Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Гендерные исследования в гуманитарных науках» (Россия, г. Новосибирск, 21 ноября 2012 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Секция: Вопросы гендера в социологии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СЕМЬЕ
Тлеукенова Жанар Сайрамбековна
магистр психологии, ст. науч. сотр. Казгосженпу, НИИ СГИ, г. Алматы
E-mail: zhanar.tleukenova@mail.ru
Бектурганова Гульжан Кыдырбаевна
магистр географии, ученый секретарь, Казгосженпу, НИИ СГИ, г. Алматы
E-mail: gulzhan.bekturganova@yandex.ru
Аймаганбет Гуласыл Казбековна
магистр социологии, науч. сотр., Казгосженпу, НИИ СГИ, г. Алматы
Социально-политическая трансформация всего казахстанского общества затрагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначила противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах и оказала заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между супругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему принятия индивидами своих половых ролей, а именно процесса гендерной социализации в обществе в целом. И в данной статье, прежде чем рассмотреть природу гендерных отношений и процесса гендерной социализаций в семейном ракурсе, хотелось бы поразмыслить над тем, что такое «гендерная социализация» и какое влияние оказывают на человеческое развитие? В чем заключается особенность гендерной социализаций в семье? Что такое институт семьи? И что оно дает в социальном и гендерном плане для индивида вообще? Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, нам нужно понять, что формирует нас, как социальных мужчин и женщин.
Само понятие гендерной социализации является одним из центральных в различных социальных науках: философии, психологии, педагогики, социологии, политологи. Каждая из наук дает собственное определение гендерной социализации, акцентируя внимание на различных аспектах данного процесса. Однако, если разобраться самим термином этого понятия, то гендерная социализация обозначает процесс освоения людьми социально-половых ролей. В этом процессе участвует сам человек, идентифицируя себя с мальчиками (мужчинами) или девочками (женщинами). (Например: «я — девочка, а девочки должны быть красивыми, аккуратными, скромными…) [2, с. 25]. То есть осмысление определенных моделей мужского и женского поведения, соответствующих им ценностей, взглядов, норм поведения, а также появления соответствующих стереотипов. Иными словами, речь идет о том, как люди становятся «мужчинами» и «женщинами».
Исходя из данной социальной терминологии, отметим, что важными институтами, участвующими в гендерной социализации, являются:
·семья (девочка следует примеру матери, получает представления о «женских» обязанностях по обслуживанию членов семьи, о нормах девичьего поведения, а мальчик — соответственно, следует примеру отца, выполняет «мужские» обязанности, получает представление о нормах дозволенного мужчинам…);
·школа (педагоги, учебники, воспроизводящие гендерно-традиционные установки, разные программы для девочек и мальчиков…);
·различные учреждения (например: магазин, предлагающий разную одежду, принадлежности, игрушки для девочек и мальчиков);
·СМИ (воспроизведение гендерно-традиционных ролей, образов…) [1, с. 140].
Теперь, остановимся конкретно на том, что такое семья? И в чем же заключается особенность гендерной социализации в семье? Семья — как основный институт первичной социализации индивида имеет свою специфику, поскольку именно здесь формируются, прежде всего, образцы мужского и женского семейного поведения, установившиеся роли в семье, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Отметим, что основными механизмами гендерной социализации в семье являются гендерные стереотипы, а агентами гендерной социализации являются родители. И потому идеализированная модель будущей семьи в представлениях молодых людей формируется под влиянием родительской семьи, и некоторых усвоенных образцов социальной среды. Исходя из этой точки зрения, хотелось бы раскрыть данную тематику статьи более обширно на примере национальной семейной культуры казахов, и просмотреть как происходит вообще процесс гендерной социализации в казахских семьях.
«Воспитание должно быть одинаковым, в том смысле, что девочка не должна быть обделена ни в образовании, ни в чем-то еще, что дается в семье мальчикам, что пригодится им в будущем. Но девочка должна знать, что такое порядок и дисциплина. Права у них одинаковые, но сын получит шанырак от отца, а дочь уйдет в чужой дом, в чужое гнездо» [4, с. 56].Именно в таких традиционных условиях формируется гендерная социализация в казахских семьях, а также, семейное воспитание и ценности, где универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. При этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что, в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней. Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми.
Известно, что мальчики являются более желанными детьми для родителей казахов, особенно, если речь идет о первенце. Этому способствует устоявшееся представление о большей социалной ценности мужчин пo сравнению с женщинами. Данный факт гендерной социализации, можно просмотреть на основе этнографического материала, ограничившись мужской, т. е. патриархальной системой. Главной особенностью ранних периодов жизненного цикла казахов заключались в формировании психофизиологических характеристик и ранней социализации (обучение первичным навыкам предметно-орудийной деятельности, первичное осознание комплекса кровно-родственных и социальных связей и т. п.), то с достижением примерно 12—15 лет для мальчиков («боз бала», «жiгiт-желен»), 11—13 лет для девочек («кыз бала») акцент переносился на формирование активных трудовых навыков с ориентацией на гендерные функции с постепенным усвоением связанных с этим культурных стереотипов и поведенческих норм [5, с. 205].
На следующем этапе социализации, охватывающем юношей старше 15—16 лет («жiгiт») и девушек — 13—15 лет («бой жеткен қыз», т. е. «на выданье», достигшая брачного возраста) на первый план выходит брачная и производственная функции. По обычному праву юноша-казах признавался совершеннолетним с 12—15 лет и получал право вступать в брак, а также «отлучаться, наниматься и заниматься делом сам, без спроса»; «до 12—15 лет продажа, купля, заем и другие распоряжения их недействительны». Кроме того, «пора выделения каждого сына зависит от того, в каком положении находятся дела отца, и определяется в семейном кругу, но не ранее того, как минет сыну 16 лет, по пословице «в пятнадцать лет — хозяин кибитки». Для традиционных обществ характерна сильная властная структура семьи, большей частью патриархальной формы, которая сохранялась и тогда, когда сыновья уже становились взрослыми. Так традиционный институт «семьи» в Центральной Азии являлся (и является) важнейшим как в материальном плане (все вносят свой вклад в ее доходы), так и в процессе социализации отдельных своих членов. Однако, отметим, что на сегодняшний день в казахстанском обществе роль мужчины как главы семьи и как отца имеет тенденцию в сторону снижения. Об этом свидетельствуют социологические исследования «Роль современного мужчины в семье» проведенное Институтом политических решений в крупных городах республики (Алматы, Астана и все областные центры). Правда, картинка получилась больно радужная. Что касается роли мужчины в семье за последние 10 лет, то голоса респондентов распределились так: «не изменилась» — 40,3 %; «незначительно возросла» — 17,8 %; «незначительно снизилась» — 14,1 %; «существенно возросла» — 10 %; «существенно снизилась» — 9,8 %. В опросе участвовали как находящиеся в браке, имеющие отношения с партнером, так и одинокие люди. Эти же респонденты считают, что мужчина в семье это прежде всего «кормилец, источник финансового дохода» — 53,6 %. «Бездельник, ничем не занимается» — всего 2,1 %. То есть меньше, чем «затрудняюсь ответить» — 4,4 %. На втором месте после “кормильца» было «лидер, защитник и покровитель семьи» — 36,3 %. Но как отмечает психолог Татьяна Журавлева «Кризис в мужской роли безусловно. Но любой кризис несет в себе зерно его преодоления» [3].
Теперь перейдем к теме гендерной социализации девочек и девушек в роли женщин и матери. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков — это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек — уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий в семье, способствующие формированию стереотипной гендерной роли, соответствующие игре в «дочки матери».
В обыденной истории гендерной социализации девушки в казахской культуре можно увидеть на примере девушки — невестки в семье мужа в казахских семьях. Другими словами навыки поведения в семье женщина получает в роли невестки у казахов. Именно, свекровь направляет невестку в ее поведении в семье, демонстрирует образцы поведения женщины в роли жены, матери. Свекровь, таким образом, выступает агентом гендерной социализации девушки в семье мужа. В родной семье девочка получает первые понятия о прилежности, послушании. Но родители еще щадят девочку, считая, что вся оставшаяся жизнь ее будет подчинена требованиям мужа, его семьи, и дают ей избыток нежности (особенно со стороны отца, дедушки) и определенной свободы. В казахских семьях женщины оценивают такой опыт как положительный, выделяя его воспитательную компоненту, играющую свою роль для девушек в процессе адаптации в обществе, в новой семье.
В заключении отметим, что наше исследование показало, что набор стереотипов мужского и женского поведения в разных культурных традициях неодинаков, в особенности у казахов. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основным институтом социализации — семьей, и именно через межпоколенную трансмиссию родителей и передачу их жизненного опыта и представлений о гендерных стереотипов. И поэтому для повышения ответственности обоих родителей за воспитание детей и перераспределение домашних обязанностей в настоящее время необходимо в казахстанском обществе прорабатывать вопрос о повышении отцовской роли. Так как в современной семье мужчины и женщины должны нести равную ответственность за воспитание детей. Ведь с семьи начинает свою жизнь каждый человек.
Список литературы:
- Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т. 2. — С. 140—142.
- Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ // Автореферат на соис. канд.социолог. наук, — Cтаврополь., — 2004 г. С. 30.
- Мужчина учит в семье новую роль // Фрагмент из заседания Клуба Института политических решений, Алматы, 2012г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.zona.kz (дата обращения 17.11.2012).
- Сеитова М. Женщина в казахской семье: смириться или уйти? //Голоса уходящих поколений (анализ женских биографий). Под ред. С. Шакировой. Алматы: Центр гендерных исследований (включено в реестр иностранных агентов). 2002. — 224 с.
- Тесленко А.Н. Культурная стратификация социализации казахстанской молодежи // Сборник статей научно-практической республиканской конференции. г. Астана, Казахстан, 2011. С. 375.
дипломов
Оставить комментарий