Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 28 декабря 2015 г.)

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

УЧЕБНЫЙ КУРС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В РАМКАХ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук,
доц. кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств
Новосибирского государственного 
педагогического университета,

РФ, гНовосибирск

E-mail: 

 

TRAINING COURSE “FINE ARTS” WITHIN THE PROGRAM OF A MAGISTRACY “ART EDUCATION”

Ksenia Kravchenko

candidate of pedagogical science,
associate professor of drawing, painting and art education of Institute of arts
of the Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье отмечено, что в структуре преподавания в рамках магистерской программы «Художественное образование» целесообразно модернизировать преподавание дисциплин художественного цикла с целью повышения уровня подготовки магистра художественного образования. Автор предполагает, что будет наиболее эффективным путь индивидуализации модуля практической художественной подготовки. Поэтому предлагается вместо дисциплин этого модуля («Спецрисунок», «Спецживопись», «Скульптура») ввести в учебный план дисциплину «Изобразительное искусство», содержание которой будет разрабатываться индивидуально для каждого магистранта с учетом направления его научно-методического исследования, после чего целесообразно будет включить в учебный процесс профессионально-художественную практику.

ABSTRACT

In article it is noted that in structure of teaching within the master program «Art education» it is expedient to modernize teaching disciplines of an art cycle for the purpose of increase of level of training of the master of art education. The author assumes that there will be the most effective a way of an individualization of the module of practical art preparation. Therefore it is offered to enter instead of disciplines of this module into the curriculum discipline “Fine arts” which contents will be individually developed for each undergraduate taking into account the direction of its scientific and methodical research then it will be expedient to include professional and art practice in educational process.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство; магистр художественного образования; профессионально-художественная практика.

Keywords: fine arts; master of art education; professional and art practice.

 

Подготовка магистра по профессионально-образовательной программе Художественное образование направления полготовки «Педагогическое образование» нацелена на удовлетворение потребностей потенциальных работодателей в высококвалифицированных специалистах области художественно-педагогического образования, которые смогут успешно вовлекать детей в изобразительную деятельность, что будет эффективно только если обучающий владеет не только методическим, но и художественным мастерством в той или иной области изобразительного искусства [3, с. 127].

Однако ограниченность аудиторных часов по художественным дисциплинам («Спецрисунок», «Спецживопись», «Скульптура») не позволяет в полной мере удовлетворить потребность магистранта в углублении своего профессионального художественного мастерства.

В связи с этим представляется целесообразным объединить эти дисциплины в одну «Изобразительное искусство», что повысит количество аудиторных и самостоятельных учебных часов в три раза, что, несомненно, будет существенным плюсом в учебном процессе.

Проектирование системы преподавания курса «Изобразительное искусство» в магистратуре начинается с определения целей и задач содержания обучения. В основу этой системы должен быть положен индивидуальный подход, учитывая, что студенты магистратуры поступают, уже определив свои творческие приоритеты.

Обучение магистра – процесс, требующий серь­езной подготовки, использования многочисленных средств педагогическо­го воздействия: методов, приемов, способов обучения. Многое должен знать и уметь педагог, чтобы подготовить мастера своего дела, особенно, когда речь идет о конкретной личности будущего магистра художественного образования.

Требование учета особенностей личности в обучении художественным дисциплинам существует очень давно. Но использование индивидуального под­хода, как принципа обучения, наиболее широкий размах приобрело, когда высшая школа взяла ориентиры на систему многоуровневого образования.

Именно в магистратуре сущность индивидуального подхода, его положительные качества могут быть востребованы в полной мере, что и применяется при организации научно-исследовательской работы магистрантов. Однако дисциплины предметного художественного цикла не всегда построены с учетом научных предпочтений магистранта. Тогда как ограниченность времени обучения диктует именно индивидуальный подход к обучению магистранта художественному мастерству и разработку курса обучения изобразительному искусству индивидуально для каждого магистранта.

Учебный план подготовки магистров должен быть построен таким образом, чтобы его дисциплины, сохраняя преемственность, не повторяли ни одного из курсов подготовки бакалавров или специалистов, и базироваться на научной концепции художественного образования. В специальном блоке дисциплин преимущественные позиции занимают фундаментальные предметы, которые дают знания научных направлений в художественном образовании и помогают магистранту сделать осознанный выбор направления научного исследования и творческого пути. Модуль практической подготовки, основу которого составит курс «Изобразительное искусство» поможет реализовать творческий потенциал магистранта в избранном им виде художественной деятельности.

Курс «Изобразительное искусство» нацелен на практическое овладение методами и приемами творческой изобразительной деятельности в выбранной магистрантом области изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура).

Курс «Изобразительное искусство» целесообразно включить в первый год обучения в магистратуре, что поможет углубить теоретические знания и практические умения, полученные в бакалавриате, а также развить способности ориентироваться в новых тенденциях изобразительного искусства, подготовить магистранта к собственному творческому поиску на последующей профессионально-художественной практике, которая будет проходить на втором году обучения.

Разрабатывая собственную экспериментальную методику с ее системой заданий и упражнений, формами и методами обучения, в своей научно-исследовательской работе, магистранты нуждаются в постоянной творческой работе, следующей параллельно и помогающей углублять понимание творческого процесса [1].

Творческие работы, выполняемые магистрантами, должны частично решать проблему исследования, начиная с анализа процессов формирования замысла, реализации замысла в том или ином художественном материале и заканчивая способами создания художественного образа в изобразительном искусстве.

Процесс преподавания курса «Изобразительное искусство», как уже упоминалось, целесообразно строить на основе принципа индивидуального подхода к каждому магистранту. Это поможет решить не только частные задачи обучения художественному мастерству, но и общие задачи подготовки специалиста высокого уровня:

·   развивающие обучающегося, его научно-творческие способности и некоторые необходимые психические процессы, такие как профессиональное художественное восприятие, мышление, представление, творческое воображение и т. д.;

·   воспитывающие, которые включают в себя воздействие на мировоззрение, на мотивационную сферу, интересы, вызывающие усердие, трудолюбие и т. д.;

·   организующие эффективность всего научно-творческого процесса в процессе выполнения научно-исследовательской работы студента в магистратуре.

Темы магистерских диссертаций по теории и методике обучения и воспитания изобразительному искусству обычно представлены двумя составляющими. Первая отражает проблему развития качества личности или ее способности, а вторая указывает на вид изобразительной деятельности, в которой эта способность или качество формируется. Поэтому учебный план должен быть нацелен на решение этой двуединой задачи. Несомненно, полезна в контексте творческой самореализации личности магистранта профессионально-художественная практика, которая будет являться продолжением курса «Изобразительное искусство», быть узконаправленной и обязательно связанной с темой научного исследования.

Проходит практика в творческих мастерских членов Союза художников и на кафедрах под руководством кандидатов и докторов наук, профессоров. Магистранты, исследующие проблему, связанную с формированием педагогического феномена через живопись, пойдут на практику к лучшим живописцам; исследующие развитие пространственного мышления или творческих способностей в процессе графической подготовки направляются к ведущим специалистам в этой области, а приверженцы скульптуры – в мастерскую скульптора, и на соответствующую кафедру.

Таким образом, процесс творческой подготовки будет наиболее эффективен, а также будет представлять самодостаточную форму подготовки, гармонично вписывающуюся в общую структуру обучения и процесс научно-исследовательской работы.

Главные цели такого курса подготовки по изобразительному искусству в процессе освоения программы «Художественное образование» – профессионализация знаний, умений и навыков студентов-магистрантов в контексте того вида изобразительной деятельности, который заложен в теме магистерской диссертации; творческая самореализация студента-магистранта через экспозицию своих творческих работ на выставках; научно-исследовательская самореализация магистрантов с апробацией своих практических изобразительных умений в процессе создания методических разработок; умение включать средства изобразительного искусства в экспериментальную методическую систему [2].

Оценивание результатов обучения студентов-магистрантов, обучающихся по программе «Художественное образование», должно идти по двум направлениям: оценка художественно-творческих работ по критериям их соответствия художественно-эстетической оценке, включающей фундаментальные категории; оценка научно-методических разработок магистранта на соответствие их научной новизне, оригинальности и практической значимости.

Таким образом, становится ясно, что художественная деятельность магистранта рассматривается в учебном процессе как профессиональная, то есть должна быть связана с научным поиском, что, несомненно, будет обеспечено наличием в учебном плане курса «Изобразительное искусство».

 

Список литературы:
1. Ивахнова Л.А. Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство» // Омский научный вестник № 3 (98). Серия: Общество. История. Современность. – Омск, – 2011. – С. 188–192.
2. Кравченко К.А. Пути совершенствования современного художественно-педагогического образования // Философия образования, 2014. № 5 – Новосибирск: Изд. СО РАН, 2014. – С. 117–127.
3. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Актуальные проблемы магистерской подготовки художника-педагога // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012, Т. 18. – С. 127–129.

 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов