Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 24 июня 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
БУКТРЕЙЛЕР КАК СПОСОБ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ВИДЕОХОСТИНГИ
Водолазская Светлана
доцент, канд. филол. наук
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина, г. Киев
E-mail: sveta@ddteam.net
BUKTREYLER AS A WAY OF VISUAL COMMUNICATION THROUGH VIDEO SHARING
Vodolazka Svetlana
docent, Candidate of Philology
Taras Shevchenko National University of Kyiv, Ukraine, Kyiv
АННОТАЦИЯ
Исследование посвящено анализу инновационной разновидности видеорекламы — буктрейлеру. Основной акцент сделан на региональной истории его появления, особенностях существования на рынке и стратегических прогнозах эффективности применения. Проанализированы основные научные подходы к его изучению. Буктрейлер определен как коммуникативный канал.
ABSTRACT
Research is devoted to the analysis of innovative variant of video advertisement — book trailer. The main emphasis is on the regional history of its appearance, the features of the existence of the market and strategic forecasts of the effectiveness. Analyzed main scientific approach to investigate it. Book trailer defined as a communicative channel.
Ключевые слова: инновации; буктрейлер; видеохостинг; коммуникативная тактика.
Keywords: innovations; book trailer; video hosting; communication tactic.
Новые медиа как социокультурный феномен активно влияют на развитие издательской коммуникации, появление видеохостингов спровоцировало появление буктрейлера как новой коммуникативной тактики, направленной на рекламирование издательской продукции. Буктрейлер стал новым и малоисследованным, но актуальным и нужным для издательской отрасли способом продвижения товара и общения с читателем. «Ни для кого не секрет, что человечество читает сейчас гораздо меньше, чем нужно для адекватного развития культуры и общества. Книгу заменяют кино, Интернет и связанные с ними технологии. Но они — все же неотъемлемая составляющая успешного развития как отдельного человека, так и общества в целом. Неудивительно, что идет постоянный и неутомимый поиск актуальных средств возвращения читателей к книге. Одним из таких средств является буктрейлер» [2]. Исследователи относят его к форме книжной рекламы. Изучения этого феномена почти не происходит, среди немногочисленных попыток наметить тенденции и понять особенности данной рекламной формы можно назвать: А. Бессараб «Буктрейлер как новое явление в сфере социальных коммуникаций», С. Воробель «Буктрейлер как новый жанр популяризации книги», С. Патру «Буктрейлер как средство рекламы книгоиздательской продукции», О. Хмелевская «Буктрейлер по-украински: дополнительная продвижение книги или игрушки для издателя?», Н. Шевцова «Отечественные буктрейлеры: проблема эффективности коммуникативной тактики», Ю. Щербинина «Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России», «Социальные сети и блогосфера как инструмент для продвижения книг». Большинство исследователей воспринимают буктрейлер только как рекламную технологию, забывая об основной его функции, определяемой новыми издательскими стратегиями, — активное взаимодействие с читателем через воздействие аудио-визуальных инструментов.
Время появления данной разновидности видеорекламы исследователями определяется неоднозначно, большинство относит его к XXI в., когда в США был создан первый буктрейлер для рекламы книги Кристин Фихан «Темная симфония». В то же время некоторые исследователи (Н. Сиппель) убеждены, что хронологию начала буктрейлеров стоит связывать с видео, которое было отснято для рекламы книги Дж. Фарриса. Активное функционирование буктрейлеров стало возможно благодаря появлению и распространению видеохостингов и социальных сетей, которые позволили размещать в местах общего доступа и ретранслировать видеосообщения.
Опыт США и стран Западной Европы показывает, что буктрейлер воспринимается как обязательный маркетинговый инструмент в рекламной кампании по продвижению книги, а также оценивается как произведение искусства (существуют ежегодные премии MobyAwards, BookVideo, Trailee).
В странах восточноевропейского региона издатели скептически относятся к его потенциальным возможностям. Положительную динамику демонстрируют только польская и российская издательские практики. В последнем случае, кроме видеохостингов и социальных сетей, они размещаются на сайтах ведущих российских издательств: «Эксмо» в разделе Видеогалерея находим 240 буктрейлеров, на сайте издательства «Азбука» — 27, «Махаон» — 45. Оценку украинских реалий предоставляет Д. Клочко, которая считает, что «буктрейлер везде работает довольно вяло. За эти два года не было ни одного случая, чтобы он был сделан настолько художественно-причудливо и рекламно-качественно, чтобы серьезно влиять на продажи или хотя бы узнаваемость книги или проекта» [1]. На украинском издательском рынке образцы буктрейлеров появились впервые в 2010 г. — это буктрейлер на роман Натальи и Александра Шевченко «Бархатный оборотень». Наиболее известным буктрейлером, который вышел за пределы Интернета и был представлен на телевидении, можно назвать проект издательства «Небесный ключ» — роман «Даогопак». Активную позицию занимает украинское издательство «Meridian Czernowitz». На польском издательском рынке буктрейлеры — это распространенная разновидность рекламного сообщения, создаются целые циклы на книгу.
Появление буктрейлера нельзя назвать спонтанным, так как аудиовизуальная культура, где визуальность является доминирующим признаком и проявляется в направленности на усвоение зрительных образов, стала господствующей в конце ХХ — начале ХХI в. С помощью буктрейлеров можно сформировать звуко-зрительные и сенсорно-виртуальные представления, которые позволят гармонизировать внутренний и внешний планы полихудожественного пространства. Технологические инновации дали возможность найти способы практического создания и широкого распространения видеорекламы книги. С появлением сетевых технологий, в частности с началом активного развития сети Интернет и увеличением пропускной способности каналов связи, а также появлением сервисов обмена файлами и видеохостинга, компрессирования и декомпрессии мультимедиа данных, удешевляется и облегчается распространение видеоматериалов, позволяет издателю или стороннему создателю буктрейлеров доставлять рекламные видеоматериалы целевому потребителю.
Предлагаем понимать буктрейлер как коммуникативный канал в форме видеоролика, который создан с целью ознакомления аудитории с конкретной издательской продукцией через ее визуализацию. Классификацию буктрейлеров по жанру и форме исполнения внедряет украинская исследовательница С. Патра в статье «Буктрейлер как средство рекламы книгоиздательской продукции». По жанру автор предлагает выделять анонс и отзыв, отмечая, что в анонсе «коротко рассказывается о книге, ее сюжет и авторе, а также о ее издании, о поступлении в определенную библиотеку, если буктрейлер заказан или изготовлен работниками библиотеки» [2]. Проведенное собственное исследование показало, что в буктрейлерах-анонсах особое внимание сосредоточено на освещении сюжета издания, эмоциональной составляющей книги, потому что цель — представить издания, заинтересовать читателей. Буктрейлер в жанре отзыва — ролик, в котором автор дает субъективное впечатление о прочитанной книге, основная задача — рассказать об авторе и сюжете книги. В книге Дарси Пэттисон «Инструкция к буктрейлерам» по способу визуализации текста предлагается выделять: игровые (минифильмы о книге), неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, изображением книжных разворотов), анимационные (мультфильм по книге). По форме построения сюжета определяем: повествовательные (представляют сюжет), атмосферные (сосредоточены на воспроизведении основной эмоциональной составляющей книги и формировании читательских эмоций), концептуальные (ретранслируют ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
По форме исполнения С. Патра создает двухкомпонентную классификацию [2], разделяя, созданные буктрейлеры, на полноценный ролик и слайд-шоу или презентации. Считаем, что такая классификация является неполной и необходимо выделять: минифильм (небольшой художественный фильм, где используются фрагменты сюжета книги), видеоролик (созданы из видеофрагментов, различных графических и видеоматериалов) и слайд-шоу (видеофрагменты со слайдами презентации о книге).
Используя достижения аудиовизуальной культуры, буктрейлер призван в динамичной и увлекательной форме донести до потенциального читателя рассказ о книге. Ориентированность на передачу информации с помощью видеофрагментов позволяет привлечь внимание медийного человека с ослабленной коммуникационной саморегуляцией и хаотичностью мировосприятия, сосредоточена на серфингирующем способе потребления информации. В подсознании современного читателя-зрителя в психологии восприятия зафиксировано позитивное отношение к фильмам и видеоинформации в них заложенной. Сложившаяся позиция требует дополнительных усилий для преодоления барьеров и формирования понимания значения буктрейлера как способа визуализации произведения и как инструмента для продвижения издания.
Список литературы:
- Клочко Д. Книжный трейлер — новый жанр на грани книжного и виртуального. / Д. Клочко. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ukrnovosti.ru/smi/diana-klochko-knizhnyj-trejler-novyj-zhanr-na-grani-knizhnogo-i-virtualnog
- Патру С. Буктрейлер як засіб реклами книговидавничої продукції [Електронний ресурс]. / С. Патру. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vmurol.com.ua/index.php
дипломов
Оставить комментарий