Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2020 г.)

Наука: Экономика

Секция: Инновационные подходы в современном менеджменте

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Клюев Ю.В., Крель Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ИМИДЖА УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 6(28). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 12-21.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ИМИДЖА УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Клюев Юрий Владимирович

канд. культурологии, доц. кафедры управления и экономики социально-культурной сферы факультета социально-культурных технологий, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

Крель Екатерина Васильевна

студент 1 курса магистратуры направления подготовки социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

SOCIAL RESPONSIBILITY AS THE BASIS OF THE IMAGE OF THE INSTITUTION OF SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

 

Yuri Klyuev

Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Management and Economics of the Social and Cultural Sphere, Faculty of Social and Cultural Technologies,  Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

Ekaterina Krel

1st year student of the direction of the preparation of socio-cultural activities Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается социальная ответственность как основа имиджа учреждения социально-культурной сферы, на примере Государственной филармонии Кузбасса имени Б. Т. Штоколова. Актуальность темы заключается в том, что именно социальная ответственность лежит в основе развития любого учреждения. Целью данной работы является проследить с помощью каких форм деятельности учреждение осуществляет поставленные перед ним задачи и выполняются ли обязательства, возложенные на нее. Анализ деятельности Государственной филармонии Кузбасса показывает, что в этих непростых для академического искусства условиях, руководству филармонии удается выполнять возложенные на учреждение обязательства, тем самым реализуя социальную ответственность перед обществом.

ABSTRACT

This article discusses social responsibility as the basis of the image of the establishment of a socio-cultural sphere, using the example of the Kuzbass State Philharmonic named after B.T. Shtokolov. The relevance of the topic lies in the fact that it is social responsibility that underlies the development of any institution. The goal of this work is to track with what forms of activity the institution carries out the tasks assigned to it and fulfills the obligations assigned to it. An analysis of the activities of the Kuzbass State Philharmonic shows that in these difficult conditions for academic art, the leadership of the Philharmonic succeeds in fulfilling the obligations assigned to the institution, thereby realizing social responsibility to society.

 

Ключевые слова: социальная ответственность, филармония, имидж, задачи учреждения, противоречие, деятельность.

Keywords: social responsibility, philharmonic society, image, tasks of the institution, contradiction, activity.

 

На сегодняшний день уже мало кого можно удивить выражением «имидж – есть главная составляющая успеха», и как много завит от него. Выбор имиджа похож на выбор маски,иначе говоря, для того чтобы публика поверила в тот или иной имидж, необходимо его «разыграть», т. е. представить его в действии, в конкретных обстоятельствах места и времени, возложенных ролей и обязательств [8]. Поэтому, рассматривая имидж, на первый план выходит социальная ответственность учреждения перед субъектами коммуникации.

«Социальная ответственность – сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества» [9].Социальная ответственность имеет ряд особенностей: онаносит инициативный характер, предполагает компромисс между общественными целями и интересами, с одной стороны, и индивидуальными, профессиональными, этическими и т.п. устремлениями – с другой. Поведение людей в контексте социальной ответственности определяется ожиданиями других людей в отношении социальной позиции данного субъекта и выражается в формировании социально определяемых атрибутов конкретных социальных групп [1].

Особое место среди учреждений социально-культурной сферы занимает филармония. Эта концертная организация, основной целью которой является пропаганда музыкального искусства, прежде всего симфонического.

Изначально филармонии не принадлежали государственной собственности. Это были небольшие общества, которые помогали организовывать концерты симфонических оркестров, музыкантов-инструменталистов и вокалистов. И только вХХ веке в социалистических странах филармонии стали государственными организациями, которые монополизировали концертную деятельность не только в сфере классической музыки, но и народной, эстрадной.В этом заключается специфика российских филармоний, как учреждений социально-культурной сферы. Они стали культурными центрами регионов со сверхзадачей – повышение культурного уровня граждан путем пропаганды музыкального искусства (прежде всего классического). Филармонии получили монополию практически на всю концертную деятельность в регионах, но также они стали очень зависимы от политического и экономического вектора развития страны [12].

«Сложный период социально-политических и социально экономических реформ 90-х годов ХХ века, вызвал глубокий институциональный кризис, в котором оказались практически все филармонии страны. Вместе с тем, реформирование и «коммерциализация» института филармонии, вызвавшее вторжение экономического фактора в разрушавшуюся систему филармонической деятельности, нанесли значительный урон практике гастролей профессиональных коллективов и исполнителей» [5с. 228].

Филармония как организация в этот период лишилась нескольких опор, на которой базировалась ее деятельность:

- политическая (идеологическая) – цензура в культурной сфере, подчиненнаясоциалистическим идеям;

- экономическая – поддержка государством экономических нужд организации.

Помимо «базовых опор», Кемеровская областная филармония [7] потеряла специфическую для индустриального региона особенность вовлечения жителей области в искусство – любительское творчество. Развал баз реализации деятельности любительских коллективов (закрытие ДК принадлежавшим заводам, клубов и т.д.) понижал уровень вовлеченности населения в активную творческую деятельность музыкального, хореографического и театрального искусства. «Снижение тонуса любительского творчества, постепенное разрушение привычных схем организации профессиональной концертной деятельности образовало в музыкальной жизни вакуум» [5с. 228].

После потери опор, на которыхосновывалась деятельность филармонии, перед учреждением встал ряд проблем (репертуара, финансирования, контакта с аудиторией и т.д.). Их решение не должно было перечить изначальной миссии филармонии, потому как она взяла на себя обязательства (ответственность) за их выполнение. «В современной социокультурной ситуации для учреждения социально-культурной сферы актуальными становятся процессы освоения инноваций, формирования имиджа организации, создания высокохудожественного продукта. Но при всей динамичности музыкальной жизни на современном этапе неизменной для филармонии остается опора на истинные духовные ценности, составляющие основу общечеловеческой культуры» [5с. 231].

Обязательства, которые взяла на себя филармония Кузбасса им. Б. Т. Штоколова, заключались в повышении культурного уровня жителей области путем широкой пропаганды классического музыкального наследия и творчества современных композиторов. Исторически сложилось ведущее направление деятельности Кемеровской филармонии – музыкально-просветительское.Оно направленно на формирование и развитие общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве [5с. 220]. Именно это направление, которое образовалась с момента основания учреждения, и сформировало социальную ответственность учреждения перед жителями региона.

Кемеровская областная филармония – это культурный центр региона, она является маркером его культурной жизни, потому что фокусирует внимание не только на музыкальных событиях, но и выступает инициатором в обновлении существующих культурных норм [3]. Ранее эту функцию брало на себя государство, сейчас же учреждение культуры решает вопрос о художественной ценности творчества того или иного артиста, коллектива на месте. Современная социокультурная ситуация в большей степени сосредоточена вокруг слушательской аудитории, ее предпочтений, которые формируется в большей степени под влиянием СМИ. Экспансия псевдокультуры, поп-культуры, активно насаживаемой в медиапространстве, для современного слушателя создает сложную ситуацию выбора и определения своих приоритетов [5с. 235].

Кемеровская областная филармония молодая организация, появившаяся в своем окончательном варианте 1954 году. До этого филармония города функционировала с 1943 года (в тот же год, когда была организована Кемеровская область) в виде концертно-эстрадного бюро (КЭБ), созданного с целью упорядочивания гастрольно-концертной работы в регионе и приобщения населения к культурным ценностям. На сегодня, перед филармонией города Кемерово стоят следующие задачи, прописанные в уставе организации:

– формирование и удовлетворение потребностей населения города Кемерово и Кемеровской области в музыкальном и сценическом искусстве посредством лекционной и концертной работы;

– пополнение репертуара филармонии лучшими образцами русской и зарубежной классики;

–сотрудничество между российскими и зарубежными филармониями;

– формирование гармонически развитой личности через музыкально-просветительскую работу, эстетическое и нравственное воспитание населения и, прежде всего, детей;

– активная пропаганда всех видов и жанров музыкального искусства, учитывая различные интересы;

– обеспечение доступности концертных мероприятий для всех слоев населения … с целью вовлечения их в сферу культурной жизни;

– целенаправленной пропаганды творческих достижений русских, советских и современных композиторов, лучших образцов отечественной и мировой художественной культуры, народного творчества;

– совершенствование художественного уровня и профессионального мастерства музыкальных коллективов и исполнителей, работающих в Филармонии и т.д. [10c. 3].

Многие задачи, поставленные перед Кемеровской филармонией, перекликаются между собой и ряд мер, предпринятых организацией для их реализации, выполняют сразу несколько.Особенностью филармонии кемеровской области является то, что пропаганда музыкального искусства среди населения проводилась не только благодаря организации концертов коллективов и артистов, нотакже ведением таких форм концерта как: концерт- лекция и музыкально-литературный вечер. Такого рода музыкальная пропаганда позволяла осуществлять более эффективную деятельность по вовлечению жителей средних и малых городов области в культурную жизнь.

В монографии «Музыкальная культура Кемеровской области (1943-2018)» Т. И. Мороз пишет, что в «50-е годы учреждение подхватывает существующую в ряде филармоний практику проведения абонементных концертов, разработанных сначала для школьников, а затем и для широких слушательских масс. Филармоническое просвещение, осуществляемое в форме лектория, выступая особым явлением советской культуры, стало одним из ведущих направлений деятельности филармонии, имеющей своей задачей осуществление образования общества средствами музыки, литературы, поэзии и других видов искусств» [5с. 221].

В кризисные 90-е годы ХХ века филармония смогла сохранить систему абонементных концертов и разработать крупные культурные проекты для детей и юношества – «В филармонию – круглый год». Этот уникальный проект, осуществляемый уже не первый год, представляет выстроенную систему музыкально-эстетического просвещения молодого поколения, причем не только в г. Кемерово, но и за его пределами. Являясь результатом совместной работы филармонии и Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, Департамента образования и науки Кемеровской области, Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, Администрации г. Кемерово, территориальных отделов образования и образовательных учреждений различных типов и видов, в рамках проекта ежегодно проходят более 100 концертов и спектаклей в областном центре и более 300 в области. В рамках проекта осуществляется художественно-эстетического развитие детей и подростков, привитие интереса к мировой художественной культуре, а также знакомство с историей филармонии и популяризация ее деятельности и творческих коллективов. Проект служит способом организации интересного и содержательного досуга не только детей, но и их родителей, поскольку одна из программ проекта имеет адресную направленность – «В филармонию – всей семьей» [4с. 79].

Благотворительность – еще одно направление деятельности филармонии, в которую включаются творческие силы учреждения. Коллективами филармонии проводятся концерты для ветеранов и участников войны, разрабатываются творческие проекты для воспитанников интернатов и детских домов, детей с нарушениями в развитии [5с. 245]. Например, в 2018 году накануне Всемирного дня сердца, артисты филармонии выступили перед маленькими пациентами отделения детской кардиологии Кемеровского областного клинического кардиологического диспансера и ряд других благотворительных концертов [7]. Всего за 2019 год было дано 65 благотворительных концертов, которые смогли посетить 72 тысячи слушателей.

Выполняя одну из поставленных задач (активной пропаганды всех видов и жанров музыкального искусства, учитываяразличные интересы) филармония сталкивается с экспансией поп-культуры, псевдокультуры в стенах своего учреждения.Для разрешения этой ситуации филармония Кузбасса вступила в Союз концертных организаций России. «Это профессиональное сообщество, объединяющее 90 концертных организаций из 60 регионов России, где представлены все 8 федеральных округов РФ» [11 с. 2]. Союз создал концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года. Ее целью является создание организационно-творческих, экономических и правовых условий для эффективного осуществления концертной деятельности в области академической музыки [2 с.4].

Выполняя поставленную задачу «совершенствование художественного уровня и профессионального мастерства музыкальных коллективов и исполнителей, работающих в филармонии» и «содействие развитию и взаимному обогащению национальных культур народов России, дружеских суверенных государств, народов всего мира, совершенствования формы обмена художественными ценностями» филармония Кузбасса проводит работу по организации, созданию и публичному исполнению концертных программ кузбасскими коллективами, а также ведущими музыкантами нашей страны [5c. 231]. В филармонии действуют 10 коллективов «жемчужин», которые представляют ее не только в рамках нашего региона, а также по всей России и за рубежом. Высокий статус «Губернаторский» имеют: симфонический оркестр Кузбасса, оркестр народных инструментов, духовой оркестр, камерный хор, театр танца «Сибирский калейдоскоп». С коллективами филармонии работали такие выдающиеся музыканты из России, США, Японии, Испании, Бельгии, Великобритании, Германии. Коллективы не только выступают в стационарных условиях, но и ведут активную гастрольную деятельность по городам, муниципальным образованиям Кемеровской области, соседним регионам, а также за рубежом [4 с. 79]. По рейтингу СКОР филармония г. Кемерово занимает 17 место из 61-го по гастрольной деятельности в России и за рубежом [6 с.48].

На сегодняшний день одной из основных тенденций является поиск и эксперимент с реальным пространством, в котором совершаются те или иные художественные события. Например, проведение концертных мероприятий не только в концертных залах, но и в фойе филармонии и музыкальных театров, перед парадным входом в учреждение, становятся интегрированными в выставочное пространство музея и т.д. [5с. 240]. Из последних экспериментов музыкальном пространстве стал open-air фестиваль «Симфо-ночь на Томской писанице» 10 августа 2019 года, который собрал 3 тысячи слушателей.

Активно развивается направление по созданию виртуальных концертных залов для показа концертов академической музыки. Использование возможностей информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" является для многих жителей единственной возможностью приобщения к высоким образцам академического музыкального искусства, частично компенсирующей существенное сокращение доли академической музыки на телевидении и радио [2 с. 14]. Такого рода опыт для кемеровской филармонии стало проведение форума «Акколада» во время которого шла трансляция проводимых мероприятий в сети Интернет.

В настоящее время существует противоречие между жителями области и их видением филармонии, и той политикой что продвигает это учреждение. СКОР в концепции развития концертной деятельности в области академической музыки представляет результаты проведенных исследований, которые сообщают, «что в России общественные потребности в музыкальном академическом исполнительстве развиваются слабо. Значительная часть населения России не приобщена к классическому музыкальному наследию. Интерес широкой публики к классической музыке несравненно ниже, чем в Европе» [2 с .11].

Но не смотря на сложившуюся ситуацию руководство кемеровской областной филармонии находят пути решения сложившийся ситуации, продолжая свои традиционные формы работы с населением, модернизируя и совершенствуя их. Е. В. Веселовская, руководитель отдела фандрайзинга государственной филармонии Кузбасса, во время проводимого форума «Акколада» говорила: «что филармония не есть сдержанное заведение со старыми традициями (хотя конечно же они у нас есть), а готовое меняться, готовое выходить на новые рубежи и позиции».

Кемеровская областная филармония на сегодняшний день единственная организация в Кузбассе предоставляющая такой вид культурного продукта, с неплохими результатами, выполняющая свои обязательства: просветительства в музыкальном искусстве для различных слоев и возрастных категорий населения, прежде всего детей; и повышение престижа и значимости в обществе академического музыкального искусства, создание установки на необходимость приобщения людей к этой сфере.

 

Cписок литературы:

  1. Белов А. В. Специфика социальной ответственности // Известия ВГПУ. 2008. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sotsialnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 04.02.2020).
  2. Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки / Союз концертных организаций России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.skor-art.ru/upload/iblock/738 (1).pdf (дата обращения 04.02.2020).
  3. Мороз Т. И. Музыкальная жизнь современной российской провинции: на примере деятельности Кемеровской областной филармонии имени Б. Т Штоколова // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2018. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnaya-zhizn-sovremennoy-rossiyskoy-provintsii-na-primere-deyatelnosti-kemerovskoy-oblastnoy-filarmonii-imeni-b-t-shtokolova (дата обращения: 04.02.2020).
  4. Мороз Т. И., Пилюгина А. С. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры г. Кемерово на современном этапе // Художественные традиции Сибири: материалы Международной научной конференции, 2–3 октября 2018 г. / Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; гл. ред. М. М. Чихачёва; ред.: Н. В. Перепич, М. В. Саблина. – Красноярск: СГИИ имени Д. Хворостовского, 2019. – 374 с.
  5. Музыкальная культура Кемеровской области (1943-2018) [Текст]: коллективная монография / Н. В. Поморцева, Л. Ю. Егле, В.И. Марков, Т. И. Мороз, В. А. Рябцева, И. Г. Умнова; отв. ред. Н. В. Поморцева. – Кемерово: ООО «ИНТ», 2019. – 432с.
  6. Отчет 2016-2019 / Союз концертных организаций России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.skor-art.ru/upload/iblock/246/SKOR_.pdf (дата обращения 04.02.2020).
  7. Официальный сайт Государственная филармония Кузбасса имени народного артиста СССР Бориса Тимофеевича Штоколова [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kemfil.ru/. (дата обращения 04.02.2020).
  8. Романова К.С. Дискурс имиджа // Дискурс-Пи. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-imidzha (дата обращения: 04.02.2020).
  9. Социальная ответственность / Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20370. (дата обращения 04.02.2020).
  10. Устав Государственного автономного учреждения культуры Кемеровской области «Кемеровская государственная филармония имени Б. Т. Штоколова» (новая редакция) Кемерово – 2013 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www. kemfil.ru/ images /ustav % 20 2013.pdf. (дата обращения 04.02.2020).
  11. Устав Союз концертных организаций России [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. skor-art.ru/about/regulations/. (дата обращения 04.02.2020).
  12. Филармония / Словари и Энциклопедии России [Электронный ресурс]. – URL: http://endic.ru/encsovet/Filarmonija-93832.html. (дата обращения 04.02.2020).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.