Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Гендерные исследования в гуманитарных науках» (Россия, г. Новосибирск, 09 июля 2012 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Секция: Вопросы гендера в социологии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЖЕНСКИЙ ЮМОР И ЖЕНСКИЕ КОМАНДЫ В КВН
Брильянт Анастасия Вячеславовна
студентка СПбГУКИ, г. Санкт-Петербург
E-mail:
Прошкова Зоя Вячеславовна
канд. социол. наук, ст. науч. сотр., СИ РАН, г. Санкт-Петербург
E-mail:
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ
по проекту 12-03-00635а.
Клуб веселых и находчивых (КВН) — уникальный феномен на российском телевидении (сегодня и в сети). И за более полувека существования — с момента возникновения — конечно, заслужил внимание гуманитарных наук. Но, когда мы взялись за социологическое исследование гендерных аспектов КВН, мы столкнулись с дефицитом социологической литературы по теме. Интерес к КВН был с самых истоков игры, но реализовывался по большей части в публицистике, а не в науке. В поисках материала мы опирались на сетевые ресурсы [1 и др.] и собственные эмпирические разработки. Но, надо отметить — меняется эпоха, портал Яндекс впервые в апреле 2012 года опередил Первый ТВ-канал по частоте обращений в день. Меняется «время» (как значимый субъект исследования), меняются исследования и их базы.
Кроме биографического анализа сетевых текстов, мы использовали интервьюирование 100 участников различных лиг КВН (непосредственное и электронное интервью), пяти директоров и редакторов КВН, включенное наблюдение (А.В. Брильянт — участница команды КВН СПбГУКИ «Парик Ломоносова»). Экспертами являлись представители Межвузовского чемпионата КВН Санкт-Петербурга, Открытой Невской лиги КВН, Межрегиональной лиги «Балтика», Камчатской лиги КВН.
Сначала мы предложили нашим информантам оценить женский юмор как явление. Выбор суждений распределился следующим образом (на 100 респондентов-квнщиков): «Женский юмор существует и отличается от мужского» (69), «Женский юмор отсутствует как таковой» (19), «Женский юмор существует и ничем не отличается от мужского» (12). Как видим, появилась идея, что гендерные границы юмора стираются, и мы приближаемся к европейскому культурному тренду. В то же время убеждение в безъюморности женщин является серьезным барьером для включения женщин в юмористические шоу.
Рассуждая непосредственно о КВН, информанты усиливают позицию «Женского юмора не существует»: «За спинами многих девушек в КВН все равно стоят авторы-мужчины». Не все квнщики, как и не все зрители, принимают женский юмор: «Плоские и посредственные приколы с зачастую плохим актерским отыгрышем… Нет, мне такая самодеятельность точно не по душе». Не воспринимая серьезно творчество «смешных» девчонок, респонденты с критикой и недоверием относятся к заслугам даже известных участниц КВН. В рефлексии о женском юморе в КВН можно услышать: «узкоформатность», «излишняя наигранность», «пошлость». И объяснение информантов:«Женский пол должен заниматься совершенно другими делами: воспитывать детей, готовить и убираться».
Но большинство опрошенных квнщиков положительно оценили женский юмор, особенно способность девушек блестяще шутить на темы, относящиеся к сугубо женскому поведению: «Когда девушки сами высмеивают свои проколы, ни одна мужская подача не сможет сравниться с произведенным эффектом на зрителей».
По мнению экспертов (директоров и редакторов лиг), имеющих многолетний опыт включения в КВН, ситуация в лигах на сегодняшний день такова, что большинство девушек-квнщиц не задумываются над возможностями продолжения своего творческого пути (в том числе на телевидении) в сфере юмора и формате развлекательных шоу. Хотя это является веянием времени, некоторая доля представительниц женского пола пробивается в ПостКВНовское пространство, продолжая работать в этом жанре. При правильной оценке собственного потенциала и сил девушки могут добиться значительных успехов в КВН, идти дальше и создавать яркие и запоминающиеся образы в юмористических программах и шоу.
Отвечая на вопрос о мотивах участия молодых женщин в КВН, эксперты отмечают: «В любом случае девушки, которые идут играть в КВН, преследуют определенные цели. И самореализация тоже немаловажная деталь. Несомненно, мотивы есть у всех, так как это даёт возможность продвижения». Упорядочивая высказывания о мотивах, выделяем следующие: знакомство с творческими людьми, обретение связей разного уровня (включая успешное замужество, так как «Квнщики — завидные женихи»), самореализация, получение уникального жизненного опыта, профессиональное продвижение (на последнем месте, перспективы видятся смутно), повышение уровня компетентности. Последний мотив — компетентность, увеличение информационного и образовательного капитала — заслуживает особенного внимания с социологической точки зрения (мы обнаружили точку роста российского среднего «креативного» класса?).
По мнению экспертов, женских команд в чистом виде не существует: «Смотря как рассматривать этот феномен. Можно говорить о женской команде, взяв в расчет только «картинку», то есть только актерский состав, представляющий команду на сцене. Но, как известно, за спинами актеров стоят еще очень много людей, чтобы эта команда, в принципе, существовала и удачно функционировала. В идеальном варианте, женская команда КВН — хорошо проработанный и продуманный концепт».
Женский юмор «как ТВ-картинка» сейчас заметен и активно распространяется. Толчок к созданию нового жанра в начале 90-х годов дала женская команда Новосибирска «Девушки из джаза» (как по-настоящему успешный проект; годом ранее появились «Саратовские гувернантки» — команда, придумавшая интересный имидж, но без соответствующего уровня шуток), притянув за собой большое количество последовательниц. Сегодня женские команды КВН являются украшением игры, иногда даже пикантным, позволяют наслаждаться разным юмором, в том числе где-то нелепым и милым (перечисленные характеристики являлись для одних респондентов минусом по отношению к феномену, у других, наоборот, — вызывали улыбку и расположение).
На вопрос о вероятности женской команде стать чемпионками Высшей лиги КВН эксперты дают отрицательный ответ, объясняя это слишком большими хлопотами, связанными с женским коллективом, амбициями, трудоспособностью и выдержкой женщин. Хотя одновременно называют команды, которые добились успеха: «Девушки из джаза» (чемпионы Высшей лиги, 1993 г.), команда КВН Житомирского инженерно-технологического института (обладатели «КиВиНа в темном», 1997 г.) и другие.
Приводя примеры известных женщин — участниц КВН, эксперты отмечают, что у каждой из них была либо серьезная актерская профессиональная подготовка (Светлана Пермякова и Жанна Кадникова, команда «Парма»; Ольга Картункова, команда «Город Пятигорск»), либо они являются харизматичными личностями, сумевшими себя «продавить» на экраны: «Татьяна Лазарева, Таня Морозова, Катя Баранова — очень открытая и добрая, лично с ней знакома. Вообще, в принципе, знакома со всеми из Comedy Woman, еще до создания этого проекта вместе играли. Да много знакомых девушек. Из современных команд: Юлия Ахмедова («25-я», Воронеж), Ира Чеснокова («Факультет Журналистики», Санкт-Петербург) — очень талантливая девушка. Все из «Добрянки». Это шикарная команда».
Рассуждая об успешности отдельных персон в КВН, эксперты разделяли современных квнщиц и представительниц КВН более раннего периода, объясняя это продвинутостью и популярностью постКВНовских проектов и отсутствием времени на просмотр игр Высшей и Премьер лиги КВН. Трудно было по ответам выстроить рейтинг известных женщин-квнщиц, но материалы интервью специалистов и рядовых участников КВН дали следующую картину:
- Светлана Пермякова и Жанна Кадникова,
- Татьяна Лазарева,
- Ольга Картункова,
- Татьяна Морозова,
- Полина Сибагатуллина,
- Наталья Еприкян,
- Марина Федункив,
- Ирина Чеснокова,
- Юлия Ахмедова.
Для гуманитарного знания важно помнить: в женских образах в КВН отражаются и гиперболизируются свойства реальных женских типов в России. А гендерная принадлежность команды сегодня — не препятствие для попадания в Высшую лигу и в победители КВН. Важнее правильный концепт команды, ее харизма, оптимальное руководство.
Список литературы:
- Дьяченко, М. «В чём сила женского КВН, брат?». Некоторые современные женские команды КВН. Обзор. [Электронный ресурс] / М. Дьяченко // Официальный сайт Международного союза КВН: КВН-избранное. — М., 2011.— Режим доступа: http://www.amik.ru/Article/47/11978.html. — 14.01.2011.
дипломов
Оставить комментарий