Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2011 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузеванова Н.С., Симбирцева Н.А. СПЕЦИФИКА ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № IV. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

СПЕЦИФИКА  ВИЗУАЛЬНОГО  ОБРАЗА

Кузеванова  Наталия  Сергеевна

студентка  ИФКиМК  УрГПУ,  г.  Екатеринбург

E-mail:  tash16@mail.ru

Симбирцева  Наталья  Алексеевна

кандидат  культурологии,  доцент  кафедры  культурологии  УрГПУ,  г.  Екатеринбург

 

Статья  написана  в  рамках  федеральной  целевой  программы  «Научные  и  научно-педагогические  кадры  инновационной  России»  на  2009-2013,  государственный  контракт  №  14.740.11.1117.

 

Тема  видения  мира  особенно  актуальна  для  XXI  века,  когда  в  культуре  превалирует  доля  визуально-зримого  как  более  доступного  и  воздействующего  непосредственно  на  человеческую  психику.  Расшифровка  текста  требует  затрат  времени  и  усилий,  образная  же  информация  быстро  схватывается  сознанием.  Специфика  визуального  образа,  подразумевающая  отсутствие  словесной  составляющей,  делает  роль  образной  информации  весьма  значительной,  предполагая  в  ней  основную  смысловую  нагрузку.

Такие  институты,  как  политика  и  реклама  для  влияния  на  аудиторию  активно  используют  визуальные  образы  посредством  трансляции  их  через  средства  массовой  информации.  Таким  образом,  визуальная  информация  проникает  в  экономическую,  политическую,  духовную  и  социальную  сферы  жизни  общества.  Рассчитанная  на  зрительное  восприятие,  она  легко  «схватывается»  глазом  и  поступает  в  обработку  сознательными  и  бессознательными  структурами  мозга.

То,  как  мы  видим  мир,  характеризует  одно  из  свойств  человеческого  восприятия,  отвечающее  за  визуальное  постижение  окружающей  реальности.  Видение  не  ограничивается  зрительной  функцией,  а,  конструируя  субъективную  реальность,  характеризует  отношение  индивида  к  конкретному  обществу,  определенной  культуре,  эпохе.  Оно  обуславливается  социальными,  культурными  и  индивидуальными  факторами,  формируется  средой  и  временем  и  склонно  к  изменению.  Дж.  Гибсон  предлагает  понимать  зрительную  информацию  не  как  сигналы  нервных  волокон,  но  содержимое  потока  энергии,  подразумевающее  участие  самосознания.  Это  и  восприятие,  и  способ  познания  мира.  [4,  с.  216–217] 

Зрительная  информация  воспринимается  человеком  не  как  однородный  визуальный  поток,  она  подразделяется  на  конкретные  визуальные  образы.  В  Большом  энциклопедическом  словаре  «визуальный»  определяется  как  «видимый»  [2,  с.  202],  а  «образ»  –  как  субъективная  картина  мира,  включающая  самого  субъекта,  других  людей,  пространственное  окружение  [2,  с.  826].

На  основе  представленных  определений  визуальный  образ  можно  охарактеризовать  как  результат  отражения  человеком  предметов  и  явлений  материального  мира,  относящийся  к  непосредственному  зрительному  восприятию.  Такой  элемент  зрительной  информации  представлен  единством  плана  содержания  (смысла)  и  плана  выражения  (формы).

Восприятие  визуальных  образов  –  результат  работы  сложной  системы,  включающей  в  себя  зрение,  мозг,  психику  и  культуру,  выступающую  в  качестве  преломляющей  линзы.

Существуют  следующие  подходы  к  изучению  визуального  образа:

·     гештальтпсихология  (М.  Вертхаймер,  В.  Келер,  К.  Коффка  и  др.);

·     феноменологический  (Р.  Барт,  Ж.  Бодрийяр,  Ги  Дебор  и  др.);

·     семиотический  (Э.  Кассирер,  М.  Мерло-Понти,  Ж.  Лиотар  и  др.).

Гештальтпсихология  рассматривает  следующие  его  особенности:

·     принцип  фигуры  и  фона:  любой  визуальный  образ  читается  глазом  как  фигура  с  четкими  очертаниями,  выделяющаяся  в  конкретный  момент  из  окружающей  среды.  Последняя  выступает  в  качестве  недифференцированного  фона  для  воспринимаемого  образа; 

·     принцип  замыкания,  по  которому  незаконченные  образы  получают  свое  завершение  в  процессе  восприятия; 

·     принцип  хорошей  формы:  при  условии  сохранения  типа  конфигурации  более  организованная  форма  будет  иметь  приоритет  восприятия  перед  менее  организованной  [6].

Таким  образом,  согласно  теории  гештальтпсихологов,  помимо  анализа  внешних  характеристик  зрительного  образа,  воспринимающая  сторона  активно  участвует  в  его  преобразовании  для  наиболее  адекватного  декодирования.

Р.  Арнхейм  в  этом  вопросе  имеет  схожее  с  гештальпсихологами  мнение,  говоря  о  том,  что  восприятие  образа  –  процесс  познавательный,  характеризующийся  специфическими  особенностями.  Прежде  всего,  восприятие  является  не  пассивным  процессом  созерцания,  но  активным  и  творческим,  не  останавливающимся  на  отражении,  перетекающим  в  создание  визульных  моделей. 

М.  Мерло-Понти  говорит  о  субъективности  восприятия  визуальных  образов,  считывающихся  посредством  некоего  особого  человеческого  зрения,  «третьего  глаза»,  преобразующего  информацию  в  соответствии  с  личностными  особенностями.  Визуальный  образ  предоставляет  нам  средства  для  создания  идеи  вещи,  и  эта  идея  исходит  не  от  изображения,  но  рождается  по  его  «поводу».  Процесс  восприятия  становится  сродни  игре  видимого  и  видящего.  Зрение  –  это  способ  мышления,  декодирующий  знаки,  выраженные  в  предметах.  Такой  вид  мыслительных  операций  способен  восполнять  недостающее  по  имеющимся  деталям  для  создания  цельного  образа,  субъективной  реальности.  Цвета,  отблески,  тени  и  освещение  условно  относятся  автором  к  категории  видимого.  Это,  скорее,  вспомогательные  элементы,  формирующие  удобный  для  восприятия  визуальный  образ.  Как  самостоятельная  зрительная  информация  они  различимы  не  для  всех.  Человек  видит  цельно,  не  разбивая  объект  на  его  передний  план  и  тень,  представляющую  тело  в  пространстве  и  дающую  нам  возможность,  не  меняя  точки  наблюдения,  получить  информацию  с,  казалось  бы,  несовместимых  ракурсов  [5,  с.  291  –  292].

Р.  Арнхейм  подчеркивает  такое  свойство  визуального  восприятия  как  комплексность:  ни  один  объект  не  воспринимается  человеком  изолированно,  он  обязательно  вписан  в  общую  систему  координат,  соотносится  с  остальными  телами  по  размеру,  цвету,  яркости  и  другим  параметрам.  Только  такое  видение  позволяет  сконструировать  цельное  представление  об  окружающей  действительности.  На  примере  диска  в  квадрате  Р.  Арнхейм  показывает  многозначность  конструкции  визуального  образа  –  взаиморасположение  элементов  не  только  дает  нам  представление  об  их  пространственном  соотношении,  но  и  добавляет  некоторым  из  них  эмоциональную  составляющую.  Так,  меняя  положение  круга  в  квадрате,  мы  находим  его  состояние  устойчивым,  неугомонным  или  стремящимся  к  высвобождению.  Логический  центр  любой  композиции,  находящийся  на  пересечении  диагональных,  горизонтальных  и  вертикальных  осей,  притягивает  внимание  воспринимающей  стороны.  Отклонение  от  центра  вызывает  беспокойство  и  сложность  в  восприятии  образа.  Также  большое  значение  играет  соблюдение  равновесия  в  визуальной  модели.  Наряду  с  телами  физическими  визуальные  образы  обладают  центром  тяжести  и  точкой  опоры  [1,  с.  23–27,  31–33,  36–38,  42–44].  Несбалансированные  композиции  воспринимаются  как  неустойчивые  и  случайные,  а  ее  элементы  –  как  стремящиеся  изменить  свои  форму  и  местоположение  для  гармонизации  общего  образа.

Психологические  эксперименты  показали  роль  цвета  в  восприятии  визуальной  информации.  С  его  помощью  определяется  вес,  объем,  удаленность  предмета.  Более  того,  цветовое  решение,  как  и  ассоциированность  визуального  образа  с  ранее  пережитым  опытом,  влияет  на  эмоциональное  отношение  к  увиденному.  Активнее  воспринимаются  образы,  превосходящие  остальные  по  размеру,  яркости  и  насыщенности  цвета,  освещенности,  контрастности.  Такой  параметр  видимых  объектов  как  вес  оценивается  зрителем  в  соответствии  со  своим  местоположением.  Находящийся  в  центре  композиции  элемент  оценивается  как  более  легкий.  Расположение  в  верхней  части  композиции  визуально  делает  предмет  тяжелее,  правая  сторона  так  же  добавляет  объекту  веса.  Законы  физики  играют  определенную  роль  в  визуальном  восприятии:  согласно  принципу  рычага,  увеличивается  вес  предмета  в  соответствии  с  его  удаленности  от  центра  равновесия.  Особое  внимание  при  восприятии  образа  сосредотачивается  на  левой  его  части,  что  активно  используется  в  театре:  эта  часть  сцены  считается  более  сильной,  а  при  взаимодействии  двух-трех  актеров,  стоящий  слева,  как  правило,  будет  доминировать.

На  визуальное  восприятие  также  влияют  историческая  эпоха,  социальные  условия,  культура,  религия,  национальные,  антропологические  и  другие  параметры  субъекта  восприятия,  определяющие  оценку  объекта  в  эстетическом  плане.  Индивид,  получая  образную  информацию,  вольно  или  невольно  соотносит  ее  с  представлениями  о  прекрасном  [3,  с.  198].  Интересен  выбор  критериев  женской  красоты  в  определенные  эпохи  у  разных  культур.  Если  в  первобытной  женщине  ценились  пышные  формы,  символизировавшие  плодородие  и  рождение  жизни,  то  в  Древнем  Китае  в  качестве  идеала  красоты  выступала  женщина  маленькая,  хрупкая.  Выходит,  при  получении  визуальной  информации  встает  проблема  множественной  интерпретации  увиденного  в  зависимости  от  присущего  воспринимающей  стороне  индивидуального  набора  параметров,  о  которых  говорилось  выше.  Новый  образ  взаимодействует  с  уже  имеющимися  в  памяти  индивида,  с  установками  различного  характера,  и  в  результате  их  взаимовлияния  формируется  субъективная  репродукция  воспринимаемого.  Вступающему  в  контакт  со  зрителем  образу  не  избежать  подобной  трансформации.

Восприятие  визуального  образа  происходит  под  влиянием  самых  разнообразных  факторов,  играющих  немалую  роль  в  варьировании  результатов  отражения,  и  носит  исключительно  субъективный  характер.  Видимые  образы,  воспринимаемые  индивидом  легче  других,  вне  зависимости  от  скорости  и  простоты  усвоения,  несут  в  себе  больше  информации,  чем  может  показаться.  Получаемая  в  результате  репродукция  характеризует  и  объект,  и  субъект  познавательного  процесса,  являясь  уникальной  единицей  визуальной  информации.

 

Список  литературы:

1.Арнхейм  Р.  Искусство  и  визуальное  восприятие.  М.:  Прогресс.  –  1974.  180  с.

2.Большой  энциклопедический  словарь.  М.:  Большая  Российская  энциклопедия,  1998.  5110  с.

3.Бычков  В.В.  Эстетика.  М.:  Гардарики.  –  2004.  556  с.

4.Гибсон  Дж.  Экологический  подход  к  зрительному  восприятию:  Пер.  с  англ./Общ.  ред.  и  вступ.  ст.  А.Д.  Логвиненко.  М.:  Прогресс,  1988.  464  с:  ил.

5.Мерло-Понти  М.  Феноменология  восприятия.  СПб.:  Наука.  –  1999.  605  с.

6.Репин  Е.  Основа  восприятия  –  принципы  гештальта.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.practicum.org

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.