Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
У Я. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В КИТАЕ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 20—40 ГОДЫ XX ВЕКА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

НАЦИОНАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО  РОССИЙСКОЙ  ЭМИГРАЦИИ  В  КИТАЕ  И  ЕГО  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В  20—40  ГОДЫ  XX  ВЕКА

У  Яньцю

Аспирант  ДВФУ,  г.  Владивосток,

E-mail: 

 

20—40'  S  OF  THE  XX  TH  CENTURY  RUSSIAN  IMMIGRANT  ORGANIZATION  AND  ITS  ACTIVITIES  IN  CHINA

Wu  Yanqiu

Postgraduate  FEFUVladivostok

 

АННОТАЦИЯ

Октябрьская  революция  в  России  принесла  Китаю  марксизм  ленинизм,  также  русских  беженцев.  Состав  этих  беженцев  был  сложным.  Среди  этих  эмигрантов  были  не  только  царские  дворяне,  генералы,  помещики,  предприниматели,  банкиры  и  их  потомки,  но  и  простые  военные,  служащие  и  интеллигенты.  Кроме  того,  ещё  много  других  российских  национальных  беженцев.  Например  евреи,  украинцы,  поляки,  грузины,  казаки,  армяне,  тюрко-татары,  латыши,  литовцы,  эстонцы  и  др.  Цель  данной  статьи  заключается  в  том,  чтобы  исследовать  национальное  сообщество  этих  эмигрантов  в  Китае  и  их  деятельность. 

ABSTRACT

The  October  revolution  brought  not  only  Marxism-Leninism  to  China,  returned  to  China  has  brought  many  Russian  refugees.  These  refugees  composition  is  complex,  Czar  Era  nobilities,  generals,  landowners,  entrepreneurs,  bankers  and  their  descendants,  as  well  as  ordinary  soldiers,  workers  and  many  intellectuals.  In  addition,  There  are  many  other  ethnic  Russian  refugees,  including:  Jews,  Ukrainians,  Poles,  Georgians,  Cossacks,  Armenians,  Turks-Tatars,  Lithuanians  and  so  on.  This  paper  mainly  studies  the  organization  of  these  ethnic  people  in  China  and  their  activities.

 

Ключевые  слова:  российская  эмиграция  в  Китае;  национальное  общество.

Keywords:  China  Russia  immigrant;  ethnic  people  organization.

 

В  1920  г.  в  Китае  русских  насчитывалось  147  100  чел.  После  1922  г.  в  Китае  было,  по  различным  источникам,  от  250  тыс.  до  500  тыс.  чел.  В  это  число  входит,  как  отметила  автор,  и  то  российское  население,  которое  проживало  в  Китае  с  конца  XIX  в.  В  1930  г.  в  Китае  проживали  125  тыс.  русских.  Из  них  60  тыс.  чел.  были  эмигранты,  остальные  —  советские  граждане.  В  1942  г.  в  Маньчжурии  находилось  69  468  чел.  и  в  1945  г.  в  Китае  —  71  843  чел.  Многие  эмигранты  в  30-е  годы  уехали  в  Австралию,  Соединенные  Штаты  Америки,  и  страны  Южной  Америки  [4].  А  среди  этих  эмигрантов  была  часть  евреев,  украинцев,  поляков,  грузин,  казаков,  армян,  тюрко-татар,  латыши,  литовцы,  эстонцы  и  др. 

По  некоторым  данным,  опубликованным  в  современных  исследованиях,  к  1917  г.  в  Маньчжурии  насчитывалось  около  32  тыс.  украинцев,  6  тыс.  поляков,  более  1  тыс.  грузин;  к  1919  г.  —  от  7  до  10  тыс.  евреев  [6]. 

Струве  Г.П.  сказал,  что  Воды  этого  отдельного,  текущего  за  рубежом  России  потока,  пожалуй,  больше  будут  содействовать  обогащению  этого  общего  русла,  чем  воды  внутренние  [5].  Этому  способствовала  созданная  в  эмиграции  система  национального  общества,  важную  роль  в  котором  сыграли  различные  национальные  организации:  «Украинская  национальная  колония»,  «национальный  совет  евреев  Восточной  Азии»,  «Грузинская  национальная  колония»,  «Харбинское  армянское  общество»,  «Украинская  народная  колония»,  «Национальная  еврейская  община  в  г.  Харбине»,  «Национальное  армянское  общество»,  «Тюрко-татарская  духовная  национальная  община»  и  др.

При  этом  важно  отметить,  что  евреи,  занимали  первое  место  среди  российских  эмигрантов  по  численности,  кроме  русских.  Эти  евреи  вместе  с  работниками  КВЖД  приехали  в  Китай,  и  ещё  избежали  сюда  из-за  октябрьской  революции.  В  1925  году  русский  человек  Очеретин  провел  статистику  о  профессиональном  состоянии  россиян  в  Харбине  и  за  городом.  В  1922—1923  гг.  среди  56369  российских  эмигрантов  было  48674  русских  человек,  5738  евреев,  922  поляка,  196  латышей,  92  эстонца,  3  финна.  164  чеха,  11  германских  людей  с  русским  гражданством,  459  эмигрантов  других  наций,  которые  вошли  в  русское  гражданство  [1,с.  25]. 

Одной  из  самых  крупных  и  богатых,  была  Харбинская  еврейская  духовная  община  (ХЕДО).  Численность  ХЕДО  к  концу  1930-х  гг.  доходила  до  2500  человек.  Она  взяла  на  себя  в  первую  очередь  организацию  религиозного  обслуживания  еврейских  военнослужащих,  и  заботилась  о  раненых,  помогала  в  захоронении  убитых  солдат  на  участке  еврейского  кладбища,  выделенном  администрацией  КВЖД.  Благотворительность  является  одним  из  важнейших  направлений  деятельности  ХЕДО.  Она  оказала  помощь  и  поддержку  всем  прибывавшим  в  Харбин  евреям,  особенно  бедным  семьям,  старикам  и  инвалидам.  В  1906  г.  при  ХЕДО  было  создано  Дамское  благотворительное  общество.  Оно  оказывало  приехавшим  из  России  еврейским  женщинам  поддержку,  снабжая  малоимущих  одеждой,  деньгами,  дровами  и  углем.  Оно  также  помогало  нуждающимся  еврейским  семьям  платить  за  жилье,  учебу  детей  в  школе  и  пр. 

После  20-х  годов  в  период  гражданской  войны  активизировалась  деятельность  еврейской  общины  Харбина.  Именно  в  1921  г.  в  России  разразился  голод.  Управа  ХЕДО  оказала  помощи  голодающим  россиянам  от  призывов  Э.К.  Озорнина  [2].  5  октября  1921  г.  создано  общегородское  совещание  всех  местных  еврейских  организаций  согласно  инициативе  управы  ХЕДО,  чтобы  обсуждать  вопросы,  которые  связаны  с  организацией  помощи.  В  выпущенной  по  инициативе  совещания  листовке  говорилось:  «И  вы  придете  на  помощь.  Вы  докажите  нашим  братьям,  что  мы  вместе  с  ними  в  их  великой  нужде,  в  их  большом  горе».  Вот  это  благородная  деятельность,  являющаяся  одной  из  ярких  страниц  в  истории  ХЕДО.

ХЕДО  занималось  антифашистской  пропагандой,  выражало  протесты  против  антиеврейской  политики  гитлеровской  Германии,  когда  Японии  присоединила  к  союзу  с  Германией,  а  позднее  и  оказало  помощь  еврейским  беженцам  из  Европы.  Таким  образом,  важнейшим  направлением  деятельности  ХЕДО  в  эти  годы  стала  антифашистская  пропаганда.  При  очень  смутных  условиях  ХЕДО  не  только  действовало,  но  и  учредило  некоторые  организации:  например,  Дамское  благотворительное  общество;  еврейская  общественная  библиотека;  еврейская  национальная  народная  школа  (Талмуд-Тора);  две  синагоги;  пасхальная  комиссия;  комиссия  по  сбору  пожертвований  «Вместо  цветов  к  празднику  —  бедным»  и  также  акционерное  общество  «Еврейский  народный  банк».

В  конце  июня  1947  года  правительство  СССР  разрешило  русским  эмигрантам  в  Китае  вернуться  на  Родину.  Итак,  большими  партиями  русские  эмигранты,  включая  евреев,  вернулись  в  СССР,  ещё  часть  переехала  в  Америку,  Австралию  и  другие  страны.  Мероприятия  всех  организаций  существовали  только  на  словах.  После  образования  КНР  еврейское  совместное  общество  стало  учреждением,  которое  отвечало  за  благотворительное  и  врачебное  дело,  похороны  и  т.  д.  В  июле  1956  года  шанхайские  евреи  эмигрировали  в  другие  страны,  здесь  численность  постепенно  снизилась.  В  1967  году  в  Шанхае  «еврейское  совместное  общество»  закрылось.  А  евреи  в  Харбине  большими  партиями  вернулись  на  Родину  в  СССР,  численность  резко  уменьшилась,  до  1955  года  в  Харбине  евреев  было  не  более  100  чел,  и  ХЕДО  прекратило  своё  существование  [2,  с.  118].

Что  же  касается  «Шанхайского  совместного  еврейского  общества»,  которое  официально  открылось  7  августа  1932  года,  то  оно  находилось  в  здании  европейской  архитектуры,  с  парком  на  улице  Бисюнь  №  83,  все  сооружения  были  предоставлены  неким  шанхайским  еврейским  миллионером.  В  начальный  период  в  этом  обществе  состояло  75  членов,  до  1933  года  уже  200  чел.  Основателем  являлся  известный  еврейский  коммерсант  Булох.  Здесь  еженедельно  устраивали  различные  вечера  и  проводили  культурно-просветительную  деятельность.  В  этом  обществе  был  известный  «Литературный  кружок»  русских  эмигрантов  Шанхая,  и  здесь  проводили  «Вечер  четверга»  еженедельно.  Долгое  время  еврейский  клуб  был  центром  основной  деятельности  российских  эмигрантов  [3,  c.  21].

«Казачья  ассоциация  в  Шанхае»  —  до  конца  1922  года  в  Шанхае  казачьих  эмигрантов  очень  немного.  Но  после  поражения  антибольшевистского  движения  генерал  Старк  возглавил  флотилии  белоэмигрантских  беженцев,  приехавших  в  Шанхай,  особенно  после  прибытия  генерала  Глебова  со  своей  дальневосточной  казачьей  армией,  численность  казачьих  эмигрантов  резко  повысилась.  Кроме  того,  ещё  много  казачьих  офицеров,  солдат  и  др.  последовательно  прибыло  в  Шанхай  через  Харбин  и  другие  города,  и  осело  здесь.

В  середине  XX  века  казаки  как  и  другие  эмигранты  оказались  в  самых  трудных  условиях  жизни  беженцев.  И  в  этом  случае  по  инициативе  Шинникова  и  др.  создана  «казачья  ассоциация  в  Шанхае».  Принятый  устав  12  апреля  1925  года,  установил,  что  цель  этой  ассоциации  —  «'соединить  всех  офицеров  казачьей  армии  в  Шанхае,  помочь  друг  другу  материально  и  духовно,  сохранить  казачье  объединение,  их  традиции  и  культуру,  защитить  права  казаков,  определить  обязанности,  укрепить  эти  права  и  обязанности  казаков  в  строительстве  будущей  России,  также  исследовать  и  решить  основные  вопросы  вставшие  перед  казаками  в  их  жизни».'  Европейцы  считали,  что  ассоциация  является  общей  экономической  организацией  всех  казачьих  офицеров  в  Шанхае  и  других  городах  Китая.  Главные  ответственные  работники  по  очерёдности:  председатель  —  Шинников,  Пологов  и  Кечинев,  с  1934  года  началось  пожизненное  назначение  председателя.  Зам  председатель:  Балакин  (1925—1934),  Дмитриев  (1947)  и  др.  всего  10  чел.  Адрес  ассоциации:  сначала  у.  Сяфэй  №  383,  в  1926  г.  переселили  на  у.  Хуанлун  №  311,  в  середине  40  годов  на  у.  КВЖД  №  1292  [4,  c.  6].

Казачья  ассоциация  является  одной  из  самых  эффективных  и  крупных  организаций  русской  эмиграции  в  Шанхае.  В  её  состав  входили  военнослужащих  из  10  бывших  казачьих  армий,  численность  членов  насчитывала  от  700—1000  чел.  Эта  ассоциация  рекомендовала  многих  своих  членов  на  работу,  организовывала  разные  курсы  для  подготовки  водителей,  курс  английского  языка  и  прочее.  20  сентября  1929  года  казачья  ассоциация  открыла  клуб  —  «Дом  казаков».  С  одной  стороны,  он  стал  административным  центром  ассоциации;  с  другой  стороны,  образовательной  базой  казачьей  культуры  в  Шанхае.  Хотя  казачья  ассоциация  не  зависела  от  тогдашних  главных  эмигрантских  организаций,  но  она  никогда  не  была  сторонним  наблюдателями  крупных  событий  в  эмигрантских  кругах. 

Эта  ассоциация  также  тратила  крупные  деньги  и  время  на  культурное  дело,  старалась  повысить  материальное  благо  членов,  поэтому  среди  её  членов  было  мало  безработных,  хотя  иногда  кто-нибудь  остановился  безработным,  тот  тоже  мог  своевременно  получить  субсидий  из  сберегательной  кассы.

15  января  1934  года  на  правлении  казацкого  союза  в  Шанхае,  решили  создать  казачий  сенат,  чтобы  удобнее  координировать  и  решать  различные  вопросы  о  казаках  вне  Шанхая.  Сенаторами  стали  адмирал  Жуков,  майор  Димин  и  полковник  Кузнецов.  Казачий  сенат,  продолжая  древнюю  традицию  казаков,  учреждён  20  января  1934  года  в  Шанхае  [5,  c.  55]. 

Теперь  конкретно  расскажу  о  доме  казаков.  «Дом  казаков»  —  был  построен  20  сентября  1929  года.  Он  расположен  на  ул.  Сяфэй  №  383,  и  здесь  же  состоялась  церемония  открытия.  В  этом  клубе  был  читальный  зал,  общежитие  для  инвалидов  и  спортивный  отдел.  Его  администратором  являлся  полковник  Худяков.  Весной  1930  года  в  данном  клубе  добавился  гостиный  зал,  ресторан  и  библиотека.  По  четвергам  устраивали  домашние  вечера,  организовали  серию  конференции  для  решения  военных,  исторических  и  географических  вопросов  казаков.  На  начало  строительства  насчитывалось  152  члена  клуба,  и  через  один  год  численность  резко  увеличилась  до  300  чел.  [1].

В  начале  XX  в.  в  городах  Хайларе,  Маньчжурии  и  Харбине  возникли  тюрко-татарские  мусульманские  общины.  Тюрко-татарское  общество  в  Шанхае  обычно  действовало  в  «Доме  Казаков». 

Ещё  было  много  национальных  обществ,  например,

1.  Шанхайское  латышское  эмигрантское  объединение,  ещё  назывался  «Генеральным  советом  Латвии  в  Китае».  Специально  служило  латышским  эмигрантам  в  Шанхае,  его  адрес  на  ул.  Хаосыкэр  (теперь  Чжунчжоу)  №  20.

2.  Литовское  эмигрантское  общество  в  Шанхае  —  адрес:  ул.  Хайгэ  №  435,  кв.  5.  Дата  открытия  не  определена.

3.  Украинский  эмигрантский  комитет  в  Шанхае  —  его  адрес:  ул.  Айдо  №  1292.  Председателем  являлся  Милкин,  зам  председателем  —  Васильевич.

4.  Грузинское  эмигрантское  общество  в  Шанхае  —  адрес:  ул.  Пуши  №  764  [6,  c.  7].

5.  Армянский  комитет  помощи  —  в  этом  комитете  почти  все  члены  были  армянами.  После  подготовительных  собраний  по  инициативе  кружка,  в  середине  июля  1938  года  он  открылся.  Данный  комитет  располагался  на  ул.  Чжаочжуцзяо  №  269,  его  поприще  обширно,  и  тут  состоялись  конференции,  секции,  концерты,  выступления  и  др.  Армянский  молодёжный  кружок  был  здесь  же.  Цель  данного  комитета  в  том,  чтобы  служить  и  помогать  бедным  армянским  эмигрантам  в  Шанхае. 

6.  Эстонский  комитет  помощи  —  это  благотворительное  учреждение  специально  для  эстонцев  в  Шанхае,  в  середине  30  годов  уже  отмечено.  Адрес:  ул.  Сяфэй  №  706  [7,  c.  4].

В  Тяньцзине  российские  эмигранты  тоже  создали  разные  общественные  организации.  В  ноябре  1937  года  создали  тюрко-татарскую  национальную  организацию.  В  этом  же  году  учредили  кавказское  и  украинское  общества,  в  январе  1938  года  открыли  бюро  по  делам  российских  еврейских  эмигрантов  и  русский  национальный  клуб  (с  декабря  1922  года  комитет  был  при  комитете  антикоммуниста  в  Тяньцзине)  [3].

Таким  образом,  способствуя  возникновению  национальных  объединений  в  Маньчжурии,  общество  российской  взаимопомощи  (ОРВП)  впоследствии  смогло  дать  не  только  кров  и  работу,  но  и  стать  очагом  родной  культуры.  Для  большинства  бывших  российских  граждан  в  Харбине  и  на  линии  характерно  также  чувство  общей  родины  —  России,  активное  участие  в  культурной  и  духовной  жизни  русской  общественности  полосы  отчуждения.

 

Ссылка:

  1. Очеретин.《Харбин — Фуцзядянь: экономика и статистическое сведение. Харбин,1925 г. — 25 c.
  2. Вестник иностранных дел из вестников про. Хэйлунцзяна, Хэйлунцзянское народное издательство,  Харбин, 1993 г, — 118 c.
  3. Некоторые вопросы об исследовании истории россиян за рубежом, на русском языке, Москва, 1993 г. — 21 c.
  4. «Sha Zaria», 05.11.1929 г. —6 с.
  5. Ван Чжичэн, «жизнь русской эмиграции в современном Шанхае», шанхайское издательство научных справочных пособий, Шанхай, 01.12.2008, — 55 с.
  6. «Sha Zaria»,19.04.1936, —7 c.
  7. «Slovo»,27.07.1938,—4 c.

 

Список  литературы:

  1. Ван  Чжичэн.  Жизнь  русской  эмиграции  в  современном  Шанхае,  шанхайское  издательство  научных  справочных  пособий,  2008.  58  с.
  2. Кауфман  А.И.  Поселок  Харбин:  Бюллетень  Игуд  Иоцей  Син,  1994  —  №  334.  —  10  c.
  3. Ли  Сингэн.  Ряска  под  ветерами  и  дождями:  русские  эмигранты  в  Китае:  1917—1945  гг.  Центральное  компилирующее  издательство,  1997.  —  124  с.
  4. Россияне  в  Азиатско-Тихоокеанском  регионе:  Сотрудничество  на  рубеже  веков:  Материалы  Первой  междунар.  науч.-практ.  конф.  Владивосток,  1999.  —123—129  с.
  5. Струве  Г.П.  Опыт  исторического  обзора  зарубежной  литературы.  Русская  литература  в  изгнании  /  Г.П.  Струве.  —  Париж:  ИМКА-ПРЕСС,  1984.  —7—8  с.
  6. Чернолукция  Е.Н.  К  вопросу  о  численном  составе  российских  национальных  колоний  в  Маньчжурии  до  1917  г.:  Россияне  в  Азиатском-Тихоокеанском  регионе.  Сотрудничество  на  рубеже  веков.  Материалы  первой  международной  научно-практической  конференции.  Книга  вторая.  Владивосток,  1999.  —  26,  27,  29,  31,  33  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.