Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 января 2015 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соловьев А.Л. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ И СМЫСЛ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904—1905 ГГ. // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 1(38). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ДУХОВНЫЕ  ИСТОКИ  И  СМЫСЛ  РУССКО-ЯПОНСКОЙ  ВОЙНЫ  1904—1905  ГГ.

Соловьев  Алексей  Леонидович 

канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  гуманитарного  образования  СУНЦ  Уральского  федерального  университета,  РФ,  г.  Екатеринбург

E-mail:  als-usu@mail.ru

 

SPIRITUAL  SOURCES  AND  A  MEANING  OF  RUSSIAN-JAPANESE  WAR  1904—1905  YEARS

Alexey  Soloviev

candidate  of  Science,  assistant  professor  of  humanitarian  education  department  SUSC  of  Ural  Federal  University,  Russia,  Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  духовным  истокам  русско-японской  войны  1904—1905  гг.  и  причинам  поражения  России  в  этой  войне.  Раскрывается  церковный  взгляд  на  происхождение  вооруженных  конфликтов.  Делается  вывод,  что  невыученные  духовные  уроки  русско-японской  войны  сделали  неизбежными  Первую  мировую  войну  и  последующую  за  ней  революцию. 

ABSTRACT

This  article  is  devoted  spiritual  sources  of  Russian-Japanese  war  1904—1905  years,  it  discovers  reasons  of  defeats  Russia  in  this  war.  It  shows  the  view  of  Church  about  origin  of  armed  conflicts.  We  can  conclude  that  unlearned  spiritual  lessons  of  Russian-Japanese  war  have  done  inevitable  the  First  World  War  and  the  consequent  Revolution.

 

Ключевые  слова:  духовные  истоки  русско-японской  войны  1904—1905  гг.;  невыученные  духовные  уроки.

Keywords:  spiritual  sources  of  Russian-Japanese  war  1904—1905  years;  unlearned  spiritual  lessons.

 

В  прошедшем  2014  г.  отмечалось  100-летие  начала  Первой  мировой  войны  1914—1918  гг.  и  110-летие  начала  русско-японской  войны  1904—1905  гг.  Эти  события  незримо  связаны  между  собой  общими  духовными  нитями.  Ведь  любая  война  происходит  по  воле,  или  по  попущению  Божию,  чтобы  через  нее  попытаться  привести  к  покаянию  потерявших  живую  деятельную  веру  людей.  «Когда  ты  видишь  смуты  и  войны,  или  иные  бедствия,  —  пишет  святитель  Димитрий  Ростовский  в  житии  св.  блгв.  кн.  Михаила  Черниговского,  —  не  думай,  чтобы  все  сие  было  простым,  обычным  явлением  сего  временного  мира,  или  произошло  из-за  какого-либо  случая,  но  знай,  что  бедствия  попускаются  волею  всемогущего  Бога  за  наши  грехи,  дабы  согрешающие  приходили  в  чувства  и  исправлялись.  Вначале  Господь  вразумляет  нас  малыми  наказаниями…,  если  же  мы  не  исправляемся,  посылает  тяжкое  нашествие  иноплеменников,  чтобы  хоть  в  сем  великом  бедствии  люди  могли  прийти  в  чувство  и  обратиться  от  путей  своих  лукавых»  [1,  с.  317].  А  состояние  российского  общества  накануне  тогдашних  военных  катаклизмов  было  таково,  что  только  через  глобальные  потрясения,  такие  как  война  и  революция,  можно  было  привести  хотя  бы  некоторых  Православных  христиан  к  изменению  своего  мировоззрения  в  сторону  осознания  необходимости  сохранения  традиционных  ценностей,  как  это  произошло,  например,  с  авторами  сборника  «Вехи»,  посвященного  поиску  духовных  истоков  первой  русской  революции  1905—1907  гг.  Ведь,  как  свидетельствовал  в  своем  дневнике  св.  равноап.  Николай  Японский:  «Наказывает  Бог  Россию,  то  есть  отступил  от  нее,  потому  что  она  отступила  от  Него.  Что  за  дикое  неистовство  атеизма,  злейшей  вражды  на  Православие  и  всякой  умственной  и  нравственной  мерзости  теперь  в  русской  литературе  и  в  русской  жизни!  Адский  мрак  окутал  Россию,  и  отчаяние  берет,  настанет  ли  когда  просвет?  Способны  ли  мы  к  исторической  жизни?  Без  Бога,  без  нравственности,  без  патриотизма  народ  не  может  самостоятельно  существовать.  А  в  России…не  только  над  патриотизмом,  но  над  всяким  напоминанием  о  нем  издеваются.  Мерзкая,  проклятая,  оскотинившаяся,  озверевшая  интеллигенция  в  ад  тянет  простой,  грубый  и  невежественный  народ.  Бичуется  ныне  Россия.  Опозорена,  обесславлена,  ограблена;  но  разве  же  это  отрезвляет  ее?  Сатанический  хохот  радости  этому  из  конца  в  конец  раздается  по  ней.  Коли  собственному  позору  и  гибели  смеемся,  то  уже  не  в  когтях  ли  злого  демона  она  вся?  Неистовое  безумие  обуяло  ее,  и  нет  помогающего  ей,  потому  что  самое  злое  неистовство  ее  —  против  Бога,  самое  имя  которого  она  топчет  в  грязь,  богохульством  дышат  уста  ее»  [7,  с.  698—699].

И  Господь  попустил  России  войну  с  Японией.  Важнейшими  причинами  начала  конфликта  между  двумя  странами  стали  империалистические  противоречия  между  великими  державами,  приступившими  к  колониальному  переделу  мира.  Понимая,  что  будущее  России  заключается  в  заселении  и  освоении  богатейшей  территории  Сибири  и  Дальнего  Востока,  Государь  Николай  II,  провозгласил  одной  из  задач  своего  царствования  реализацию  «Большой  Азиатской  программы»,  заключающейся,  среди  прочего,  в  выходе  к  теплым  незамерзающим  Тихоокеанским  портам  [5,  с.  230].  Ведь,  как  оптимистично  рассчитывали  тогдашние  геополитики,  «необходимо  помнить,  что  в  2000  г.  население  России  достигнет  почти  400  млн.  Надо  уже  теперь  подготавливать  свободные  земли  в  Сибири,  по  крайней  мере,  для  одной  четвертой  части  этой  цифры»  [4,  с.  72],  —  советовал  Государю  военный  министр  А.Н.  Куропаткин.  Подобные  планы  неизбежно  вели  к  столкновению  интересов  России  в  Корее  и  Маньчжурии  с  окрепшей  в  военном  и  экономическом  отношении  в  ходе  модернизационной  «революции  Мэйдзи»  набиравшей  амбициозные  обороты  Японией.  Раздуть  эти  противоречия,  чтобы  столкнуть  в  смертельной  схватке  Российскую  и  Японскую  империи,  задались  целью  Великобритания,  Германия  и  США,  заинтересованные  в  ослаблении  своих  геополитических  конкурентов.  Эти  державы  оплатили  40  %  расходов  Японии  на  войну,  всячески  подталкивали  ее  к  вооруженному  противостоянию  с  Россией. 

Помимо  этих,  очевидных  причин  войны,  была  и  еще  одна,  гораздо  более  тонкая.  Дело  в  том,  что  в  конце  ХIХ  в.,  благодаря  деятельности  просветителя  Японии  равноап.  Николая  (Касаткина),  часть  японцев,  которых  к  началу  ХХ  в.  насчитывалось  уже  около  30  тыс.,  приняли  Православие.  Поэтому  задача  сатанинских  сил  была  схлестнуть  зарождающуюся  японскую  паству  с  Матерью-Церковью,  чтобы  в  ходе  войны  уничтожить  Русскую  духовную  миссию.  Но  она  была  спасена  мудростью  и  молитвами  святителя  Николая,  который,  чтобы  не  дать  повода  к  обвинению  Православных  в  отсутствии  патриотизма,  призвал  Православный  народ  Японии  молиться  за  победу  своей  страны  и  своего  императора,  а  сам,  как  русский  подданный  и  патриот  своего  Отечества,  в  частных  молитвах  просил  Господа  о  милости  к  России.  И  Господь  услышал  его  молитвы.  В  последний  момент,  когда  беснующуяся  толпа  уже  готова  была  сжечь  Русскую  миссию,  микадо  неожиданно  для  всех  прислал  свою  личную  гвардию  на  защиту  храма  уважаемого  русского  проповедника. 

Русско-японская  война  наглядно  показала  важность  национально-патриотического  воспитания  подрастающего  поколения.  Генерал  А.Н.  Куропаткин  описывает  в  своих  воспоминаниях,  что  «мы  проглядели,  в  каком  патриотическом,  воинственном  направлении  много  лет  велось  воспитание  японского  народа,  проглядели  постановку  школьного  дела  в  Японии,  где  вместе  с  горячей  любовью  к  родине  с  малых  лет  подготавливались  даже  в  начальных  школах  будущие  воины.  Проглядели,  с  какой  гордостью  служили  японцы  в  своей  армии,  и  с  каким  глубоким  доверием  и  уважением  относился  японский  народ  к  ней…  Силу  Японии  составляло  полное  единение  народа  с  армией  и  правительством.  Это  единение  и  дало  победу  японцам».  А  что  в  это  время  происходило  в  России?  Тот  же  генерал  Куропаткин  сообщает,  что  «для  наших  войск  война  в  Маньчжурии  не  была  войной  народной…  Равнодушие  России  к  той  кровавой  борьбе,  которую  сыны  ее  вели  в  чужой  стране  за  малопонятные  интересы,  не  могло  не  поколебать  сердца  даже  сильных  воинов…  Но  в  России  не  ограничились  одним  равнодушием  к  армии.  Представители  революционных  партий  чрезвычайно  энергично  принялись  за  работу,  чтобы  увеличить  наши  шансы  на  неудачи  и  воспользоваться  ими  для  достижения  своих  темных  целей.  Возникла  целая  подпольная  литература,  имевшая  целью  расшатать  доверие  офицера  к  своим  начальникам,  доверие  солдата  к  офицерам,  доверие  всей  армии  к  правительству»  [5,  с.  188—189,  392].  Революционные  партии  руководствовались  принципом  «чем  хуже,  тем  лучше»:  чем  больше  поражений  на  фронте,  тем  больше  шансов  свергнуть  в  ходе  революции  ненавистную  им  власть.  Как  интерпретировал  в  своих  целях  военные  неудачи  России  В.И.  Ленин,  «не  русский  народ,  а  самодержавие  пришло  к  позорному  поражению.  Русский  народ  выиграл  от  поражения  самодержавия.  Капитуляция  Порт-Артура  есть  пролог  капитуляции  царизма»  [4,  с.  158].

Поэтому  воевать,  а  уж,  тем  более,  побеждать  в  таких  условиях  было  чрезвычайно  сложно.  Тем  не  менее,  русские  люди  и  здесь  показали  чудеса  героизма.  Ведь  еще  далеко  не  у  всех  улетучилось  убеждение,  что  «с  нами  Бог».  Истинные  сыны  России,  готовы  были,  как  и  раньше,  идти  в  бой  «за  веру,  Царя  и  Отечество».  Достаточно  вспомнить  бессмертный  подвиг  крейсера  «Варяг»  под  командованием  В.Ф.  Руднева,  экипажу  которого,  отправлявшемуся  на  верную  гибель,  отдавали  честь  матросы  иностранных  судов,  стоявших  в  нейтральном  порту  Чемульпо.  Во  время  героической  обороны  Порт-Артура  русские  моряки  проявили  чудеса  мужества  и  стойкости,  выдержав  четыре  штурма  крепости.  Для  обороны  города  его  защитники  пустили  электроток  через  проволочные  заграждения,  впервые  использовали  прожектора  для  отражения  ночных  атак,  мичман  С.Н.  Власьев  изобрел  минометы,  лейтенант  Н.В.  Подгурский  —  «шаровые  мины»,  которые  начинялись  пироксилином  и  скатывались  на  наступавшие  японские  войска  с  горы  Высокой.  Генерал  Р.И.  Кондратенко,  как  былинный  богатырь,  повел  за  собой  в  атаку  солдат,  уже  обратившихся  в  бегство,  и  смог  переломить  ход  битвы,  скомандовав:  «Братья,  лучше  умереть,  чем  опозорить  себя  и  отступить!  Все  умрем,  но  не  отступим.  Ну,  молодцы,  с  Богом,  вперед!»  [2]  Все  годы  войны  за  Россию  и  ее  армию  молился  святитель  Николай  Японский.  И  у  России,  несмотря  на  бесконечную  вереницу  неудач,  и  поражений  (Ляоян,  Шахэ,  Мукден,  Цусима),  сохранялся  шанс  переломить  ход  боевых  действий  в  свою  пользу.  Ведь  в  1905  г.,  когда  Япония  была  на  грани  экономического  краха  и  подстрекающие  ее  на  войну  заокеанские  покровители  перестали,  опасаясь  ее  дальнейшего  усиления,  выделять  ей  субсидии,  Россия  сконцентрировала  в  Маньчжурии  почти  миллионную  армию,  готовую  идти  в  бой.  Но,  чтобы  победить,  ей,  по  словам  великого  князя  Николая  Николаевича,  «нужен  был  один  год  времени,  один  миллиард  рублей  и  200—250  тысяч  чел.  потерь»  [6].  А  в  России  уже  во  всю  пылала  революция,  попущенная  Богом  для  того,  чтобы  «взвихренная  Русь»  одумалась  и  хотя  бы  часть  людей  пришла  к  покаянию.  Как  в  самую  точку  глядел  святитель  Николай  Японский:  «Внутри  России  революция.  Пришла  великая  беда  на  Россию!  Знать,  она  стоит  того.  Но,  Господи,  накажи  и  исправь!»  А  вот  этого  исправления,  в  глобальном  плане,  увы,  так  и  не  произошло.  Опьяненный  в  стремлении  построить  земное  счастье  народ  все  более  и  более  отходил  от  жизни  по  заповедям.  Люди,  в  большинстве  своем,  перестали  ценить  то,  что  имели,  и  за  все  благодарить  Бога.  Они  не  извлекли  урока  из  трагического  звоночка  русско-японской  войны  и  первой  революции.  И  через  десять  лет  грянула  гораздо  более  страшная  Первая  мировая  война  и  Великая  российская  революция,  как  в  настоящее  время  рекомендуют  называть  события  1917  г.  разработчики  новой  концепции  преподавания  истории.  К  сожалению,  Господу  пришлось  прибегнуть  к  этой  ужасной  проверке  на  верность,  чтобы  отделить  зерна  от  плевел,  настоящих  Православных  христиан  от  приспособленцев  и  врагов  Церкви  и  исторической  России.  В  ходе  революции,  гражданской  войны  и  репрессий  были  уничтожены  миллионы  наших  соотечественников,  многие  из  которых  остались  до  конца  верны  своим  идеалам.  Этих  людей,  прославленных  ныне  в  сонме  Новомученников  и  исповедников  Церкви  Русской  невозможно  было  заставить  отречься  от  Христа.  Их  можно  было  только  уничтожить,  что  и  было  сделано.  Но  «Бог  поругаем  не  бывает».  И  умерев  для  жизни  земной,  они  родились  для  жизни  вечной.  А  мы  обрели  десятки  тысяч  молитвенников  за  землю  Русскую,  за  народ  Православный.  Верим,  что  по  их  молитвам,  в  настоящее  время  у  русских  людей  есть  возможность  воцерковляться  и  строить  свою  жизнь  по  заповедям  Христовы.  И  будем  помнить,  что  если  люди  упускают  свой  шанс  встать  на  путь  спасения  в  благополучное  мирное  время,  они  вынуждают  Господа  в  очередной  раз  прибегнуть  к  военной  «шокотерапии»,  что  уже  сейчас,  на  наших  глазах,  происходит  на  Украине. 

 

Список  литературы:

  1. Димитрий  Ростовский,  свт.  Жития  святых:  В  12  тт.  Т.  1.  М.,  2007.
  2. Кондратенко  Роман  Исидорович//  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.brocgaus.ru/text/053/286.htm
  3. Куропаткин  А.Н.  Русско-японская  война  1904-1905:  Итоги  войны.  СПб.,  2002.
  4. Ленин  В.И.  О  падении  Порт-Артура//Полн.  собр.  соч.  5-е  изд.  Т.  9.
  5. Мультатули  П.В.  Внешняя  политика  императора  Николая  II  (1894—1917).  М.,  2012.
  6. Накамура  К.  Окончание  русско-японской  войны:  Строки  из  дневников  святого  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.  ricolor.  org/rz/  iaponia/mp/nik
  7. Николай  Японский,  свт.  Краткое  жизнеописание.  Дневники  1870—1911  гг.  СПб.,  2007.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий