С.Л. Экспертная оценка преступности в среде несовершеннолетних: структура, тенденции, профилактика // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2010. — № 2. — С. 134—141.
11.Шабанов Л.В. Метафора смысла и адиафора отражения // Вестник Томского государственного университета. — 2006. — № 291. — С. 125—127.
дипломов
Оставить комментарий